КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 7
7.1 «После сего Христос ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что иудеи искали убить Его». В этом стихе сказано о причине, почему Христос большую часть Своего времени проводил в Галилее, а не в Иудее. Иудеи, живущие в Иерусалиме и в Иудее, искали убить Его за исцеление больного человека в субботу (Ин.5.16). Убить Его либо путем подстрекательства народа против Него, либо путем судебного преследования. Принимая это в расчет, Господь удалился в другую часть страны, расположенную далеко от линий сообщения с Иерусалимом. Не страх и не трусость удерживали Его от этого. Помня о порученном Ему Отцом служении, Он хотел удержаться в положенных человеку пределах. Ибо, приняв образ раба, Он уничижал Себя, доколе Его не превознес Отец. Поэтому сейчас Он по человеческому обыкновению избегает опасности. Из того, что презренная иудеями того времени земля Галилеи дала Христу пристанище, которое не смогла предоставить Иудея, мы заключаем, что не всегда главные церковные кафедры отличаются благочестием и страхом Божьим. Нам также во времена надвигающейся опасности не только позволяется, но и рекомендуется удаляться и скрываться от преследований ради собственной безопасности и избрать себе служение в наименее опасных местах. Только тогда мы призываемся подвергать свою жизнь опасности и рисковать ею, когда невозможно сохранить ее, не совершив при этом греха. Обратим внимание еще на один факт: мы не должны считать странным, когда достойных людей провидение Божье отправляет в малоизвестные и ничем не примечательные места. Ибо таков был удел и нашего Спасителя.
7.2 «Приближался праздник иудейский – поставление кущей». Праздник кущей был установлен в память о тех шатрах, в которых жил Израиль, странствуя по пустыне после выхода из Египта. Этот один из трех торжественных праздников, требующих личного присутствия всех мужчин в Иерусалиме. Этот праздник, установленный много столетий назад, по-прежнему благоговейно соблюдался. Об установлении его см. книгу Левит 23.34 и далее; о его возрождении после долгого времени забвения - книгу Неемии 8.14. Этот праздник назван здесь праздником иудейским, потому что скоро он должен был быть упразднен христианами как один из элементов иудаизма.
7.3 «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь». Евреи обозначают словом «братья» всех родственников в любой степени родства. Были ли эти братья по линии матери или по линии названного отца, неизвестно. Но они были их тех, кто претендовал на свою заинтересованность в Нем. И потому принялись советовать Ему, как Он должен поступать. Очевидно, что они говорили с презрением. Они не считали, что Христос действует обоснованно и сознательно. Их честолюбие и тщеславие побуждали Его действовать более открыто, чем действовал Он до сих пор. Они приводят два довода, объясняющие, почему Он должен последовать их совету. 1. Это ободрило бы тех из живущих в Иерусалиме и его окрестностях, кто относился к Нему с почтением. Ибо они ожидали наступления Его земного Царства. Престол которого, по их мнению, должен был находиться в Иерусалиме. И хотели, чтобы живущие там ученики получили особую моральную поддержку. Они считали, что время, которое Он проводил со Своими галилейскими учениками, растрачивалось впустую. А Его чудеса не могли принести Ему никакой пользы, если их не видели живущие в Иерусалиме. Или же: чтобы Его дела видели все Его ученики, которые соберутся на праздник. А не какая-то одна горстка учеников в одно время, и другая – в другое.
7.4 «Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру». Они как бы намекают: «Ты хочешь быть всем известным, а Сам скрываешься. Если Ты творишь, т.е. если Ты стремишься к такому величию, хочешь, чтобы все говорили о Тебе, сделай так, чтобы очи всех обратились к Твоей персоне». Они противопоставляют мир тем немногим людям, среди которых Христос влачил незаметную жизнь. Но может быть здесь и иной смысл: «Если Ты творишь, т.е. если Ты наделен такой силой, что обретаешь славу Своими чудесами, Ты не должен терять эту славу. Ведь дарованное Тебе Богом тратишь понапрасну – там, где нет никаких подходящих ценителей Твоих деяний». Отсюда мы видим, сколь глупо думают люди, размышляя о делах Божиих.
7.5 «Ибо и браться Его не веровали в Него». В совете братьев не было ничего недоброго, однако Иоанн отмечает, что он свидетельствовал об их неверии. Принадлежать к родству Христа было честью, но эта честь не спасала. Слушающие слово Его и исполняющие его – вот родство, которое Он ценит. Поистине благодать не может течь в жилах мирских людей, если ее нет в крови даже членов семьи Христа. Это было знаком того, что Христос не преследовал никаких мирских интересов. Ибо в противном случае Его родственники обязательно вмешивались бы в Его служение, и Он был бы вынужден, прежде всего, заботиться о них. Итак, указывать Христу и учить Его, какие Он должен предпринимать меры, было с их стороны проявлением надменности. Если они считали Его несостоятельным руководить Самим Собой, то, значит, они не верили в Его способность повести их за собой. Они не думали о Его безопасности, когда принуждали идти в Иудею. Те, которые верили в Него и любили Его, отговаривали Его идти в Иудею (Ин.11.8).
7.6 «На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время». Благоразумие и скромность Господа Иисуса обнаружились в Его ответе на совет, предложенный Ему Его братьями. Хотя в совете было так много низких намеков, тем не менее, Он ответил им с кротостью. Он указывает на два различия, какие существовали между Им и ними. Его время было ограничено, а их – нет. Его искали убить, а их нет. Слова Иисуса «Мое время еще не настало, …» следует понимать относительно времени Его отправления на праздник. Им было безразлично, когда идти, ибо у них не было никакого срочного дела там, где они находились, которое удерживало бы их на этом месте. Не было его и там, куда они шли, чтобы им торопиться туда. Но для Христа каждая минута Его времени была драгоценна, и для каждой из них было определено свое дело. У Него еще оставались дела в Галилее, которые Он должен был сделать прежде, чем мог покинуть эту страну. Из сравнения евангельских описаний можно прийти к выводу, что именно в это время отправил Он семьдесят учеников на служение (Лк.10.1 и далее).
7.7 «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы». «Мир» понимается здесь как собрание невозрожденных людей. Итак, тех, кто еще не возрожден Духом Святым, Христос называет Своими противниками. Потому что Он осуждает их дела. Он хочет сказать, что Евангелие нельзя проповедовать правильно, если не вызывать весь мир на суд Божий. Одновременно отсюда можно сделать вывод, что врожденная людям гордыня столь велика, что человек льстит себе и хвалится даже в своих пороках. Ибо обличенные не стали бы злопыхать, если бы по излишней любви к себе и слепоте не потакали своей злобе. Один Дух Святой укрощает нас, чтобы мы спокойно принимали обличения. «Вас мир не может ненавидеть», ибо вы его чада, служащие его интересам. Больше того, мир любит своих. «А Меня ненавидит». Христос же, являя Себя миру, подвергал Свою жизнь великой опасности. Им не только пренебрегали как ничего не значащим в этом мире («Мир Его не познал»), но Его ненавидели. Как будто Он причинял вред этому миру. Так Ему платили за то, что Он любил этот мир. Царствующий в сердце человека грех, это вражда против Него. «Потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы». Вот причина того, почему мир ненавидел Христа. Мир отступил от Бога, и поэтому дела его суть дела тьмы и бунтарства. Господь Иисус как лично, так и через Своих служителей, разоблачал злые дела этого нечестивого мира и свидетельствовал против них. Людям не нравится, когда им говорят об их нечестии и злых делах. Их собственная совесть заставляет их стыдиться греха и страшиться наказания за него.
7.8 «Вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось». Он отправляет их на праздник, несмотря на их лицемерие и плотские побуждения. Но Он отказывает им в Своем обществе. Те, кто отправляется на святое общение с целью показаться перед людьми или ради каких-нибудь мирских интересов, остаются без Христа. И их успех будет соответственным. Когда мы отправляемся на торжественное богослужение или возвращаемся после него, нам следует быть осторожными в выборе попутчиков. И избегать суетных и плотских компаний, чтобы добрые нравы не развращались худыми сообществами. Господь не говорит, что Он вообще не пойдет на этот праздник. Он объясняет причину отсрочки.
7.9 «Сие сказав им, остался в Галилее». Он не хотел подвергаться влиянию тех, кто советовал Ему искать славу человеческую. И идти вместе с теми, кто старался заставить Его показаться перед людьми. Он не хотел, чтобы о Нем думали, будто он поддался искушению. Он не хотел уклоняться от Своей цели. Он сказал, на основании ясного предвидения и зрелого размышления, что пока не пойдет на этот праздник.
7.10 «Но когда пришли браться Его, тогда и Он пришел на праздник, не явно, а как бы тайно». Здесь евангелист, с одной стороны, говорит о родственниках Христа. Они по обычаю выставляли на показ свое богопочитание. Но, будучи при этом друзьями нечестивых, безбоязненно ходили в народе. С другой стороны, Иоанн показывает нам Христа, Который, будучи ненавидим миром, тайно пришел в город. И скрывался, доколе долг порученного служения не заставил Его явить Себя. Он пошел туда как бы тайно, потому что не хотел раздражать правителей. Если дело Божье должно иметь успех, то лучше всего этого можно достичь, совершая его бесшумно.
7.11 «Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?» Предыдущие появления Христа на праздниках, ознаменованные творимыми им чудесами, сделали Его предметом широких толков и слежки. Простой народ сильно желал видеть Его на празднике, чтобы удовлетворить свое любопытство, видеть как Его Самого, так и Его чудеса. Скорее всего, ждали Его и враги, с нетерпением выжидающие удобного момента, чтобы схватить Его. И, если возможно, воспрепятствовать Его успеху. Они «говорили: где Он?», а дословно: «Где этот парень?». Так насмешливо они говорили о Нем. Вместо того, чтобы радоваться этому празднику как возможности послужить Богу, они радовались ему как возможности воздвигнуть гонение на Христа. Ищущие возможности грешить в местах торжественных собраний, предназначенных для поклонения Богу, оскверняют Его установления самым бесстыдным образом. То, что священники и книжники шептались между собой, говорит о тирании, осуществляемой ими.
7.12 «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр, а другие говорили: нет, Он обольщает народ». «И много толков было о Нем в народе». Мнения народа о Нем разделились. Вражда правителей против Христа и их расспросы о Нем вызвали в народе бесчисленные толки и слежку за Ним. Т.о., Господь и Его учение вызвало всё больший интерес. Эти толки были не против Христа, а о Нем. Одни ругали правителей за то, что они не одобряли Его действий, и не поддерживали Его. Другие – за то, что они не предпринимали ничего, чтобы заставить его замолчать. Одни жаловались на то, что Он так активно проявляет Себя в Галилее, другие – на то, что Он так редко показывается в Иерусалиме. «Одни говорили, что Он добр». Это, конечно, была истина, но не вся истина. Он был не просто добрым человеком, но больше, чем человеком. Он был Сыном Божьим. «Другие говорили: нет, Он обольщает народ». Если бы это было правдой, то Он был бы ужасным человеком. Проповедуемое Им учение было здравым и не могло быть оспорено. Его чудеса были реальными и не могли быть опровергнуты. Его поведение было явно добрым и святым. И, тем не менее, считали, что в основе всего лежал скрытый обман, ведь первосвященники не зря же выступали против Него. Такие же толки о Христе бытуют и в наше время. Одни умаляют Христа, другие бесчестят Его.
7.13 «Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь иудеев». Здесь евангелист зовет иудеями первенствующих в народе, держащих в своих руках бразды правления. Можем рассмотреть два варианта. 1. Либо они опасались много говорить о Нем, боясь начальников. Они не осмеливались говорить явно о Нем доброе. А когда кто-нибудь брал на себя дерзость критиковать или укорять Его за что-нибудь, тогда никто не осмеливался защищать его. 2. Либо они вовсе не осмеливались явно говорить о Нем. Поскольку никакого справедливого обвинения невозможно было выдвинуть против Него, то правители вообще ничего не желали слышать о Нем. Упоминать Его имя считалось преступлением.
7.14 «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил». Теперь мы видим, что Христос не настолько боялся иудеев, чтобы оставить Свое служение. Ведь причина Его задержки состояла и в том, чтобы иметь возможность произнести речь перед торжественным собранием. Поскольку священники были тогда почти немыми, а книжники своими ложными измышлениями искажали чистое учение, Христос принял не Себя обязанности учителя. Полагаем, что Он появился открыто, чтобы устыдить Его гонителей. Он показал им, что хотя они и были крайне агрессивно настроены против Него, тем не менее, Он не боялся ни их самих, ни того, что они могли с Ним делать.
7.15 «И дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» Чудесное явление благодати и силы Божьей состояло в том, что Христос, не учившись ни у какого учителя, выделялся глубоким понимание Писаний. Моисей был научен египетской мудрости, а Христос не получал образования ни в школах пророков, ни у ног раввина. Приняв Духа Святого без меры, Он не нуждался в получении знаний от человека и через человека. Во время прихода Христа на землю ученость процветала как в самой Римской Империи, так и внутри иудейской церкви более чем в любое предыдущее или последующее столетие. Именно в такое время всеобщего увлечения знаниями Христос и решил учредить Свою религию, а не в век необразованности и невежества.
7.16 «Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня». Его учение является божественным. Они соблазнялись на том, что Он брался их учить, хотя Сам никогда не учился. На что Он отвечает им, что Его учение не является плодом человеческого ума и естественных способностей, развиваемых путем чтения и бесед. Но что оно представляло собой божественное откровение. Как Бог, равносущный Отцу, Он вполне справедливо мог бы сказать: «Мое учение есть Мое и Пославшего Меня». Но поскольку Он находился теперь в состоянии уничижения, то выразился соответствующим образом. Бог обещал, говоря о великом Пророке, что Он «вложит слова Свои в уста Его» (Втор.18.18). На что, по-видимому, и ссылается здесь Христос. Ведь Небесный Отец для того восхотел, чтобы Сын Его был плотником, а не книжником, чтобы истоки Евангелия стали очевидны. И никто не подумал, что оно сочинено на земле и человек является его автором. Так и апостолами Христос избрал невежественных, необразованных людей. Между тем Христос показывает, откуда черпает духовный авторитет Его учение: от единого Бога. Отрицая же, что Отчее учение принадлежит Ему, Он приспосабливается к восприятию слушателей, которые думали, что Он человек. Итак, уступая их невежеству, Он позволяет отделять Себя от Отца. Т.о., Христос подтверждает авторитет Своего учения, а именно: Он делает его автором Самого Бога. Мы также видим, по какому праву Он требует внимания к Своим словам: потому что был послан Отцом в качестве Учителя.
7.17 «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». Здесь Христос упреждает возможные возражения. Ведь у Него было множество противников, которые могли бы сказать: «Почему Ты хвалишься именем Божьим? Чем Ты докажешь, что Ты пришел от Бога? Почему Ты считаешь за данное то, что мы за Тобой не признаем?». Итак, Христос говорит, что правое суждение происходит из страха Божия и почтения к Нему. Поэтому, если бы души иудеев были исполнены страха Божия, они поняли бы, истинно ли то, что Он проповедует. Они не могут различать между учениями, т.к. у них нет правого разумения, благочестия и усердия к повиновению Богу. Если мы будем повиноваться Богу, свет Его Духа всегда будет помогать нам различать между истиной и ложью. Словами «или Я Сам от Себя говорю» Христос предлагает нам критерий, по которому подобает судить о разных учениях. То учение, которое от Бога, Он принимает без всяких споров, а то, которое от людей, с охотою отвергает.
7.18 «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему Его, тот истинен, и нет неправды в Нем». До этого момента Христос учил: единственная причина человеческой слепоты в том, что людьми не правит страх Божий. Теперь же Он прилагает к учению еще один критерий, по которому можно распознать, от Бога ли оно или от людей. Всё, что являет нам славу Божию, свято и божественно. Всё же, что служит самомнению людей, превозносит людей, затемняет Божью славу – не только не заслуживает никакой веры, но и должно решительно отвергаться. Итак, никогда не допустит ошибки, кто стремится к славе Божьей. Никогда не обманутся в своей правоте те, кто меряет этой мерой учение, преподаваемое от имени Божия. Обманщики говорят сами от себя, не получив от Бога ни назначения, ни указаний. Они руководствуются не поручением Божьим, а собственным воображением. Служители лишаются права на звание посланников, если хвалятся тем, что говорят сами от себя. Из этого становится очевидно, что Христос как учитель говорил не Сам от Себя. Потому что Он не искал Своего. Говоря же «нет неправды в Нем», Христос хочет сказать: в Нем нет ничего превратного и лживого. Он действует так, как подобает искреннему и верному служителю Божию.
7.19 «Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищите убить Меня?» Священники и книжники возненавидели Его за то, что Он исцелил парализованного, притом в субботу. Они и прежде преследовали Его за нарушение субботы, и выдвигали это в качестве причины своего враждебного отношения к Нему. Они претендовали на то, что ревнуют по закону Божию. Чтобы отвергнуть их лицемерие, Христос заключает, что они не затронуты любовью и усердием к закону. То, что они противились закону и жили в противоречии с ним, делало их нечестивыми. Пренебрежение законом было всеобщим. Обычно наиболее строгими к другим бывают те, у кого больше всего недостатков. Такой способ защиты был бы недостаточен для доказательства Его правоты. Ведь если допустить, что иудеи прикрывали свою ненависть благовидными предлогами, отсюда не следует, что Сам Христос поступил правильно, если совершил нечто вопреки предписаниям закона. Ибо чужие грехи не облегчают нашу вину. Но Христос соединяет здесь две части предложения. В первой Он обличает Своих противников, когда те горделиво объявляли себя блюстителями закона. Он срывает с них маску, поскольку они позволяли себе нарушать закон, когда вздумается. Поэтому закон их вовсе не заботил. Кроме того, мы вскоре увидим, Христос перейдет к основному вопросу. Так что Его защита основательна и цельна. Господь выводит: в Его врагах не было никакой ревности по закону. Их что-то другое толкало к такой ярости, что они хотели убить Его.
7.20 «Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» Выражение «не бес ли в Тебе?» значит то же, что сказать: «Ты безумен». Такое выражение распространено среди иудеев. Они были воспитаны в учении, что гневливые и лишенные разума находятся в плену дьявола. «Кто ищет убить Тебя?» Толпа попрекает Христа по простодушию. Ведь ей не был известен замысел священников. Это указывает на то, что они имели доброе мнение о своих правителях. Которые, по их убеждению, никогда не решились бы на такое чудовищное преступление, как убиение Его. Они полагали, что Господь поддается беспричинным страхам. Он не отвечает на эту низкую клевету, но ведет Себя так, как если бы Он ее не заметил. Христос не злословил взаимно.
7.21 «Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь». Он показывает, что Его чудо никак не противоречит закону Божию. Он апеллирует к их собственным мнениям об этом чуде: «одно дело сделал Я, и все вы дивитесь». Этим словам Господа даются два варианта толкования. 1. Вы не можете не удивляться ему, т.к. это дело поистине великое, сверхъестественное. 2. Хотя я сделал всего лишь одно дело, к которому вы ищите предлога для придирок, тем не менее, вы дивитесь. Вы негодуете, как будто Я виновен в каком-нибудь ужасном преступлении. Он апеллирует к их собственным делам, какие они совершали в других ситуациях. «Одно дело сделал Я» в субботу, сделал без особого труда, одним только словом, и все вы дивитесь. Вы считаете очень странным то, что благочестивый человек осмелился на подобное, тогда как сами постоянно совершаете по субботам дело, требующее гораздо больших затрат сил и труда – обрезание человека. Если обрезать младенца в субботу, когда она выпадает на восьмой день, вы считаете законным делом, то исцеление больного, совершенное Мною в субботу, тем более является законным и добрым делом. У обрезания и исцеления расслабленного сходство в том, что и то и другое – дело Божие. Христос отстаивает превосходство второго дела, поскольку оно облагодетельствовало всего человека. Далее, если бы Христос исцелил человека только от телесной болезни, сравнение было бы не уместно. Ведь обрезание, относящееся к здоровью души, обладало бы тогда большим достоинством. Итак, Христос соединяет плод духовного чуда с внешним благодеянием, оказанным телу. Поэтому Он справедливо предпочитает обрезанию спасение всего человека.
7.22 «Моисей дал вам обрезание, хотя оно не от Моисея, но от отцов, и в субботу вы обрезываете человека». Обрезание дано им как знак особого благоволения. Таинства Божьи, и особенно те из них, которые представляют собой печати завета, суть дары, данные человекам, и должны приниматься как таковые. О Моисее сказано, что он дал обрезание, потому что оно было частью закона, данного им. Однако, как и в отношении манны (Ин.6.32), Христос говорит, что не Моисей дал им его, а Бог. И не от Моисея оно было, но от отцов. Несмотря на то, что постановление об обрезании было включено в закон Моисеев, само обрезание как заповедь было учреждено гораздо раньше. Быт.17.9,11 «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. … Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и это будет знамением завета между Мною и вами».
7.23 «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу». Господь делает заключение в оправдание Себя Самого и Своих действий. Крайне абсурдно и неразумно осуждать других за то, в чем мы оправдываем себя. Обратим внимание на сравнение, которое Христос проводит здесь между их обрезанием младенца и Его исцелением всего человека в субботу. 1. Обрезание представляло всего лишь обряд. А то, что Христос сотворил, было добрым делом с точки зрения естественного закона. 2. Обрезание было кровавым установлением, и делало человека больным. А то, что Христос сотворил, послужило к исцелению человека. Христос исцелил всего человека, тогда как они, обрезав ребенка, заботились только об исцелении обрезанной части тела. Сделав предупреждение исцеленному «Иди и не греши больше», Он исцелил не только тело больного, но и его душу. Господь сопровождал Свои внешние исцеления внутренними (духовными) действиями благодати, и исцелял таким образом всего человека.
7.24 «Не судите по наружности, но судите судом праведным». Сказав слова в собственную защиту, Христос опять переходит к упрекам. Иудеи, находясь во власти превратных чувств, не судят исходя из существа дела. Обрезание у них пользуется почетом. Когда оно случается в субботу, они знают, что не нарушают закон, так как дела Божии законно согласуются друг с другом. Почему же они не думают так о деле Христовом? Причина в том, что в уме их предубеждение возникло против конкретного лица. Проповеди Его вызвали у них соблазны и предубеждения. Суд никогда не будет правильным, если происходит не по истине. Ведь как только мы начинаем взирать на конкретных людей, наш разум полностью обращается к ним, и уже не смотрит на истину. Обыкновенная ложь, предназначенная для обмана людей, предстает в наиболее выгодном свете именно тогда, когда о ней судят по наружности, тогда она кажется наиболее правдоподобной. Фарисеи приобретали авторитет и репутацию потому, что люди судили о них по наружности. Христос предостерегает, что не всё, кажущееся нам святым, является таковым в действительности. Что касается Его Самого, то наружность Его далеко не соответствовала Его истинному достоинству и превосходству, ибо Он принял образ раба (Флп.2.7), был послан в подобии плоти греховной (Рим.8.3). Не имел ни вида, ни величия (Ис.53.2). Иудеи рассчитывали на то, что наружность Мессии будет помпезной и величественной. Т.к. они судили о Христе по такому правилу, то все их суждения о Нем были с начала и до конца ошибочными. Но Его действия сопровождала божественная власть, о Нем засвидетельствовал Бог и в Нем исполнились Писания. Следовательно, какой бы незначительной ни была Его наружность, им всё же следовало принять Его и судить о Нем путем веры, а не по взгляду очей своих.
7.25 «Тут некоторые из иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?» Некоторым были известны козни начальников и знали, насколько им ненавистен Христос. Эти не напрасно дивились тому, что Христос не только ходил по храму, но и свободно учил при полном их попустительстве. Однако грешили они в том, что в воистину божественном чуде не признавали провидение Божие. Так удивляются плотские (необращенные) люди, как только видят необычное дело Божие, но принимать во внимание божественную силу им на ум не приходит.
7.26 «Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему; не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?» Упоминаемые в стихе 25 люди намекали на то, что попуская Ему проповедовать, начальники тем самым вызывали неуважение к своей власти. Можно ли позволить человеку, которого синедрион осудил, говорить явно, не препятствуя ему в этом? При этом они ставили под сомнение справедливость вынесенными ими решения: «не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?» Было странно, что начальники, раздраженные на Христа, не схватили Его, но час Его еще не настал. Бог силен связывать руки людей, хотя может при этом и не обращать их сердец.
7.27 «Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он». Здесь мы видим, сколь велика людская слепота в рассуждении о божественных делах. Если они имеют в виду Его божественную природу, то они правы в том, что, когда Христос придет, «никто не будет знать, откуда Он», ибо Он является священником по чину Мелхиседека, который был без родословия, «и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5.2). Но в таком случае они не правы, заявляя, что знали об этом Человеке, откуда Он. Ибо они ничего не знали ни о Его божественной природе, ни о том, как «Слово стало плотью». Если они имеют в виду Его человеческую природу, то они правы в том, что знали, откуда Он, кто Его матерь и где Он был воспитан. Но в таком случае они не правы, говоря о Мессии, что никто не будет знать, откуда Он. Ибо задолго было известно, где должно родиться Ему (Мф.2.4,5). Итак, они несправедливо пытались обосновать свое предубеждение против Него Писаниями. Люди потому заблуждаются в отношении Христа, что не знают Писаний.
7.28 «Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете». «Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря». Он говорил свободно и смело, т.е. произнес эти слова громче, чем остальную часть Своей речи. Потому что хотел таким образом выразить Свою ревность, скорбя об ожесточении их сердец. И еще потому, что священники и все те, кто был настроен против Христа, не подошли ближе, чтобы послушать Его проповедь. И потому Он вынужден был говорить громче обычного, чтобы они могли услышать то, что Он хотел сказать им. «И знаете Меня, и знаете, откуда Я» Он уступает их мнению, допуская, что они знали или могли знать о Его земном происхождении. «Вы знаете, что Я происхожу из вашего народа, и являюсь одним из вас». Возможно, они знали, откуда Он пришел и где Он родился. Он как бы говорит: «Склонив свой взор к земному, вы думаете таким образом полностью Меня познать». Но они не знали Того, от Кого Он пришел. «И Я пришел не Сам от Себя». Он пришел не как частное лицо, но как лицо общественное. Он был послан Своим Отцом. Это обстоятельство упоминается дважды. Он был послан Им не как слуга, посланный хозяином, но как Сын, посланный Отцом. «Но истинен Пославший Меня». Отец обещал дать им Мессию. И хотя иудеи и лишились права на это обетование, тем не менее, Бог сдержал Свое обещание. «Которого вы не знаете». Существует большое неведение о Боге даже среди тех, которые имеют «образец ведения». Истинная причина того, что люди отвергают Христа, заключается в том, что они не знают Бога. Этими словами Христос учит нас остерегаться ветреного и напрасного самомнения.
7.29 «Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня». Господь Иисус очень хорошо знал пославшего Его Отца. Он знал Его настолько хорошо, что нисколько не сомневался относительно Своего посланничестве от Него. Он был уверен в нем, и нисколько не был в неведении относительно дела, которое должен был совершить. Но был совершенно осведомлен о нем.
7.30 «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его». Желание вредить не покидало иудеев. У них оставались для этого и силы и старания. Итак, почему, несмотря на всю их ярость, у них как бы связаны были и руки и ноги? Евангелист отвечает: потому что еще не пришел час Христа. Христос был защищен от них божественным попечением. У Христа был Свой определенный час, который должен был поставить предел Его пребыванию и труду на земле. Точно так и для всех служителей существует такой час. И пока он не придет, любые попытки их врагов, направленные против них, будут безуспешны. Их время будет длиться до тех пор, пока у Бога будет труд для них. Нам надо держаться приведенного здесь учения, иметь в виду его цель и извлекать из него должное ободрение. Итак, каждый должен возложить свои заботы на Бога и служить своему призванию. Пусть он не отвлекается от него каким-либо страхом, но пусть и не преступает положенные ему пределы. Ибо не подобает уповать на провидение Божье больше, чем заповедал Сам Бог.
7.31 «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» Речь Христа произвела положительное действие на некоторых из Его слушателей, несмотря на реакцию Его врагов. Он был предназначен как для падения одних, так и на восстание других. Уверовавших было не несколько человек, а много. Больше, чем можно было бы ожидать при таком сильном противодействии. Но эти многие были из народа, из людей низшего класса. Мы не должны оценивать успех Евангелия по тому, чего достигло оно среди великих мира сего. Служители не должны говорить, что труд их напрасен, если никто не принимает Евангелие, кроме бедных и незнатных (1Кор.1.26). К их уверованию стимулом послужили чудеса, которые Он сотворил. Они были не только исполнением пророчеств Ветхого Завета (Ис.35.5,6), но и доказательством божественной власти. Управлять и распоряжаться силами природы никто не может, кроме Бога. Обратим внимание на слабость веры этих уверовавших. Они не заявляют определенно, как самаряне: «Он истинно Христос». А только рассуждают между собой: «Когда придет …». Возможно, что они верят в то, что Иисус есть Мессия, но не имеют мужества признаться себя в этом. Даже слабая вера может быть истинной верой, и потому признанной и принятой Господом Иисусом.
7.32 «Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его». К составлению этого замысла их подтолкнули сведения, доставленные им их шпионами. Они донесли своим хозяевам, что среди народа ходят о Нем толки, будто многие уважают и ценят Его. Хотя народ не имел мужества говорить о Нем открыто, тем не менее, даже это приводило фарисеев в ярость. Фарисеи чрезвычайно гордились тем, что народ уважает их. И прекрасно понимали, что если Христос и дальше будет так расти, то они с неизбежностью будут умаляться. Поэтому они хотели схватить Иисуса и поместить Его под стражу. Создается впечатление, что именно фарисеи выступали зачинщиками планируемого преследования. Однако сами они как таковые были безвластны и потому убедили первосвященников присоединиться к ним. На что те и без приглашения были уже готовы. Т.о., те, кто в других случаях разногласил между собой, по внушению сатаны единодушно составили заговор против Сына Божия.
7.33 «Иисус же сказал им: еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня». «Еще недолго быть Мне с вами». Христос утешал Себя здесь тем, что Ему недолго остается находиться в этом тревожном мире. Он понимает, что среди людей Ему не удастся спокойно провести Свою жизнь, и что Его борьба вскоре завершится. Когда настанет время Ему покинуть этот тревожный мир, Он пойдет к Пославшему Его. Он высмеивает их попытки, ибо они напрасно усиливались сотворить что-либо до времени, назначенного Отцом. Он попрекает их гордыню. Ведь они не только отвергли предложенную им благодать, но и яростно воспротивились ей. Одновременно Он грозит им, что скоро заберет ее назад. Фразой «быть Мне с вами» Он обличает их неблагодарность. Ведь, будучи дан им от Отца, и спустившись к ним от небесной славы, Он приглашал их к Себе. Но немногие впустили Его в свою душу. Словами «пойду к Пославшему Меня» Христос свидетельствует, что смерть ни в коем случае Его не уничтожит. Напротив, совлекшись смертного тела, Он триумфальным воскресением провозгласит Себя Сыном Божьим. Он говорит: «пойду», а не «Меня изгонят силой». «Я пойду добровольно, окончив Свое посольство. Я возвращусь к Тому, по поручению Которого пришел». Пусть страдающие за Христа утешают себя тем, что есть у них Бог, к Которому они могут идти и уже идут к Нему.
7.34 «Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти». Хотя они и гнали Его повсюду, где только могли, никакое человеческое гонение не может преследовать Его до самого неба. Иудейские правители, которые ненавидели и гнали Христа, сами избрали свою участь. Они прилагали всё старание к тому, чтобы удалить Его от себя, и их грех будет их наказанием. Он недолго будет тревожить их. Пройдет еще немного времени, и Он удалится от них. Но они не могут придти к Нему: Бог справедливо лишает Своего присутствия тех, кто находит Его обременительным для себя. Христос говорит о том, что настанет время, когда они взыщут Его иначе. А именно, чтобы обрести помощь и утешение в своих горестях и бедствиях. Они непременно будут раскаиваться в своем выборе, но это будет уже слишком поздно. Напрасными будут тогда их искания Мессии. Напрасными будут тогда их надежды на небесное жительство.
7.35 «При сем иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в эллинское рассеяние и учить эллинов?» Евангелист намеренно приводит эти слова, чтобы показать, насколько глупым оказался народ. Христос говорит здесь о Небесном Отце. Он ясно сказал, что собирается идти к Пославшему Его. Они же, думая об отце земном, решили, что речь идет о дальнем путешествии. Эллинами иудеи называли не только греков, но заморские народы. Они думали, что Христос отправится к иудеям, рассеянным по разным странам света. Слово «рассеяние» не подходит для туземцев. Никто не слеп так, как не желающие видеть. Изречения Христа трудны только для людей, желающих спорить.
7.36 «Что значат сии слова, которые Он сказал: «будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?» Вместо того, чтобы затрепетать перед этими наводящими ужас словами, они смеются и подшучивают над ними. Его уход пугал их только тем, что Он мог оказаться вне пределов досягаемости для их власти. Если Он будет на земле живых, то мы отыщем Его.
7.37 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». В стихах 37-39 мы находим речь Христа вместе с ее объяснением. Полагают, что это только краткие выдержки из того, о чем Он говорил много и подробно. Но в них содержится суть всего Евангелия. «В последний же великий день праздника». Восьмой день праздника Кущей, завершавший празднество, должен был быть днем священного собрания (Лев.23. 36). «Стоял Иисус и возгласил». Именно в этот день выступил Христос публично со Своим евангельским призывом. В этот день много людей собралось в храме. Люди уже готовились возвращаться в свои дома, и Он хотел, чтобы они унесли с собой сказанное Им. Вначале отметим, что Христос не испугался никаких козней Своих врагов, и не прекратил исполнять Свое служение. Скорее, одновременно с опасностями воодушевление Его росло и заставляло действовать еще решительнее. Об этом говорят и сопутствующие обстоятельства, и скопление народа, и свобода Его проповеди. Несмотря на то, что Он знал, что враги повсюду стремятся схватить Его. Благодаря Божьей защите Христос смог произнести проповедь в торжественный день посредине храма, в самом сердце враждебного Ему лагеря. Слова «стоял Иисус и возгласил» указывают на серьезность и настойчивость призыва. И на Его желание, чтобы все могли обратить внимание на этот призыв и принять его. По словам ап. Иоанна, Христос возгласил во весь голос, приглашая прийти к Себе жаждущих. Он не бросался то к одному, то к другому, и не приглашал их к Себе шепотом. Но проповедовал Свое учение для всех, ни от кого его не скрывая. Разве что от тех, кто, заткнув уши, уже не может ничего слышать. Языческие прорицания произносились тайно через шептунов и чревовещателей, а евангельское учение возвещается открыто через стоящих и возглашающих. «Кто жаждет, иди ко Мне». Этими словами Христос призывает всех к участию в Его благах, лишь бы осознавая свою духовную нищету, люди пришли к Нему за помощью. Ибо все мы являемся духовно нищими, и лишены всех благ, но не всех ощущение их нищеты побуждает к поиску исцеления. Христос зовет к обладанию духовным богатством лишь тех, кто сам томится от желания им обладать. Ведь мы знаем, что жажда – худшее мучение, что даже сильнейшие и терпеливые люди ослабевают от жажды. Поэтому Христос приглашает скорее жаждущих, нежели алчущих, чтобы употребить метафору. Которой потом воспользуется, говоря о воде и о питии. Полагают, что Христос ссылается на место из книги Исаия 55.1 «Жаждущие, идите все к водам». Ибо то, что пророк приписывает там Богу, должно было исполниться во Христе. «И пей». Он добавляет обетование к ободрению. Христос свидетельствует, что Он не пустой колодец, но неисчерпаемый источник, всем дающий обильное и щедрое питие. Пришедший получит то, за чем пришел, и даже больше. Он получит то, что подкрепляет душу, жаждущую блаженства.
7.38 «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Этот стих есть дополнение милостивого призыва милостивым обетованием. Здесь показан способ прихода к Христу. А именно: приходить надо не ногами, а верою. Мы не должны приспосабливать Христа к тому образу, какой рисует нам наше собственное воображение. А принимать его верою таким, каким Он изображен в Библии: исполненным силы, мудрости, праведности, чистоты и всеми духовными дарами. Христос учит: Ему дано обильное сокровище, которым Он обогатит нас до предела. Кажется, метафора здесь довольно груба. Христос говорит, что реки воды живой потекут из чрева верующих (по-еврейски живой называется вода, находящаяся в постоянном движении – вода текущая). Однако смысл вполне ясен: верующие не будут терпеть недостатка ни в каком духовном благе. Они имеют свидетельство в себе самом. Он называет живой ту воду, источник которой никогда не иссохнет, а течение не прекратится. Эта живая вода течет реками, что означает изобилие и постоянство. «Реки» поставлены здесь во множественном числе. Толкуют это как разнообразные виды благодати Святого Духа, необходимые для духовной жизни. Итак, здесь нам обещается как постоянство даров Духа, так и их изобилие. Недостаточно только самим пить воду из своего водоема, только самим утешаться дарованной нам благодатью. Но мы должны позволить разлиться источникам нашим. Т.о., всякий верующий во Христа несет в себе как бы бьющий ключом родник жизни, о чем Христос учил и в четвертой главе. Ин.4.14 «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Однако Христос не учит здесь, что верующие насыщаются в первый день так, что потом они не алчут и не жаждут вовсе. Скорее причастность Христу пробуждает еще большее желание обладать Им. В этой жизни никто не может достичь полноты этих даров. Однако верующие, преуспевая в вере, всё время жаждут нового духовного прироста. Так что полученные ими начатки вполне достаточны для постоянства духовной жизни. Словами «как сказано в Писании» Христос не ссылается на какое-то определенное место из Библии, но берет свидетельство из общего учения пророков. Итак, все пророчества о живой воде нашли в Христе исполнение.
Некоторые толковники сообщают о том, что у евреев был установленный преданиями обычай – справлять в последний день праздника Кущей торжество, называемое ими «выливание воды». Шли к купальне Силоам и черпали из нее золотым сосудом воду, которую затем приносили в храм под звуки трубы, с соблюдением других сопутствующих церемоний. И по восхождении к алтарю выливали ее перед Господом со всевозможными выражениями радости. Существует мнение, что наш Спаситель имел здесь в виду описанный обычай. Верующие, однако, будут иметь утешение не из сосуда с водой, почерпнутой из купальни, а из реки, текущей из них самих.
7.39 «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». «Сие сказал Он …в Него». Это сказал Он не о каких-то внешних преимуществах, выпадающих на долю верующих, а о дарах, плодах и утешениях Духа. Всем верующим во Христа обещано, что они примут Святого Духа. Дар Святого Духа является одним из великих благословений, обещанных в Новом Завете. И если Он обещан, то, вне всякого сомнения, будет дан всем, имеющим свою долю в этом завете. Помимо всего прочего, название воды приписывается Святому Духу из-за Его чистоты. Однако в этом и других подобных местах данное выражение употребляется по иной причине. Она в том, что мы лишены всякой влаги и сока жизни, если нас не напитает и не оросит Своей тайной силой Дух Божий. Здесь также используется синекдоха, поскольку все части нашей жизни заключены здесь в одном слове «вода». Откуда мы заключаем, что все, кто не возрожден Духом Христовым, должны считаться мертвыми, какой бы личиной жизни ни прикрывались. Обильное излияние Духа пока оставалось обетованием. «Ибо еще не было на них Духа Святого». Христос всегда был достоин всякой чести, но в настоящее время Он был уничижен и презрен. Он никогда не лишался славы, которую имел прежде создания мира. Но получение венца славы, венца Посредника ожидало Его только после возвращения к прежнему состоянию. Обетование Святого Духа надо относить к особому, обильному и всеобщему излиянию Духа, предреченному в Иоил.2.28. И исполнившемуся в Деян.2.1 и далее. Эпоха, которую следует называть диспенсацией Духа, еще не началась. «Потому что Иисус еще не был прославлен». Смерть Христа иногда называется Его прославлением (Ин.13.31), ибо на кресте Он одержал победу. Дар Святого Духа был куплен кровью Христа, и пока она не была уплачена. Во-вторых, в то время, когда Сам Христос находился на земле, не существовало такой нужды в Святом Духе, какая возникла потом, когда Христа на ней не стало. Когда кто-то должен был восполнить Собой Его отсутствие.
7.40 «Многие из народа, услышавши сии слова, говорили: Он точно пророк». Евангелист говорит об итоге последней речи Христа. А именно: одни стали разногласить с другими, и в толпе возникли распри. Отметим, что Иоанн не упоминает здесь о явных врагах Христа, о тех, кто уже ненавидел здравое учение. Он говорит о толпе. Он перечисляет три сорта людей. Одни признавали Христа пророком. Тем самым Пророком, о Котором предсказывал их отцам Моисей. Однако это их признание было легковесным. Считая Его учителем, они не понимали, чему Он учит. Ибо они не могли принять Христа как пророка, если одновременно не признавали Его Сыном Божьим и автором их спасения. Но то в них было хорошо, что они чувствовали во Христе нечто божественное, заставившее их Его уважать. Ведь от такой обучаемости имеется простой переход к истинной вере. Еще правильнее думали другие, прямо признавшие Его Христом. Но тут восставали третьи, которые принимали Его за простого человека, и возникал спор. Этот пример учит нас: не должно казаться странным, если и сегодня между людьми происходят жаркие споры по учению Христа. Наша совесть не должна изнемогать, когда мы видим, как спорят о мнениях те, кто хочет числиться в народе Божьем. Одновременно отметим, что эти разногласия в собственном смысле вызваны не Евангелием. Ибо самое прочное согласие между людьми может быть только в несомненной истине. То, что не знающие Бога живут между собой в мире, происходит скорее от лени, чем от истинного согласия. В итоге, какие бы разногласия ни возникали во время проповеди Евангелия, их причина всегда заключена в людях.
7.41 «Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» Другие пошли дальше и говорили: «Это не пророк, а Сам Мессия». Это было время ожидания Мессии. Но это мнение, сложившееся у некоторых слушателей, было всего лишь результатом чувств, охвативших их на время. Ибо мы не видим, чтобы эти люди стали Его учениками. Хорошее мнение о Христе далеко от живой веры во Христа. Иные, чтобы не показалось, будто они неосмотрительно отвергли Христа, ссылаются на свидетельство Писания. Хотя они порочно извращают его и направляют против Христа, в их словах содержится доля истины. Они ошибались лишь в том, что делали Христа галилеянином. Но откуда такое неведение, кроме как от презрения к Христу?
7.42 «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» Даже простой люд знал это по тем толкованиям, которые передали им их книжники. Возможно, что эти люди, с такой готовностью применившие эти места Писания против Христа, недостаточно хорошо знали другие места Священного Писания. А эти слова вложили им в уста их предводители с тем, чтобы усилить их предубеждение против Христа. Если бы они спросили Его Самого, или Его мать, или Его учеников, или справились бы в архиве города Вифлеема, то узнали бы истину. Если бы они не поленились всё проверить, Христос явился бы им облеченный обоими титулами: как рожденный в Вифлееме и как Сын Давида. Вот как люди выдумывают себе преграды из самого Писания, за руку ведущего нас к Христу. Выдумывают только для того, чтобы к Нему не приходить.
7.43 «Итак, произошла о Нем распря в народе». Различные мнения отстаивались с жаром и препирательством. Противоречивые чувства приводили к разногласиям. Результатом проповеди Евангелия Христа всегда было разделение. Ибо одни объединяются вокруг него, а другие объединяются против него. А это вызывает распри, как и произошло в данном случае.
7.44 «Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук». Они не только презирали Христа. К их нечестивому отвержению Спасителя добавилась ярость и желание Ему вредить. Хотя сказанные Им слова были сама любезность и благодать, тем не менее, они рассвирепели на Него за них. Такое злое обращение приходилось терпеть нашему Спасителю за добрые дела и слова. «Некоторые из них хотели схватить Его».Они надеялись на то, что кто-нибудь схватит Его. А если, думали они, никто этого не сделает, то они сами сделают это. «Но никто не наложил на Него рук». Невидимая Божья сила удерживала их, потому что еще не пришел час Его. Как злоба врагов Христа всегда является необоснованной, так и ее временный спад порой бывает необъясним.
7.45 «Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?» «Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям». Эти слова свидетельствуют о том, что фарисеи и первосвященники собрались на тайное совещание, замышляя низложить Христа. Хотя теперь был «великий день праздника», они не присутствовали на праздничных богослужениях, предоставив это простому народу, на которого эти великие священнослужители привыкли перекладывать дела благочестия. А сами предпочитали заниматься церковной политикой. Они заседали, ожидая, что к ним приведут задержанного Христа, т.к. ими был отдан приказ привести Его. «И сии сказали им: для чего вы не привели Его?» Это выговор, который они сделали служителям за неисполнение данного им приказа. Христос появился открыто. Некоторые из народа были недовольны, и хотели помочь им схватить Его. Был последний день праздника, и другой такой возможности им могло бы уже не представиться. «Почему же вы не исполнили своего долга?» Их рассердило то, что свои же люди, которые от них зависели, на которых они надеялись и которых они настроили против Христа, так разочаровали их. Нечестивые священники, спросив, почему служители не привели Христа, до предела вознесли собственную власть, словно ничто не могло ей противиться. Отсюда можно увидеть, сколь слепа гордыня нечестивых.
7.46 «Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как этот человек». «Служители отвечали» Они сказали о своих впечатлениях своим господам и учителям, которые совершенно не могли слушать, когда Христа возвеличивали. И, тем не менее, им не удалось этого избежать. Провидение распорядилось так, чтобы им было сказано об этом, чтобы услышанное ими могло впоследствии напоминать им об их грехе и усугубить их вину. «Никогда человек не говорил так, как этот человек». Это была самая настоящая правда, что никогда человек не говорил с такой мудростью, силой и благодатью, с каким говорил Христос. Служители, посланные для того, чтобы взять Его, признались, что сломлены и обезоружены словами Христа. Они не имели доброго расположения к Господу, тем не менее, Его слова они не могли не предпочесть словам других людей. Однако они не обратились из-за этого и не воздали Ему должную честь. Если верно, что человек никогда так не говорил, то почему божественная сила, которую они должны были ощутить, не затронула их сердца и не побудила их предаться Богу? Но так должно было исполниться сказанное пророком Исаией: Ис.11.4 «Низлагает нечестивого Духом уст Своих». Итак, отсюда узнаем, сколь великая сила присутствует в Христовом учении. Это сила, устрашившая нечестивых. Бог управлял совестью даже злых людей.
7.47 «Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?» Фарисеи стараются сохранить свое влияние на служителей, и снова настроить их против Христа. Т.к. заметили, что те начали испытывать чувство симпатии к Нему. Они внушают им, что принимая Евангелие Христа, они оказываются прельщенными. Христианство с самых первых дней его существования представлялось миру как мошенничество. А принимавших его объявляли прельстившимися. Тогда как фактически именно с того момента они освобождались от обольщения. Ожидавшие Мессию в ореоле мирской славы считали тех, кто веровал в Мессию, явившегося в бедности и бесчестье (Иисуса Христа), обманутыми. 0братим внимание на то, какой комплимент сделали фарисеи этим служителям: «Неужели и вы прельстились?» Вы, люди рассудительные, мыслящие, уважаемые. Люди, достаточно образованные для того, что не дать обмануть себя всякому самозванцу и учителю-выскочке. Фарисеи внушают служителям, что они унижают свое собственное достоинство.
7.48 «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» Некоторые из начальников в действительности приняли Христа (Мф.9.18, Ин.4.53). Только им недоставало мужества исповедовать Его открыто (Ин.12.42). Если не признается авторитет за начальниками церкви, ничего нельзя будет должным образом решить. Там, где каждому позволено делать что угодно, вскоре воцарится полное смятение. Итак, для управления церковью необходима узда, т.е. авторитет тех, кто правит. Также в законе Божьем (Втор.17.8) сказано: если поднимется какой вопрос или спор, следует обратиться к верховному первосвященнику. Но начальники грешили в том, что, присваивая себе верховное право, не хотели покориться Богу. Итак, какой бы властью не обладали пастыри, править надлежит по Слову Божию. Там, где возвышается один лишь человеческий авторитет без Слова Божьего, авторитет будет пустым и суетным. Фарисеи упоминаются особо. Ведь они пользовались славой учености и святости паче всех остальных. Так что в духовных вопросах были как бы начальниками начальников.
7.49 «Но этот народ невежда в законе, проклят он». (В современном русском переводе: «А толпа эта, которая не знает закона – они прокляты». То же самое сказано и в старом и современном венгерском переводе). Первая часть гордыни начальников состояла в следующем: нося титул священников, они хотели всех подчинить своей тирании. Вторая же часть была такой: они презирали прочих, словно те были никчемными людьми. Подобно тому, как люди, угождающие себе сверх меры всегда надменны по отношению к другим. И за чрезмерной любовью к себе следует презрение к братьям. Начальники здесь невеждами в законе имели в виду, прежде всего, всех тех, кто был расположен слушать учение Христа. Они говорят о потомках Авраама, которые состоялись в завете с Богом. Поэтому о них не следовало говорить с таким презрением. Когда одна часть церкви пытается представить другую незначительной и презренной, тогда предаются ее общие интересы. Если же они имели в виду последователей Христа, то, они были в основном незнатными и незначительными людьми. Однако своим признанием Христа Мессией обнаружили такую проницательность и заинтересованность в благоволении Неба, что это делало их поистине великими и значительными. Начальники властно произносят над народом приговор: проклят он. Т.е. ненавистен для Бога и для всех мудрых людей. Хорошо, что произнесенное ими проклятие не имело силы, ибо «незаслуженное проклятие не сбудется». Говорить такое об отдельных людях, тем более о народе, означает присваивать себе Божьи права и проявлять крайнюю бесчеловечность.
7.50 «Никодим, приходящий к Нему ночью, будучи один из них, говорит им»: Мы видим справедливое и разумное возражение, выдвинутое Никодимом против их судопроизводства. Даже в развращенном и нечестивом синедрионе Бог не остался совершенно без Своего свидетеля против Своих врагов. И голосование против Христа не прошло единодушно. Никодим, хотя и приходил к Иисусу и считал Его своим Учителем, тем не менее, продолжал сохранять свое место в совете и право голоса в нем. Некоторые объясняют это его слабостью и трусостью. И обвиняют его в том, что он не покинул своего места. Однако Христос никогда не говорил ему: «Следуй за Мной». В противном случае он мог бы поступить, как прочие, оставившие всё и последовавшие за Ним. В том, что он не оставил немедленно своего места, проявилась, скорее, его мудрость. Потому что в совете он мог послужить Христу и Его интересам, противостать потоку негодования иудейской верхушки и тем самым сделать, может быть, гораздо больше, чем мы можем себе представить. У Бога есть Свой остаток среди людей всякого рода. Хотя до этого Никодим приходил к Иисусу ночью, боясь, что его узнают, и по-прежнему оставался на своем посту, тем не менее, когда ему представилась возможность, он смело выступил в защиту Христа. И противостал мнению всего совета, настроенного против Него. Пусть никто, скрывающий свою веру, не оправдывает себя примером Никодима, если он не готов, подобно ему, при первой же возможности открыто выступить в защиту дела Христа. Даже если при этом ему придется противостать мнению всех. Ибо Никодим поступил именно так в данном случае, а также в случае, описанном в Ин.19.39.
7.51 «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Ни один закон, ни одного цивилизованного государства не разрешает этого ни при каких условиях. Никодим благоразумно указывает на их закон и на непреложный принцип справедливости. Если бы он начал убеждать их в превосходстве учения Христа или в убедительности Его чудес, или если бы он стал пересказывать им тот разговор, который имел с Господом, то это было бы равносильно «бросанию жемчуга перед свиньями». «Которые «попрали бы его ногами своими и, обратившись, растерзали бы его самого». Поэтому Никодим прибегает к иным доводам. Он тактично обращает их обвинение на них самих. Они укоряли простой народ в том, что они были невеждами в законе. А сами, зная закон, были нарушителями закона. Закону в высшей степени приличествует не налагать судебного взыскания на кого бы то ни было до тех пор, пока прежде не будет проведено расследование дела путем беспристрастного слушания. Когда судьи рассматривают жалобы обвиняющей стороны, они всегда должны оставлять в своих умах место для защиты обвиняемого. Такая судебная практика существовала и у римлян. И еще один факт: подсудимые должны быть судимы не по тому, что о них говорят, а по тому, что они делают. Приговор следует выносить на основании того, что предполагалось и было доказано. Весы правосудия должны заработать прежде меча правосудия. Можно предположить, что после этого Никодим внес на заседании суда предложение, что Иисус должен прийти для дачи показаний о Себе и Своем учении. А они должны удостоить Его беспристрастного выслушивания. Однако хотя никто из них не мог сказать ничего против такого предложения, ни один не выступил в поддержку его.
7.52 «На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». На заявление Никодима прямого возражения не было, да и не могло быть. Не сумев противостать силе его аргументов, они обрушились на него. И, вместо того, чтобы обратиться к разуму, разразились руганью и укорами. Кто против здравого смысла, тот дает повод подозревать, что здравый смысл против него. Как они насмехаются над Никодимом: «И ты не из Галилеи ли?» Некоторые богословы считают, что ему досталось за то, что он продолжал оставаться в обществе тех, о ком знал, что они были врагами Христа. И за то, что сказал за Христа не более того, что мог бы сказать и за величайшего преступника – что Его нельзя судить, предварительно не выслушав. Но если бы он сказал: «Что касается Иисуса, то я лично Его слышал и знаю, что Он – Учитель, пришедший от Бога, и вы, противясь Ему, враждуете против Бога» (что, впрочем, и следовало сказать), то подвергся бы не большему осмеянию, чем за это несмелое проявление доброго расположения к Христу. Что же касается сказанное ими Никодиму, то мы можем заметить следующее: 1. Их доводы строились на ложных основаниях. Они думали, что Христос из Галилеи, но это не соответствовало действительности. И если бы они взяли на себя труд провести беспристрастное расследование, то убедились бы в этом. Не все ученики Господа были галилеянами. У Него было множество учеников и в Иудее. Что из Галилеи не приходит пророк, они предлагают убедиться в этом Никодиму путем исследования. Но и здесь они ошиблись. Пророк Иона происходил из Гафхефера, а пророк Наум был Елкосеянином, т.е. оба были родом из Галилеи. Так они сделали ложь убежищем для себя. 2. Их доводы были позором для начальников и фарисеев. Может ли достойный, добродетельный человек быть хуже от того, что он беден и происходит из малоизвестной местности. Допустим, что из Галилеи не приходил пророк, однако вполне возможно, что кто-нибудь может прийти оттуда. Выражение «А ты не из Галилеи ли» показывает, что они называют галилеянами всех, симпатизирующих Христу, и говорят так в презрительном тоне. Словно Он может привлечь в Свое сообщество только выходцев из презренной ими Галилеи. Из того же, что они нападают на Никодима, явствует их безумная ненависть к Христу. Ведь Никодим даже не защищал Христа открыто.
7.53 «И разошлись все по домам». Это бурное дело имеет удивительное окончание. Суд отложил рассмотрение дела. Велика была власть священников, острой была их ненависть к Спасителю, у них были многочисленные слуги. А с другой стороны – презренный и никем не защищаемый Христос. Сто раз можно было с Ним расправиться. Почему же такой заговор сам собой рассыпался? Мы вынуждены признать, что они были рассеяны десницей Божьей. Он может в любое время разрушить замысел Своих врагов.