КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 4
Учение Евангелия об оправдании верой было противоположно понятиям, в которых воспитывались иудеи. Поэтому Павел подробно останавливается на нем. В предыдущих главах он уже доказал его путем рассуждений. Теперь же, в этой главе, доказывает его посредством примеров. В качестве примера ап. берет жизнь Авраама, потому что иудеи считали своим главным преимуществом то, что были семенем Авраама. Поэтому пример Авраама должен был их убедить более чем все другие. Вся глава посвящена обсуждению этого. В стихах 1-8 апостол доказывает, что Авраам оправдался не делами, но верой.
4.1 «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?» Ап. обладает своим собственным языком. Его не изучишь лишь посредством человеческого языкознания. Его слова исполнены высокого духа. Как чуждо звучит для наших ушей, когда он спрашивает о том, что Авраам приобрел по плоти. В стихе 2 мы узнаем, что подразумевает он под этим выражением. «Что же скажем». Он как бы говорит: ничего, по крайней мере, перед Богом. Ап. обуздывает иудеев, которые хвалились тем, что являются его потомками. Но пример они не брали с Авраама. Они никогда не осмелились бы присвоить себе святость большую, чем была у святого Авраама. И поскольку явствует, что оправдался он благодатью, претендующие на праведность по закону потомки его должны умолкнуть. «Авраам, отец наш, приобрел по плоти», т.е. что приобрел он по природе, или сам. Т.о., словами «по плоти» здесь обозначаются собственные дела человека. Этим выражением апостол косвенно указывает, что он хотел охватить всё, что делал Авраам всем своим существом. Не только некоторыми своими внешними делами, но и всем благочестием, послушанием и верностью своего сердца. Этим выражением «по плоти» апостол косвенно указывает на то, что всё доброе, что есть в нас и что мы делаем, всегда отягощено недостатками и нечистотой человеческой природы. Ибо это «плоть». А значит, не может устоять перед очами Божьими. Господь Иисус также косвенно указывал на это Никодиму. Когда Господь коротко хотел сказать ему о причине непригодности его благочестия, он высказался так: Ин.3.6 «Рожденное от плоти есть плоть». Нас посещают мысли о том, что даже если мы не можем стать праведными посредством каких-то внешних дел, Бог всё же воззрит на некое внутреннее добро в нас: на нашу добрую волю, на наше покаяние, на нашу молитву и т.д. Нет, говорит апостол, собственная сущность человека также охватывается словом «плоть». Всё, чем является человек, и что он делает, противоположно свободной благодати и дару Божию. Эти слова применены, прежде всего, ради иудеев, потому что почетнее быть сынами Авраама по плотскому происхождению, чем по усыновлению, каковы верующие. «Что же приобрел Авраам?Был ли он, благодаря этому, праведен перед Богом?» И мы не сможем приобрести в своей жизни большего, нежели великий Авраам. Он приобрел дивного Бога, Который «оправдывает нечестивого». Он приобрел веру в этого Бога, в этой вере ту праведность, которую Бог вменил ему. Вывод из рассуждений Павла: и самый малый и ничтожный из нас, даже самый порочный в состоянии приобрести то же самое. Поэтому Авраам превращается из отца по плоти в отца по вере для всех нас.
4.2 «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом».«Если». Он проверяет предположение о том, что Авраам не обрел ничего перед Богом. «Авраам оправдался делами» Так полагают невежественные иудеи и неверующие. Но это неправда. Если Авраам, который был богат добрыми делами, оправдывался не ими, а лишь верой, то тем более не можем и мы, которые бедны ими. «Он имеет похвалу», т.е. у него есть повод для славы и для гордости. «Но не перед Богом». Высказывание апостола в этом стихе кажется странным. Ибо оправдание делами предполагает и означает, что человек исполнил весь Закон Божий. Такому человеку, в самом деле, есть чем похвалиться перед Богом. Ведь такой человек праведен перед Богом (глава 2.13; 10.5). Во-вторых, даже если понимать, что дальнейшая праведность по делам является лишь внешней перед людьми, апостол здесь не отвечает со своей обычной силой. Он лишь заявляет, что то, что он здесь предположил об Аврааме, имело место не перед Богом. Представляется, будто здесь чего-то недостает. Но вскоре мы обнаружим, что взаимосвязь хороша. Слова станут яснее, если читать их во взаимосвязи со стихом 3. Итак, у Авраама было основание хвалиться, но только перед людьми. И мы с восхищением и удивлением можем смотреть на него. Перед Богом всё выглядит иначе. В Библии недвусмысленно утверждается: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт.15.6). Вывод из ст.2: никакой человек ничем не может похвалиться перед Богом, в том числе и Авраам.
4.3. «Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»». «Ибо что говорит Писание?». Во всех рассуждениях на религиозные темы мы должны задавать себе этот вопрос. Мы должны интересоваться, что говорит Писание, а не какой-то великий или добрый человек. В нем сказано не то, что Авраам совершал добрые дела, но то, что он поверил. Т.о., он получил оправдание исключительно по свободному дару благодати. Суть слов апостола: «Я не отрицаю, что отец наш Авраам был самым святым и облагодетельствованным человеком на земле; но всё же Писание говорит, что он стал праведным перед Богом не благодаря этому, но также был оправдан благодаря тому, что он поверил в Божьи обетования». «Поверил Авраам Богу». Утверждение о том, что Авраам поверил, следует понимать в абсолютном смысле, а не только в связи с фрагментом Быт.15.6. Поэтому наш отрывок следует понимать так: «Авраам был человеком, который был всегда готов верить Богу. Он всегда верил». Это очевидно из того, что в главах 12 и 13 книги Бытие он также верил Богу, когда Он призвал его, велел оставить свою родную землю и переселиться в другую. Т.о., это тоже «вменилось ему в праведность». Подобным образом, в 22-й главе книги Бытие он поверил Богу, когда Бог заповедал ему принести в жертву его сына Исаака. И так же обстоят дела в других фрагментах. Апостол ясно показывает в 11-ой главе Послания к евреям, что Авраам делал всё это верой. Поэтому мы с уверенность можем сказать, что высказывание апостола в отношении веры Авраама надо понимать в абсолютном смысле. Итак, Авраам поверил Богу абсолютно. Он считал Бога истинным, верил Ему всегда и везде. «И это вменилось ему в праведность». Эта самая вера, даже без дел, вменилась Аврааму Богом в праведность. Так, что в результате он смог стать праведным перед Богом. И, т.о., дело не в том, кто совершает дела, но в Боге, Который принимает веру человека. И нам следует задуматься над этим примером апостола Павла. Даже Авраам со всей своей великолепной верностью и послушанием Богу, со всем благочестием в сердце и в жизни, не смог устоять перед Богом, но должен был жить Божьей благодатью. Как кто-либо из нас, кто никогда не может сравниться с ним, может считать себя совершенным перед Законом и очами Божьими? Перед людьми, т.е. во внешних делах, мы вполне можем быть «непорочными», но не перед очами Божьими, видящими всё, что есть в нас. В том числе и всю холодность и злобу сердца, все мысли и желания.
4.4 «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». В стихах 4 и 5 перед нами таинственное и чудесное установление в Царстве Христовом. Более недостойный человек обретает благодать, а более достойный исключается лишь потому, что его сердце ищет заслуги. В чем же причина? Бог отдал Своего Сына в кровавую жертву ради нас. В этом причина того, почему Он совершенно не терпит нашей собственной праведности. И, наоборот, тотчас принимает и оправдывает самого недостойного грешника, верующего в Сына. Этот основной Закон Царства Божия апостол теперь приводит для дальнейшего объяснения того, почему Авраам не мог быть оправдан своими делами, но стал праведным лишь через веру. Сначала он привел историческое свидетельство Писания об этом. Теперь он хочет еще сказать: «Невозможно, чтобы Авраам уповал на дела и был оправдан таким образом, но он непременно должен был веровать в грядущего Искупителя, поскольку был оправдан». «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу". Значит, он погибнет, если совершит хоть бы маленький грех. Делающим называет он не того, кто привержен добрым делам, но того, кто заслуживает что-то своими делами. А не делающим называет того, кому ничего не полагается по заслугам. Ибо ап. не хочет, чтобы верные были нерадивы, но лишь запрещает им быть наемниками, испрашивающими у Бога нечто как причитающееся им по долгу. Если бы был кто-либо, заслуживающий нечто своими делами, то заслуженное им не вменялось бы ему даром, но воздавалось как должное. Вера же вменяется в праведность потому, что принимает благость Божию. Итак, праведность дается нам даром. Аргумент ап. Павла состоит в том, что наградой Авраама был Сам Бог. Итак, если бы Авраам заслужил эту награду совершенством своего послушания, то это уже не было бы актом благодати Божьей. Авраам мог бы тогда потребовать награды. Обратим внимание на то, что апостол говорит о воздаянии делающему, а не о благодати.
4.5 «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». «А не делающему». Здесь в простых и решительных словах мы слышим о том, кто будет спасен. Тот, кто не делает, «не делающий, а верующий». Не делающий, это человек, который действительно понял, что он нечестив, не в состоянии уже ожидать чего-либо от своих дел. Он не в состоянии основывать своего положения перед Богом на этих делах. Даже самое ревностное дело нечестивого для проницающего взора Божьего является по сути дела отравленным и испорченным. Фактически человек становится не только не делающим, но и не желающим делать. «Но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого». Апостол говорит о человеке, который верует во Христа именно в этом Его качестве. Ибо только Он делает нечестивого праведным. Такая душа чувствует себя нечестивой и в полном отчаянии бежит к Спасителю нечестивых. В то время как самоуверенные люди со всей своей нечестивостью и беззаботностью всё же считают себя хорошими и уповают на свои дела. Некоторые хотят истолковать эти слова так, что Христос оправдывает тех, которые были нечестивыми, но теперь стали благочестивыми. Но это не объяснение текста, а создание нового текста. Здесь мы должны обнаружить, что ощущение греха и труд по исправлению жизни, который происходит лишь от Закона, есть не что иное, как эгоистичное стремление напуганного раба избежать наказания. Если это рабское служение прежде веры и оправдания является истинным благочестием, или если Бог рассматривает его таким образом, слово апостола становится ложным. А истинным должно быть обратное: то, что Бог оправдывает лишь благочестивого. Но, как мы уже несколько раз говорили, перед очами Божьими в человеке нет ничего доброго. И поэтому он не может сделать ничего такого, что в малейшей степени способствовало бы смягчению Божьего суда над ним. И до тех пор, пока он трудится в стремлении сделать нечто доброе, он лишь противится Божьей благодати и пребывает в нечестивом состоянии. Но в то же самое мгновение, когда человек теряет надежду на всякий свой труд и как погибший грешник уповает лишь на благодать Божью и некоей верой принимает ее, он тотчас облекается во всю праведность и благоволение Сына. И в тот же миг обретает новое сердце, которое истинно любит Бога. Теперь он праведен и благочестив. Итак, наше великое утешение состоит в том, что Христос оправдывает нечестивого. Он по собственному милосердию разыскал нас и привлек нас к Себе, когда мы еще не желали делать для Него ничего. Поэтому воистину вечная благодать простирается над каждым человеком, кто, потеряв надежду на все свои дела и достоинства, верует лишь в Христа, в Того, Кто оправдывает нечестивого. «Вера его вменяется в праведность». Как следует понимать то, что вера вменяется нам в праведность, уже было объяснено в стихе 3. Вера наша принимает Сына Божия, Который в очах Божьих обладает бесконечной ценностью. А поскольку Христос исполнил Закон и пострадал от его проклятия не ради Самого Себя, но ради нас, эта Его праведность вменяется Богом верующему. И тогда он воистину совершенно праведен. Об этом мы еще поговорим в дальнейшем.
Апостол в стихах 4 и 5 показал, что наша собственная заслуга и благодать по вере настолько диаметрально противоположны, что тот, кто уповает на дела, не получит никакой благодати. А тому, кто теряет надежду на самого себя и уповает лишь на Христа, не вменяется то, что есть у него самого, т.е. грех. Но, напротив, ему вменяется праведность, которой у него нет. Всё это – чистая благодать. Апостол подтверждает это новым свидетельством из Ветхого Завета, добавляя эпизод из жизни Давида.
4.6 «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». В первых словах данного Послания апостол заметил, что то, что он проповедует, является Божьим Евангелием. Не собственным измышлением, не чем-то новым, но издревле обещанным в Священном Писании. Поэтому он и сейчас приводит из Ветхого Завета сначала из жизни Авраама, а затем слова Давида, этих двух великих людей и слуг Божьих. Давид был столь великим пророком, что не только многие святые, но и Христос в Своем страдании пользовался его словами из Псалтири. И здесь Божье Евангелие представлено словами этого пророка из Псалма 31. «Так и Давид называет». В Пс.31 Давид провозглашает о фактах, связанных с блаженством (ст.7 и 8). «Блаженным человека, которому Бог вменяет праведность». Этот фрагмент должен пониматься следующим образом: «Его вера вменилась ему в праведность». Поэтому в стихах 6-8 Давид также провозглашает (утверждает), благословение человеку, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. Т.е., что тот человек блажен, или что благословен только тот человек. Он имеет в виду то блаженство, благодаря которому он является благословенным перед Богом и благословляется Богом. А именно, блаженство человека, которого Бог считает праведным. Но Он вменяет только верующему, и никому, кроме верующего. «Независимо от дел», т.е. безо всякой помощи дел. Или же людям, которые этого совершенно не заслуживают. Указание «независимо от дел» должно пониматься в отношении тех дел, исполняя которые человек начинает думать, что он обрел праведность и теперь обладает ею. Будто в результате этого он стал праведным, потому что он исполнил эти дела. Или будто Бог теперь считает его праведным человеком. Но он не знает или не хочет знать, что Бог принимает не человека по его делам, но дела по человеку. Бог принимает человека прежде дел. Т.о., не одобряются не только такие дела, но и неумная оценка или неверное мнение о них.
4.7 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты». (Пс.31.1). Стихи 7 и 8 нас наставляют относительно природы прощения греха. Прощение необходимо всем нам, и без него мы погибнем. Об этом мы должны заботиться, этого жаждать и стремиться побольше узнать о нем. «Блаженны» те люди, которые не думают, что выполняют закон и поэтому они не имеют греха. Или не верящие в то, что они делаются праведными своими делами. «Чьи беззакония прощены». Грех есть беззаконие. Благодаря покаянию наши беззакония прощаются Богом. Т.е. необходимость в наказании, которому мы подлежим на основании Закона, отменяется. Оно снимается (как некоторые читают это место), чтобы, благодаря прощению, мы могли освободиться от тяжелой ноши. От ноши, подобной грузу на спине, под тяжестью которого мы сгибаемся. Или тяжести в желудке, из-за которого мы чувствуем себя больными. Или грузу на нашем сердце, который угнетает его. Прощение грехов дает покой и освобождает трудящихся и обремененных. Прощение покрывает грех, подобно одежде, покрывающей тело. Грех делает нас отвратительными в глазах Бога и абсолютно непригодными для общения с Ним. И когда совесть наша просыпается, она делает нас мерзкими в своих собственных глазах. Но когда грех прощен, то он покрыт одеждой праведности Христа подобно одеждам и шкур, в которые Бог одел Адама и Еву. Грех сокрыт не от Божьего всеведения, а лишь от Его карающей справедливости. Грешник, будучи таким образом примирен с Богом, примиряется с самим собой. Прощение означает, что беззакония не будут ему вменяться. «И чьи грехи покрыты». Это является повторением той же мысли. Остается наше спасительное утверждение, что тот, кто очищен перед Богом незаслуженным прощением своих грехов, оправдывается верой.
4.8 «Блажен человек, которому Господь не вменит греха». (Пс.31.2) Здесь сказано о блаженстве в оправданном состоянии. Подразумеваются всевозможные благословения, которые могут сделать человека абсолютно счастливым. Всё, что влечет за собой проклятие и преграждает путь к благословениям, исчезает, и Бог тогда проливает благословения до тех пор, пока есть место, чтобы их принимать. Наше противление Богу чаще всего обозначается в Библии тремя словами: преступление, грех и беззаконие. Это трехголовый цербер, охраняющий врата ада, но Господь Иисус навсегда запретил ему лаять на верующих. Пресвятая Троица восторжествовала над нечестивой троицей. Сущность прощения – не вменение греха. Верующий совершает грех, однако Бог не считает его виновным. Вспомним одно из обетований Бога: Евр.7.12 «Я буду милостив к неправдам их». Воистину благословен тот, у кого есть Искупитель, который претерпевал его наказание. О Боге сказано, что Он бросает все грехи наши за «хребет Свой» (Ис.38.17), чтобы не видеть их. Это означает, что основой нашего блаженства является не наша невиновность, но то, что Бог не вменяет нам нашей вины.
4.9 «Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность». Это доказательство было необходимо как тем людям, которые имели знак обрезания, так и тем, которые не имели его. Ибо если теперь они были убеждены в том, что Авраам был оправдан верой, они всё же могли думать, что этот путь спасения, тем не менее, принадлежал лишь тому народу, который Господь Бог запечатлел печатью завета как Свой народ. И что этот путь не был одинаковым для всех людей. Вот почему апостол решительно показывает здесь, что это не так. «Блаженство сие относится к обрезанию (?)» Т.е. только лишь к плоти, или только к тем, кто является иудеями по плоти? «Или к необрезанию?» Т.е. оно относится и к язычникам? Апостол доказывает, что это относится и к необрезанию. «Мы говорим», пишет он, т.е. в этом мы убеждены на примере истории. Т.е. мы уже говорили, и из того, что уже говорилось, по его мнению, вытекает, что это блаженство распространяется также на необрезанных. Ибо очевидно, «что Аврааму вера вменилась в праведность».
4.10 «Когда вменилась? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания». Теперь спрашивается: «Когда вменилась …»? Авраам принял знак обрезания в возрасте девяноста девяти лет (Быт.17.24). В это время Измаилу было тринадцать лет (ст.25). Нам необходимо уяснить себе: Авраам ведь не был заранее израильтянином, он был арамеянином, язычником. Этот факт Библия подчеркивает и в других местах: Ис.Нав.24.2, Ис.29.22. Но еще до рождения Измаила вера Авраама вменилась ему в праведность (Быт.15.6). Отсюда становится ясным, что Авраам был оправдан более чем за тридцать лет до учреждения обрезания. И тем самым в достаточной степени доказано, что обрезание не способствовало его оправданию. И что праведность по вере дается и язычнику, как только он приходит к вере во Христа. И, следовательно, путь спасения один и тот же для всех людей. Тот, кто имеет веру, отцом которой является Авраам, праведен и блажен, будь он иудеем или язычником. Апостол доказывает это здесь. Но если обрезание никак не способствовало оправданию Авраама, можно было бы спросить: «Для чего же оно существовало?» В стихах 11-12 апостол отвечает на этот вопрос.
4.11 «И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность». Апостол говорит здесь, что обрезание (внешнее свидетельство) не способствовало оправданию Авраама. Поэтому обрезание не являлось таинством, совершив которое человек достигает праведности перед Богом. Подобно тому, как печать утверждает уже прежде изготовленный документ, так и Бог обрезанием запечатлел праведность (которая, сама по себе, является явлением внутренним), которую Он уже до этого вменил Аврааму через веру. И это подтверждает история об учреждении обрезания (Быт.17). Будем помнить, что обрезание здесь рассматривается, как начальное дело законнической праведности. Ибо иудеи хвалились им не как символом благодати Божьей, но как имеющим заслугу через соблюдение закона. Поэтому и возносили они себя над остальными, словно больше других угождали Богу. Выражением «И знак обрезания он получил…в необрезании» апостол показывает, что обрезание, несмотря на то, что не оправдывает, не является пустым и лишним. Ведь есть у него употребление – удостоверять праведность по вере. Здесь мы имеем место об общей пользе таинств. Ибо они суть (по свидетельству Павла) печати, которыми и обетования Божьи запечатлеваются в наших сердцах, и удостоверяется Его благодать. И всё же ничем не помогут они сами по себе. Из отрывка «так что он стал …» апостол извлекает поразительный вывод: так как Авраам поверил в необрезании, то он принадлежит, прежде всего, язычникам. Авраам является их законным «отцом» (отцом по вере). Ап. Павел присваивает первые притязания на Авраама верующим из язычников. Однако могло возникнуть сомнение: не должны ли и мы по примеру Авраама праведность свою подтверждать этим же символом? Ап. счел этот вопрос достаточно проясненным из того, что уже сказал. Если убедиться в истинности следующих слов ап. Павла: обрезание может лишь запечатлеть благодать Господню, отсюда следует, что ныне оно излишне для нас. Ведь есть уже у нас, христиан, заменяющий его божественно установленный символ. Там, где имеется крещение, уже нет пользы от обрезания. Верить через необрезание как раз и означает, что язычникам не было велено творить на себе знак обрезания.
4.12 «И отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании». «И отцом обрезанных, не только принявших обрезание». Отцом иудеев, не только принадлежащих к потомкам Авраама, но и следующих примеру его веры. Ап. обуздывает плотских сынов Авраама, не имеющих ничего, кроме внешнего обрезания. Ибо небрегли они тем, что было важнее, а именно: подражать вере Авраама, которой одной он приобрел спасение. Отсюда явствует, что апостол старательно различает веру от таинства. Во-первых, для того, чтобы кто-нибудь не довольствовался вторым, не имея первого, как будто этого достаточно для оправдания. Во-вторых, для того, чтобы одна лишь вера исполняла собой всё. Мы так легко рассуждаем и читаем сегодня об этом! Но какие смелые и слова и предложения это были тогда! Тот, кто не в состоянии был понять Павла, тот мог в этих истинах усматривать лишь посягательство на свои священные блага. И пламенной ненавистью преследовать «изменника» Павла. Мы же благодарим его за то, что посредством этого изложения мы можем приобрести истинное отношение к Аврааму, а вместе с этим и ко всему Ветхому Завету. Представить единство всех детей Божьих через веру во Христа – вот одна из главных задач апостола. Ибо это единство или равенство перед Богом также является великим свидетельством того, что Господь смотрит не на заслугу, благость или добродетель какого-либо человека, но лишь на единственное обстоятельство: пребывают ли они в вере Авраама. «Но и ходящих по следам …». На эти слова следует обратить пристальное внимание. «Следы веры» обозначают путь странствия Авраама, начиная с того, как он вышел из земли своих отцов, и до конца его странствия. Авраам не только представил то или иное доказательство своей веры, но вся его жизнь была странствием в вере, стремлением к небесам. Так что даже в той стране, которая была особо дана ему и его потомкам, он считал себя чужим и искал лучшего, небесного отечества (Евр.11.9-16). Это также обозначается словами «ходящих» и «по следам». Никто не является истинным чадом Авраама, если он только временами благочестив и совершает некоторые добрые дела. Но по подлинному расположению своего сердца он «ходит по плоти». Слова «ходить по следам его веры» обозначают жизнь в целом, хождение всю жизнь в Духе. Это предполагает преображение всего человека, всего его пути и всей его сущности. Именно это отличает ложных и истинных христиан друг от друга. Первые иногда могут приложить усилия, чтобы идти по пути святых, упражняться в святости, думать, говорить и делать что-то прекрасное. Но это не их подлинный путь и не их странствие. Ибо их высшее наслаждение заключается в сущности нынешнего мира. Верные же, даже если иногда они оступаются, вновь поднимаются в покаянии и вере, и остаются теми же духовными людьми. Таким был Авраам, и таковы те люди, которые идут по следам его веры.
4.13 «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры». Апостол продолжает на примере Авраама защищать праведность через веру. По слову «Ибо» мы замечаем, что здесь должна существовать связь, должно следовать какое-то дальнейшее доказательство только что сказанного. «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его». Это великое обетование дано Аврааму и его семени не через Закон. Ап. Павел ранее объявил, что обрезание не могло способствовать оправданию Авраама, поскольку он был оправдан верой задолго до своего обрезания. Теперь он добавляет, что всё это великое обетование Аврааму не зависело от какого-либо закона или дела. Но было дано ему совершенно даром, лишь по собственной благодати и доброй воле Божьей. И Авраам принял его лишь верой. В Послании к Галатам 3.18 он показывает, что закон и обетование прямо противоположны друг другу. Он говорит: «Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию». Мы помним, что во времена Авраама Закон еще не был дан. Некоторые, устами исповедуя благодать и веру как путь спасения, всё же добавляют множество условий человеческих качеств и дел, как бы содействующих благодати. Они не осознают, что тем самым они отрицают всё понятие благодати и дара. Об этом апостол часто напоминал, особенно во всех тех местах, где противопоставлял друг другу Закон и благодать, дела и благодать, дела и веру. Когда он здесь провозглашает, что это великое обетование было дано Аврааму и его семени без праведности Закона, он ставит на ее место другую праведность – праведность от веры. «Обетование – быть наследником мира». Обетование «быть наследником мира» – что это такое? Первое и основное обетование, данное Аврааму и возобновленное Исааку, звучало так: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12.3), или «Благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22.18). Итак, через это семя, которым был Христос (Гал.3.16), должно было быть удалено проклятие, из-за грехопадения Адама и Евы, лежавшее на всей земле и на всех ее детях (Гал.3.13-14). И новое благословенное семя распространится по земле, а именно, духовные дети Авраама. Т.о., он должен был стать «отцом многих народов» (стихи 17-18 нашей главы). Об этом также можно сказать, что он стал «наследником мира». Но это не всё, что подразумевает апостол. В качестве залога этого великого обетования Господь Бог также дал Аврааму обетование об обладании землей Ханаана для него и его потомства. Однако этот земной Ханаан был лишь прообразом небесного отечества. И три патриарха: Авраам, Исаак и Иаков сами считали его таковым, о чем свидетельствует автор Послания к евреям (Евр.11.9-10, 13-16). А именно, что они в той стране, которая была им обещана через веру, всё же были как в чужой стране, они признавали себя странниками в этой земле. Они небесным отечеством будут обладать вечно, в нем одном обретут покой (Евр.4.8-9). Авраам должен был стать наследником именно «того века» (Лк.20.35), ибо через его благословенное семя вся земля освободится от проклятия. Так что на ней будет обитать одна лишь праведность (2Пет.3.13). Это небесное отечество в Библии часто называется «наследством» (Евр.9.15; 1Пет.1.4). Но не только Авраам, а и его духовное семя определено в наследники этого небесного отечества. Павел знает, что мы, как «сыновья», являемся и «наследниками», «наследниками Богу и сонаследниками Христу» (8.17). Вот поэтому мы и принадлежим к «семени Авраама» (Гал.3.16), как и Христос, наследие с Которым мы разделяем. Господь Иисус в особом смысле тоже принадлежит к этому семени. Однако Авраам, благодаря особому избранию, конкретно упоминается как «наследник». И на том же основании – «отец многих народов». Слово «наследник» хорошо соответствует титулу «дитя», ведь верующие – это дети Божии. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8.17). «Но праведностью веры». Ранее мы видели, что это выражение не обозначает, что вера сама по себе составляет праведность. Но что здесь подразумевается праведность, которую принимает вера, действенная праведность, т.е. совершенство перед Законом, но которая вменяется верующему (глава 3.22, 24; 5.18-19). Только верующие во Христа обладают действительной праведностью. Христос, Глава царственного народа, прославляет тех, которых Он оправдал (Рим.8.30).
4.14 «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование». «Если утверждающиеся на Законе суть наследники», сказано об идущих по этому пути. Здесь нужно выбрать из двух противоположностей: оправдание должно произойти либо через Закон и его исполнение, либо через обетование и веру. Ибо требующий Закон и принимающая вера полностью противоположны друг другу (Гал.3.12). «То тщетна вера, бездейственно обетование». Если наследниками становятся утверждающиеся на Законе, тогда учение веры бесполезно. «То тщетна вера», т.е. она пуста и обманчива. «Бездейственно обетование». Оно недействительно и упразднено, если право наследования приобретается делами Закона. И вся заслуга Христа, всё, что от начала мира проповедано об этом Богом, Его пророками и евангелистами, всё – ложный и нечестивый обман. Следовательно, апостол говорит здесь то же самое, что в Послании к галатам 2.21 «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Если бы Бог удостаивал усыновления лишь тех, кто исполняет Закон, то никто не смел бы надеяться, что это относится лично к нему. Временами совесть обвиняет людей в том, что они его нарушают. И что наследие не полагается им по Закону. Итак, напрасной стала бы вера. Потому что невозможное условие (соблюсти Закон), не только оставило бы души в неизвестности, но и внушило бы им страх. Т.о., упразднилась бы цель обетования – поддерживать веру. Ибо не приносит оно пользы, если не принимается верой. Апостол учит, что вера погибает, если человек не успокоится в благости Божьей. Суть стиха такова: если спасение содержится в соблюдении Закона, душа не может на него уповать. Более того, многие (такие, которые не зависят от условий; есть обетования условные и безусловные) обетования Божьи, предлагаемые нам, становятся бездейственными. Ни один человек не должен и не может обращать в тщетное и бездейственное то, что даровал Бог.
4.15 «Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления». Это одно из главных мест в Священном Писании, на которое нам нужно обратить пристальное внимание, чтобы научиться правильно различать между Законом и Евангелием. И, как говорит Лютер, «остерегаться дерзости и приходить к Божественному Величеству с нашими жалкими нищенскими делами, как бы желая погасить огонь соломой». «Ибо закон производит гнев» Или «Закон создает гнев» – что это может означать? Некоторые считали, что под словом «гнев» здесь подразумевается гнев человека из-за суда Божия или то ожесточение против Бога и Его Закона, которое возникает в сердце, когда бедный грешник чувствует, что он не может исполнить Закон. Такой гнев тоже может возникнуть. Но контекст и многие схожие по смыслу тексты показывают, что смысл здесь должен быть таким: Закон служит для того, чтобы мы обрели не благодать Божью. Но, наоборот, Его гнев по отношению к нам. Иудейская религия строила всё на убежденности, что Закон производит благоволение Божье. А потому и дарует жизнь и выделяет Израиля из нечистого языческого мира. Павел знает, что это – обман. Мы претыкаемся о Закон, через него мы становимся виновниками. Поэтому Закон производит гнев: гнев внутри нас против Бога и гнев Бога против нас. «Потому что где нет закона, нет и преступления». Эти слова апостола показывают, что здесь подразумевается гнев, происходящий от нашего «преступления», следовательно, гнев Божий. Таково свойство всякого Закона: приносить с собой возможность для преступления, за которым следует гнев, суд, наказание. Там, где нет никакого закона, также не может быть никакого преступления закона. Как говорит апостол в главе 5.13: «Грех не вменяется, когда нет закона». Но поскольку Закон Божий требует совершенной чистоты сердца, совершенной любви и послушания, а после грехопадения этого больше нет в природе человека, отсюда неизбежно следует, что люди Закон преступают. И, следовательно, он производит гнев по отношению к нам. Состояние человека таково, что Закон Божий вовсе не оправдывает, но лишь производит гнев Божий и наказание. Итак, всегда прискорбно пребывать под Законом, если даже мы лучшие из людей. Ибо мы не можем избежать гнева Божия, поскольку мы не совершенны и не безгрешны, а Закон не дает никакой благодати.
4.16 «Итак, по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Апостол переходит к объяснению причины, по которой Господь Бог сделал веру путем спасения. Приводятся три причины, почему обетование дано было Аврааму по вере. Чтобы: 1)было по милости; 2)обетование было непреложно и 3)обетование было непреложно для всех потомков. «Итак, по вере, чтобы было по милости». Эти слова проливают свет на Божий замысел спасения. Апостол говорит, что т.к. наследство вечной жизни нельзя обрести посредством какого-либо нашего послушания или праведности перед Законом, но его нужно принять лишь верой, причина этого заключается в том, что оно должно быть дано по милости. Из-за грехопадения человек настолько испортился, что он не может быть спасен иначе, чем через незаслуженную благодать. Господь Бог хотел прославить Свою милость и вновь даровать вечную жизнь столь же незаслуженно, как Он однажды сотворил человека для вечной жизни (Еф.1.5-12). Но в таком случае великий дар благодати должен быть принят таким образом, чтобы человек не мог присвоить самому себе ни малейшей заслуги, но должен воздать Богу всю славу за него. Это делает лишь вера. Веровать – значит лишить самого себя всякого достоинства и заслуги, и всякой способности спасти самого себя. Итак, никаким иным образом, кроме как через веру, спасение не могло быть принято как милость. «Дабы обетование было непреложно для всех». Такова была вторая милостивая духовная цель, из-за которой обетование вечной жизни основывалось лишь на благодати, и должно было быть принято лишь верой. Т.е. чтобы ни один немощный грешник не утратил его. Бог Сам позаботился о том, чтобы сделать дар благодати определенным и непреложным для каждого человека, и поэтому основал его на Своей свободной и могущественной милости во Христе. Которая не изменяется и не колеблется, не так, как наше немощное благочестие. Он Сам говорит: Ис.46.10 «Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю». Если бы наше спасение и праведность зависели от нашей благости и от нашего благочестия, мы никогда не были бы уверены в том, когда мы были достаточно благими и благочестивыми. И верные сердца понимают это. «Не только по закону, но и по вере потомков Авраама». Если бы обетование было по Закону, то оно ограничилось лишь иудеями (т.к. они имели Закон). Обетование Божье было задумано таким образом, чтобы оно могло охватить всех истинно верующих. И ради этого (ст.17) Он, имея в виду нас (Быт.17.5) производит перемену имени Аврам на Авраам (Аврам – великий отец; Авраам – отец многих народов). «Но и по вере потомков Авраама» – потому что они имеют ту же веру, что и Авраам. И через эту веру они являются духовными детьми Авраама. Лишь от веры во Христа зависит, является ли человек истинным чадом Авраама. «Который есть отец всем нам». Авраам есть духовный отец по вере, как иудеям, так и язычникам. Ап. хочет показать, что и язычники причастны этой благодати. Поскольку тем же обетованием, которым наследие было обещано Аврааму и его семени, язычники также были включены в состав этого семени.
4.17 «Как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», – перед Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее». «Как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов». Мы читаем обетование из книги Бытие: Быт.17.4 «вот завет Мой с тобой: ты будешь отцом множества народов». Согласно толкованию этого обетования апостолом, оно означает, что Авраам должен был, наряду с многочисленным потомством приобрести великое множество духовных детей. Такое толкование апостолом этого обетования Господа является ключом ко всему, что содержит Библия на эту тему. Оно показывает, что Авраам приобретает двоякое семя, что обетование имеет двойственный смысл, и в обоих случаях оно пунктуально исполнилось. Собственно говоря, Бог дал Аврааму три обетования, и каждое из них имело двоякое значение: во-первых, о многочисленном семени, естественном и духовном; во-вторых, о том, что все народы земли будут благословлены в семени Авраама, а именно, через Христа и еврейский народ, Божьих свидетелей перед всеми народами. В-третьих, об отечестве, земном и небесном. Апостольское толкование дает нам библейское основание для такого двойственного понимания Божьих обетований. «Перед Богом, Которому он поверил». Эти слова не относятся к цитате из обетования, но являются словами апостола. Как представляется, их смысл таков: когда Бог сказал: «Я поставил тебя отцом …», ничего подобного не было видно, т.к. Авраам был бездетным. Но, наоборот, казалось весьма нелогичным, что Авраам станет отцом множества народов. Тем не менее, это уже был совершенным фактом «перед Богом, Которому он поверил». Этот смысл прекрасно согласуется с тем, что далее добавляется о Боге. «Животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее». Сначала мы рассмотрим слова «животворящим мертвых». Авраам получил обетование, что будет отцом многих народов, в то время, когда он сам и его жена были уже в сексуальном отношении почти как мертвые (Евр.11.11,12). В стихе 19 сказано об «омертвевшем» теле Авраама и об «омертвевшей» утробе Сарры. От которых теперь должно было произойти столь великое потомство. Поэтому он смотрел на Бога как на могущего вдохнуть жизнь в сухие кости. Могущего дать сына Аврааму, когда он уже стар. Тот, кто верит в Бога, способного воскресить мертвых, также может затем поверить, что Бог может сделать всё, что Он когда-либо говорит. Бог может пробудить язычников, «мертвых по преступлениям и грехам»,к божественной, духовной жизни. Бог «называет несуществующее как существующее». Бог говорит о тех вещах, которых еще не существует, так же, как будто бы они уже существуют, как только Он решил сделать что-то. Т.о., Он говорил Аврааму о том, чего еще не существовало, и уже сейчас дает ему имя Авраам (отец многих). Мы все должны научиться таким образом веровать и думать о Боге. Тогда мы станем истинными потомками Авраама. Тот, Кто Своим словом сотворил небо и землю и повелел «из тьмы воссиять свету» (2Кор.4.6), достаточно силен для того, чтобы из ничего сделать всё, из смерти делать жизнь, из греха – праведность. И из рабства под властью дьявола произвести чудесную свободу детей Божиих.
4.18 «Он, сверх надежды, поверил с надеждой, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твоё»». В ст.18-21 ап. восхваляет силу веры Авраама, употребляя при этом ряд особых выражений для ее описания. «Он, сверх надежды, поверил с надеждой». Ближе к греческому тексту выражение: «И вопреки надежде он поверил в надежду». Обычно «надежда» означает что-то такое, на что уповают естественным образом. Однако в данном случае речь идет не о такой надежде. Здесь мы видим различие между надеждой людей вообще и надеждой христиан. Ибо надежда людей в общем смысле слова не противоречит надежде, но соответствует ей. Т.е. это надежда на то, что может произойти, исходя из здравого смысла. Ибо люди (вообще) не надеются на то, что, как им кажется, противоречит их надеждам. Но они, скорее, надеются на то, что схоже с их надеждами. Или же на то, что определенно может произойти. Т.е. люди мира сего полагают, что нечто произойдет, когда это уже начало происходить. И, в таком случае, они, наконец, надеются, что не будет помехи тому, на что они надеются. Для очей разума и в соответствии с обычным порядком природы у Авраама не было никакой надежды на то, что он может стать отцом. Поскольку и он и Сарра были так стары. Тем более, трудно было ему поверить в то, что он станет «отцом многих народов». Но, вопреки человеческой надежде, всегда ищущей естественные основания, он поверил в ту надежду, которую дал ему Бог. Выражение «в надежду» указывает на сущность и природу веры Авраама. Он сказал в своем сердце: «Я не вижу никакого признака того, что мне обещал Бог. Но я принимаю это обетование так же, как то, что Бог воскресит мертвых». Это и называется веровать. Обычный человек, даже христианин, может рассуждать так: «То явно противоречит надежде разума, что я буду праведен перед Богом, буду угодным Ему и любимым чадом, когда я ежедневно чувствую грех в своей плоти. И то, что Бог уже даровал мне вечную жизнь, ибо я не соответствую званию чада Божьего». Бог Своей благодатью сделал Авраама способным поверить сверх надежды. Тому, кто должен был стать отцом верующих, следовало самому иметь более чем обычную веру. «Через что сделался отцом многих народов». Апостол пишет о том, что становится следствием веры Авраама. Некоторые понимают эти слова таким образом, будто они выражают лишь то, во что поверил Авраам. Следовательно, он поверил, что сделается отцом многих народов. Но слова греческого текста косвенно указывают на такой смысл: он поверил (в любое Божье речение), и посредством этой веры он сделался отцом множества народов. Главное доказательство этого смысла заключается, как было сказано, в греческом выражении. Но, кроме того, мы понимаем, что именно через веру Авраам сделался таким отцом. В этом проявляются суверенитет Бога, Его абсолютная власть и господство. Они представляют собой мощную опору для веры, когда все остальные подпорки колеблются и рушатся. В этом и состоит истинная вера, когда мы утверждаемся на всемогуществе Божьем в выполнении того, что не под силу никаким другим средствам, кроме Его всемогущества. Итак, Авраам поверил в то, что пророчество исполнится и он будет сделан отцом многих народов. Это должно было принести больше пользы язычникам. Он обрел столь сильную веру, что смог отвернуться от всего естественного и веровать в надежду там, где не было никакой надежды. «По сказанному: «так многочисленно будет семя твое». Это было сказано Аврааму. Апостол хочет сказать, что он не изнемог, будучи толкаем к отчаянию многими искушениями, и обратил душу свою к тому, что ему было обещано. Он намеренно приводит краткое свидетельство, чтобы побудить нас к чтению Библии. Именно определенное обетование всемогущего и истинного Бога внушило его сердцу столь чудесную веру. Он поверил в это обетование и пошел своей дорогой в вере. Ходил год за годом, ожидал и веровал, хотя он не видел ни малейшего признака исполнения обетования. Так он ходил четверть века, просто с обетованием и верой. Ибо Писание говорит, что, когда он впервые получил обетование, ему было 75 лет (Быт.12.4), и обетование исполнилось, когда он был в возрасте ста лет.
4.19 «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении». «И, не изнемогши в вере». Это обычный способ выражения противопоставления и это означает, что его вера была очень сильна (ст.20). Однако это не следует понимать так, будто бы Аврааму никогда не приходилось бороться с неверием. Или будто он никогда не чувствовал никакой слабости в вере, от чего обычно страдали другие святые. Апостол прекрасно знал из Писаний, что даже при обновлении завета в книге Бытие 17.15-18 Авраам не мог не думать о преклонном возрасте его самого и жены Сарры. Это мы замечаем, когда он с улыбкой сказал в своем сердце: Быт.17.17 «Неужели от столетнего будет сын?» Но когда апостол всё же говорит: «Не изнемогши в вере», тем самым он дает нам полезное поучение о природе веры, ее силе и ее слабости. Обычно мы думаем, что сила веры должна проявляться в постоянно радостном и смелом духе. И наоборот, что чувство слабости, страха и тревоги характерно для немощной веры. Здесь мы можем усвоить нечто иное. Авраам имел сильную веру, однако его мог охватить страх и трепет. Истинное положение таково, что сила веры проявляется в искушении, а не в радостные дни. Радостный и смелый дух порой может обозначать лишь то, что человек легкомысленно пренебрегает святыми обязанностями и угрожающими опасностями. А также то, что его охватывает сладостное чувство благодати. Но совершенно определенный признак сильной веры можно видеть, когда человек, проявляя внимание к тревожным обстоятельствам, всё же может держаться за обетование Бога, и на этом основании быть смелым и радостным. Но, даже если человек не может быть смелым в искушении, но всё же может сохранить опору на силу и верность Бога, это не в меньшей степени является признаком сильной веры. Здесь говорится, что Авраам не изнемог в вере, т.е. в борьбе со своим разумом, желавшим лишить его надежды. Он одержал победу силой Божьей, устоял в этой борьбе, не выпустил Божьи обетования и надежды из своего сердца, но ожидал исполнения обетования до тех пор, пока дитя лежало у него перед глазами. Далее апостол объясняет, в чем проявилась сила серы Авраама, и говорит: «Он не помышлял, что тело …». Он вполне чувствовал недостатки своего тела. А враг и разум напоминали ему о бесплодии Сарры. Но сила его веры заключалась в том, что он не ослабел в вере, думая об этом. Он не позволил своему взгляду остановиться на этих угнетающих обстоятельствах, не позволил им взять себя в плен. Возражениям разума он всегда противопоставлял всемогущество и истинность Бога. Истинно верующий должен не ослабевать в вере, но непрестанно обращать взор к Богу, к Его качествам и речениям. Соответственно, требуется, чтобы мы смотрели не на свою омертвелую веру, но на верность Божию; не на свою омертвелую любовь, но на любовь Христову; не на свою холодную и немощную молитву, но на непоколебимое Божье обетование. Но мы должны знать, что это потребует трудной борьбы веры, чтобы умертвить разум, который постоянно указывает нам на то, каковы мы сами, что мы делаем и на что мы способны. Лютер говорит: «Аврааму пришлось попросту пленить свой разум и умертвить его». Нет никакого сомнения в том, что вера и разум вели ожесточенную битву в его сердце. Вера, в конечном счете, победила. Так должны поступать и все истинно верующие люди. Далее апостол продолжает объяснять, что он хотел сказать словами «не изнемогши в вере».
4.20 «Не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу». «Не поколебался в обетовании Божьем неверием». Авраам не стал допытываться в неверии, может ли Господь дать то, что обещал. Ведь сомневаться в чем-либо означает отвергать что-либо в неверии и не соглашаться, пока это не будет полностью доказано. Авраам же спросил: «Как это может произойти?» Это был вопрос дивящегося человека. Подобно тому, как спрашивала и дева Мария у ангела, как произойдет то, о чем он ей возвестил. Итак, верующие, когда возвещается им о делах Божьих, величие которых превосходит их восприятие, впадают в удивление. Однако сразу же переходят от него к восприятию силы Божьей. Нечестивые же, выпытывая, насмехаются и отвергают это, словно некую басню. По этой причине Авраам не попрекается за то, что спросил, как мужу ста лет и жене девяноста лет от роду может родиться сын. Поскольку в своем удивлении признавал он силу Божью. Напротив, в Сарре похожий смех и вопрос были достойны упрека, потому что они намекали на тщетность обетования Бога. Причиной всех наших колебаний относительно обетований Божьих является неверие. Когда мы колеблемся, то не обетование Божье разрушается под ногами, но наша вера. «Но пребыл тверд в вере». Он укрепился в вере. Его вера стала более крепкой благодаря опыту. Хотя слабая вера тоже не отвергается, однако похвалы и одобрения удостаивается только сильная вера. «Воздав славу Богу». Апостол говорит здесь, что, поскольку Авраам не сомневался в Божьем обетовании, но продолжал веровать и ожидать его исполнения, как бы плохо ни выглядело положение в глазах людей, тем самым он «воздал славу Богу». Ибо как неверие бесчестит Бога, представляя Его лжецом (1Ин.5.10), так вера чтит Его. Уповая на слово, которое ему сказал Бог, Авраам воздал славу Его мудрости, силе, святости, благости и особенно Его верности. Как говорит Лютер: «Воздать Богу Его истинную славу есть не что иное, как считать Его верным и истинным, мудрым, милосердным и всемогущим Богом, короче говоря, признавать Его тем, кто один творит и дает всякое благо». Наш Господь Бог ничего не требует от нас, людей, чем, чтобы мы воздавали Ему славу и считали Его нашим Богом, Который забоится о нас и слышит наши молитвы. Который милует нас и помогает нам во всякой нужде.
4.21 «И будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное». Апостол конкретизирует, как Авраам в данном случае воздал славу Богу. Опыт показывает, что ничего не является таким трудным, как воздать силе Божьей заслуженную честь. Прежде конкретных испытаний никто не отрицает, что Богу всё возможно. Однако, как только встречается что-нибудь такое, что мешает ходу Божьих обетований, мы сразу же засомневаемся, отказываем Богу в могуществе. И это свидетельство нашего неверия, когда силу Божью мы меряем собственной меркой. Необходимо верить не только тому, что Бог верен, но и тому, что он силен. Бог заставил Авраама глубоко задуматься о том обстоятельстве, что всё, обещанное Господом, Он исполнит. Для Него не могло быть ничего невозможного. Та же самая истина побудила деву Марию уверовать в благовещение о том, что она, «не знавшая мужа», станет матерью Сына Божия, когда ангел напомнил ей: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1.37). Веру не может остановить вопрос разума: «Как это возможно?» Но она отсекает все такие возражения ответным вопросом: «Есть ли что-то столь чудесное, чтобы Господь не мог этого сделать?» Как блажен тот человек, который имеет такого Бога и лишь в Его всемогуществе и верности обретает свое утешение и силу. Таким человеком был Авраам.
4.22 «Потому и вменилось ему в праведность». Здесь апостол возвращается к своей главной теме, оправданию через веру. Т.к. Авраам отважился полностью положиться на Божье обетование, то Бог проявил к нему свое благоволение, И не только оправдал, но и превзошел его ожидания, вменив ему веру в праведность. Это объясняет, почему именно веру избрал Бог как первое условие оправдания – потому что именно она более всего воздает славу Богу. Авраам не отверг обещанной благодати. Следует постоянно помнить и держаться связи между верой и словом. Ибо вера не может ожидать больше, чем берет она от слова (т.е. от Божьих обетований). Важно обратить внимание на этот отрывок. Ибо иначе здесь может показаться, будто бы апостол, в конечном счете, учит, что Авраам был сочтен праведным из-за какой-то своей собственной заслуги, а именно, из-за своей твердой веры. Вспомним о том, что было предметом веры Авраама, что было содержанием обетования. Суть обетования: «В семени твоем благословятся все народы земли». Это обетование о святом Семени, о Спасителе. Господь Иисус ясно сказал, что предмет веры и радости Авраама был таков: Ин.8.56 «Авраам, отец ваш, был рад увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Когда мы осмыслим этот отрывок, суть его будет таким: Авраам непоколебимо и твердо верил в обетованного Спасителя. Он верил, что не его собственная вера или какая-либо иная добродетель была праведностью, действительной перед Богом. Он твердо верил в грядущего Искупителя, это и вменилось ему в праведность.
4.23 «А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему». В стихах 23-25 апостол применяет всё сказанное в них к нам. Он теперь открыто утверждает, что в лице Авраама был дан пример общего оправдания, относящегося ко всем. «А впрочем, не в отношении к нему одному написано». Этот отрывок буквально переводится так: «Но это написано не только ради него». Это предназначалось не только в качестве исторического памятника Аврааму или повествования об его особых достоинствах. Повествования о жизни ветхозаветных святых даны нам не только как история, но и как поучительные примеры. Это особенно касается истории Авраама. Она была написана для нас, чтобы уверить нас, что праведность Авраама – это та самая праведность, которой Бог требует и от нас. Это написано как для патриархов, так и для нас, достигших последних веков, т.е. для всех времен и народов. Ибо благодать Божья вчера, сегодня и вовеки та же. Писание ясно различает, чему следует подражать, а чего остерегаться. Поэтому, будем помнить, что библейские истории надо читать так, чтобы поиметь от них плод надежного учения. В самом деле, и прочие люди от начала мира были оправданы таким же образом; но оправдание Авраама через веру стало первым, о котором было объявлено столь ясными словами.
4.24 «Но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего». Написано об Аврааме и для нас, потому что «вменится и нам», т.е. праведность вменится. Евангельский путь оправдания есть путь вменения праведности. Ап. употребляет глагол «вменится» в будущем времени, чтобы подчеркнуть непрерывность этой милости для церкви. Наша общая обязанность как условие этой привилегии – верование. В слова «но и в отношении к нам» апостол включает всех людей, которые когда-либо до последнего дня будут искать Божьей благодати. Это также написано и ради нас, ибо праведность будет вменена нам так же, как Аврааму. И мы также идем по тому же пути, что и он, а именно, веруем во Христа. Итак, мы должны верить «в Того, Кто воскресил Иисуса Христа». Не только верить в Его силу, что Он мог это сделать, но и уповать на Его благодать, что Он воскресил Его ради нас. Если бы апостол просто сказал, что веруем мы в Бога, не было бы столь ясно, какое отношение имеет это к достижению праведности. Однако, указывая на Христа, показывает, из какого источника проистекает вменение праведности. Тот, кто желает спастись через веру, должен веровать не только во всемогущего Бога, но именно в воскрешение Христа из мертвых. Он должен веровать в Евангелие, в то, что оно содержит о смерти и воскресении Христа.
4.25 «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это изречение многие богословы называют узлом, в котором сосредоточена вся христианская вера. В этом стихе мы имеем краткое изложение значения смерти и воскресения Иисуса Христа. «Который предан за грехи наши». Когда апостол противопоставляет друг другу слова «предан» и «воскрес», то под словом «предан» подразумевается «предан на смерть». Поскольку мы знаем, что во всех других местах Библии представлена смерть Христа как основание для нашего оправдания. Смысл данного стиха таков: в Своей смерти Христос был носителем греха, обремененным грехами всего мира, за которые Он заплатил Своей жизнью. В Своем воскресении Он, как наш Поручитель, был оправдан и «приобрел вечную праведность» (Дан.9.24), жизнь и нетленную сущность для мира. В Своей смерти Он «сделался грехом ради нас» и «проклятием» и, благодаря этому, искупил нас от вины греха и проклятия Закона. Этим Он удовлетворил божественную справедливость и претерпел ту смерть, которая была наградой грешнику. Послушанием Христовым, доказанном в Его смерти, порождена была наша праведность. «И воскрес для оправдания нашего», для завершения нашего оправдания. Его воскресение знаменовало собой победу праведности и жизни над грехом и смертью, оно увенчало и запечатлело Его совершившееся деяние примирения. Как второй Адам, как наш Посредник и Поручитель, Он взял на Себя ответственность за наш грехи, и претерпел наше заслуженное наказание. Дабы исполнить то, что требовала божественная карающая праведность. Всё это Он исполнил, отдав себя в жертву и искупив нас Своей кровью. Своим воскресением Он представил всем людям доказательство того, что Он пострадал и умер как святой и Сын Божий, за грехи других. Но также и то, что удовлетворение за наша грехи, которые Он взял на Себя, было совершенно одобрено и принято Богом Отцом. Т.е. Он был освобожден от всех долгов, наказаний и судов, которые Он как Поручитель людей принял на Себя. В стихе из 2Кор.5.14 читаем, что «если один умер за всех, то все умерли». Это также относится к Его воскресению: мы все в Нем предстали перед очами Божьими, так что Он воскрес оправданным ради всех, как будто мы все воскресли праведными. Поэтому Он и называется: «Господь – оправдание наше». Поэтому и воскресение Христа в самом подлинном смысле является основанием нашего оправдания. Именно это апостол хотел сказать словами о том, что Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
Но Христос Своим воскресением также вошел в непреходящее священническое служение, посредством которого Он непрестанно предстоит за нас перед лицом Божьим. В этом наша непреложная и совершенная праведность перед Богом. Благодаря этому мы значим для Бога Больше, чем мы думали. Следовательно, мы видим, что наше оправдание во всех отношениях основано на воскресении Христа. Тот, кто знает, верует, исповедует, что Бог отдал Своего Сына на смерть за наши грехи, но всё же продолжает жить во грехе, служа миру и дьяволу, попирает Сына Божия. Это поистине непростительно. Подумай об этом, когда ты возвращаешься к своим грехам. Тот же, кто ищет спасения своей души, найдет во Христе всё, в чем он нуждается для жизни и блаженства, даже если он – несчастнейший из грешников.