ПРОПОВЕДИ
Преображение Господне
Мк.9.2,3 «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
и возвел на гору высокую особо одних, и преобразился перед ними.
Одежды его сделались блистающими, весьма белыми, как снег,
как на земле белильщик не может выбелить».
Описанное в трех Евангелиях (Мф.17.1-8, Мк.9.2-8, Лк.9.28-36) преображение Господа Иисуса было выдающимся событием в откровении Его божественности. Очевидно, оно было задумано для того, чтобы апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели его и позднее засвидетельствовали о нем. Преображение Богочеловека Иисуса произошло во время Его молитвы (Лк.9.29). Его преображение, изменение в определенном смысле было предметом грядущего: оно было мгновенным переходом от сокрытия Его божественной славы, которым отмечены Его земные дни, к откровению этой славы, которую мы увидим на небесах. Яркий свет, излучаемых Иисусом, когда Его лицо изменилось (Лк.9.29), был не чем иным, как Его славой, неотъемлемо присущей Ему как Божьему Сыну (Евр.1.3). Голос с неба подтвердил Богосыновство Господа Иисуса, засвидетельствованное видением. Преображение Господне было также выдающимся моментом в откровении Царства Божьего. Моисей и Илия олицетворяют закон и пророков, и они засвидетельствовали об Иисусе. «Исход», о котором Моисей и Илия говорят с Господом (Лк.9.31), это – Его смерть, воскресение и вознесение.
Мы, реформаты, не отмечаем как праздник это выдающееся событие в земном служении Господа. Но для живущих рядом с нами православных верующих оно является праздником. Отмечается 19-го августа и называется еще «яблочным спасом». В православном учебнике «Закон Божий» (Москва, 1991, стр.691) об этом празднике написано следующее. «Богослужение в этот Праздник имеет ту особенность, что, по окончании Литургии, благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды – яблоки, сливы, груши и прочие. Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, всё – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение».
Мы рассмотрим это событие более подробно по Евангелию Мк.9.2-8.
Этот отрывок тесно связан с концом предыдущей главы. В конце 8-й главы Господь говорит о Своих страданиях и смерти, о том, что необходимо отвергнуть себя, чтобы быть Его учеником. И о том, что нужно потерять свою греховную жизнь, чтобы обрести спасение. После этого Он начинает рассказывать о грядущем Царстве и славе. Он помогает принять Свои слова о кресте и отречении, обещая некоторым из тех, кто последует этим словам, что увидят Его славу. Мы видим, что в преображении Его обещание исполнилось. Чтобы предупредить соблазн креста, Своим преображением Господь показал, что Его страдания будут добровольными и что в них проявятся достоинство и слава Его личности.
Преображение произошло на вершине высокой горы. Предание гласит, что Христос преобразился на вершине горы Фавор. Если это так, тогда исполнились слова Писания: Пс.88.13 «Фавор и Ермон об имени Твоем радуются». Но есть и мнение, что это место не могло быть горой Фавор, т.к. последнее место, где мы до этого находим Христа, было в области Кесарии Филипповой, которое расположено далеко от горы Фавор. Свидетелями преображения были Петр, Иаков и Иоанн. Именно эти трое должны были засвидетельствовать об этом на земле. Христос не взял с Собой всех учеников, поскольку всё происшедшее должно было храниться в тайне. Как существуют особые милости, даруемые только ученикам, а не миру, так существуют милости, которых удостаиваются только некоторые из учеников. Иаков был первым из двенадцати, умершим за Христа, а Иоанн пережил их всех, чтобы быть последним очевидцем этой славы. Он засвидетельствовал Ин.1.14 «Мы видели славу Его». То же самое сказал и ап. Петр в 2Пет.1.16-18.
Без всяких сомнений, у преображении была одна главная цель: Господь хотел показать Своим ученикам, что, несмотря на Его бедность и низкое положение в обществе, однажды Он вернется на землю как Царь Вселенной. Он хотел напомнить ученикам, что, хотя их будут гнать и преследовать за Него, однажды они станут Его сопричастниками. Слава, в которую облекся Господь во время преображения, подобно славе, которую получают Его верные последователи в день воскресения. Некий богослов писал: «Не надо думать, что форма человеческого тела будет другой в Небесном Царстве. Как Христос не изменился при Своем преображении, но лишь воссиял небесной славой, так и праведники не изменятся внешне, а уподобятся Его славному телу. Их тела лишь засияют небывалым доныне светом». Ап. Павел назвал это изменением (1Кор.15.52), а евангелисты – преображением. У нас есть все основания благодарить Бога за это видение. Порой нам хочется оставить служение Христу, потому что крест и искушения слишком тяжелы. Люди сторонятся нас, потому что мы верим в Евангелие и любим его. Но всё это искушения плоти и крови. Они очень сильны, поэтому не удивительно, что порой вера христиан слабеет, и они теряют надежду. Но преображение Христа – это действенное лекарство от сомнений. Видение на святой горе – это гарантия того, что людей ожидает слава. Распятый Спаситель однажды придет во славе и со властью. Его святые придут вместе с Ним, а сейчас они в безопасности ожидают того блаженного дня. И мы должны терпеливо ожидать его. Кол.3.4 «Когда же явится Христос, жизнь ваша и слава, тогда и вы явитесь с Ним во славе».
Во-вторых, обратим внимание на слова ап. Петра, увидевшего преображенного Господа. Хотя Христос преобразился и беседовал с Моисеем и Илией, Он дал Петру возможность разговаривать и общаться с Ним так же свободно, как обычно. Наш Господь Иисус в Своем величии и славе остается таким же добрым к Своему народу. Многие, находясь на вершине величия, принуждают своих друзей соблюдать дистанцию. Но к Господу Иисусу, даже прославленному, истинные верующие всегда могут смело приходить и свободно разговаривать с Ним. Даже в этой небесной беседе для Петра нашлось место, чтобы вставить слово, и он сказал: «Равви! Хорошо нам здесь быть». Не всё в этих словах мы можем одобрить. Петр не понимал, что Господь пришел в этот мир пострадать и умереть. Он забыл о своих братьях, которых не было с ними, и о мире, который нуждался в Спасителе. Когда у нас всё хорошо, мы склонны проявлять равнодушие к другим. Наслаждаясь обилием благ, мы порой забываем о нуждах своих братьев. Петр предложил построить три кущи: Моисею, Илии и Христу. Этим он показал, что не видит большой разницы между пророками и Господом. И не понимает, насколько его Учитель выше самых великих мужей веры. Поэтому восклицание апостола достойно скорее порицания, нежели похвалы. Но, отметив всё это, обратим внимание всё же на то, какой радостью наполнило сердце Петра преображение Господа. Некий проповедник сумел высказать многое в немногих словах: «Ни на одном синоде не присутствовали столь почетные представители. Ни одно собрание не было столь прославлено, ибо на горе Преображения присутствовали Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Там были также Моисей и Илия, главный законодатель и главный пророк. Там были апостолы Петр, Иаков и Иоанн, главные апостолы». Восклицание Петра «Хорошо нам здесь быть» показывает, какое утешение может принести истинному верующему созерцание грядущей славы. Посмотрим в будущее и попытаемся представить, какую радость испытают святые, когда встретятся со своим Господом в соответствии с 1Фес.4.17 «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». В нашем случае хватило нескольких минут, чтобы сердце ап. Петра захлестнуло горячей волной радости. Апостолу так приятно было видеть Христа, Моисея и Илию во славе, что он захотел продлить свое блаженство. Как же тогда будем чувствовать себя мы, когда Господь Иисус появится за Своими святыми? Что воскликнем мы, когда Он не только явится перед нами, но и пригласит разделить с Ним славу? На эти вопросы нам сейчас трудно дать ответ, потому что сейчас мы не можем представить, какое блаженство ожидает нас в тот великий день. Ап. Петру было позволено вкусить немного той радости, которую избранные Христа испытают по всей полноте. Мы тогда, несомненно, от всего сердца скажем: «Хорошо нам здесь быть».
В этом отрывке мы находим также свидетельство тому, что Господь Иисус – давно обещанный Мессия. Во-первых, это подтвердили Моисей и Илия. Первый как представитель закона, а второй – как пророк. Их появление свидетельствовало о том, что Иисус – это Тот, о ком они давно предсказывали. Через несколько мгновений Моисей и Илия исчезли, оставив Христа одного. Тем самым они показали, что они были только свидетелями, слугами, которые уступили место пришедшему Господину. Во-вторых, с небес прозвучал голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Голос Бога Отца, который прозвучал при крещении Иисуса, раздался и при преображении нашего Господа. И в первом, и во втором случае Бог сказал, что Иисус – Его возлюбленный Сын. Кроме того, провозглашая Христа Своим Сыном при преображении, Бог Отец добавил: «Его слушайте».
Всё произошедшее произвело на учеников неизгладимое впечатление. Преображение еще раз показало, что как хозяин дома выше своих слуг, так Господь Иисус намного выше всех пророков и апостолов. Оно еще раз напомнило ученикам, что Христу нужно верить, за Ним нужно следовать, Ему нужно повиноваться, и Его нужно слушать.
Все истинно верующие должны помнить последние слова Бога Отца: «Его слушайте». Христиане должны слушать Христа. Он их великий Учитель, поэтому, если они хотят быть мудрыми, они должны учиться только у Него. Он есть Свет миру, поэтому, если они не хотят ошибаться, они должны следовать только за Ним. Он есть Глава Церкви, поэтому, если они хотят быть членами этого мистического тела, они должны взирать только на Него. Не важно, что говорят люди, не важно, что говорят служители церкви, не важно, что говорит Церковь, важно то, что говорит Христос (через Свое Слово). Только Его слушайте. Только за Ним следуйте. Только к Нему прилепляйтесь. Только на Него смотрите. Только Он никогда не подведет, не оставит и не обманет. Блажен тот, кто на собственном опыте познал, что значат слова: Ин.10.27-28 «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мной. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей».
Просим, Господь, храни нас в Своих могучих руках!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за описание преображения Господа Иисуса, ибо в этом преображении открылось явление славы Его Царства. А также слава, в которой окажутся верующие в Него. Преображение Господа действенное лекарство от наших необоснованных сомнений. Ибо наш распятый Спаситель однажды придет во славе и со властью. Просим, помоги нам верить Иисус Христу, следовать за Ним, повиноваться Ему и слушать Его. Только к Нему прилепляться, только на Него смотреть. Просим, дай нам испытать радость встречи с Господом. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.