ПРОПОВЕДИ
Правдивость речи
Кол.3.9 «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его».
Ложь в современном мире устроила самый настоящий парад. Она гордо шествует на виду у всех, считается необходимым элементом нашей жизни. И этому шествию не видно конца: ложь следует за ложью, одна гнусней и отвратительней другой. Лгут, не стесняясь и не краснея. Ложь является естественным атрибутом нашего образа жизни: как низов, так и руководителей. Некий верующий политик дает точную картину ситуации, говоря: «Если не сеется истина, будет сеяться ложь. Если люди не будут знать и принимать Бога и Его Слово, они неизбежно будут становиться жертвами дьявола и его дел. Если по всей стране от края до края мы не ощутим действия силы Евангелия, воцарятся коррупция и мрак».
Вернемся к нашему эпиграфу: Кол.3.9 «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами Его». Став верующим, отложить надо как порочные принципы в сердце, так и их проявления на языке. Ап. Павел призывает не говорить лжи друг другу, ибо это есть нарушение как закона истины, так и закона любви. Ложь неправедна и недобра, и естественно, приводит к разрушению как доверия, так и дружбы между людьми. Ложь делает нас похожими на сатану. Господь Иисус возводит начало лжи к сатане. Ин.8.44 «Ибо нет в нем (в сатане) истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Мальчику было очень трудно найти общий язык с отчимом. Отчим его был человек «душа нараспашку», а мальчик – «себе на уме». Отчим любил рыбалку, мальчик – книги. Но отчиму очень хотелось подружиться с пасынком, и он решил сделать ему приятное – взял с собой на рыбалку. Мальчик рыбалку терпеть не мог, но не знал, как об этом помягче сказать. Он мучился-мучился, а потом написал отчиму записку: «Я хочу домой». Тот посмотрел на нее и засунул в карман. Рыбачили они еще четыре дня, а когда, наконец, вернулись домой, мальчик поделился своим горем с матерью – уж очень жестоко с ним обошелся отчим. На это мать ответила: «Сынок, твой отец не умеет читать». Отчим об этом мальчику не говорил. Если хочешь кому-то что-то сказать, нужно не только знать, что ты хочешь сказать, но и хоть немного знать того, кому ты это говоришь. А чтобы мы друг друга знали, нужно не бояться открывать людям свои слабости и недостатки. Ап. Павел призывал нас, верующих, говорить друг другу истину. Еф.4.25 «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу». Ап. Павел говорит о том, что мы должны украсить наше христианское исповедание. «Посему», будучи хорошо наставляемы относительно вашего долга и сознавая свою обязанность исполнять его, покажите своим поведением, что в вас действительно произошла перемена. В частности, нам следует избегать лжи и говорить истину. Язычники были в высшей степени виновны в этом грехе, утверждая, что полезная ложь лучше, чем вредная истина. Поэтому апостол призывает их отказаться ото лжи, и от всего, что противно истине. Мы, верующие, принадлежим к одной семье, которая разрушается ложью и неискренностью.
Правдивость в отношениях между людьми, особенно между верующими, является божественным повелением. Таких повелений в Библии много. Приведем только два из них: из Ветхого и Нового Завета. Пр.12.22 «Мерзость перед Господом уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему». Этот стих учит нас ненавидеть ложь, держаться от нее подальше, т.к. она – мерзость перед Господом. Ложь делает отвратительными в Его глазах тех, кто разрешает себе грешить этим грехом, не только потому, что это нарушение закона, но т.к. это разрушает человеческое общество. Посмотрим на вторую половину нашего стиха: «а говорящие истину благоугодны Ему». Поступать по совести: не только правду говорить, но и быть честным во всех поступках, т.к. говорящие истину и честно поступающие со своими ближними благоугодны Ему. Нам нравится общаться и использовать помощь тех, кто честен и на кого можно положиться. Поэтому давайте будем именно такими, чтобы заслужить благоволение Бога и человека.
Ветхий, т.е. невозрожденный человек лжив насквозь. Обманывает как себя, так и других. Он живет в окружающем его материальном, греховном мире. Стремления его нацелены на собственное самовозвышение, завладение властью, богатством и прелестями этого мира. В достижении этих и подобных целей его жизни очень часто опирается на ложь. По природе большинство людей склонны отрицать, или, по крайней мере, не признавать свои недостатки. Согласно Библии люди не только отходят от истины, но подавляют ее ложью. Рим.1.18 «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Даже до появления закона люди имели некоторые представления о том, что такое добро и зло, но они подавляли их неправдою. Во все времена люди приукрашивали и приукрашивают истину, а то и совсем выворачивают ее наизнанку. Приведем такие примеры. Люди жадные и эгоистичные хотят показаться благодетелями. Рабы греха кричат, что они-то и есть самые что ни есть апостолы, защитники свободы. Глупцы делают умный вид и хотят, чтобы им давали ученые звания. Развратники утверждают, что они занимаются не гадостью, а любовью. К сожалению, подобных примеров много. Но Бога не обманешь. Устами пророка Исаии Бог очень серьезно предупреждает нас, людей: Ис.5.20 «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом». Мир может называть что угодно чем угодно, а мы, давайте будем спрашивать у Бога, как это называется. И Он никогда не ошибается. Он называет вещи своими именами. Напр., уже во многих странах гомосексуальное сожительство оформляют как брак. А Бог говорит: Лев.20.13 «Если кто ляжет с мужчиной как с женщиной, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти».
Женщина сказала пастору своему: «Есть у меня одна привычка, которая очень мешает моему свидетельству. Когда рассказываю, не могу не приукрасить. Вот люди мне и не верят. Бьюсь-бьюсь со своей привычкой, и всё пока без толку. Помогите». Пастор предложил помолиться. Женщина начала: «Господи, Ты знаешь, как я люблю приукрашивать». Пастор перебил ее: «Врать, а не приукрашивать. Пора же, наконец, признаться начистоту». Женщине стало стыдно, и она исповедовала свой грех. Мы часто называем свои грехи красиво. Злость – «нервами», ложь – «приукрашиванием», обман – «военной хитростью». А чтобы грехи победить, их нужно вытащить на свет, называть своими именами и искренне в них раскаяться. Пр.28.13 «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставит их, тот будет помилован». Пациент сказал зубному врачу: «Чувствую языком, что у меня в зубе большая дырка». Дантист осмотрел больной зуб и успокоил мужчину: «Да нет, там хватит совсем маленькой пломбочки». «А чего же мне кажется, что она большая?», удивился пациент. Врач подмигнул: «Язык всегда всё преувеличивает». Можно, конечно, улыбнуться, но разве наши языки и правда часто преувеличивают того, о чем говорят. Но ведь приукрасить истину – значит соврать.
Существует и неявная форма лжи. Порой мы не лжем, но отходим от истины. Говорим только о том, что выгодно для нас, что выставляет нас в хорошем свете, остальное умалчиваем. Не говорим ложь прямо, но обходим правду, говорим неоднозначно. Или нашими недомолвками приводим других в заблуждение, когда необходимо выяснить неприятные для нас дела. Сколько раз мы не говорим правду из-за боязни от людей или из-за того, что хотим понравиться людям. А ведь в Библии написано: 1Ин.5.17 «Всякая неправда есть грех». Если Дух Божий, Дух Истины начнет обличать нас в подобном лукавстве, то лучше всего покаяться примерно так: «Прости, Господи, не говорил правду!» Или «Прости, Господи, недомолвками моими согрешил против истины!» И впредь не делать этого.
Вспомним Пс.119.2 «Господи, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого». Предполагают, что этот псалом был записан Давидом, когда Доик идумеянин донес о Давиде и священниках Саулу. Предположение основано на том, что данный псалом перекликается с псалмом 51, написанным по упомянутому случаю. Из этого псалма мы тоже видим, что избавление от уст лживых достигается молитвой. Давид убедился в этом на собственном опыте. Его постигла великая скорбь от уст лживых. Его стремились уничтожить и почти добились того посредством лжи. Обманывая его, лжецы льстили Давиду. Они притворились его товарищами, заверяя его в своих дружеских чувствах, для того, чтобы более уверенно осуществить свои коварные замыслы. Наиболее опасным врагом, против которого трудно найти защиту, оказывается тот, кто прячет свои коварные замыслы под маской дружбы. Удар меча мы еще могли бы отразить, но против лживого языка мы бессильны. Клевета ошеломляет нас, и мы не знаем, что с ней делать. Она ранит нас до глубины души, задевает за живое и оставляет в сердце яд, который потом трудно удалить. Она доставляет нам нестерпимую боль и страдания. Благочестивого человека от таких лживых уст избавит Господь. Лучший способ исцелиться от ран, нанесенных лживым языком, это – молчать перед людьми и молиться Богу. Здесь Давид выступает прообразом Христа, тоже пострадавшего от уст лживых. Когда мы на кого-то показываем пальцем, мы показываем и на себя. Если не верите, вытяните указательный палец и посмотрите, на кого показывают три остальные пальца. И в следующий раз, когда вам захочется показать на чьи-то грехи, вспомните об этом. Вместо того чтобы сразу выносить кому-то приговор, нужно потерпеть, пока нам не станут известны все факты. Во времена закона Моисеева никого нельзя было ни в чем обвинить, если не было двух или трех свидетелей (Втор.19.15). Христос тоже советовал обличать согрешившего христианина в присутствии свидетелей (Мф.18). Так что, если вас кто-то обидел, не рассказывайте всем налево и направо обо всех мыслимых и немыслимых грехах обидчика. Пойдите к этому человеку, и попробуйте конфликт разрешить. А если вам кто-то про кого-то что-то рассказывает, как минимум, вы то уж больше этого никому не говорите. А, как максимум, попросите самого клеветника поступать по-библейски: нести повсюду любовь и истину, а не злобу и ложь.
Мы часто заискиваем перед людьми, от которых нам что-то нужно. И не стесняемся говорить тем, на ком поставили крест, всё, что о них думаем. «Нужным» людям мы льстим, и даже их недостатки выдаем за продолжения достоинств. Не приукрашенную правду о себе от нас могут узнать только те, с кем мы вдрызг разругались. Всем остальным правды мы не говорим – зачем расстраивать хорошего человека? Ап. Павел знал, что лесть – это грех, и пытался ее избегать. Он не хотел опускаться так низко, чтобы говорить то, что от него ожидали услышать, и таким способом поднять свой авторитет среди слушателей. Он жил для того, чтобы угождать Богу, а не людям. Но когда он мог искренне кого-то похвалить, он ни секунды не колебался и не скупился на добрые слова. (1Фес.2). Так что ап. Павел не против похвалы, он против лести.
В заключение хотел бы обратить наше внимание на то, какая участь ожидает лжецов. Откр.21.27 «и не войдет в него (в Новый Иерусалим) ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи». Откр.22.15 «А вне (Нового Иерусалима) …, идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду». Значит лжецы в Новом Иерусалиме, где Бог, не будут. Прочитаем, где они будут: Откр.21.8 «… и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою». Самая страшная участь.
Да даст нам наш милосердный Бог сердца и уста правдивые!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за сегодняшние предостережения. Просим, дай нам всегда помнить, что можно сделать словом, особенно словом злым. И что за все наши лживые слова нам придется держать ответ. Не дай нам творить большие пакости языком своим: гробить чужие репутации, рушить дружбу, наносить незаживающие раны. Помоги нам утешать, поддерживать, вселять в сердце надежду. Храни наши уста, удержи их от слов пустых, лести и лжи. Просим, помоги нам избавиться от словесной грязи, помоги изменить наш лексикон и манеру речи. Помоги нам нести повсюду любовь и истину, а не злобу и ложь. Помоги нам поступать так, как угодно Тебе и хорошо для всех. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.