КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 9
В предыдущих главах апостол доказал, что оправдание и спасение достигаются исключительно верой, а не делами Закона, через Христа, а не через Закона Моисея. Он теперь переходит, в этой и последующих главах, к обсуждению могущего возникнуть возражения. Если всё это так, то что будет с Израилем как народом и с израильтянами? И особенно с теми из них, кто не принял Христа и не уверовал в Евангелие. Что будет с обетованием, данным их отцам? Апостол выражает сожаления по поводу упрямства иудеев. Он показывает, что иудеи не были лишены обетования, данного их отцам, и напоминает нам, что язычники были призваны.
9.1 «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом». «Истину говорю», а именно относительно моего сожаления. Мудрость Павла состояла в том, что он смог смягчить, в пределах возможного, те истины, которые звучат резко. Иудеи испытывали по отношению к нему более сильную вражду, чем к другим апостолам, как это явствует из книги Деяний апостолов. И поэтому были склонны превратно понимать его. Чтобы предотвратить это, он начинает свои дальнейшие рассуждения этим признанием, чтобы они не думали, будто он торжествует по поводу их отвержения или радуется ожидающим их бедствиям. Апостол был очень далек от подобных настроений, поэтому резко возражает против них. «Во Христе» - т.е. в вере в Иисуса Христа и покорности Ему. Апостол начинает эту главу с клятвы и свидетельствования, что говорит о том, что в таком увещевании имеется нужда. Расширим его слова: «Я говорю как христианин, как принадлежащий к народу Божию, к детям Его, которые не хотят лгать и льстить. Я обращаюсь к Христу, испытывающему сердца». «Не лгу» - как неверующие в Иисуса Христа иудеи говорят обо мне, будто я притворяюсь, желая польстить и угодить им. Что хочу ввести их в заблуждение. Ибо тот, кто осмеивает и осуждает ближнего своего, говоря при этом, что любит его, добавляет к своей ненависти еще и ложь. «Свидетельствует мне совесть моя», т.е. я говорю от всего сердца, нисколько не кривя душой. «В Духе Святом» - потому что без Духа Святого моя совесть может обманывать и быть обманута. Клясться именем Божьим в собственном смысле означает призывать Его в свидетели для удостоверения в неясных вещах, и, если мы лжем, одновременно навлекать на себя Его суд.
9.2 «Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». То, о чем он собирался заявить, было не только великим и важным, но также и сокровенным. Это касалось его сердечной печали. Он не говорит, о чем была его печаль. Простое упоминание о ней уже было неприятно и тягостно для него. Однако ясно, что он имел в виду отвержение иудеев. Любовь заключается не только в приятности и удовольствиях, но также и в печали. Но вскоре он называет причину своего страдания. То, что ап. Павла так мучила погибель иудеев, хотя он и знал, что происходит это по желанию и распоряжению Божию, научает нас, что вовсе не мешает послушанию Божьему провидению, если мы будем воздыхать о погибели потерянных людей. Даже зная, что определены они к ней праведным божественным судом. Ибо одна и та же душа может иметь двойственное чувство. Взирая на Бога, охотно соглашается она с тем, что некоторым Он постановил погибнуть. А смотря на людей, сочувствует их горю. Это относится к благочестивым людям.
9.3 «Я желал бы сам быть отлученным от Христа, за братьев моих, родных мне по плоти». Ап. Павел готов был отказаться от собственного спасения, если таким способом можно было бы спасти Израиля, точнее иудеев, многие из которых поносили его и пытались его погубить. Слово «Яжелал бы» во многих местах Библии переводится как «молиться». Т.к. апостол всё обсуждал со своим Господом, то он и это дело принес в молитве перед Ним. Это та любовь, о которой он говорит в 1Кор.13. «Сам быть отлученным от Христа». Отлученным от общения с Ним и с Его святыми. Апостол не мог бы больше выразить пламенность своей любви, чем этим свидетельством. Ибо совершенная любовь та, что не боится даже смерти ради спасения друга. Однако слова апостола говорят, что он имел в виду не только временную погибель, но и вечную смерть. Итак, он весь устремлен к спасению иудеев. Апостол объясняет свою привязанность к иудеям и озабоченность их судьбой следующими причинами: «за братьев моих, родных мне по плоти». Хотя они всегда были злобно настроены против него, тем не менее, он говорит о них с уважением. Это открывает в нем человека, исполненного духа прощения. Мы несем ответственность о духовном благе наших родных. И будем держать перед Богом особый ответ за них, за то, как мы заботились о них.
9.4 «То есть израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования». Здесь он открыто говорит о причине, почему его столь сильно мучает погибель народа, что готов он искупить их даже ценой собственной погибели. «То есть израильтян, которым принадлежит …». «Израильтяне» - семя Авраама, друга Божьего. И потомки Иакова, избранника Божьего, состоящие в завете с Богом и удостоенные привилегий. Ап. приводит следующие привилегии иудеев: а) «усыновление» - имеется в виду не то усыновление, что спасает и дает вечную жизнь, но внешнее, прообразное, дающее право на владение землей Ханаанской. Сам Бог считает Израиля Своим первенцем (Исх.4.22, Втор. 14.1, Ос.11.11). б) «слава» - ковчег с крышкой, над которой, между херувимами, пребывал Бог, был славой Израиля (1Цар.4.21). Многие символы и знаки Божьего присутствия и водительства – облако, скиния, особые милости, дарованные им – всё это составляло их славу (Втор.4.7, Исх.40.34, 3Цар.8.11, Евр.9.5). в) «заветы» - завет с Авраамом и заветы, часто возобновлявшиеся с потомками его по разным поводам. Это были: завет на Синае (Исх.24), на равнинах Моава (Втор.29), в Сихеме (Иис.Н.24) и многие другие. Они всё еще принадлежат Израилю. г) «законоположение» - именно им были даны обрядовой и правовой законы, а также нравственный закон. Это великое преимущество иметь Закон Божий. д) «богослужение» - израильтяне имели постановления о храме, о жертвеннике, о жертвоприношениях, праздниках, священниках. В то время как другие народы поклонялись и служили идолам, израильтяне служили истинному Богу по правилам, установленным Им Самим. е) «обетования» - особые обетования, как дополнение к завету и обетования, относящиеся к Мессии и евангельскому веку.
9.5 «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Имеет некоторую важность, вести свое происхождение от святых и возлюбленных Богом. «Их и отцы», т.е. Авраам, Исаак и Иаков, пользовавшиеся особым расположением Бога. Иудеи были их потомками и очень гордились этим. Ради отцов они были приняты в завет с Богом. «И от них Христос по плоти». Самой великой честью для них было то, что от них произошел Спаситель мира по плоти, т.е. по Его человеческой природе. Ибо Он воспринял семя Авраамово (Евр.2.16). «Сущий над всем Бог …». Ап. Павел говорит о Христе столь величественно с той целью, чтобы иудеи не думали непочтительно о Нем на том основании, что Он был из их рода. Это определение является полным доказательством божественности Христа.
9.6 «Но не то, чтобы слово Божье не сбылось. Ибо не все те израильтяне, которые от Израиля». Чтобы нам не потерпеть такого же крушения, какое потерпели иудеи, нам тоже надо читать эту главу и последующие, несмотря на то, что они написаны об иудеях. «Но не то, чтобы слово Божье не сбылось», т.е. будто было отменено слово Бога, Который обещает спасение Израилю. Поскольку из того, что апостол оплакивал погибель своего народа, кажется, следовала та нелепость, что завет, заключенный Богом с Авраамом, потерял силу. Самым ужасным явилось бы то обстоятельство, если нельзя было бы более положиться на слово Божье. Когда мы ошибаемся в толковании слова Божьего, неправильно понимаем Его обетование, то порой мы начинаем пререкаться с Богом по поводу его исполнения. Поэтому в первую очередь необходимо уяснить себе его смысл. «Ибо» - причина в том. «Не все те израильтяне, которые от Израиля». Лишь немногие являются истинными израильтянами. Ап. Павел объясняет, что когда Бог сказал, что будет Богом Авраама и семени его, то Он имел в виду не всех потомков Авраама по плоти, но с определенным ограничением. Обетование с самого начала относилось к Исааку, но не к Измаилу, к Иакову, но не к Исаву. Так и теперь обетование относится только к верующим иудеям, принимающим Христа и христианство.
9.7 «И не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано) «в Исааке наречется тебе семя»». Многие потомки Авраама на самом деле были далеки от истинных израильтян, получивших часть в спасающей благодати. Многие таковыми являются только по названию и исповеданию. Благодать по крови не передается. «В Исааке наречется тебе семя» (Быт.17). Павел старается показать, что тайное избрание Божье господствует нал внешним призванием. Среди первых сыновей Авраама, еще при его жизни, один был отделен от всех прочих. Тем более это могло происходить и в последующих поколениях его потомков.
9.8 «То есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя». «То есть, не плотские дети суть дети Божии». Апостол доказывает, что дети по плоти как таковые, имеющие плотское родство с Авраамом, не могут быть чадами Божьими только на этом основании. Ибо тогда Измаил тоже мог бы претендовать на это сыновство. Это замечание касалось неверующих иудеев, хвалившихся своим родством с Авраамом по плоти, но искавших оправдания плотским путем. Измаил был сыном по плоти, зачатым Агарью, которая вполне могла иметь детей. Ничего сверхъестественного не было в его зачатии, как в случае с Исааком. Он олицетворял собой тех (Гал.4.29), кто надеется достичь оправдания своими силами, своей праведностью. «Но дети обетования признаются за семя». Те, кто имеет честь и счастье почитаться за семя, обрели это исключительно по обетованию. Исаак был сыном обетования, что апостол доказывает в ст.9, цитируя Быт.18.10. Он был зачат и рожден силой обетования и согласно обетованию, став прототипом и прообразом тех, кто ныне почитается за семя, т.е. истинно верующих.
9.9 «А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын»». Апостол цитирует из Быт.18.10. Исаак был сыном обетования, хотя он зачат и рожден по плоти. Над его человеческой историей рождения возвышается чудо Божье. Он стал прототипом и прообразом тех, кто ныне почитается за семя, т.е. истинных верующих. Апостол хочет, чтобы сыны обетования понимались также как сыны избрания и предопределения.
9.10 «И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего». Пример Иакова и Исава еще более убедительно показывает, что не все плотские потомки Авраама наследуют обетование. Но только те из них, кого Бог предназначил согласно Своей суверенной воле. Между Измаилом и Исааком имелось различие, поскольку Измаил был сыном служанки. Но эти оба были из одной утробы, и притом двойняшки. И всё равно один отвергается, а другой усыновляется Господом. Откуда явствует, что исполнение обетования не относится ко всем плотским сынам без различия. Не только Аврааму было открыто это особое избрание, но и после него Ревекке, когда она родила эту двойню.
9.11 «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, дабы изволение Божье в избрании происходило». «Когда они еще не родились». Апостол продолжает доказывать, что между плотскими сынами Авраама имеется разница. Хотя все они и были усыновлены в общество обрезанных, однако благодать Божья не во всех них была действенной. Только те, кто пользуется благословением Божьим, и являются сынами обетования. Теперь апостол открыто относит причину этого различия к избранию Божию, притом незаслуженному, не зависящему от людей. Сделаем вывод: как благословение завета отделило израильский народ от всех прочих народов, так и людей из этого народа отделило избрание Божье. «И не сделали ничего доброго или худого». Апостол показывает, что Бог, устанавливая это различие, не мог смотреть на дела, которых еще не было вовсе. Есть те, кто доказывает, что ничего не мешает избранию Божию различать между людьми в зависимости от их заслуг и дел, поскольку Бог предвидит по будущим делам, кто окажется достойным или недостойным Его благодати. Эти люди скорее не толкуют Павла, а восстают на главный принцип богословия. «Дабы изволение Божье в избрании происходило». Если бы имели значение дела, было бы сказано, что делам приличествует своя награда. Но апостол противопоставляет этому изволение Божье, основанное на Его благоволении.
9.12 «Не от дел, но от Призывающего, сказано было ей (Быт.25.23): «больший будет в порабощении у меньшего»». «Не от дел, но от Призывающего». Апостол говорит, что это относится не к делам, а к призванию. Поэтому ложно и противно слову Божию учение, утверждающее, что Бог, как предвидел, что кто-то будет достоин или недостоин Его благодати, так и избрал или отверг этого человека. «Больший будет в порабощении у меньшего». Вот как Господь различает между сынами Исаака, еще сокрытыми в утробе матери. Бог удостоил меньшего особого благоволения, в котором отказал большему. Хотя это и относилось к праву первородства, в этом деле была объявлена воля Божья.
9.13 «Как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»». (Мал.1.2-6). Все эти заявления были приведены для того, чтобы человек признал величие Бога и не ставил Творца в зависимость от творения. Одни полагают, что ап. говорит об Иакове и Исаве не как о личностях, а как о родоначальниках двух народов. Бог никакого человека не осуждает просто потому, что Ему так хочется, но в соответствии с тем, что он заслужил. Другие понимают Божье избрание и отвержение как относящееся к народам в их совокупности. Апостол хочет оправдать Бога в том, что Он призывает язычников, принимает их в Церковь и в завет с Собой. И в то же время позволяет непокорным иудеям упорствовать в своем неверии и поэтому оставаться вне церкви. Избрание Иакова, предпочтение его перед Исавом, старшим братом, было предзнаменованием того, что иудеи, хотя и являются семенем Авраама, первенцами Церкви, будут отвергнуты. А язычники, младшие по отношению к ним братья, будут приняты вместо них, получат первородство и вытекающие из него благословения.
9.14 «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». «Что же скажем?» на эти примеры и на то, что следует из них. Плоть не может слышать эту премудрость Божию, не задавая при этом дерзких вопросов, и не пытаясь так или иначе привлечь Бога к ответу. Поэтому мы видим, как апостол всегда, когда говорит о некой возвышенной тайне, отвечает на многие абсурдные возражения, которые по его сведению занимают человеческий разум. Особенно часто претыкаются люди тогда, когда слышат то, что в Библии сказано о предопределении. Поэтому там, где речь идет о предопределении, любопытство тут же необдуманно бросается в глубокую бездну. Итак, может быть, для благочестивых полезно забыть о предопределении? Никак. Поскольку Святой Дух не учит ничему для нас бесполезному, без сомнения полезно то знание, которое содержится в словах Божьих. Итак, не будем пытаться узнать что-либо, кроме того, что преподается в Библии. Там, где Господь закрывает Свои священные уста, пусть и мы положим преграду своим мыслям. Но поскольку мы люди, которым приходят на ум глупые вопросы, узнаем у ап. Павла, как следует на них отвечать. «Неужели неправда (беззаконие) у Бога?» Воистину знаменательно безумие человеческого разума, что он скорее вменяет несправедливость Богу, нежели себе самому слепоту. Ибо ап. Павел хотел отбросить всё, что могло бы смутить его слушателей, но ему всё равно пришлось ответить на нечестивое сомнение, возникшее у многих, как только они услышали, что Бог обращается с каждым по Своему желанию. Бог, пройдя мимо одного, призирает на другого.
Если Бог, имея дело с людьми, поступает таким произвольным образом, избирая одних и отвергая других, то нельзя ли предположить, что у Него есть неправда? Ибо, кажется, что так оно и есть, потому что Он осуждает одного, хотя он не сделал никакого зла, и любит другого, хотя он не совершил ничего хорошего. Причину этого надобно искать только в Его изволении. Ведь если бы различие основывалось на рассмотрении дел, напрасно поставил бы апостол вопрос о несправедливости Бога. Там, где Бог обращается с каждым по его заслугам, не может возникнуть подобного подозрения. «Никак». Апостолу страшно от такой мысли. Мы не должны давать места таким мыслям. Вспомним слова Авраама Богу: Быт.18.25 «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Апостол отвергает такое заключение и доказывает обратное.
9.15 «Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею»». Апостол цитирует отрывок из книги Исх.33.19, чтобы показать Божий суверенитет в распределении Своего благоволения. Касательно избранных Бога нельзя обвинять в несправедливости. Ибо Он их удостоил милосердия по благоволению Своему. Однако же и здесь плоть находит повод для ропота, ибо не может простить она Богу, что одного Он удостоил благоволения больше чем другого. Апостол не отрицает, не скрывает, но с несгибаемым постоянством утверждает это учение. «Ибо Он», т.е. Бог «говорит Моисею». Бог не является несправедливым потому, что милует тех, кого Ему угодно. Однако, поскольку для Бога превыше всего Его собственный авторитет, и не нуждается Он ни в каком покровительстве, ап. Павлу достаточно было заявить, что Бог Сам отстаивает Свое же собственное право. Апостол приводит здесь ответ, который Моисей получил от Господа, когда молился о спасении всего народа. Этим речением Господь объявил, что не должен никому из смертных. Затем, что это благоволение свободно, и оказывает Он его по Своему изволению. На вопрос, почему благоволит и благодетельствует Он отдельным личностям, а не всем людям, отвечает, что нельзя помыслить никакой причины выше Его собственной воли. «Кого миловать, помилую», т.е. кого Я извечно предопределил помиловать, от того никогда не отниму милосердие Свое. И буду сопровождать постоянным благоволением того, к кому Я решил быть милосердным. Так Он высшей причиной наделения благодатью называет Свою волю. Божье милосердие не предназначено для всех. Когда же избрание приписывается внешним причинам, у Бога отбирается эта свобода. И таким образом, причина того, что Бог не является несправедливым, заключается в том факте, что Он пожелал так, и это угодно Ему извечно. И Он никому ничего не должен, ибо Его воля и Его закон. Свободная воля, которая никому не подчиняется, не может быть неправедной, поскольку в этом случае она не совершила (и не могла совершить) ничего против Закона (потому что она свободна, т.е. не под Законом). «Кого жалеть, пожалею». Кого Я решил пожалеть и простил извечно. Такое заявление кажется резким и жестоким, но на самом деле оно является мягким (сладкозвучным). Потому что этим заявлением Бог дает нам знать, что Им определяется всякая помощь и любое спасение. Так что Он Сам и лишь Он один может спасать нас, как мы читаем в Рим.11.32. «Пожалею» - прощу или отпущу грехи в назначенное время и в соответствии с Моим обетованием. Этот стих содержит очень сильное выражение и повторение еще более усиливает его. Оно подчеркивает совершенный абсолютизм Божьей воли. Бог делает, что хочет, никому ни в чем не давая отчета. Как великие слова «Я есмъ Сущий» (Исх.3.14) выражают абсолютную независимость Его бытия, так слова «кого помиловать, помилую» выражают абсолютный суверенитет Его воли. Апостол апеллирует к словам Самого Бога. Бог есть компетентный Судия и в том, что касается лично Его.
9.16 «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». «Итак, помилование зависит не от желающего». Из этого свидетельства апостол делает неоспоримый вывод: наше избрание нельзя приписать ни нашему усердию, ни старательности, ни попыткам. Спасение и праведность зависят не от желания человека. Наше спасение надо относить лишь к совету Божию. Т.о., избранные избраны не потому, что этого заслужили или как-то снискали себе благоволение Божие. Или что в них есть какая-то капля достоинства, побуждающая Бога избрать их. «И не от подвизающегося». Апостол «подвизанием» называет здесь «старание и усердие». Итак, не в нашей воле, не в наших стараниях находится то, что мы числимся среди избранных. Но всё это принадлежит благости Божьей, которая воспринимает не хотящих, не стремящихся и даже не помышляющих. Апостол исключает всякие наши усилия. Но это не означает, что не надо нам хотеть подвизаться, если ап. Павел отрицает, что спасение принадлежит хотящему и подвизающемуся. Ведь апостол хотел лишь сказать, что хотение и подвизание не могут ничего решать. Итак, здесь не говорится о том, чтобы мы подавляли в себе Духа Божия, дающего нам искорки благочестия, но чтобы уразумели: от Бога происходит то, что имеем мы сами. Поэтому и учимся мы всё просить у Него, и на всё надеяться, и к Нему относить всё полученное нами, со страхом и трепетом совершая свое спасение. «Но от Бога милующего». Итак, мы видим, что милосердию Божию так приписывается спасение тех, кого Богу было угодно сохранить, что ничего уже не остается для человеческого усердия. Некоторые думают, что слова эти произнесены от лица нечестивых. Ибо невозможно те места Библии, где ясно утверждается Божья справедливость, перетолковывать как изобличающие ее тиранию. Как это Павел позволил так легко насмехаться над Писанием? К таким уловкам прибегают те, кто измеряет это несравненное таинство Божье мерками своего разума. Но скорее подобало им склонить собственное упорство к повиновению святому Духу, чтобы не быть приверженными своим грубым и ложным измышлениям.
9.17 «Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Апостол ясно старается показать, каким образом Бог, отвергая тех, кого хочет, не только не подлежит упреку, но и достоин восхищения в Своей мудрости и справедливости. «Ибо» - в этом заключается причина. «Писание говорит», т.е. апостол пересказывает то, что написано в Исх.9.16. В этом стихе Господь утверждает, что именно Он поставил фараона для Своей цели. Вероятно, это был упрямый, наглый, жестокий и смелый человек. «Фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою». Цель эта: пытаясь надменно противостоять божественной силе, фараон послужит свидетельством того, сколь непобедима рука Господня. Его руку не то что сломить, но даже вынести не может никакая человеческая крепость. Здесь рассмотрим две вещи: предопределение фараона к поражению, относящееся к совету Божию. А затем и цель его предопределения: чтобы имя Божье провозглашалось по всей земле. Не происходит ли в данном случае, будто Бог понудил человека восстать против Него? Фактически фараон в любое мгновение своей жизни хранил свою независимость, действовал совершенно самостоятельно и в полной свободе. Поэтому Библия в состоянии сказать о нем, что он сам ожесточил свое сердце (Исх.8,15 и 28; 9.34 и 35). «Сосуды гнева» и «сосуды благодати» не являются куклами, которых дергают и водят на ниточке. История не является шахматной игрой Божьей, в которой Он движет мертвыми фигурами. «И чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Проповедано и провозглашено, а имена египетских богов были унижены. Во всех Своих делах с фараоном Бог хотел прославить имя Свое и возвеличить власть Свою над гордостью и наглостью этого великого дерзкого тирана. Бросавшего вызов самим небесам и попиравшего всё справедливое и святое на Земле. Если бы фараон не был столь высок и могуществен, столь смел и упорен, то в низложении его не так ярко проявилась бы власть Божья. Вывод: порой Бог возвышает грешников для Своих целей, обеспечивая им внешнее благополучие и временные привилегии (Мф.11.23) и удерживая от них Свою милость.
Бог обращается с человеком в силу Своего предвечного плана по Своей свободной воле, сознавая собственную ответственность. Так что во всём совершается Его божественная воля. Или, может быть, только человек должен иметь права? И только он способен выдвигать свои притязания и осуществлять свою волю, а Бог не должен делать этого? Наша греховность оспаривает у живого Бога-Творца Его права. Павел хочет именно того, чтобы нам скорее освободиться от этого превратного состояния и чтобы нам скорее склониться перед Богом. Как это подобает твари перед Творцом и Господом. Бог обладает правом проявлять Свою силу. А сущность Божьего Божества состоит в том, что Его имя будет провозглашаться по всей земле.
9.18 «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Приведен вывод из обоих утверждений. Апостол говорит, что Бог по Своему хотению удостоил милосердия того, кого было Ему угодно. А в ком захотел, осуществил строгость Своего суда. Апостол хочет научить нас, чтобы в различии, которое мы видим между избранными и отверженными, наш разум довольствовался тем, что именно так и было угодно Богу: одних просветить к спасению, а других ослепить к смерти. И апостол не изыскивает никакой причины выше божественной воли. Слово «ожесточает», когда Библия приписывает его Богу, означает не только дозволение, как хотят понимать некоторые теологи. Оно означает и действие божественного гнева. Ибо все внешние вещи, способствующие ослеплению отверженных, суть орудия Его гнева. Даже сам сатана, ожесточая человека изнутри, является Его слугой, ничего не делающим без Его приказа. Итак, ниспровергнута та пустая уловка, которую измыслили схоласты, говоря о предузнании. Апостол не говорит, что Бог предвидел падение нечестивых, но что падение это было устроено по Его совету и воле. Как и Соломон учит не только тому, что погибель нечестивых предвидена, но и тому, что сами нечестивые созданы для того, чтобы погибнуть (Пр.16.4). Апостол сам тут же приводит на свои слова возражение и начинает говорить о том, что могла бы ответить противная сторона.
9.19 «Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» «Ты», мудрый по плоти человек. «Скажешь мне: за что же еще обвиняет?» Здесь особенно возмущается наша плоть. Ведь она слышит, что к хотению Божию относится то, что погибающие предопределены к смерти. Апостол искусно выражает их чувствования. Не довольствуясь собственной защитой, они ставят Бога на место обвиняемого. А затем, переложив на Него вину за свое осуждение, восстают против Его всемогущества. Если Бог, даруя благодать одним, отказывает в ней другим, то почему же Он винит тех, кому отказывает? Если Он отверг иудеев, скрыл от глаз их то, что могло бы послужить миру их, то почему же ставит им в вину их слепоту. На это возражение апостол ниже дает подробный ответ. «Ибо кто противостанет воле Его?» Что значит: эффективно противостать Его воле невозможно, потому что «Бог наш на небесах; творит всё, что хочет (Пс.113.11). Ис.46.10 «Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю».
9.20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): «зачем ты меня так сделал?» «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Не подобает творению возражать Творцу, не пристало человеку перечить Богу. Нам следует подчиняться Ему, а не возражать. Нечестивые возражают, что люди не виновны, если в их погибели и спасении роль играет только Божья воля. Апостол не отрицает это, более того, он подтверждает своим ответом. Он делает то, что было в высшей степени необходимым: он напоминает людям об их положении. Как бы говорит: «Будучи человеком, ты признаешь себя землей и прахом, почему же ты споришь с Богом о том, что не можешь постичь?» Надменные люди возмущаются, что ап. Павел, не отрицая, что люди избираются и отвергаются по тайному совету Божию, не приводит при этом причины. Словно Дух Божий умолк, исчерпав все доводы. Он, скорее, увещевает нас молчанием Своим с почтением поклониться той тайне, которую не в силах постичь наш разум. И таким способом обуздывает человеческое любопытство, щадит нашу немощь. «Изделие скажет ли …». Мы – творение рук Бога, а Он – Создатель наш. Нам неразумно бросать вызов или обвинение Его мудрости за то, что мы устроены по тому или иному образцу. Грубая, бесформенная масса вещества не может претендовать на ту или иную форму. Она формируется по желанию того, кто обрабатывает ее. Хорошей иллюстрацией суверенитета Бога над нами является власть горшечника над глиной. Апостол ссылается на Библию, скорее на Ис.45.9, нежели на Иер.18.6. В Иер.18.6 с помощью такой аналогии Бог заявил, что Израиль находится в Его руке, так что Он может совершенно истребить его за преступления, как и горшечник разбивает глиняный сосуд. Исаия же поднимается выше. Он говорит: «Горе тому, кто спорит со своим Создателем, черепку, состязающемуся со своим Ваятелем. Неужели скажет глина горшечнику, что ты делаешь?» Конечно же, для смертного человека нет причины ставить себя над глиняным сосудом, сравнивая себя с Господом.
9.21 «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» Причина, почему изделие не должно спорить с горшечником, состоит в том, что горшечник делает то, что вправе делать. Слова «не властен ли горшечник» выражают не силу или крепость горшечника делать то, что ему угодно, но его свободу в своих действиях. Апостол не хочет приписать Богу какую-то неупорядоченную власть, но лишь ту, которая заслуженно Ему принадлежит. Подумаем над следующим вопросом: как горшечник ничего не отнимает у глины, давая ей форму, так и Бог, в каком бы состоянии ни сотворил человека, ничего у него не отнимает. Следует помнить, что Бог лишается части принадлежащей Ему чести, если отказать Ему во власти над людьми, власти распоряжаться их жизнью и смертью.
Бл. Августин в главе 99 своей работы «Справочное руководство по Лаврентию» пишет: «Вся человеческая раса в своем отступническом корне была проклята божественным судом, который был столь справедлив, что даже если бы ни один человек не был бы избавлен от него, то никто не мог бы по справедливости проклинать праведность Божию. И даже те, кто спасены, должны быть спасены таким образом, чтобы большинство, не избавленное и совершенно законно оставленное в своем осуждении, демонстрировало бы тем самым, чего заслуживает вся масса, и какое наказание справедливый суд Божий вынес бы им, если бы не Его незаслуженная людьми милость не вмешалась в этот процесс. Так, чтобы всякие уста, желающие прославить свои собственные добродетели, могли быть заграждены (Рим.3.19). И чтобы было как написано1Кор.1.31 «хвалящийся хвались Господом». Эти слова нуждаются во внимательном рассмотрении, потому что они очень сильно смиряют и устрашают нас. Августин ясно показывает, почему ап. Павел произносит эти слова, а именно – для того, чтобы он мог учить нас смирению. Ибо эти слова ведут нас не к безысходности и к ужасу, но к восхвалению благодати и ниспровержению нашей самонадеянности. Самонадеянности, которая воистину является потерей надежды на спасение. Т.о., Бог являет милость по Своей великой благости и ожесточает без какой-либо несправедливости. Так что спасенный не может хвалиться собственными добродетелями, а осужденный был побежден ничем иным, как собственными вожделениями. Только Божья благодать отличает искупленного от осужденного.
9.22 «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели». «Что же, если Бог», Бог, Который воистину является Творцом всего сущего. Здесь апостол показывает, что даже если совет (план) Божий и непостижим для нас в этой части, Его непогрешимая справедливость всё равно не менее явствует в погибели отверженных, чем в спасении избранных. Апостол объясняет божественное избрание не в том смысле, что указывает на причину, почему один избирается, а другой отвергается. Но между тем показывает, что насколько явствует для нас предопределение Божье. Если мы хотим следовать мысли апостола, то должны исследовать отдельные выражения этого стиха. «Желая показать гнев». Из массы материала, падшего человечества, Бог формирует две разновидности сосудов: сосудов гнева и сосудов милосердия. Сосуды гнева – это сосуды, наполненные гневом, подобно тому, как винные сосуды наполняются вином. Через эти сосуды Бог хочет показать Свой гнев, т.е. справедливость наказания и ненависть к греху. Он также хочет явить на них свою силу, которой Он заставляет служить Себе эти сосуды, и притом многими способами. Если Господь и выносит временно эти сосуды, не погубляя их в первую , то делает это для явления Своей суровости, чтобы другие устрашились столь жуткими примерами. «И явить могущество Своё» в сосудах Его славы и милосердия. Сосуды милосердия – это сосуды, наполненные милосердием. По весомой причине мы, верные, называемся сосудами милосердия. Блаженство, изливаемое на спасенный остаток, это плод не их заслуг, но исключительно милосердия Божьего. Бог поступает так, чтобы ярче воссияло величие Его милосердия к избранным. «С великим долготерпением щадил сосуды гнева». Обнаруживал большую терпимость в отношении их, позволяя им наполнить меру беззаконий своих. Позволяет им расти, пока не станут готовы к погибели по причине своего греха и самоожесточения. «Готовые к погибели» по причине своего греха и самоожесточения. Господствующие в душе растление и беззаконие свидетельствуют об их готовности к аду. Апостол приводит эти слова (стих) для того, чтобы учить нас быть смиренными. Ибо они ведут нас не к ужасу и безысходности, но к восхвалению благодати и ниспровержению нашей самонадеянности, которая воистину является потерей нашей надежды на спасение.
9.23 «Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». «Дабы вместе явить богатство славы Своей». Известным для всех сделать изобилие славы Своей. Бог богат благами, которыми благословляет нас и через которые сияет и Его слава. Он оправдывает нас, прощая грехи наши. Но не только спасает нас от вечной погибели, но и усыновляет нас. Благодаря Ему мы возрождаемся, сделаемся новыми творениями. Мы становимся способными делать угодное ему добро, любить Его и других людей и т.д. Итак, когда Бог захотел явить богатство Своей славы, то сделал это через спасение Своих детей, чтобы сделать их в вечности славными памятниками Своей милости. В погибели нечестивцев еще больше видна божественная благость к избранным. Ибо чем вторые отличаются от первых, если не тем, что избавлены Господом от той же погибели? И не по собственным заслугам, но по Его незаслуженной благости. «Над сосудами милосердия» - над избранными Своими. «Которые Он приготовил к славе» - приготовил заранее, извечно. Слово «слава» повторяется в этом стихе дважды. Апостол подчеркивает, что избранные являются орудиями и органами, над которыми Бог осуществляет Свое милосердие, чтобы прославить в них Свое имя. Так и в Послании к ефесянам Еф.1.13 апостол, научив нас, что мы усыновлены Богом в похвалу славы благодати Его, добавляет немного спустя, что запечатлены мы Духом усыновления в похвалу славы, и опускает при этом слово «благодати». Приготовление души к славе есть освящение. Всех тех, кого Бог предназначил для неба, готовит Он Сам.
9.24 «Над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников». Иудеи теперь находятся на одном уровне с язычниками. Вопрос уже не в том, происходят они от семени Авраама или нет, а в том, призваны они или нет согласно Божьему предначертанию. Мы не должны упустить того, что эта устрашающая сторона свободы Божьей, о которой ап. Павел говорит в данном тексте, касается не фараона, а Израиля. Всё происходит не так, как мечтает Израиль. Примерно так же мечтают и христиане. Они думают, будто «сосуды гнева» – это Измаил, Исав, фараон, язычники. А сосуды милосердия – это Исаак, Иаков, Израиль. Если бы это было так, следовало бы отрицать, и нельзя было признать свободу Божию, подчиняясь какой-то человеческой схеме. Нет, Бог обладает свободой для того, чтобы «явить богатство славы Своей над сосудами милосердия», «которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников». Речь здесь и о фактическом существовании Церкви, состоящей из Израиля и язычников. Этот факт со злобой оспаривался духовными вождями Израиля.
9.25 «Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною». Объяснив значение обетования и доказав божественный суверенитет, апостол теперь показывает, что в Ветхом Завете было предсказано как отвержение иудеев, так и принятие язычников. И, следовательно, вполне согласуется с обетованием, данным их отцам. Апостол показывает, что то, чего они никак не могли вместить, предсказано через пророка Осию, который говорит о принятии множества язычников (Ос.2.23, 1.10). «Не Мой народ назову Моим народом». Господь, оскорбленный преступлениями иудеев, объявляет, что отныне они больше не будут Его народом. А затем добавляет утешение, что Он из не возлюбленных сделает возлюбленных, из не народа – народ. Язычники не были народом Божьим. Но Бог говорит, что Он сделает их Своим народом, несмотря на всё их недостоинство. Прежнее недостоинство не преграда для Божьей милости и благодати. Бог лишил Свой прежний народ всякого достоинства, чтобы не превосходил он все прочие народы. Хотя те из иудеев, кого Он по вечному Своему совету предопределил быть сынами, навечно ими будут. «И не возлюбленную – возлюбленною». Тех, кого Бог называет Своим народом, Он называет и возлюбленными. Он любит тех, кого признал Своими. Не возлюбленными зовутся здесь те, которым явлен скорее гнев Божий, нежели Его любовь. Мы знаем, что, пока усыновление не примирит людей с Богом, гнев Его пребывает на всем человеческом роде.
9.26 «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого». Чтобы не могло возникнуть предположение, будто язычники должны стать народом Божьим путем прозелитства, т.е. принятия иудейской религии и присоединения к иудейскому народу, апостол добавляет отрывок из Ос.1.10 «И там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живого». Им не нужно идти в Иерусалим для поклонения, но всюду, где бы они были рассеяны по лицу земли, Бог признает их Своими. И какой высокой чести удостаиваются они – будут названы сынами Бога живого. Причем это звание действительно делает их таковыми.
9.27 «А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется». Теперь переходит апостол к той части, с которой не хотел начинать, чтобы чрезмерно не расстраивать иудеев. Через Ис.10.22он говорит об отвержении множества иудеев. Апостол называет Исаию провозглашающим, а не говорящим, чтобы еще больше привлечь внимание слушателей. Слова пророка направлены на устрашение иудеев, чтобы не хвалились те чрезмерно плотью своей. Ибо страшно слышать, что из множества спасение обретет лишь небольшой остаток. Поскольку пророк говорил это о своем времени, надо усмотреть, каким образом применяет это ап. Павел к своему случаю. Когда Бог восхотел избавить Свой народ от вавилонского плена, Он из всех ниспослал благодеяние Свое лишь немногим. И они заслуженно могли называться остатком по сравнению со всем народом, которому Бог позволил погибнуть в изгнании. Это плотское возвращение предызобразило восстановление Церкви Божьей, которое исполняется во Христе и от Него берет начало. Термин «остаток» широко используется в пророчествах, равно как и мысль, выраженная в данном библейском фрагменте. Напр., в Ис.4.3 сказано: «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми …». И в Ис.46.3 «Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева». Далее Мих.2.12 «непременно соединю остатки Израиля» и т.д. Т.о., здесь и во многих других местах апостолы и верные Богу люди из иудеев названы остатком, т.е. их большая часть идет на погибель. И они названы «остатком», потому что они были оставлены.Ибо когда другие были изгнаны на погибель, Бог сохраняет этот остаток для Себя, как семя для другого народа.
9.28 «Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». Этот стих по смыслу повторяет Ис.10.23. «Ибо дело оканчивает». Спасением этого остатка, как говорит пророк, Бог завершит это дело. Отвержение неверующих иудеев Бог закончил руками римлян, которые вскоре после этого разорили их страну и низложили их как нацию. Создание христианских церквей и распространение Евангелия среди других народов также являются делом, которое Бог тоже закончит. «И скоро решит по правде». В эпоху Ветхого Завета Бог, кажется, медлил, совершая более длительную и утомительную часть Своего дела. Колеса двигались в направлении к эпохе Церкви, но очень медленно. Теперь же Он решает дело скоро, притом решает по правде, т.е. мудро и справедливо. Когда люди скоро решают свои дела, то они ошибаются, но когда Бог решает скоро, то это всегда бывает правильно. На этот стих много разных толкований. В том числе есть вариант, который относит его к евангельскому завету, который ввел и утвердил на земле Господь Иисус.
9.29 «И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре». Цитируется Ис.1.9, где пророк показывает, как среди всеобщего бедствия и разрушения Бог сохраняет семя. Это место приводится с целью показать, что ничего странного нет в том, когда Бог наибольшую часть народа иудейского предает на разорение и сохраняет для Себя только малый остаток. Так Он поступал и раньше, как свидетельствуют о том их пророки. Поэтому им не следовало бы удивляться, что и сейчас Он действует так же. Бог есть «Господь Саваоф», т.е. Господь воинств. Все воинства небес и Земли находятся в Его распоряжении. Когда Бог сохраняет для Себя семя среди отступнического мира, Он действует как Господь Саваоф. Это есть акт всемогущей силы и бесконечного суверенитета. Народ Его представляет собой «семя», т.е. малое количество. Количество зерна, сохраняемое для будущего посева, довольно-таки мало по сравнению с тем количеством, которое тратится на нужды в течение года. Но это небольшое количество, это семя есть сущность будущего поколения. То, что многие погибают, никак не может быть поводом для сомнения в Божьей справедливости. А то, что погибают не все, но некоторые спасаются – это чудо Его силы и милости. Ибо даже те, которые сохраняются как семя, тоже погибли бы, если бы Бог поступил с ними соответственно с их грехами.
9.30 «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры». Ап. Павел заканчивает эту главу повторением вопроса «Что же скажем?» Это заключение является одновременно подготовкой к следующей главе, в которой он осветит все исторические события, о которых речь идет в этой главе, в свете «учения об оправдании». В этих последних стихах главы апостол указывает на истинную причину принятия язычников и отвержения иудеев. Он делает заключение как оратор: «Что же скажем?» Каков итог нашего диспута? «Язычники, не искавшие праведности». Этот стих звучит парадоксально, как будто даже несправедливо. Язычники не сознавали своей вины и падшего положения и поэтому совсем не заботились об избавлении от него. В обращении язычников особенно возвеличилась предупреждающая благодать Божья: «Бог открылся не вопрошающим Его» (Ис.65.1). В самих язычниках не было ничего достойного такого благоволения. Ничего, кроме того, что благодать Божья произвела в них. Богу благоугодно распределять Свою благодать суверенным путем. «Получили праведность, праведность от веры». Несмотря на то, о чем говорили выше, они все-таки достигли праведности – праведности по вере. Не путем принятия иудейской религии и подчинения обрядовому закону. Но путем принятия Христа, уверования в Него и подчинения Евангелию.
9.31 «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности». Не удивительно, что иудеи, следуя праведности, ни в чем не преуспели. Потому что они напрасно истощали себя, подвизаясь не на правильном пути. Они упорно держались своих древних иудейских принципов и обрядов, искали счастья в соблюдении их. Гонялись за тенью, в то время как уже пришла сама сущность Был явлен Христос). Поэтому и не достигли примирения с Богом, Он не признал их Своими детьми. Возможно, что апостол, упомянув о законе праведности, как бы переставил слова местами, имея в виду праведность от закона. Но, повторив те же слова во второй раз, он вкладывает в них уже другой смысл, имея в виду форму праведности или правило праведности. Смысл стиха таков: Израиль, пребывая в законе праведности, т.е. в той праведности, которая предписывалась законом, не сохранил у себя подлинное основание праведности. Апостол учит, что законническая праведность и была причиной отпадения от закона праведности.
9.32 «Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения». «Почему?» Потому что они ошиблись в избранном ими пути, и поэтому не достигли цели. Вся попытка достичь исполнения закона делами собственных усилий и стараний обнаруживает непонимание закона и его духовной сущности. «Потому что искали не в вере». Ап. Павел показывает, сколь справедливо отвергнуты те, кто стремился обрести спасение, уповая на дела. Ибо тем самым они упраздняют веру. А вне веры нет надежды на спасение. «А в делах закона». Главнейшее препятствие есть упование на дела, которое закрывает нам путь к достижению праведности. Надо, чтобы мы положились лишь на благость Божью. Этот пример иудеев должен внушить страх всем тем, кто стремится достичь царства Божия своими делами. Апостол называет здесь делами закона не исполнение обрядов, но заслуги дел, которые противостоят вере. «Ибо преткнулись о камень преткновения». Они не могли преодолеть своего неверного представления, будто закон был дан им с той целью, чтобы соблюдением его они могли оправдаться перед Богом. Это и был тот камень преткновения, о котором они преткнулись. Поэтому они никак не могли согласиться с учением Христа, которое уводило их от этого представления и побуждало ожидать оправдания через заслуги Другого. Для некоторых Сам Христос был камнем преткновения, поэтому Павел цитирует Ис.8.14, 28.16. Христос был дан нам для праведности, а всякий, навязывающий Богу праведность по делам, пытается лишить Христа Его служения. Отсюда явствует, что всякий раз, когда люди полагаются на праведность по делам под предлогом пустого рвения, они в безумии ведут войну с Богом. Ибо если мы не признаем себя грешниками, лишенными собственной праведности, мы затемним достоинство Христово, которое для того и явлено нам, чтобы быть для всех нас светом, спасением, жизнью, воскресением, праведностью.
9.33 «Как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится»». Апостол ссылается на Ис.28.16 и Ис.8.14. Израиль, находясь в своем слепом и самолюбивом подвизании, не увидел этот камень преткновения на своем пути, а поэтому и преткнулся об этот камень и упал. Ап. Павел не упоминает в связи с этим о Господе Иисусе. Он говорит об Евангелии в целом, которое производит и должно производить и то и другое. Кто принимает его в послушании и вере, тот не постыдится, но удостоится оправдания. Кто же в своей самоправедности преткнется об эту свободную благодать, тот упадет. Фактически Господь Иисус оказался «камнем», который «отвергли строители», т.е. Израиль и его духовные вожди, Он оказался камнем, о котором они преткнулись.
Так что отвергнутые Богом иудеи не имели никакого основания обижаться на Бога за то, что Он отверг их. Им были предложены праведность, жизнь и спасение на условиях Евангелия, но они им не понравились, и они не захотели принять Божьи условия спасения.