ПРОПОВЕДИ
Примирение с Богом во Христе и через Христа
Рим.5.10 «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его,
то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».
У Платона во 2-ой книге «Государство» есть место о жертвоприношении. Здесь показано, какое ложное мнение царило у язычников. Ростовщики, распутники, клятвопреступники и обманщики, виновные во множестве жестокостей, грабежей, мошенничеств, вымогательств и прочих злодеяний, надеются сами очиститься от вины. Они учреждают ежегодные поминовения, и таким образом надеются стереть память обо всех своих преступлениях. Платон, философ-язычник смеется над глупостью этих людей, думающих подобной монетой расплатиться с Богом и откупиться от уготованных им мучений в потустороннем мире, в аде. Они надеются, что сумеют отвести Его глаза, чтобы Он вовсе не замечал их низости, а сами в полной мере дают себе волю в злодеяниях.
Поскольку в первом человеке, в Адаме погиб весь человеческий род, то наши достоинства и наши жертвы не могут принести нам никакой пользы. Наоборот, они толкнули бы нас на падение, если бы Бог не явился нам как Искупитель и Примиритель. Он сделал это в лице Своего единородного Сына. И, хотя Бог всё еще посылает нам всевозможные отеческие милости, мы не в силах убедить себя, что Он – наш Небесный Отец. Ибо совесть заставляет нас чувствовать, что своим грехом мы заслужили отпадение от Бога и что не являемся Его детьми. Старая истина, что человеческому роду неугодна проповедь Креста Иисуса Христа. Несмотря на то, что только этот Крест является единственным орудием нашего спасения. Но, если мы желаем возвратиться к нашему Творцу, чтобы Он вновь сделался нашим Отцом, нам нужно принять голгофскую жертву Спасителя с полным смирением. Во все века всем народам было известно, что люди не могут стать угодными Богу прежде, чем примирятся с Ним. До этого они – проклятые дети гнева. Можно к сказанному добавить ответ Господа Иисуса самарянке: Ин.4.22 «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев». Этими словами Господь осуждает все религии, совращающие язычников на путь заблуждения и лжи, и указывает причину: Примиритель придет к избранному иудейскому народу. Из вышесказанного следует, что ни жертвоприношение, ни служение никогда не было угодно Богу, если в нем не почитали Иисуса Христа. Поэтому нет оснований, чтобы те, кто не соединен с единородным Сыном, удостаивались звания чада Божьего.
Пастор решил посетить одну семью. Когда он подходил к дому, его заметила одна из дочерей и быстро скрылась через боковую дверь. Она любила мирскую жизнь и ничего не хотела слышать о Боге, о суде, о вечности. Когда гость ушел, она вернулась в дом и спросила мать, не спрашивал ли он о ней. Мать ответила: «Он даже оставил нечто для тебя». Он просил тебя прочитать этот стих из Библии. И мать подала ей Библию. Дочь прочитала Прит.28.1 «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев». Это слово проникло в самое сердце ее. Значит, она нечестива! Девушка испугалась и, не сказав никому ни слова, пошла к пастору, и рассказала ему, как эти слова ее тронули. Тот указал ей на Иисуса Христа. И в пролитой и за нее крови Христовой она нашла прощение своих грехов и мир с Богом.
Бог никогда не дал ни малейшей надежды древним людям на милость без Посредника. Через жертвоприношения согласно закону верующие наглядным образом научались тому, что надо искать спасения только в умилостивлении, которое впоследствии совершилось в Иисусе Христе. Ап. Павел считает, что семя Авраамово, в котором благословятся все племена земные – это, несомненно, Иисус Христос (Гал.3.16). Хотя в книгах Моисея это не выражено с достаточной ясностью, тем не менее, очевидно, что это было известно верующим всех времен. В Ветхом Завете мы можем найти много примеров, доказывающих это. Из них становится ясно, что Бог не может быть благосклонен к человеческому роду без помощи Посредника Христа. Поэтому все ветхозаветные жертвоприношения указывали не Него, чтобы отцы полагали в Нем свою веру. Поэтому пророки, стремясь убедить народ, что им будет дан Примиритель, всегда прибегали к такому приему: говорили вначале о царе Давиде, от потомка которого должны произойти искупление и вечное спасение. Так сказал и Исаия: Ис.55.3 «Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду». Подобно этому пророчествует Иеремия: Иер.23.5 «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную». Иезекииль провозглашает: Иез.37.25-26 «и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними». Из огромного множества свидетельств мы выбрали очень малое число. Но даже из этих ясно, что надежда верующих никогда не покоилась ни в ком и ни в чем ином, кроме как в Иисусе Христе. Поэтому Христос и заповедует Своим ученикам веровать в Него, чтобы твердо веровать в Бога. Ин.14.1 «Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Собственно говоря, восходит вера наша к Богу Отцу через Иисуса Христа. Но, даже утвердившись в Боге, она постепенно слабеет, если не вмешивается Сам Христос, чтобы укрепить ее.
Первая ступень благочестия, т.е. проявления нашей веры состоит в признании Бога нашим Отцом, Который нас поддерживает, направляет и питает, пока не примет в Свою вечную обитель. Всегда были такие люди в течение всей истории человечества, которые хвалились тем, что они почитают единого Творца неба и земли. Но, поскольку они не имели Примирителя (считали, что Он им не нужен), им было невозможно вкусить Божье милосердие. Они поклонялись идолу, ими придуманному Богу, поэтому истинный Бог их не принял. Они не задумывались над тем, что сказано в Послании к Кол.1.15,16 «Который есть образ Бога невидимого, … Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; … всё Им и для Него создано». Итак, всё через Христа начало быть; и без Него ничего не начало быть (Ин.1.3).
Со времени грехопадения Адама проклятие по справедливости закрывало нам доступ к небу и Бог противостоит нам в качестве Судьи. Поэтому потребовалось, чтобы с заступничеством выступил Священник, способный открыть нам доступ к благодати и утишить Божий гнев. Для исполнения этой миссии явился Христос со Своей жертвой. Даже во времена Закона священнику было дозволено входить в Святое святых только с кровью животного. Чтобы верующие познали, что, хотя священник поставлен для посредничества и получения прощения, Бог может быть удовлетворен только очищением от грехов. Вспомним, что сказано об очищении в Библии: Евр.9.22 «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Пролитие крови животного указывало на пролитие крови Христа, без которого нет прощения грехов. Священническое достоинство принадлежит Христу лишь в том смысле, что Своей крестной жертвой Он дал удовлетворение за наши грехи. В самом деле, ни мы, ни наши молитвы не имеют доступа к Богу, если мы не будем освящены Священником, служение Которого состоит в очищении нас от скверны и в приобретении для нас благодати. Иначе мы бы остались отверженными из-за мерзостной грязи наших пороков. Итак, мы видим, что для того чтобы ощутить пользу священничества Иисуса Христа, нам подобает исходить из Его смерти. Господь действует как Священник не только для того, чтобы вызвать благорасположение к нам Отца. Ибо Своей смертью Он навеки примирил Его с нами. Но и для того, чтобы сделать нас соучастниками в этом служении. Ибо, хотя сами по себе мы осквернены, но, сделались через Него священниками. Откр.1.6 «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». Окропленные Его святостью, мы предстаем перед Богом не только чистыми и просветленными, но, более того – освященными.
Многие знают картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Биограф художника рассказывает, что, когда художник трудился над ней, то поссорился с одним человеком и поклялся ему во что бы то ни стало отомстить. Когда стал писать лицо Господа, увидел, что не может придать Спасителю нужное выражение. У великого художника ничего не получалось до тех пор, пока он не пошел к тому человеку и не примирился с ним, признав, что был неправ. Только после этого Леонардо да Винчи смог закончить картину. Хороший урок для всех. Если Христос отображен в нашем сердце, ненависть, вражда и злоба будут изгнаны из него.
Сказанное до сих пор о Господе Иисусе следует рассматривать в связи с тем, чтобы мы, проклятые, духовно мертвые и погибшие, искали прощения грехов и спасения только в Нем. Искали, наученные словами ап. Петра: Деян.4.12 «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Здесь надо обратить внимание еще на один факт. Искупление Господа было бы неполным, если бы оно непрерывно, день за днем не вело нас к конечной цели – к спасению. Поэтому мы не можем ни на йоту уклониться от Христа и при этом не потерять спасения, ибо оно всецело заключено в Нем. И все, кто целиком не полагаются на Него и не довольствуются Им, лишают себя благодати.
Господь предлагает нам примирение не только с Богом, но и с людьми. Рыцарь пришел к священнику просить благословения на отмщение врагу. Священник предложил ему читать молитву «Отче наш» от всего сердца. Рыцарь повиновался, но дойдя до прошения о прощении («и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим»), замолчал. «В чем дело?» - спросил священник. «Дальше я читать молитву не могу». «В таком случае я не могу дать благословение тебе». Слова молитвы тронули сердце рыцаря, и он до конца прочитал молитву. Старый священник сказал: «Теперь, сын мой, я могу дать тебе благословение». Рыцарь ответил: «Но у меня нет больше врагов, которым бы я хотел мстить».
Ни один неверующий, исследовав себя, не может не почувствовать, что Бог чужд ему и противостоит ему. И что он должен искать средства примирения с Ним. Ибо гнев Божий неотвратимо лежит на грешниках, пока не освобождены они от греха. Бог – справедливый Судья и не может потерпеть, чтобы Его закон нарушали безнаказанно. Несмотря на это, наш дух не готов с благодарностью принимать спасение, предлагаемое нам Богом по Его милосердию. Поэтому человек прежде должен быть устрашен ужасающей картиной Божьего гнева и вечной смерти. Св. Писание дает нам возможность узнать Бога, разгневанного против нераскаявшегося грешника. Но в Библии сказано и о другом. Хотя мы приобрели себе смерть, Бог сотворил нас для жизни. Поэтому Бог, движимый чистой и не заслуженной нами любовью, предусмотрел примирение с нами, совершенное Им в Иисусе Христе. Мы можем прочно и навсегда соединиться с Богом-Отцом, если только нас соединяет Иисус Христос.
Д-р Додридж сжалился однажды над преступником, осужденным на смертную казнь. Усиленными стараниями ему удалось выхлопотать для него помилование, о чем Додридж сам сообщил смертнику. Когда помилованный преступник услышал слова своего благодетеля, он бросился к его ногам и воскликнул: «О, господин доктор! Каждая капля крови во мне несказанно благодарит Вас. Вы были готовы пожертвовать своей кровью, лишь бы выхлопотать помилование мне! Где бы я ни находился после этого, я весь принадлежу Вам». Не следовало бы каждому христианину повергнуться к ногам Иисуса Христа и сказать от души эти же слова? Да благословит нас на это Господь!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Совесть наша заставляет нас чувствовать, что своими грехами мы заслужили отпадение от Тебя, и что не являемся Твоими детьми. Благодарим Тебя, что через Библию Ты излагаешь единственный способ примирения – принять голгофскую жертву нашего Спасителя Иисуса Христа. Дай нам с благодарностью принимать спасение, предлагаемое нам Тобой по Твоему милосердию. Просим, даруй нам твердую веру в Иисуса Христа. Благодарим, что Он дал удовлетворение за наши грехи, что Своей смертью Он навеки примирил Тебя с нами. Ибо ни мы, ни наши молитвы не имеют доступа к Тебе, если мы не будем освящены Иисусом Христом. Благодарим Тебя, Господь Иисус, что, окропленные Твоей святостью, мы предстаем перед Богом не только чистыми, но и освященными. Благодарим Тебя, наш Создатель, за примирение, за искупление. И помоги нам всегда помнить, какой высокой ценой мы куплены, чтобы не огорчать Тебя жизнью своей. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.
Доддридж, Филип (1702-1751) – английский нонконформистский священнослужитель, педагог, писатель и композитор. /Под нонконформизмом понимается непризнание государственной религии или религии большинства/