ПРОПОВЕДИ
Пятидесятница и Святой Дух
Ин.14.26
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему
и
напомнит вам всё, что Я говорил вам».
Праздник Святой Троицы христиане называют Пятидесятницей, потому что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в 50-й день по воскресении Христовом. Этот праздник заключает в себе двойное торжество: и в славу Святой Троицы и в славу Святого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего новый вечный завет человека с Богом. Спаситель перед распятием обещал ученикам, что людям будет дан Утешитель и Наставник – Святой Дух. А перед вознесением Он сказал, что ученики Его будут крещены Святым Духом. По повелению Господа ученики должны были оставаться в Иерусалиме. Сошествие Святого Духа произошло через 10 дней после вознесения Иисуса Христа, в день иудейского праздника Пятидесятницы. Этот праздник называют праздником Троицы потому, что в сошествии Святого Духа открывается триединство нашего Бога – Отца, Сына и Святого Духа.
В это время в Иерусалиме сложилась сложная социально-политическая и религиозная ситуация. Страна, в которой апостолы выросли, с которой они связывали свое будущее и будущее своих детей, была уже обречена на погибель. В религиозной жизни Израиля наблюдалось разделение людей на различные секты. Люди были недовольны правлением Иродов и римлян. Понадобилось время, чтобы в этих условиях апостолы и все ученики Господа Иисуса переосмыслили и поняли всё то, о чем говорил им Господь. Христиане понимали, что стоят на пороге великих перемен. Но что будет дальше? Господ Иисус уже изрек пророчество о судьбе Иерусалима и Иерусалимского Храма – они будут разрушены. Это пророчество исполнится менее чем через 40 лет после вознесения Господа Иисуса, в 70г. от Р.Х. Город и Храм были полностью разрушены войсками будущего императора Тита. Вся система правления, в которой жили иудеи, вся система поклонения Богу в Храме, всё это уже было обречено на погибель.
Святой Дух, третье лицо предвечного триединого Бога, пребывал среди людей от сотворения мира, на протяжении всей истории Божьего народа. Напомним, что Сын Божий от начала и до конца мира собирает Себе из всего человеческого рода народ. (Катехизис, вопрос 54 со ссылками на библейские тексты). Святой Дух наполнял Собой некоторых людей как Ветхого, так и Нового Завета, пребывал с ними и наставлял их. Приведем несколько примеров из Библии. Исх.31.1-4 «И сказал Господь Моисею говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Урии, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил Его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота …». Мастерство даже в обычных ремеслах и профессиях – дар Божий. От Господа мы получаем как способности, так и развитие таковых. Поэтому Бога надлежит благодарить и славить за все наши успехи, за все дела. Господь дал Святого Духа Веселиилу для строительства скинии. (Скиния – шатер, походная церковь израильтян до Иерусалимского храма). Перед тем, как посылать Своих учеников возводить скинию евангельскую, духовную, Господь Иисус излил на них Свой Дух.
О первом судье Израиля Гофонииле написано: Суд.3.10 «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля». Далее читаем из книги Неемии: Неемия 9.20 «И ты дал им (израильтянам в пустыне) Духа Твоего благого, чтобы наставлять их». В Ветхом Завете мы находим еще не менее 6-и таких мест. Иоанн Креститель имел Святого Духа от чрева матери. Приведем отрывок и из Нового Завета. Ин.20.22 «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Перед этим Господь Иисус показал Своим апостолам руки и ребра для того, чтобы убедить их в истинности Своего воскресения. Однако даже самые убедительные доказательства не способны сами по себе сотворить веру. Свидетели тому – сами апостолы, ибо они не поверили очевидцам воскресения. Поэтому Господь таким образом вселил в них веру и отверз их ум. И, т.к. они опасались иудеев, Святой Дух наделил их мужеством.
Но во всех случаях до дня Пятидесятницы Святой Дух был дан не так явно (без внешних признаков: шум как бы от несущегося сильного ветра, как бы огненные языки, говорение на языках). И не одновременно такому большому количеству людей. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы указывало на истинность Божьих пророчеств. И еще раз подтвердило обетование о пребывании Бога среди Своего народа. Это событие также знаменовало собой окончание времени храмового поклонения Богу. И оно открыло эру поклонения Богу в Духе и истине. После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ученики Господа Иисуса были наделены Божьей силой. Им были даны особые дары Святого Духа для распространения Евангелия и утверждения Церкви во всем мире. Они исцеляли людей, воскрешали мертвых, смело и решительно проповедовали Евангелие.
То, что началось в Иерусалиме в день Пятидесятницы, не было привязано к какой-то точке на карте и вообще к чему бы то ни было материальному. В этих людях Сам Святой Дух исполнил то, что обещал Иисус Христос в книге Деян.1.8 «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли». Получив обещанного Господом Святого Духа, ученики Его взялись изменить весь мир. И началось что-то невиданное ранее – в один день к ученикам присоединилось 3000 человек (Деян.2). Прошло какое-то время, и враги христианства уже обвиняли верующих во Христа в том, что они «всесветные возмутители» (Деян.17.6). Наш мир нужно возмущать, потому что он живет по принципам, противоположным учению нашего Господа. И люди стоят перед выбором – то ли идти туда, куда ведут всевозможные старые и новые учения мира, т.е. в тупик и погибель, то ли принять предложение Иисуса Христа – принять Его как личного Спасителя.
Если бы я был среди первых христиан, вынужденных покинуть Иерусалим из-за гонений (Деян.8.1), что бы я рассказывал своим новым соседям? Сокрушался бы, вспоминая о своей родной церкви. Или, жаловался бы, как трудно было детям привыкать к новому месту. Но те верующие переселенцы ни на что не жаловались, ни о чем не сожалели, а лишь с рвением свидетельствовали о Христе, о воскресшем Господе. После того как они рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии, эти христиане ходили и благовествовали Слово (Деян.8.1-4). Давайте же будем такими, как эти первые христиане, которые шли туда, куда вел их Господь. И с радостью возвещали Его Слово, где бы они ни были.
В Послании к галатам сказано: Гал.5.25 « Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Последняя часть предложения также может быть переведена как «ходите в ногу с духом». Это значит, что мы должны подчиняться водительству Духа Святого в нашем хождении во Христе. Всё должно происходить в согласии с Ним. Если же собьемся с ритма, будем идти не в ногу или выбьемся из строя, это будет сразу заметно (стихи 19-21). Как узнать, пребываем ли мы под водительством Духа? Апостол Павел ясно говорит об этом в Гал.5. Если мы идем в ногу с Духом, не будем виновны в делах плоти. А плод Духа (ст.22-23): любовь, радость, мир, …
Старый дальнобойщик рассказывал пастору о своей жизни на колесах. Он рассказал о трассах, городах стоянках и о машине. В том числе и о назначении переднего и заднего моста. Он объяснил, что передний мост направляет машину, а задний передает на колеса усилие двигателя. Задний мост помогает машине преодолевать нелегкие подъемы, притормаживать на крутых спусках и мчаться по ровной трассе. Рассказ водителя напомнил пастору о важной духовной истине. Точно так же, как для машины важны вышеназванные устройства, так и для христианина на его жизненном пути важно держать правильное направление и иметь достаточно сил, чтобы идти в этом направлении. Нам и то и другое дает Святой Дух. Он был послан, чтобы наставить нас на всякую истину. Ин.16.13 «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». А также, чтобы учить нас. 1Кор.2.10 «А нам Бог открыл это (премудрость Божью) Духом Своим». Ст.12 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Святой Дух учит нас жить с надеждой. Рим.15.13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».
Наверняка многим верующим знакомо чувство, когда хочешь молиться и не можешь найти нужных слов. Представьте себе любящих родителей, желающих помочь своему ребенку, страдающему дефектом речи. Малыш с трудом пытается поделиться своими чувствами и желаниями, и родители озвучивают за него то, что он хочет сказать. Вот так и Дух Святой улавливает наши самые сокровенные желания и стремления и приводит их в соответствие с теми целями, которые ставит перед нами наш Небесный Отец. Об этом сказано в Рим.8.26 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно». Т.к. мы не знаем, как молиться угодно Богу, нам помогает Дух Святой, Который знает нас лучше, чем мы сами себя. Он подхватывает наши жалкие потуги и уже на Своем божественном языке истолковывает их Богу Отцу, сливая с Его святой волей. Какое это великое благо!
Господь Иисус сказал своим ученикам: Ин.14.16 «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». Слово «утешитель» можно перевести с греческого еще как «помощник» или «советчик», потому что буквально оно означает: «тот, кто приходит на помощь». Дух Святой принимает на себя все наши житейские штормы, будь-то эмоциональные, физические или духовные. Он всегда рядом, чтобы помочь нам, утешить нас, поддержать и дать совет. Он будет нас вести, подставляясь под удары, пока не приведет нас в прекрасное Божье Царство.
Некий проповедник высказался так: «Бог любит вас таким, какой вы есть, но отказывается вас таким оставлять. Он хочет, чтобы вы стали похожи на Христа». Для этого нужно изменяться, а это не так-то легко для нас. Мы говорим: «Не могу я не переживать о завтрашнем дне», или «Вот такой уж я уродился, совсем не кроткий и не смиренный». Но апостол Павел говорит, что у Бога одна цель: сделать нас похожими на Иисуса Христа. Приведем одно из его высказываний. Рим.8.29 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Если мы уверовали в Него, в нас начинает действовать Святой Дух, чтобы сделать нас похожими на Христа. 2Кор.3.18 «Мы же все … преображаемся в тот же образ от славы во славу, как от Господня Духа». Так давайте жить не при старых своих привычках и представлениях, а дадим Святому Духу изменять нас.
В библейские времена Бог часто общался с людьми осязаемо, во всеуслышание, наглядно: из несгораемого тернового куста, с горы Синай, из огненного столпа, через пророков и т.д. Но пришел Христос – и всё изменилось. Господь Иисус сказал Своим ученикам, что Дух Божий будет пребывать не только среди них, но и в них. Пока не было пультов дистанционного управления, чтобы включить или выключить телевизор, переключить его на другой канал или отрегулировать громкость, нужно было подойти к телевизору, и что-то нажать или покрутить. А теперь мы можем управлять им, не вставая со своего места. Некоторые думают, что и Христос так же восседает на Своем небесном троне, и оттуда руководит Своими последователями. Но после того как Господь Иисус повелел ученикам пойти и научить все народы, Он заверил их: Мф.28.20 «Я с вами во все дни до скончания века». Как сказал один богослов: «Он не сопровождает Своих людей. Он не руководит ими через пульт дистанционного управления. Он всегда с ними Духом Своим Святым. Они работают на Него, но это Он работает в них». Но как увидеть нам Христа? Святой Дух, пребывающий в верующих, наделяет их способностью вникать в сокровища Слова Божьего и ценить их. Но те, кто не принял Христа как Спасителя, остаются слепы и в упор не видят вечных Божьих истин.
Один пастор был в отчаянии. Вроде он и молится, и трудится, не покладая рук, а церковь его как была маленькой, так и осталась. Хотя рядом появилась новая община и быстро превратилась в громадную суперцерковь Коллега этого пастора вспоминает о тех алкоголиках, наркоманах и развратниках, которых этот пастор привел к Спасителю. И о том, кем они теперь стали. И коллега не сомневается в том, что пастор маленькой церкви действует в силе Духа Святого. Мы помним, что случилось в день Пятидесятницы. И нам кажется, что Дух Святой там, где творятся громкие и яркие чудеса и где собираются толпы народу. Мы забываем, что прошло совсем немного времени, и тех же людей, исполненных тем же Духом Святым, били, гнали, бросали в темницы и даже казнили. Но они и тогда продолжали оставаться свидетелями о Христе. Дух Святой действует не только через тех, на чью проповедь собираются тысячи слушателей. Но Он живет так же и в тех, кто беседует один на один с заключенными в тюремной камере, кто свидетельствует соседу или товарищу по работе, кто учит детей в воскресной школе. Сила Святого Духа дается не только особо одаренным ученикам, а каждому истинному верующему. Рим.8.9 «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».
Источник духовной силы христианина не иссякнет никогда – у Святого Духа запас силы неисчерпаемый. Правда, мы можем Его оскорблять и не давать Его силе проявиться в нас. Тогда Он может покинуть нас. Но мы без Его водительства не пройдем через испытания и искушения этой жизни. Лучше всего для нас, если будем послушны Ему. И будем благодарить Бога за этот драгоценный дар Его.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твой драгоценный дар – за дар Духа Святого. Благодарим Тебя, наш Спаситель Иисус Христос, что Ты не только восседаешь на небесах, но и Духом Своим пребываешь в нас, активно действуешь на земле через послушных Твоей воле последователей Твоих. Мы благодарим Тебя, Дух Святой, что даешь нам силы жить так, как Господь повелевает. Что Ты нас зовешь, Ты нас ведешь по этой жизни и в Слове Божьем наставляешь. Благодарим, что даешь нам силы нести весть о Спасителе до края земли. И научишь нас всему этому, обновляя наш дух. Мы признаем, что мы можем не знать, о чем молиться. Но Ты, Дух Святой, знаешь и молишься вместе с нами. Помоги нам служить Богу там, где мы есть, служить благовестием, молитвой, пожертвованием. Благодарим, Дух Святой, что Ты принимаешь на Себя все ветры и волны нашей жизни, будь-то эмоциональные, физические или духовные. Благодарим, что сила Твоя дается не только особо одаренным, что она доступна всем верующим во Христа. Наполняй нас Духом Своим Святым, не давай нам жить напрасно. День за днем и час за часом уподобляй нас Христу. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.