ПРОПОВЕДИ
Приоритет непорочности
1Фес.4.7 «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости».
В 4-ой главе этого послания ап. Павел настоятельно убеждает фессалоникийцев преуспевать в святости и предупреждает против нечистоты. Он подкрепляет свои призывы несколькими аргументами. Он увещает их в духе нежной любви. Фессалоникийцы прославились своей верой необычайно широко и были образцом для других церквей. Тем не менее, апостол хотел, чтобы они еще более превосходили других и еще более преуспевали в святости. Можем сделать следующие выводы: (1) Даже тот, кто наиболее превосходит других, нуждается в усовершенствовании. (2) Недостаточно пребывать в вере евангельской, надо преуспевать в делах этой веры. Мы должны не только выстоять до конца, но и становиться лучше, ходить всё в более близком и тесном контакте с Господом. Задача Евангелия в том, чтобы научить человека не только как ему веровать, но и как жить. Она не столько в том, чтобы заполнить голову человека знаниями, сколько в том, чтобы исправить его характер и поведение. Поэтому апостол учил их, как ходить, а не как говорить. Хорошее рассуждение без хорошей жизни никогда не приведет нас в небо. Святое хождение наиболее угодно святому Богу.
4.3 «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда». Высказывается предостережение против нечистоты как греха, прямо противоположного святости. Это предостережение сначала высказывается, затем усиливается несколькими аргументами. Верующие должны держаться подальше от грехов, восстающих на их целомудрие. Здесь говорится не о том, чтобы мы сторонились отношений, освященных браком, а о том, чтобы были морально чистыми. Под блудом мы должны понимать всякую нечистоту как брачного, так и внебрачного состояния. Хотя указывается только блуд, однако прелюбодеяние тоже, конечно, имеется в виду. И все другие виды нечистоты, о которых даже стыдно говорить (гомосексуализм и прочие), также запрещаются. Некоторые христиане, которые и в мыслях не допустят заниматься подобным, спокойно воспринимают, как кто-то другой занимается этим. Либо читают об этом книги, и при этом называют такие занятия развлечением или баловством. Мы не должны быть участниками подобного. В том, что создал Бог, нет ничего плохого. Однако Бог желает, чтобы близкие отношения между мужчиной и женщиной украсили брак. Всякий, кто считает, что может обмануть Бога и быть счастливым в незаконной связи, верит лжи дьявола. Держитесь подальше от безнравственных отношений настолько далеко, чтобы оставаться непорочным, освященным. Всецело отделенным для Бога. Вы сможете получать Божьи благословения тогда, когда будете внимательно следить за своими поступками, для Его славы. Если вами владеет похоть, то вы уже переступили эту грань. В древней Греции женщины считали свой возраст не со дня рождения, а со дня брака. Этим показывали, что только брачная жизнь имеет для них смысл.
Говоря, «ибо воля Божия есть освящение ваше», апостол Павел имеет в виду, что Бог призывает нас именно с этой целью. Он как бы говорит: вы для того и Мои дети, христиане. И Евангелие призывает нас освятить себя для Бога. Слово «освятить» означает, чтобы мы, отреклись от мира и плотской скверны, словно в жертву принесли себя Богу. Ибо Ему подобает приносить только чистое и святое. «Чтобы вы воздерживались от блуда». Святости более всего противоположна гнусность блуда, оскверняющая всего человека. Поэтому чувство похоти ап. Павел приписывает язычникам, не знающим Бога. Он как бы говорит: там, где царит познание Божие, следует укротить всякие похоти.
4.4 «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. На греческом языке слово, которое переведено как «сосуд», может иметь еще значения «жена» или «тело». Суда по контексту, здесь оно употреблено в значении «тело». Эту фразу некоторые относят к женам. Словно здесь говорится о том, чтобы мужья вели себя с женами воздержанно. Но, поскольку ап. Павел обращается и к женщинам, и к мужчинам, нет сомнения, что под «сосудом» он подразумевает тело. Итак, апостол хочет сказать, что нам надо «соблюдать», т.е. контролировать свои тела, чтобы мы хранили наше тело чистым от всякой скверны, от всяких пороков. Каждый верующий должен быть осторожным в этом, если он ценит собственную честь и не хочет нести позора из-за того, что его низшие желания и страсти возобладают над более благородными. Господствуют над его разумом и совестью, и порабощают высшие способности его души. Что может быть более позорным для разумной души, чем оказаться порабощенной плотскими страстями и пороками. Нам следует держать свои тела в подчинении, чтобы мы могли во всем прославлять Бога. Сюда входит контроль над тем, как мы одеваемся, и над тем, что делаем своим телом. Человек может порочить Бога, одеваясь чересчур броско, с целью привлечь к себе внимание. Объедение также входит в грех и бесчестит Бога. Т.к. всем ясно, что такой человек не может контролировать свое желание хорошо поесть.
Как известно, человек губит свое тело и алкоголем и курением. В связи с этим приведем два примера из жизни. Обезьяна, увидев, как ее хозяин пил водку, в подражание ему тоже напился. На другой день ее опять хотели напоить, чтобы потешиться обезьяньими гримасами. По строгому зову господина она вышла из темного уголка совей клетки, держа руку на голове в знак того, что она болит. Когда хозяин попытался угостить его глотками водки, обезьяна в одно мгновение забралась на крышу дома. Ее звали, но она не двигалась с места. Хозяин схватил ружье и прицелился. Тогда обезьяна полезла в дымоходную трубу. Она решила лучше закоптиться и изжариться, но не пить водку. После этой истории обезьяна жила еще 12 лет. А ее хозяин вскоре окончательно погубил себя зельем.
К Господу обратился китаец шестидесяти трех лет, который почти четыре десятилетия курил опиум. Его прежние друзья удивлялись отсутствию его в курильне. Встретив его, спросили: «Куда ты девался, дядя Кинг? Уж не умер ли?» Кинг отвечал: «Я был мертв, но теперь ожил, перестал быть рабом опиума». «А как же ты освободился, где взял силу?» «На коленях перед Иисусом Христом» - ответил бывший заядлый курильщик.
Христианин не должен жить «в страсти похотения (в порочных желаниях), как и язычники, не знающие Бога (1Фес.4.5). Ап. Павел говорит, чтобы мы не делали того, что делает окружающий нас мир, ведь мир порабощен страстями. Многие люди мира живут в грязи, тонут в болоте греха. Одно из великих достоинств христианства заключается в том, что Спаситель наш вытягивает людей из грязи и ставит на ноги. Будем стоять твердо. И не поступать так, как безбожники.
Христианин должен стремиться освободиться от человеческих пороков, т.е. от предосудительных недостатков, позорящих свойств. Таких как: лживость; гордость; гневливость; завистливость; вожделений как неуправляемых, всё подчиняющих желаний; жадности; лени и т.д. Жена миллиардера Д.П. Моргана – всемирно известного банкира и промышленника, находясь на смертной одре, приказала прислуге принести ее любимое платье. Но для наслаждения дорогой для нее вещью уже не оставалось времени. Умирающая женщина едва успела схватить своей холодной рукой за край платья, и тут же в судорогах кончалась. Пока сообщили об этом мужу и начали готовить покойную к погребению, рука настолько закостенела, что пришлось взять ножницы, обрезать платье вокруг пальцев. И с этим зажатым лоскутом материи похоронить миллиардершу. Какая горькая ирония: из всех неисчислимых богатств, которыми обладала эта женщина, она унесла с собой в могилу только ничтожный кусочек платья, который остался в ее сжатой ладони.
Коротко остановимся на жадности. Жадность – это любовь к деньгам, стремление к наживе. Она противоположна чувству удовлетворенности. Жадность греховна, потому что является одним из видов идолопоклонства, когда деньги становятся для человека богом. Т.о., человек не только бесчестит Бога, своего Творца, но и пренебрегает нуждами других людей. В Берлине 78 летняя пенсионерка умерла от истощения. Полиция не обнаружила в ее квартире продуктов, но зато нашла чемодан с 50000 немецких марок и сберкнижку на 28000 немецких марок. Жадность к деньгам оказалась сильнее смерти.
Жадность может проявляться не только по отношению к материальным благам, но и к власти или половому бесчестию. 2Пет.2.14 «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию; это – сыны проклятия. В этом стихе апостол предостерегает против ложных учителей. Эти люди истребятся в своем растлении. Их пороки не только навлекают на них грядущий гнев Божий, но и в этой жизни часто подвергают их несчастьям и гибели. Эти дерзкие беззаконники гордятся своим позором, и находят особое удовольствие в том, чтобы открыто грешить. Они справедливо заслуживают наказаний в этой жизни и величайших мучений в жизни будущей. Поэтому всё случающееся с ними есть всего лишь справедливое возмездие за беззаконие. Грешники, делающие развлечение из зла, обманывают самих себя, и оскверняют всё, к чему прикасаются. Ибо одним грехом они подготавливают себя к другому. Их расточительные пиршества, неумеренность в пище и питье приводят их ко всякого рода распущенности. Так что глаза у них исполнены любострастия, их похотливые взгляды выдают их собственные нечистые страсти. И направлены к тому, чтобы возжигать подобные похоти других. И это делают они непрестанно – сердце их не может насытиться похотью. И глаза непрестанно ищут того, что могло бы удовлетворить их нечестивые желания. Кто сам постоянно и дерзко грешит, очень усердно и часто с успехом обольщает других, увлекая их в такой же разгул. Но самой большой опасности увлечения грехом подвергаются неутвержденные души. Те, чьи сердца не утверждены благодатью, легко уклоняются на путь греха. Отступившие от пути истины не только похотливы и разгульны, но также и алчны. Их сердца приучены к любостяжанию. Они жаждут богатства, стремление их душ направлено к благам этого мира. Изобретение путей к обогащению составляет их главное занятие. В этом упражняются их сердца, и в результате они осуществляют свои замыслы. Не следует удивляться тому, что таких людей предающихся похотям всякого рода, апостол называет сынами проклятия. Ибо они подлежат проклятию Божьему, провозглашенному на нечестивых и неправедных людей. И они несут с собой это проклятие всем, кто слушает их и соглашается с ними. Еще немного о жадности. Жадность может стать болезнью всего народа, когда каждый стремится неправедно нажиться. Иер.8.10 «все они, от малого до великого, предались корыстолюбию; от пророка до священника – все действуют лживо».
Христиане не должны искать своей выгоды за чужой счет. 1Фес.4.6 «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво; потому что Господь – мститель за всё это». Христиане не должны обманывать других, пользуясь их неведением или нуждой. Не должны прибегать к хитрым уловкам, или искусству лжи. Хотя это может долго оставаться не обнаруженным людьми и ненаказанным, однако праведный Бог воздаст им за это. Итак, ап. Павел учит, что неотъемлемая часть святости – поступать с ближними справедливо и безвредно. Поскольку люди в большинстве своем потакают себе в похоти и алчности, апостол напоминает им то, чему учил прежде: Бог – мститель за все такие дела. Если вы плохо относитесь к людям, вы, тем самым, плохо относитесь к Самому Богу и презираете Его.
В 7-м стихе апостол подводит итог сказанному. 4.7 «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». Некоторые могут легкомысленно относиться к требованиям чистоты и святости, потому что они слышали о них от людей, подобных им. Но апостол хочет, чтобы они знали, что это заповеди Божии. И что нарушать их равносильно тому, чтобы отвергать и презирать не людей, но Бога.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты напомнил нам сегодня о том, что то, что мы являемся Твоими детьми, должно быть видно из нашей жизни. Чтобы о нас можно было сказать, как сказано о пророке Данииле: «он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем» (Дан.6.4). Просим, помоги нам утвердиться в решении посвятить себя Тебе и благочестию, не колебаться из-за искушений этого мира. Чтобы наши утешения находились в Тебе и Твоей благодати. Помоги нам идти по прямому пути праведности, предоставляя другим ходить извилистыми путями насилия и лжи. Просим, избавь нас от лжи, дай нам обманом не согрешать, Тебя честностью прославить, в правде жить и правдой дышать. Просим, дай нам с радостью вершить порученное нам Тобой дело и всей жизнью искренне служить Тебе. Даруй нам Твою благодать, ибо только благодаря ей мы можем выполнять свой долг, жить непорочно. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.