ПРОПОВЕДИ
Иуда Искариот как сын тьмы
Ин.13.18 «Тот, кто ест со Мной хлеб, поднял на Меня свою пяту».
Что было не так с Иудой? Как мог он прожить три с лишним года в ближайшем окружении Христа, среди 12-и, а затем предать Его, лучшего из людей? Тьма, окружившая Иуду Искариота, служит для нашего просвещения.
В наше время идея всемирного зла многими людьми не воспринимается всерьез. Но Библия изображает зло как реальную и серьезную опасность. Одна из опасностей зла заключается в том, что оно совершает свои дела под покровом тьмы. Ин.3.19 «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Именно невидимые и скрытые качества зла являются самыми разрушительными. Зло может оставаться нераспознанным в течение долгого времени, а затем ударить без предупреждения. Еще более коварное свойство зла – его способность подражать добру. Люди бывают удивлены и даже шокированы, узнав, что для своего покрытия зло часто использует священные вещи. Ап. Павел предупреждает: 2Кор.11.13-15 «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». Итак, еще в первом столетии самопровозглашенные «апостолы» претендовали на звание служителей Евангелия. А в действительности противодействовали Божьему труду. Часто эти люди казались такими нетерпимыми к безнравственности. А теперь, глядя в прошлое, мы видим, что преувеличенная доброта или требовательность к другим были стратегией темного ума, срывавшегося под маской добродетели.
Таково было поведение Иуды Искариота. Он был одним из 12-и апостолов Христа. Именно поэтому он является типичным примером того, как действует зло. Случай Иуды тяжелый. Больше трех лет он слушал учение Иисуса Христа и видел совершаемые Им чудеса. Однако после всех свидетельств, которые христиане последующих 20-и столетий мечтали бы увидеть своими глазами, он замыслил предать своего Учителя за 30 серебряных монет. По закону Моисея это была плата за случайно убитого раба (Исх.21.32). Что могло заставить Иуду предать своего Раввина? Как мог тот, кто получил честь ходить рядом со Светом мира, закончить путь в вечной тьме? Ответы на эти вопросы лежат в самой сущности зла. Всплывая на поверхность, оно сразу проявляет себя в стремлении утвердить собственные интересы в ущерб другим. Когда тьме и лжи позволяют делать свое дело, они приносят плоды разрушения и смерти. Считаем вероятным, что и Иуда до того, как стал учеником Христа, руководствовался желанием освободить свой угнетенный народ от римского порабощения, посвятить себя восстановлению Израиля. Страстное желание видеть свою родину свободной от иноземного правления переполняло учеников Иисуса Христа. Они верили пророкам Израиля, обещавшим свободу и духовное восстановление народа в Царстве Мессии. Их нетерпение возрастало по мере того, как взор народа обращался к Учителю и Чудотворцу из Назарета. Казалось, эта та самая долгожданная возможность. Однако общественному ожиданию суждено было разбиться об острые скалы предусмотренной Богом задержки. Политической славе должно было предшествовать духовное освобождение.
Вспомним случай в Вифании, в доме добрых друзей Господа: Марии, Марфы и Лазаря (Ин.12). В честь Христа они устроили торжественный ужин, вероятно, в знак благодарности за чудесное воскрешение Господом Лазаря. Мария помазала ноги Спасителя, употребив фунт дорогого мира, который стоил почти годового заработка работника. Это расточительное проявление признательности возмутило Иуду. Он не захотел мириться с жертвенностью Марии. Прикрываясь фальшивым светом нравственных требований (заботой о нищих), Иуда запротестовал. Читаем его слова из Ин.12.5 «Для чего бы ни продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Он подсчитал стоимость дара Марии и решил, что ее жертва была легкомысленной и напрасной. Своим заявлением Иуда дал понять, что ничто не может быть возвышеннее заботы о нищих. Он не разделял преданность Марии Христу. Он, фактически, даже осудил ее. Но его побуждения были продиктованы эгоизмом, а не жертвенностью. Ап. Иоанн выводит на свет его истинные намерения, скрывающиеся за маской добродетели. Ин.12.6 «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Он был искусен в присвоении чужого. Люди помещали в ящик свои пожертвования. Сатана же поместил в сердце казначея мысль предать Христа (Ин.13.2). Иуда полагал, что его искусство обманывать и снимать сливки помогало ему руководить положением. Вместо этого он сам попал в подвластное положение. Он открыл свою душу для зла и стал игрушкой в руках сатаны. Большую часть времени Иуда не привлекал к себе внимания. Но когда речь зашла об определенной сумме, его алчное сердце вытолкнуло своего обладателя вперед.
Перед тем, как исполнить обетования Израилю, Бог позволил злу воцариться в Своих владениях. Избрав Иуду одним из 12-и, Господь Иисус заложил основу того, что мы теперь называем великим подвигом искупления. За несколько часов до ареста, на последней Пасхальной вечере с учениками, Господь сказал: «Да сбудется Писание: «тот, кто ест со Мной хлеб, поднял на Меня свою пяту» (Ин.13.18). Господь ссылается на Пс.40.10. Христос с самого начала знал о Своем предателе, но только теперь открыл его Своим ученикам. Он пока не называет открыто ни преступления, ни преступника, а лишь подготавливает учеников к дальнейшему откровению. Напрашивается вопрос: почему же Христос избрал того, о ком знал, что он будет преступником? Он сообщает ученикам, что в предательстве того, кто оказался неверен Ему, исполнилось Писание. Благодаря чему этот факт не должен вызывать большого удивления и соблазна. Пусть же это ни для кого не станет камнем преткновения. Преступление Иуды от этого нисколько не уменьшится, но наш соблазн уменьшится. Иуде как апостолу, была дарована высшая привилегия: он ел с Христом хлеб, Его покровительством пользовался. «Поднять пяту» метафорически означает строить засаду кому-то под прикрытием дружбы, чтобы внезапно его уничтожить. Иуда как отступник был виновен в самом низком предательстве – он поднял на Христа пяту свою. Он презрел Его, доказав тем самым свое пренебрежение Им и Его Евангелием. Более того, он стал врагом Его. Божье могущество направило зло Иуды во благо: смерть лишилась своей силы, сатана был побежден, а Христос принес искупление всем верующим в Него. Хотя Иуда сам навлек на себя вечную тьму, Бог употребил его, чтобы принести свет для многих. В созданной Богом вселенной последнее слово никогда не будет принадлежать злу. Однако, помня о Божьей способности обращать зло в добро, мы не должны забывать, насколько опасно зло. Оно убило Иуду, оно подстерегает любого человека.
Все три года пребывания в присутствии Христа Иуда скрывал свою темную сторону. Он не отличался от других учеников, но при этом никогда не направлял свое сердце к Его учению. Вероятно, он чувствовал, что эти годы жизни с Господом потрачены впустую (Особенно после того, как после торжественного въезда в Иерусалим (Вербное воскресенье) Он не стал царем Израиля). Если бы он захотел получить компенсацию за это время, то единственный способ добиться этого был продать имеющийся у него доступ к Иисусу. Это соответствует его поступку. После праздника в Вифании Иуда появляется в обществе первосвященников, с которыми и договаривается о предательстве своего Учителя. Предатель спросил: Мф.26.15 «Что вы дадите мне, и я предам Его?» Вышло немного: всего 30 серебренников. Впрочем, для Иуды это было лучше, чем ничего. Поэтому он согласился на эту сумму и стал искать удобного случая, чтобы предать Господа. За сотни лет до этого пророк Захария написал такие слова: Зах.11.12 «И они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников». Итак, то, что Христос был предан именно за столько, не было случайностью. Исполнилось одно из многочисленных пророчеств, подтвердивших, что Господь Иисус – действительно обещанный Мессия.
Иуда нашел возможность для совершения нечестивого дела в самый священный иудейский праздник. Так было предопределено Богом, что Агнец Божий, искупивший грехи всего мира, должен быть принесен в жертву на праздник Пасхи. Иудеи праздновали Пасху уже более тысячи лет, и обряд был знаком всем. Все отмечали этот вечер с одинаковым угощением, съедаемым в одинаковой манере, с идентичными молитвами и чтением Писания перед каждым действием. Но для учеников Христа эта Пасха была особенной. Их Учитель сделал потрясающее всех заявление. Ин.13.21 «Один из вас предаст Меня». А затем Он сказал слова, услышанные одним Иоанном. Ин.13.26 «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту». В древности на Ближнем Востоке хозяин, взяв кусок хлеба, обмакивал его в блюдо с приправами и подавал почетному гостю. Некоторые богословы считают, что Господь сделал это в качестве последнего призыва к Иуде. Однако тот уже ожесточил свое сердце. Он удалил от Господа Иисуса свое сердце и отказался подчинить Ему свою волю. Поэтому он стал доступен сатане. Как следствие, в нем сатана обрел телесную оболочку, в которой он противостал Божьему Сыну.
Вспомним эпизод из предательства и взятия Господа Иисуса в Гефсиманском саду. Господь задал Иуде вопрос: Лк.22.48 «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Выглядит так, словно Господь поражен глубиной зла, до которого дошел Его ученик. Ибо Иуда употребил жест любви (целование) для низкой цели, для предательства. Он извратил светлое и доброе, и употребил его во зло. Хотя был схвачен и связан один только Христос, в действительности потерял свободу другой человек – Иуда. Противостав Творцу Вселенной, в том числе и Творцу жизни, ради кратковременной выгоды, он потерял возможность жить вечно с Иисусом Христом. Его ждал совсем другой исход – вечная смерть. Понимал ли Иуда всю серьезность своего предательства до того, как Господь был взят под стражу? В какой момент сатана покинул его тело? На эти вопросы в Библии нет ответа. Полагаем, что сатана вышел из Иуды, когда Иисусу Христу вынесли смертный приговор. Как бы ни было, в Библии сказано, что после многочисленных судов над Господом и вынесения Ему смертного приговора Иуда снова обрел контроль над собой. Узнав, что Иисус осужден на смерть, он впал в отчаяние от угрызений совести, что может свидетельствовать о несбывшихся ожиданиях. Возможно, он надеялся путем предательства заставить Господа проявить свою силу и установить Свое Царство на земле. Вместо этого Господь позволил осудить Себя. Даже если это так, то и это не укладывается в рамки разумного. Иуда должен был знать, что Господь Иисус – Мессия, Божий Сын. Давать указания Которому, что Ему делать, человек не может. Не имея надежды на исправление последствий своего предательства, Иуда приговорил сам себя к смерти и повесился.
Разница между людьми, живущими по благодати Божьей, и теми, кто скользит в пропасть зла, видна в плодах, которые приносит их сердце. Посвященное Богу сердце различает плохое и отвращается от него. Сердце, идущее своим путем, не приносит плода Богу и с помощью зла и хитрости пытается управлять людьми для своих целей.
Иуда использовал ложный свет нравственных требований, чтобы прикрыть свой грех и навести тень на искреннее служение других. Чтобы не уподобиться Иуде, мы должны быть предельно искренними и открытыми в наших отношениях с Богом и с людьми. Иисус Христос, Свет мира, поместил Свой Дух, Свой огонь в нас. Нам нужно поднять его высоко и поддерживать ярко горящим среди тьмы века сего.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за историю в Библии об Иуде Искариоте, ибо тьма, окружившая его, служит для нашего просвещения. Ты употребил его, чтобы принести свет для многих. Жизнь Иуды может помочь нам понять не только склонности нашей человеческой природы, но и опасность духовной тьмы, скрывающей свет. Ты сказал нам сегодня, что зло совершает свои дела под покровом тьмы. И что именно невидимые и скрытые качества зла являются самыми разрушительными. Благодарим Тебя за то, что Ты даешь нам возможность ходить рядом со Светом мира – Иисусом Христом. Благодарим Тебя и за то, что Он избрал Иуду Искариота быть одним из двенадцати апостолов, ибо этим Он заложил основу того, что мы теперь называем великим подвигом искупления. Благодарим Тебя за то, что Ты обращаешь зло в добро. Просим, не позволяй тьме и лжи рядом с нами делать свое дело, не дай им приносить плоды разрушения и смерти. Помоги нам не забывать, насколько опасно зло, и что от небольшой хитрости до низвержения в пропасть зла всего один шаг. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.