ПРОПОВЕДИ
Мария и Иосиф
Мф.1.18 «по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они,
оказалось, что Она имеет в чреве от Духа Святого».
Библия повествует нам о великом чуде Рождества, о вмешательстве Бога в жизнь людей. В восприятии современного общества слово «чудо» начало утрачивать свой настоящий смысл. Словом «чудо» называют йогурты, новинки кухонной техники и быстродействующие лекарственные препараты. Возможно, эти вещи и впрямь полезны и замечательны, но чудо есть нечто иное. Словом «чудо» следует обозначать то, что невозможно объяснить с человеческой точки зрения. Чудо – это вмешательство всемогущей творческой силы, оно свидетельствует о Боге. Вот так об этом говорит некий христианский поэт:
Вечером есть чудо – закат,
а наутро чудо – рассвет.
Чудесами мир наш богат,
но того чудеснее нет,
что явил Спаситель Христос,
как пришел Он в царство скорбей,
как Собой на древо вознес
все пороки падших людей.
Почему Бог так возлюбил нас? Мы не в силах понять. Это чудо. Тем большее, что ради нашего спасения Он послал Своего Сына умереть за наши грехи.
Посмотрим на рождественское повествование с точки зрения молодой женщины – Марии, которой выпало больше поводов удивляться, чем кому бы то ни было в истории. Быть избранной стало для Марии величайшей честью. Полагаем, что Она испытывала такие чувства, когда ангел Гавриил сообщил Ей, что она стала избранной, чтобы родить Младенца Христа. С тех пор, как Божий народ получил обетование прихода Мессии, каждая иудейская девушка мечтала удостоиться чести стать Его матерью. Проходили века, Спасителя не было. А затем предреченное время, наконец, настало. И матерью Мессии выпало стать молодой Деве. В приветствии Ангела радостно звучит весть о великой чести, доставшей на Ее долю: Лк.1.28 «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». Евангелист Лука сообщает, что Мария «смутилась» и «размышляла», что бы значило такое приветствие. Слово «смутилась» означает: «глубоко озаботилась», а слово «размышляла» является родственным слову «разговор», т.е. Она рассуждала Сама с собой о том, что всё это значит. Уловив это смущение, Гавриил объяснил: Лк.1.30-33 «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Выражение «обрела благодать» означает «обрела особую честь». А ответ Марии о том, что Она не знает мужа, показывает, насколько трудно было Ей поверить словам Ангела. Гавриил в ответ сообщил, что и родственница Марии Елисавета беременна, несмотря на свой престарелый возраст. Для Бога нет ничего невозможного, и у Него не остается бессильным никакое слово. Удивление и трепет юной Девы растворились в доверии и послушании. Ее ответ Гавриилу был ясным и недвусмысленным: Лк.1.38 «Я раба Господа, пусть исполнится всё, что Ты сказал обо Мне» (современный перевод). Мария поняла величие того, к чему была избрана, и приняла всё со смирением. Представим себе Ее чувства: недоверие и чувство того, что Она недостойна великой чести. И, с другой стороны, радость, удивление и восхищение тем чудом, которое совершалось на Ее глазах.
Священное Писание ничего не говорит о девяти месяцах, в течение которых Мария носила Дитя. Впрочем, мы можем сделать некоторые предположения, основанные на том, что мы знаем о жизни того времени. Это, несомненно, было время новых переживаний. Мария испытывала неизведанные до этого чувства. Всё было в первый раз. В дополнение к этому Она, полагаем, чувствовала взгляды и слышала шепот соседей в Назарете, задающихся вопросом о настоящем отце необычного Ребенка, которого она носила. Острые слова и осуждающие взгляды, должно быть, ранили ее сердце. В начале беременности Мария отправилась в нагорную область Иудеи. Чтобы посетить Свою престарелую родственницу Елисавету, будущую мать Иоанна Крестителя. В Библии не сказано о причинах этого путешествия. Мы можем предположить, что Мария как раз хотела уйти подальше от злых языков. В поисках безопасного места и поддержки Она обратилась к Елисавете.
Когда Марии подходил срок родить, Ей вместе с мужем пришлось отправиться в долгое и изнурительное путешествие из Назарета в Вифлеем для участия в переписи населения (Лк.2.1-3). Всемогущий Бог привел в движение всю Римскую империю для одной единственной цели – привести Марию в то место, где, согласно пророчествам, надлежало родиться Христу. Наверное, ничто так не вынудило бы женщину на последнем месяце беременности совершить такое длительное путешествие на спине осла, как императорский указ (Лк.2.4-5). Это еще одно чудо, еще одно проявление Божьего провидения. Вифлеем, родина предков Иосифа (и Марии тоже), был даже не городом, а, скорее, деревней, расположенной километрах в восьми к югу от Иерусалима. Недалеко от гор, опоясывающих Иудейскую пустыню. По прибытии туда Мария и Иосиф обнаружили скопление народа, собравшегося на перепись и заполнившего гостиницу. Места не было даже для ночлега, не говоря уж о том, чтобы родить Младенца. И всё же хозяин гостиницы решил сделать больше, чем велел долг. Он позволил Марии и Иосифу разместиться в своем хлеву. Это скромное убежище укрыло их от ветра и посторонних глаз. Простая доброта создала ту сцену, на которой развернулось чудеснейшее из всех действий. Родившийся Агнец Божий был положен в ясли. С одной стороны, Мария должна была испытывать чудесные чувства, знакомые каждой молодой маме, впервые давшей жизнь ребенку. Но, с другой – Ее должно было ошеломлять сознание, что Младенец, Которого Она держит на руках, Сын Божий. А, кроме того, этому Младенцу предстояло спасти весь людской род (включая Ее саму) от бремени греха. Этот Сын, обещанный ангелом, зачатый Святым Духом, принесенный в чреве в Вифлеем, был Тем, Кого назовут «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9.6).
Иосиф является почти незаметным библейским персонажем. Предание гласит, что он был намного старше Марии. В доказательство приводится тот факт, что, когда Господь Иисус начал Свое служение, Иосиф уже не появлялся на сцене, т.е., по-видимому, умер. А теперь ему предстояло связать жизнь с молодой девушкой. Обручение означало, что они были соединены законными узами, хотя еще не жили вместе как муж и жена. Можно представить себе его отчаяние, узнавшего, что Мария, его чистая и благочестивая невеста (Она воспитывалась при храме) беременна. Такой факт должен был перевернуть всё в его душе. Иосиф, праведный и раненый в самое сердце муж Божий, взвесил всё за и против. Если беременность Марии станет известной, его ждет унижение и осмеяние. Однако откликом Иосифа не стали ни месть, ни даже простое требование справедливого суда. Он мог потребовать, чтобы неверная невеста была побита камнями за блуд. Именно такую кару устанавливал Моисеев закон за прелюбодеяние, совершенное обрученной девой. Брак был бы аннулирован, а унижение покрыто. Но вместо этого Иосиф стал думать о том, как защитить Марию, оставаясь верным закону. И он нашел выход: тайно отпустить Ее.
Но в тот момент, когда решение созрело, Божественное вмешательство расставило всё на свои места. Мф.1.20-21 «Но когда он помыслил это, вот, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Весть, принесенная ангелом, была как радостной, так и печальной. Радость заключалась в том, что Мария оказалась верной и чистой. А печальным было то, что Иосифу никто бы не поверил. Что он должен будет сказать близким и друзьям о происхождении беременности Марии? Скажи он правду – и его поднимут на смех, если не сочтут безумным. И снова Иосиф стал перед выбором между заботой о себе и послушанием Богу. И он пошел путем послушания, которому следовал не только в этот раз, но и в дальнейшем.
Вспомним стих из Евангелия от Луки. Лк.2.1 «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Рим полновластно правил в Палестине. Тот, кто решался воспротивиться его власти, был обречен. Толковники Библии расходятся во мнениях, могла ли Мария (Она была тоже из дома Давидова) быть освобожденной от трудного и опасного путешествия в Вифлеем по причине приближающихся родов. Однако, независимо от возможных послаблений, предоставляемых законом, Иосиф повиновался указу и отправился вместе с беременной женой в Вифлеем на перепись. А итогом послушания Иосифа стало рождение Божественного Младенца в Вифлееме, городе Давида, как о том гласило пророчество (Мих.5.2).
Читаем отрывок Лк.2.21-23 «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его в чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа. Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий Младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Здесь мы видим следующее событие, в котором Иосиф, без сомнений, принимал главное участие, несмотря на то, что в тексте он не упоминается. Ибо ответственность за исполнение закона возлагалась на отца. Поэтому мы можем смело утверждать, что именно Иосиф исполнил всё, заповеданное в законе, приготовив путь Христу, Кто впоследствии скажет: Мф.5. 17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Христос, приведший закон к его истинному и полному исполнению, прошел по стопам Своего приемного отца, относившегося к Божьим повелениям со всей серьезностью. Во всем, что делал Иосиф, мы видим дух покорности, который Бог желает видеть во всех Своих детях.
Вспомним событие, связанное с приходом волхвов. Их приход встревожил царя Ирода, расценившего рождение нового Царя как прямую и явную угрозу своему собственному царствованию (ему уже было за 70). Мария и Иосиф были слишком обычными людьми, чтобы обратить на себя внимание правителей. Мысль о том, что Младенцу может грозить опасность от сильных мира сего, никогда не посещала их. Но, услышав ангельское предупреждение, Иосиф не стал медлить – они отправились в Египет. Главной его заботой было защитить Дитя. Готовность Иосифа повиноваться повелению ангела привела к первому из многочисленных избавлений, которые Сын Божий пережил в Своей земной жизни.
Глядя на события Рождества глазами Иосифа, мы ясно видим его верное и неизменное послушание. Красота послушания, увы, поблекла в нашем эгоистичном мире, где каждый сам выбирает свой путь и стремится жить по собственной воле. Однако оно по-прежнему остается прекрасным в глазах Божьих. Оно ярко свидетельствует против бунтарской сути нашей падшей природы и указывает путь превосходнейший. В нем открывается мудрость, относящаяся к Богу серьезно и самоотверженно. Только Он властен делать то, что хочет. Мы же призваны творить Его волю. Постоянство в послушании – то, что являет нам Иосиф. Он избрал жизнь послушного упования в мире, где каждый человек стремится получить как можно больше удовольствий в наименьшие сроки. Вставая перед выбором принять или отвергнуть Божий зов, последовать за Христом или избрать свою дорогу, вспомним об Иосифе, человеке, достойном всякого подражания.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за библейские повествования о Марии и Иосифе, т.к. они учат нас послушанию Тебе. Твое Слово светом воссияло, чтобы нам ясно был виден путь. Просим, помоги нам всегда выслушать его и не забыть. Помоги нам повиноваться Тебе от всего сердца и во всем. Хранить послушание, и со страхом и трепетом совершить свое спасение. Помоги нам осознать, что непослушание нам обходится гораздо дороже, чем послушание. Веди нас не по пути наших намерений, а по пути послушания. Ибо только с Твоей помощью можем мы с радостью идти по этому пути. Славим Тебя за верность Твою! Ты верен и всегда будешь верен. Ты не отвергнешь нас. Просим, дай нам исполняться познанием воли Твоей, во всякой премудрости и разумении духовном. А исполняясь, дай нам жить соответственно. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.