КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 5
Эта глава содержит две основные части. В первой части апостол восхваляет благословенное состояние оправданных грешников, а именно, то, что они имеют мир с Богом и обоснованную надежду на вечную славу. А значит, они также получают утешение в скорбях всех времен – и всё это на основании любви Божьей, явленной в Христовом искуплении, благодаря которому они свободны от гнева и хвалятся Богом (ст.1-11). Во второй части апостол показывает нам великую и главную мысль совета Божия о нашем спасении. Он противопоставляет друг другу двух родоначальников: одного – родоначальника греха и смерти (Адама) и другого – родоначальника праведности и жизни (Христа). А также показывает, что Закон вовсе не уничтожает этого Божия замысла спасения, но лишь возвышает его, разоблачая силу греха, из-за которого еще более будут изобиловать праведность и благодать (ст.12-21). В этой главе апостол показывает, как счастливы люди, оправданные верой.
5.1 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». В стихах 1 и 2 апостол называет лишь две части блаженства, вытекающие из того, что Бог принимает и оправдывает человека. А именно сначала вечную благодать и дружбу с Богом уже в этой земной жизни, а затем надежду на ту славу, которую Бог даст в вечности. И всё то, что апостол еще восхваляет в этой первой части главы, напр., то, что мы хвалимся скорбями. Далее, что любовь Божия влита в наше сердце, что нам дан Дух Святой, и что мы хвалимся самим Богом. Всё это является лишь естественными следствиями этих двух великих и главных сокровищ. Апостол объясняет, кто же тот счастливый человек, обладающий всем этим. Объяснение свое он начинает таким образом. «Итак, оправдавшись верою». Во-первых, мы замечаем, что здесь он не говорит: «Когда мы сделаем лучшее, на что мы способны, Бог не станет требовать от нас большего, но даст нам Свою благодать и мир». Нет, он говорит: «будучи оправданными». Мы должны быть праведными, т.е. совершенными перед святым Законом Божьим. Бог не удовлетворен ничем меньшим, как апостол подробно доказал в предыдущем рассуждении и особенно в главе 2.13 и в Послании к галатам 3.10. Во-вторых, он также не говорит: «Когда мы сами по себе стали такими, какими должны быть согласно Закону». Но он говорит так: «оправдавшись верою». А как это происходит, он показал в предыдущей главе. Итак, мы оправданы верою. Сами по себе мы осознаем, что нечестивы, но мы имеем всё наше утешение лишь во Христе, в Том, Кто оправдывает нечестивого. Мы потеряли надежду на всякое наше собственное усилие в покаянии, сокрушении, молитве и освящении. Однако обрели всю нашу праведность во Христе, так что теперь Он стал для нас всем. Кем бы ты ни был, во Христе ты обретаешь утешение сердца против грехов. Так что ты один из тех людей, о которых апостол говорит здесь – оправданный верою, а не делами. «Мы имеем мир с Богом». Это первое великое и главное сокровище оправданных грешников. Мы имеем мир с Богом, мы вернулись в Его благодать и дружбу, война закончена, заключен мир. Именно наша неправедность, грех разделяет нас с Богом. Он производит не только отчуждение от Него, но и вражду с Ним. Святой и праведный Бог не может иметь мира с грешником, пока тот остается в грехе. Оправдание устраняет нашу виновность и открывает путь к примирению. Бог так благ, так благоволит к человеку, что по устранении этого препятствия немедленно водворяется мир. Хотя даже те люди, которые понимают эти слова, часто используют данный фрагмент применительно к внутреннему миру и покою совести, который обретает душа через веру в прощение грехов, тем не менее, формулировка греческого текста показывает, что слова мир с Богом обозначают мирные отношения между Богом и человеком. Эти отношения возникают благодаря оправданию, из-за которого упраздняется гнев Божий, нависавший над людьми, не верующими в Сына. И вместо него вновь устанавливается вечная дружба с Богом. Но там, где человек обретает вечную праведность, за ней следует мир сердца. Мы имеем мир в сознании и духе. «С Богом». Бог не является нашим партнером, с которым мы заключаем мир на каких-то условиях и на какой-то основе. Бог остается Богом. Он по Своей инициативе устанавливает новое состояние и дарит нам его. «Через Господа нашего Иисуса Христа». Выражение «через» указывает на посредника. И важно осознать, в чем же заключается деяние посредника. Господь Иисус есть «Посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2.5). Он один смог установить мир между Богом, Который свят, и человеком, который грешен. Без Посредника святой Бог не может иметь общения и союза с грешными людьми. В Эф.2.14 ап. Павел говорит: «Он (Иисус Христос) есть мир наш» и 2Кор.5.19 «Бог во Христе примирил с Собою мир». То, что лишь через Него и в Нем Бог доволен нами, настолько важно осознавать и принимать верой, что от этого зависит всё наше пребывание в вере и в мире с Богом. Ибо, если благодать и праведность хотя бы отчасти основывается на нашем собственном благочестии, она тотчас будет постыжена, ложна и непостоянна.
5.2 «Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божьей». Первой привилегией оправданных (ст.1)была мир с Богом. Вторая их привилегия – доступ к благодати. Мы не родились в этом положении, мы не могли войти в него сами по себе – «мы получили доступ». Ап. говорит о тех, кто уже переведен из природного состояния в состояние благодати. «Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой мы стоим». Этими словами апостол объясняет сказанное им в стихе 1. Контекст таков: теперь мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Него как открывающего этот доступ. И через веру как средство к получению его. «В которой мы стоим». Ибо через Него мы получаем доступ к той благодати, в которой стоим или пребываем. Писание учит, что мы имеем постоянный доступ к этой благодати. Еще одна привилегия оправданных грешников: счастливое пребывание верующих в состоянии благодати. Слово «стоим» означает нашу сохранность: мы стоим твердо, в безопасности, поддерживаемые силой Божьей. Апостол говорит в других местах: «доступ к Богу» или «к Отцу через Христа», как в Послании к ефесянам 2.18, 3.12. А в Евр.10.19 он называет это «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то ест плоть Свою». Наше утешение состоит в том, что этот доступ постоянно открыт для нас. «Хвалимся надеждою славы Божьей». Данное выражение может обозначать как ту славу, которой обладает Сам Бог, так и ту славу, которую Он даст Своим верным. Это еще одна характерная черта искупленных. Поскольку мы были оправданы верой и имеем мир с Богом, и являемся Его детьми, отсюда следует, что мы также должны быть Его наследниками. И наслаждаться той славой и блаженством, для которого Бог в начале сотворил человека. Благодать – это начало славы, это ее залог и гарантия. Те, кто имеют надежду на славу Божью за гробом, могут хвалиться ей уже теперь. Спроси себя, возможно ли, чтобы Бог не сотворил человека для какой-то высшей цели, кроме того, что он после временного страдания на земле превратится в ничто! Сами способности человеческой души свидетельствуют о чем-то ином.
5.3 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение». Велико счастье быть в дружбе с Богом, когда любовь Божия изливается в наши сердца. Даже то, что обычно подавляет дух и мужество человека, а именно страдания и трудности, напротив, нам дает духовное утешение. Но бывает и так, что всё выступает против верующего. На это апостол говорит: «То, что перед входом на небеса мы подвергаемся воспитанию, является лишь новым доказательством, нашего блаженства». И поэтому, мало того, что мы терпим это, но мы еще хвалимся нашими скорбями. «И не сим только, но хвалимся скорбями». Словами «и не сим только» апостол говорит так, как будто надежды славы Божьей было недостаточно для того, чтобы хвалиться. Ведь она не была какой-то малой и незначительной. Надежда на славу Самого Бога должна была бы тысячекратно перевесить все временные страдания. Поскольку после них мы обретем блаженство, которому не будет конца, поскольку оно вечно. Но теперь апостол говорит: «Даже само страдание, которое кажется противоположностью блаженства, является для нас поводом для прославления Бога». И это так, поскольку страдание представляет собой важное целебное и воспитательное средство. Говорит же он, что все дети Божьи хвалятся скорбями, не в том смысле, что они не боятся их. И не избегают скорбей, т.е. противных им вещей. Или что не тяготятся их горечью – ибо не родится терпение, если не будет ощущение горечи. А в том смысле, что, страдая, не лишены они утешения: рука милостивого Бога обращает им всё, что они переносят, во благо. И поэтому заслуженно могут они хвалиться. Итак, скорби должны приучать нас к терпению. А если не научат, дело Божье окажется тщетным из-за нашей порочности. «Зная, что от скоби происходит терпение». Нужно обратить внимание на слово «зная». Именно от знания зависит, будет ли кто-нибудь терпеть и хвалиться скорбью. Ни один человек не радуется в скорби, если он не знает что-то о ней. Не знает чего-то большего, чем можно видеть и чувствовать. Само страдание совершенно не утешительно. И христиане вовсе не каменные люди, чтобы им не чувствовать боли и горестных переживаний. Христианам нужно быть людьми, видящими нечто большее, нежели то, что находится перед глазами и знающими что-то лишь благодаря Слову своего Отца. Терпение происходит не от скорби самой по себе, поскольку мы видим, что значительная часть людей провоцируется ею к роптанию на Бога. Но там, где имеется внутреннее смирение, внедренное Духом Божьим и внушаемое Им же утешение, там скорби становятся орудием для порождения терпения. Терпение испытывается и совершенствуется в скорбях, подобно тому, как сталь закаляется в огне. Терпение приносит нам пользы больше, чем скорбь может причинить вреда.
5.4 «От терпения опытность, от опытности надежда». «От терпения опытность». Терпение дает возможность на опыте познать Бога. Кто терпеливо переносит страдания, тот имеет величайший опыт познания божественного утешения. Слово, переведенное как «опытность» в греческом тексте обозначает, с одной стороны, «испытание», а с другой стороны, «стойкость в испытании», качество испытанного человека. И контекст ясно показывает, что это слово здесь должно иметь значение испытанность, которую верные обретают под божественной защитой. А именно: терпеливо перенося скорби, они становятся сильнее духом. И познают, на что способна Божья сила, которая, как Он обещал, всегда пребудет с Его детьми. Хотя человек сам не понимает этого, пока длится испытание, признаки нового рождения всегда больше всего проявляются при тяжких испытаниях так же, как звезды сияют ярче всего во время ночи. О благочестии Иова в дни благоденствия сатана заметил: «Разве даром богобоязнен Иов?» Подлинность духовного изменения в человеке должна быть испытана в огне страдания. И мы замечаем, что на протяжении всего времени Бог не намеревается оставить нас. «От опытности надежда». Если мы выйдем победителями в испытании, то укрепляется наша надежда на ту славу, которую Бог даст Своим избранным. Выражение «от опытности происходит надежда» здесь следует понимать в смысле возрастания уверенности в надежде. То, что апостол здесь имеет в виду ту же самую надежду, что и в стихе 2, а именно, надежду на грядущую славу, мы можем понять не только из контекста, но и из нескольких подобных мест в посланиях апостолов. Так будем иметь впредь надежду, что никогда не покинет нас благодать Божья, всегда помогавшая нам в наших нуждах. И поэтому апостол добавляет, что мы оказались бы неблагодарными, получив такие благодеяния, если бы от воспоминания о них не укрепляли свою надежду на блаженное будущее.
5.5 «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».«А надежда не постыжает», т.е. приведет к спасению. Надежда, которая основана не на нас и нашей заслуге, но на деяниях и речениях великого и верного Бога, никогда не может обмануть нас. Те люди, которые считают самих себя достаточно добрыми и благочестивыми, чтобы надеяться на Божью благодать и вечное блаженство, в самом деле, однажды окажутся обманутыми и устыдятся перед праведным Судьей. А те, которые здесь сами по себе были жалкими и надеялись лишь на Христа и Его заслуги, также встретятся в тот день с чем-то неожиданным. А именно, со славой и блаженством, которое превосходит их ожидания. Далее апостол приводит твердое основание того, что надежда верующих – это не сладостный сон, но вечная реальность. Он говорит: «Потому что любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым». Выражение «любовь Божия» может, в соответствии с особенностями греческого языка, обозначать либо ту любовь, которой Бог любит нас, либо ту любовь, которой мы любим Бога. Однако нам не нужно сомневаться относительно того, какую любовь подразумевает апостол, поскольку он сам дает объяснение в стихах 6 и 8. Следовательно, это великая любовь Бога к нам, поскольку «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (ст.8). Эта любовь, излитая в наши сердца Духом Святым, заверяет нас в том, что наша надежда не постыдится. Она достигла нашего собственного сердца и зажгла в нем любви к Богу. Эта уверенность была бы слишком нестойкой, если бы она зависела от нашей любви к Богу. Апостол утверждает, что именно это излияние любви Божьей в наши сердца заверяет нас в том, что наша надежда не постыдится. Духовный опыт учит нас тому, что при всем знании человек всегда встревожен и несчастен, если он не имеет определенности, а именно, если Бог светом Своего Духа не даровал любовь Божию в его сердце. В человеке от природы нет никакой духовной жизни, ничего истинно доброго и святого. Всё это в нас есть действие Духа Святого. Даже малейшее чувство поиска Царства Божия всегда является действием Духа Божия. Излияние любви Божьей в наши сердца иногда происходит ощутимым блаженным образом. Иногда же ощущение и восприятие отсутствует. Однако мы имеем любовь Божию в наших сердцах истинным и действенным образом. Ибо Святой Дух поддерживает нас вопреки всем водоворотам греха и искушения до тех пор, пока мы сохраняем веру. «Данным нам». Апостол говорит, что Дух Святой нам дан, т.е. дарован по благодати, а не воздан за наши заслуги. Он назван «залогом наследия нашего» (Еф.1.14; 2Кор. 1.22). Неужели Бог, вечная верность, дал бы нам залог нашего наследия, однако мы не получили бы нашего наследия?
5.6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых». Апостол говорит здесь, что Христос умер за нас в то время, когда в нас не было ничего доброго, даже раскаяния и страха Божия, но когда мы попросту презирали Бога, были нечестивыми. Обратим внимание, как он, бывший благочестивый фарисей причисляет и себя к нечестивым. Делать это в состоянии только человек, руководимый Святым Духом. Только Он способен: 1. Вывести нас из состояния самообмана и помочь нам увидеть в себе грешников. 2. Убедить нас, легкомысленных и беззаботных людей, в справедливости Божьей и Его праведном гневе. 3. Открыть нам глубины любви Божьей. «Ибо … когда еще мы были немощны». «Мы были немощны», т.е. мы были неспособны помочь себе выйти из своего печального состояния. Об этом свидетельствует всё состояние природы всего человечества. Эта немощь господствовала бы над всем родом человеческим, если бы Бог не смилостивился над нами и не послал Своего Сына для нашего спасения. Речь идет о беспомощности и бессилии под властью греха и дьявола. Вся человеческая природа была испорчена, разум затемнен, сердце наполнено злыми похотями. Всё в соответствии с описанием в книге пророка Исаии Ис.1 5-6 «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: Язвы, пятна, гноящиеся раны». Поскольку Закон, прежде всего, требует любви к Богу и Его воле, это привело к безусловному осуждению, против которого у всего человечества не было никакой помощи. Вот та немощь, о которой апостол говорит здесь. Эта немощь, из-за которой мы погибли бы, и не имели бы никакого спасителя, если бы Бог не послал нам Своего Сына. «Христос в определенное время умер за нечестивых». Апостол напоминает нам о том, что Христос умер за нас в заранее определенное время. Божье время для оказания нам помощи, для нашего спасения наступает тогда, когда мы окончательно теряем силы. Чтобы Его сила и благодать могли быть более возвеличены. Таков метод Божий – помогать в безвыходном положении. Выражение «в определенное время» можно отнести и к падшему миру. Мир в духовном отношении находился в критическом состоянии. Он «умер за нечестивых», т.е. не просто за немощных, но за виновных, заслуживающих свою гибель. Т.о., любовь Божия была независима от наших лучших или худших мгновений, и наше спасение является делом суверенного решения вечного Бога. Христос «умер за нечестивых», Он умер вместо нас и нам во благо. Всё это должно свидетельствовать нам о безмерно великой Божьей любви.
5.7 «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть». В этом стихе мы видим качественное отличие любви Божьей от любви человеческой. Апостол не отрицает того, что в мире может существовать жертвенная любовь. Так мать способна отдать свою жизнь за любимое дитя, а герой – за народ. Хотя апостол говорит, что едва ли можно представить себе такой пример. Но он совершенно не допускает того, чтобы кто-нибудь, наоборот, отдал свою жизнь за преступника, который своими злодеяниями заслужил себе смертный приговор. Христос же отдал Свою жизнь за нечестивых, грешников, врагов. Отметим, что лишь те познают истинную любовь Божью, которые поняли и справедливость Божью и гнев Его. Благодаря именно этому Мартин Лютер, которому мир обязан новым пониманием Евангелия, стал реформатором. Выражение «может быть, кто и решится умереть», имеет целью косвенно указать на то, что человек страшится смерти более всего и что решиться умереть – это весьма трудное дело. Следовательно, принять смерть за другого – это, без всякого сомнения, высшее, что кто-либо может сделать в доказательство любви. Как и Господь Иисус говорит: Ин.15.13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
5.8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Этим Бог провозглашает и доказывает Свою любовь к человеку перед всем миром. И не только доказывает, но и возвеличивает и прославляет ее, делает ее предметом восхищения. Тот, кто в других отношениях полон сомнений в Божьей любви, исполнен угрызений совести и трепета перед гневом Божьим из-за греха, при этом доказательстве должен почувствовать что-то из расположения сердца Божия. Начать осознавать и понимать, что при всей святой ревности Божьей против греха Он всё же должен иметь в Своем сердце бесконечную любовь и милосердие к грешному человеку. Мы никогда не могли бы подумать о таком, если бы Сам Бог не открыл это посредством данного великого доказательства. Слово «доказывает» имеет неоднозначный смысл. В данном случае лучше будет понимать его как «подтверждает». Итак, Бог Сою любовь к нам подтверждает, ибо не пощадил Сына Своего ради нашего спасения. «Грешниками» зовутся здесь те, кто полностью порочен и предан греху, а не тот, кто иногда грешит. «Когда мы был еще грешниками – из этого следует, что мы не должны оставаться грешниками. Что должна произойти перемена в нас.
5.9 «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасаемся Им от гнева». Таков ясный и утешительный вывод, и именно то утешение, в котором особенно нуждаются все верующие. Ибо именно это больше всего беспокоит все пробужденные души. Мысли о гневе Божьем возникают лишь в нашем сердце и внушаются древним лжецом – сатаной. Наше оправдание и примирение с Богом – это первый и основной плод смерти Христа. Нам снова становится ясным, что нельзя считать гнев Божий каким-то ошибочным представлением или просто богословской мыслью. День Господень – это день гнева. Об этом дне много раз говорится в Библии. Спасение от этого гнева содержится в существенной части Евангелия. «Посему тем более ныне», т.е. после того, как мы стали праведными. «Будучи оправданы Кровью Его». Апостол называет оправданными тех, кто избавлен от вины греха. Ст.9 другими словами: если Христос приобрел праведность для грешников, то, тем более, защитит Он от погибели уже оправданных. Ибо не достаточно было бы однажды обрести для нас спасение, если бы Христос не сохранил его до конца. «Спасемся Им от гнева». Спасаемся от грядущего суда. Данная мысль апостола усиливается в стихе 10.
5.10 «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Апостол продолжает рассуждать о нашем утешении. Он делает это с помощью противопоставлений прежнего и нынешнего состояния. Первое противопоставление относится к нам. «Ибо, если будучи врагами». Слово «врагами» здесь имеет двоякий смысл. Во-первых, оно обозначает, что мы враждебны по отношению к Богу (Смотри в главе 8.7 и Кол.1.21). Во-вторых, оно обозначает, что гнев Божий пребывает на нас. Мы были врагами Бога в обоих этих случаях из-за наших грехов. Мы бунтовали против Бога, враждовали с Ним. Сами по себе мы всегда были врагами Бога, пока Христова смерть не примирила нас с Ним. Противопоставление таково: мы были примирены. «Мы примирились с Богом смертью Сына Его». Как для прихода к вере бедного грешника, так и для сохранения в ней верующего христианина важно хорошо понимать, что произошло благодаря смерти Христа. Бог смилостивился над нашими беззакониями, был удовлетворен Его кровью на кресте. Вот то примирение, которое совершилось в смерти Христа, и которое действительно перед Богом задолго до нашего покаяния и веры. Теперь остается лишь то, чтобы грешник лично обратился и примирился с Богом. Он хватается за протянутую Божью руку, вражда в его сердце отступает. Он раскаивается в своем озлоблении против столь милостивого Бога. И тогда грешник пребывает в состоянии благодати. «То тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Когда мы были под гневом Божьим и под проклятием Закона, Бог тогда решил примирить нас с Собой. Если Он сделал для нас столь великое дело, что спас нас как врагов, то, конечно, Он сделает для нас, уже оправданных, и менее великое – спасемся Им от гнева, от ада и погибели. Это также безмерно утешительно. Спасение от гнева, о котором здесь говорится, включает в себя окончательное оправдание верующих в великий день Господень. А также приготовление их к этому дню. «Спасемся жизнью Его» – под Его жизнью понимается здесь не жизнь Его по плоти, но Его жизнь в небесах. Живя здесь на земле, мы никогда не сможем истинно понять, какую многообразную помощь и защиту во времена всех испытаний и опасностей мы получали от Христа. Это будет возвещено, лишь когда весь сонм спасенных душ соберется перед престолом Спасителя, и каждый там осознает и расскажет, что он испытал.
5.11 «И не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение». Ап. здесь возвращается к тому, что начал в стихе 1. Где он говорил, что, будучи оправданы верой, мы имеем мир с Богом. Ибо иметь мир с Богом и быть уверенным в этом – это и называется хвалиться Богом. «И не довольно сего». Эти начальные слова подразумевают сказанное прежде, а именно то, что они спасены от гнева. «Но и хвалимся Богом». Перефразируем слова апостола: «И не довольно того, что мы спасаемся от гнева, но и хвалимся Богом. Мы на основании великой любви Божьей и примирения так уверены в Его дружбе, что мы также хвалимся тем, что полностью обладаем Богом». Лютер верно говорит об этом: «Мы хвалимся Богом, т.е. тем, что Он – наш, а мы – Его». Ап. Павел придавал этой похвале великое значение, она многократно повторяется в его посланиях. Он обличал ложную похвалу иудеев во всей ее неверности, но он не устраняет похвалы вообще. Там, где не хвалятся Богом, там и не живут по-настоящему. Напомним, что угодно Богу хвалятся лишь примирившиеся с Иисусом Христом. Только они способны славить Бога так, как следует. Ужас перед Богом стал так далек от нас, что теперь Он есть наша Иер.17.17 «радость, наша похвала и наша надежда в день бедствия». «Через Господа нашего …». Апостол усердно повторяет, что мы имеем всю эту благодать, уверенность и похвалу лишь через Господа нашего Иисуса Христа и Его примирение. Нам необходимо постоянно размышлять об этом. Всё наше утешение и вся наша похвала от Бога тотчас исчезает, как только мы отвращаем взор от Христа и начинаем смотреть на нас самих.
5.12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Теперь мы переходим ко второй части данной главы, к стихам 12-19. Апостол показывает, что также как грех, смерть и осуждение перешли на всех людей, так и благодать, праведность и жизнь приходят через одного – Господа Иисуса Христа. «Посему», т.е. поскольку мы были примирены с Богом через Иисуса Христа. Хотя мы все пребываем под грехом, тем не менее, через веру во Христа мы праведны. «Как одним человеком грех вошел в мир». Апостол хочет сказать не только, что грех начался посредством одного, но что через одного он «вошел в мир», т.е. перешел на всех людей. Поскольку апостол здесь сравнивает грех Адама с праведностью Христа, то он молчит о Еве, которая, собственно говоря, была первым согрешившим человеком. Грех вначале вошел в мир ангелов, когда многие из них восстали под руководством сатаны. Но он не входил в мир людей, пока Адам не согрешил. Достойно внимания, что Павел не упоминает здесь ни словом о сатане, как о причине греха, как об обольстителе человека. Даже в 1-й главе, где много пишет о греховности людей, нет речи о сатане. Павлу важно было, чтобы человек мог понять свое положение и чтобы он осознал собственную ответственность и вину, не ограничивая ее ссылкой на сатанинскую власть. Потом, после падения ангелов, пришла вина за грех Адама, вмененный его потомству, и общее растление всего творения. Под словом «грех» здесь подразумевается всё в человеке, что противоречит святой воле Божьей, даже первая мысль о каком-либо зле. Ибо до грехопадения человек не имел представления о преступлении против Творца, он не знал, что такое зло. Но из-за грехопадения эта невинность умерла и покинула человека, который теперь наполнился ядом греха. И когда апостол здесь говорит, что одним человеком грех вошел в мир, он имеет в виду злую силу в человеке, которая противится Богу. Грех перешел на всё, не исключая даже самого крошечного грудного младенца, как мы вскоре увидим. «И грехом смерть». Эти слова говорят нам, что не только сам грех как природа и греховное деяние, но также вина и последствия греха перешли от Адама ко всем людям. Итак, под словом «грех» следует подразумевать всё, что называется грехом в Библии. Так же и под «смертью». Т.е. под смертью здесь понимаются: физическая, духовная и вечная смерть. Человек до своего падения по существу не был бессмертным. Только вкусив от дерева жизни, которое стояло посреди рая, как и дерево познания добра и зла, он мог и должен был приобрести вечную жизнь. Хотя по своей природе он был смертным, но это не означает, что он непременно должен был умереть. Во многих растениях, напр., фактически господствует бессмертие, поскольку вегетационное ядро постоянно обновляется в новых ответвлениях. А в нас это постоянное обновление жизненно важных клеток происходит только в течение определенного периода, а затем медленно прекращается, пока не перестанет существовать весь организм. Для этого не существует никаких благоразумных и необходимых причин. Только через падение физически постигла смерть Адама, т.е. он оказался в сфере действия смерти и вне рая. «Так и смерть перешла во всех человеков». Буквальный перевод будет: «И смерть таким образом проникла ко всем людям». То, что смерть через грех пришла ко всем людям, ясно из Библии, а также из опыта. Это всеобщий удел, из которого никто не исключен. «Потому что в нем все согрешили». Некоторые считают, что эти слова должны означать, что, поскольку каждый лично согрешил, в него перейдет смерть. Но смысл слов апостола в этом месте не таков. Этот смысл противоречит всей цели данного текста. В котором апостол как раз хочет доказать, что так же как мы получили грех и смерть посредством одного Адама, мы обретем праведность и жизнь посредством одного Христа. Бог вложил в природу человека такой закон, что он рождает потомков по своему подобию, как и все другие творения. Поэтому в Адаме, как в общем вместилище, была заложена вся природа человека. И от него передавалась всему потомству. Поэтому, когда Адам согрешил и пал, человеческая природа стала греховной и произвела соответственное потомство. Есть такое ошибочное мнение, будто бы каждый человек умирает за свои деяния. Но тогда новорожденные младенцы, которые еще лично не совершили преступления против Закона Божия, были бы освобождены от смерти. Но в смерти каждого младенца мы видим обратное. Духовный взгляд апостола видит нас всех включенными в Адама: или первого, или Второго (Христа).
5.13 «Ибо и до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона». Здесь он говорит, как бы представляя себе возражение, о следующем: поскольку грех зависит от Закона, который нарушен при совершении греха, нельзя сказать, что все были грешниками на протяжении длительного промежутка времени от Адама до дарования Закона через Моисея. Поскольку они не получали от Бога особой заповеди. Теперь ап. Павел отвечает на это, доказывая господством смерти над людьми до Моисея, что они фактически имели грех. А наличие греха доказывает, что они должны были иметь Закон (Закон был записан в их сердце). Относительно этого стиха бл. Августин говорит следующее: «Это означает, что Закон, будь то естественный или записанный, не может устранить греха. Ибо делами Закона никто не может быть оправдан». «Ибо и до закона грех был в мире». Слова апостола направлены против тех, кто думает, что грех может быть устранен Законом. И он говорит, что Законом грехи сделаны очевидными, но они не устранены им. Ап. показывает, что грех начался не с появлением Закона Моисея. Вспомним событие из книги Бытие. Перед убийством Авеля Бог сказал Каину: Быт.4.7 «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Т.о., Закон Моисея – это не первоначальное правило жизни. Но существовало некоторое правило справедливости, заложенное Богом в сердце людей, прежде чем был дан Закон. Что грех существовал в мире до Закона, об этом свидетельствует убийство Каином Авеля, отступление древнего мира от Бога, развращенность Содома. Он делает из этого вывод, что уже тогда был Закон. «Грех не вменяется, когда нет закона». Апостол показывает, что грех действительно был в мире и вменялся людям до появления письменного Закона. Каин был наказан, весь мир был разрушен потопом, Содом был уничтожен и т.д. Господь Бог ясно объявил, что Он сделал это из-за многочисленных грехов и злобы людей. Люди также вменяли друг другу преступления. Это доказывает, что Закон действовал, хотя не Закон Моисея. Разумеется, вменение греха всегда приспосабливалось к мере того духовного света в отношении воли Божьей, которым обладали люди. Но уже к Каину, первому сыну Адама, Бог из-за его преступления обращался так строго, что он трепетал во все дни жизни своей. Следовательно, и Закон и грех был в мире до письменного Закона Моисея.
5.14 «Однако же, смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего». Апостол доказывает, что грех действительно был в мире, и с помощью того очевидного обстоятельства, что смерть была в мире. А если наличие смерти доказывает существование греха, отсюда неизбежно следует, что также существовал Закон. «Однако же, смерть царствовала от Адама до Моисея». Этим апостол как бы говорит, что наказание за грех, которым является смерть, было признано и известно всем людям по собственному опыту, хотя причина смерти, грех, была непризнанна. Выражение «смерть царствовала от Адама до Моисея» означает, что до времени Моисея люди не понимали, почему и откуда пошло то, что смерть царствует. Бл. Августин описывает это царствование следующим образом: «Вина греха так правит над людьми, что не позволяет им войти в жизнь вечную, которая является единственной истинной жизнью, но тянет их вниз, и даже до второй смерти, которая является вечным наказанием». «И над несогрешившими подобно преступлению Адама». Адам преступил ясно данную ему Божью заповедь и таким образом подпал под смертный приговор, которым до этого Бог угрожал ему. Теперь апостол напоминает, что смерть также царствовала над теми людьми, которые не согрешили против какой-либо явно выраженной Божьей заповеди. Это следует понимать и в отношении детей, невиновных в совершенном грехе и, тем не менее, умиравших, потому что грех Адама вменен им. Отсюда должно следовать именно то, что апостол хочет доказать: грех вменялся всем людям также до появления письменного Закона. «Который есть образ будущего». Адам, как и Христос, был человеком, который стоял или падал от имени всего человеческого рода. Так что весь род понес на себе последствия его грехопадения. Иоанн Златоуст говорит об этом выражении: «Адам стал причиной смерти рожденных от него – несмотря на то, что они не ели от дерева познания добра и зла, смерть была навлечена на них. Так и Христос обрел праведность для тех, кто принадлежит Ему, несмотря на то, что мы не обладаем никакой праведностью. И Он даровал ее нам посредством Своего креста». Т.о., подобие преступления Адама существует в людях. Мы умираем, поскольку согрешили так же, как и он. И подобие оправдания Христова существует в верующих. Они живут так, будто они произвели ту же праведность, что и Он.
5.15 «Но дар благодати не как преступление. Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих». В стихах 15-17 апостол показывает, в чем дар благодати и любви, полученный через Христа, превосходит унаследованные от Адама вину и осуждение. Делает это с той целью, чтобы возвеличить богатство любви Бога и принести утешение и ободрение верующим. «Но дар благодати не как преступление». Если грех, пусть даже грех одного человека, имел такую силу, как же может быть, что благодать Божья и благодать одного Человека (Иисуса Христа), не будет иметь большей силы. Благодать Христа превосходит то осуждение, которое навлек на нас первый человек. Христос более могуществен для спасения, чем Адам для погибели. «Ибо, если» – это начало второй части сравнения, повторяющей первую. «Преступлением одного подверглисьсмерти многие». Следует учесть, что в соответствии с особенностями семитского языка «многие» означает «все». Т.е. подверглись смерти все люди. Важно уяснить, что речь здесь не о двух чашах весов, которые взаимно уравновешиваются равными гирями. А о том, что на стороне благодати Божьей существует могущественный перевес. Слова «преступлением одного» следует понимать – от него во всех нас перешла его испорченность. Ибо мы погибаем не по его вине, как будто сами лишены вины. Но, поскольку грех его является причиной нашего греха, ап. и приписывает Адаму нашу погибель. «То тем более». Безмерно утешительные слова. Мы видим и чувствуем свою испорченность, грех и смерть от Адама. Мы верим и тому, чего мы не видим у себя и не чувствуем – а именно дар благодати через Христа. Но мы часто пребываем в неуверенности о том, что действует из двух в большей степени. Из-за неверия сердца и нашей испорченности мы порой думаем, что испорченность сильнее в нас, чем заслуга Христа, делающая нас праведными и угодными в очах Божьих. Но мы, чаще всего, не чувствуем в себе этой праведности. Поэтому апостол дает здесь и во многих других местах эти утешительные слова – «тем более». Если грех Адама принес так много страданий, которые здесь обобщаются одним словом «смерть», тем более, благодать и дары через Христа будут изобиловать. Слова «тем более» выражают уверенность. Мы намного больше уверены в том, что благодать и дар спасения через Христа будут перед Богом более действенны, чем испорченность для нашего осуждения. «Благодать Божия и дар». Они четко различаются. «Благодать» – это любовь и доброта сердца Божия, примиренное и милостивое отношение Бога к людям. «Дар» же здесь, как ясно показывают стихи 16 и 17 – это дар праведности или то, что Бог дал нам послушание Христа для нашей праведности. Итак, под «даром» здесь подразумевается не какой-то конкретный дар Святого Духа, но сам спасительный дар. Т.е. праведность Христа, которая здесь повсюду превозносится и противопоставляется испорченности Адама. Благодать противопоставляется здесь преступлению, а дар, происходящий из благодати – смерти. Ап. соединяет благодать и дар воедино. Он делает это для того, чтобы ясно охарактеризовать Мессию. А именно – что хотя мы оправданы Богом и принимаем Его благодать, всё же мы принимаем ее не по своим добродетелям и заслугам. Но их Отец дал Христу, чтобы Тот передал людям. «По благодатиодного Человека,Иисуса Христа». Этим добавлением апостол хотел напомнить о том, что мы имеем мир с Богом лишь благодаря тому, что Христос по Своей любви совершил для нас. Поэтому он называет здесь Христа «одним Человеком». Чтобы яснее проявилась главная мысль текста, а именно, что мы имеем всё посредством одного. Как грех и смерть посредством одного, так благодать и дар посредством одного. Христа в Его служении Посредника следует рассматривать как человека, поскольку Он вочеловечился как раз ради того, чтобы отдать Свою плоть, Свою кровь и жизнь ради примирения нашего с Богом. Грех Адама осуждает даже без совершения фактического греха, благодать Господа дает благословение даже без заслуг и добродетелей. «Преизбыточествуют для многих». Апостол использует здесь слово «многие» в противопоставлении «одного». Благодать берет вверх над грехом для всех, кому она дается. Различие между даром и грехом выражается здесь словом «преизбыточествуют». Это обозначает, что Христос не только компенсировал и восстановил то, что было утрачено из-за Адама, но также принес намного больше благодати, славы и блаженства, чем мы имели бы сами, будучи безгрешными. Адам из-за своего одного проступка породил виновных сыновей, но Христос простил даже те проступки, которые люди добавили от себя. Кроме того, честь и слава, которой мы обладаем из-за того, что Бог приобщился к нашему роду, что Сын Божий стал Человеком, непостижимо больше всего того, что мы утратили из-за грехопадения Адама. Один из отцов церкви в своей духовной радости изрек такие слова, которые в отношении грехопадения звучали весьма странно: «Благословенна вина, повлекшая за собой такое искупление».
5.16 «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений». «И дар не как суд за одного согрешившего». Дар Бога не только отличается от того одного греха одного согрешившего человека. Т.е. дар ведет к праведности не потому, что он за многих согрешивших. Одним согрешившим все умерли из-за одного греха. Дар не только освобождает нас от этого греха, который мы имеем из-за того, кто согрешил. Грех пришел через одного согрешившего, но дар благодати устранил не только один грех. «Ибо суд за одно преступление к осуждению». Суд за грех Адама к осуждению на земную и вторую смерть. Противопоставляя суд дару, первому апостол обозначает суровость, а второму – незаслуженное прощение. Ибо от суровости происходит осуждение, а от прощения – избавление от кары. «А дар благодати к оправданию от многих преступлений». Дар благодати принимает во внимание многие грехи многих грешников. «Многих преступлений», т.е. от многих преступлений как личного, так и общего характера. Одно преступление Адама было причиной и источником, из которого проистекали суд и осуждение. Но также апостол рассматривает здесь «многие» преступления как причину или повод для еще большего проявления благодати. Поскольку Бог в Своем вечном совете любви решил, что мы должны быть спасены. Если ребенок попадает в большие долги, для милостивого отца это становится поводом для того, чтобы еще больше проявить отеческую любовь, оплатив огромный долг. Тогда дар становится больше, чем, если бы он заплатил небольшой долг. Так прощение многочисленных грехов доказывает большую благодать, чем, если бы грехи были немногочисленны и незначительны. Следовательно, это было новым способом доказать, что «дар благодати не как преступление» (ст.15). Но что дар через Христа был бесконечно больше и могущественнее греха и осуждения Адама. В этом стихе ап. показывает, как заблуждаются те, кто учит, что во Христе мы обретаем только избавления от первородного греха и порчи, унаследованной от Адама. Под теми многими преступлениями, от которых, по свидетельству апостола, нас освобождает Христово благодеяние, разумеются не только те, которые кто-либо совершил до своего покаяния. Но и те, которыми верующие ежедневно навлекают на себя новую вину. И за которые они заслуженно подвергались бы осуждению, если бы постоянно не помогала им эта благодать.
5.17 «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». «Ибо, если преступлением одного». Апостол повторяет те же идеи другими словами, для того, чтобы впечатлить нас величием и обилием благодати Божьей. Грех Адама состоял в непослушании ясно выраженному повелению Бога, данному для испытания его. То, что он сделал, было грехом только потому, что это было запрещено делать, и не более. Но это открыло дверь для других грехов, хотя сам по себе грех казался незначительным. И в этом случае Адам послушался сатану, а не Бога. Грех имеет очень большую разрушительную и отравляющую силу и большую скорость распространения. Иначе бы вина греха Адама не простерлась так далеко. Мы даже не можем себе представить, как много зла содержится в грехе. «Смерть царствовала посредством одного». Смерть была заслужена и царствовала посредством одного Адама, т.е. того человека, кто совершил грех к смерти. Суд за одно преступление привел к осуждению всех людей. Через непослушание Адама весь человеческий род подпал осуждению, смертному приговору. Апостол напоминает о том, что всё это господство смерти над всеми людьми пришло лишь посредством одного. Он повторяет это для того, чтобы никто не упустил из виду ту истину, которая важна для главного вопроса данного текста: а именно для того, что и смерть и жизнь пришли посредством одного.
Великий и главный вопрос таков: должны ли мы быть судимы в соответствии с тем, что сделали мы сами, или же в соответствии с тем, что сделал другой. Закон говорит: каждый человек для себя может заслужить жизнь или смерть. Евангелие провозглашает: «посредством одного», т.е. из-за одного человека смерть перешла на всех, еще прежде, чем они какими-то собственными греховными деяниями заслужили ее. Так же праведность и жизнь, благодаря одному Христу, пришли ко всем людям, которые составляют семя Христово, хотя они не приобрели жизнь собственными заслугами. Такова библейская истина. «То тем более». Апостол утверждает: если единственный грех слабого человека принес смерть всем людям, тем более намного более великий и обильный дар посредством другого человека, Господа Иисуса Христа, принесет жизнь и блаженство всем тем людям, которые примут этот дар. То, что все подвержены смерти, в этом не сомневается ни один человек. А апостол говорит, что намного более несомненно и определенно то, что все верующие во Христа будут жить вечно, поскольку благодать и дар другого человека (Господа Иисуса) «преизбыточествуют», т.е. они намного больше наследия Адама.
«Приемлющие». Теперь апостол здесь ясно провозглашает, кто же будет наслаждаться всем тем благом, которое приобрел для нас Христос. Он говорит: «приемлющие» или, буквально, принимающие, т.е. те, которые принимают дар благодати и праведности. Слово принимать здесь то же самое, что в Евангелии от Иоанна Ин.1.12 «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Итак, спасение и усыновление у Бога – это великое учение в Библии связано лишь с одним: с принятием Божьих даров. Что значит «принять дар», мы видим отчасти из самих слов об этом. Отчасти из истории, описывающей для нас тех людей, которым Сам Христос дал свидетельство о том, что они веруют и являются истинными детьми Божьими. Рассмотрим Ин.1.12-13, где сам евангелист объясняет сущность и результаты принятия. Во-первых, он говорит (ст.11) о Господе Иисусе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли». В чем проявилось то, что они не приняли Его, евангельские истории показывают повсюду. А именно, все нераскаявшиеся иудеи презирали Господа и жили так, как до сих пор живет весь мир. Они погрязли либо в мирской жизни, либо в воображаемой собственной праведности. Но евангелист говорит и о других людях: Ин.1.12 «Тем, которые приняли Его …». Это был совершенно другой народ. Принявшие Его были теми людьми, которые, когда услышали радостную весть о Божьей благодати во Христе, и Дух Святой просветил их о том, что Иисус есть Христос, они потянулись к Нему. Они пали перед Ним, исповедали свои грехи и искали благодати. Из-за веры во Христа они настолько изменились, что стали «новым творением» (2Кор.5.17), затем они еще более освящались и воспитывались для небес. Поэтому Иоанн говорит не только тем, которые приняли Его и верующим во имя Его, но добавляет: «Которые … от Бога родились». Вот определяющий признак истинного принятия, а именно, они «от Бога родились», стали «новым творением», связали свою жизнь с Иисусом Христом. Это не значит, что они были безупречными в следовании за Христом. В их истории мы видим недостатки. Так что Христу приходилось непрестанно обличать и исправлять Своих учеников. Но их всегда отличало именно то, что они всегда держались за Него. Его Слово было для них мерилом, законом жизни, хотя им не всегда удавалось жить в соответствии с ним. Если нам приходится бороться с множеством досадных недостатков, но у нас есть такое свойство, что мы не можем обойтись без Спасителя и без прощения грехов, мы каждое мгновение имеем великую благодать, пусть даже скрытую и неощутимую. «Обилие благодати и дар праведности». Как было сказано уже при рассмотрении стиха 15, эти слова указывают на то, что дар, который мы имеем через Христа, не только столь велик, что он соответствует утрате через Адама, но намного превосходит ее. Это довольно легко понять и признать, но нам также нужно задуматься о том, чтобы мы действительно веровали в это. Тогда нам нужно подумать о том, что испорченность Адама привела не только к всеобщей греховности в мире, но и к духовному упадку. Верующим приходится бороться с заблуждениями в понимании, в вере, в любви, в послушании, в верности и в святой жизни. Следовательно, то, что через Христа мы имеем еще большую благодать и праведность, нежели была испорченность Адама, означает, что все эти недостатки и немощи, от которых мы вздыхаем и с которыми мы боремся, мы преодолеем силой Господа. Слова «обилие благодати» или «изобилующая благодать» свидетельствуют нам о том, что Бог в Своем великом милосердии дал нам во Христе столь обильную и могущественную помощь, что она будет достаточной для спасения во всех возможных обстоятельствах. И именно для тех людей, которые принимают благодать. Апостол отдельно упоминает «обилие дара праведности». Оно, как мы выяснили, состоит в том, что через Христа мы имеем праведность. И она не только наполняет меру требований Закона или столь велика, как праведность Адама до падения, но она бесконечно больше, т.к. она – праведность Самого Бога. Благодаря ей, мы намного больше наслаждаемся Божьей любовью, чем могла бы принести нам праведность какого-либо сотворенного существа. Ибо Бог Отец сейчас любит людей, обладающих праведностью Его Сына, не только как чистых и безгрешных, но так же, как Он любит Своего единственного Сына. «Будут царствовать в жизни». Апостол дает понять, когда говорит о людях, получивших обилие благодати и праведности, что они не только обретут жизнь вечную. Но они «будут царствовать» в этой вечной жизни. Они обретут жизнь во всех ее смыслах: уже здесь на земле божественную жизнь души через воссоединение с Богом. А в конце земной жизни – бессмертное тело и вечное блаженство на небесах, где они в высшем смысле будут «царствовать в жизни», «царствовать с Христом» (Откр.22.5; 2Тим.2.12; Рим.8. 17; 1Кор.6.2). Тот, кто имеет вечную благодать и мир с Богом, тот имеет всё, что можно назвать жизнью и блаженством. Что бы ни случилось с этим человеком, он не может быть осужден, ибо у него есть Христос и лишь вместе с Ним – вечная жизнь. Он может пасть, так что может казаться, что его христианство разрушено и утрачено, но он не может быть отвергнут навсегда до тех пор, пока он остается у престола благодати. Тайна этого обстоятельства выражена в следующих словах: «Посредством единого Иисуса Христа». То, что верующие будут, подобно царям, владычествовать в жизни, произойдет лишь посредством Христа. Ибо так же, как они были вместе с Адамом в его падении, они пребывают с Христом в Его победе и триумфе. Столь безнадежна наша собственная праведность, что Бог по Своему великому милосердию вложил всё наше спасение и блаженство лишь в «Одного» (Христа). Не будем никогда забывать об этом.
5.18 «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Апостол возвращается к второй главной теме главы – к сравнению между Адамом и Христом. Данное предложение является выводом из вышеприведенного сравнения. Как преступлением одного все мы стали грешниками, так и праведность Христова стала действенной для нашего оправдания. Он был праведен не только для Себя лично, а чтобы шире распространить ту праведность, которой Он Сам обладал. В этом стихе два раза применяется слово «всем». Это слово использовано не потому, что все, кто были рождены от Адама, рождены свыше от Христа. Но потому, что как не существует, с физической точки зрения, поколения, рожденного не от Адама, так не существует духовного поколения помимо Христа. Благодать выставляется на обозрение всем, но не все принимают ее. «Оправдание к жизни». Здесь говорится об отпущении грехов, которое возвращает нам жизнь. Надежда на спасение происходит от того, что Бог к нам милостив, а праведным надо быть для того, чтобы быть Ему угодным.
5.19 «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными». Грех Адама состоял в непослушании. В непослушании ясно выраженному повелению Бога, данному для его испытания. Здесь вновь говорится, что «многие», т.е. все дети Адама (смотри толкование стиха 15) стали грешниками через непослушание одного человека. При этом говорится о нашей сопричастности первому грехопадению. Поэтому апостол использует здесь слова «сделались многие грешными». «Сделались многие грешными», т.е. всё потомство, в то время как совершил преступление один. Очень важно обратить внимание на то, что апостол вкладывает в свои слова такой смысл, чтобы не ошибиться в отношении главной цели данного текста. В этом тексте всё указывает на то, что как грех, так и праведность пришли через участие в деле кого-то другого. Иначе было бы не столь важно знать о нашей сопричастности непослушанию Адама и веровать в нее, если бы это не служила открытию наших глаз. Чтобы мы увидели вторую великую истину, а именно, что мы таким же образом сопричастны послушанию Христа, в чем и заключается главная спасительная истина. Т.о., речь идет здесь обо всем великом учении о вменении. Поскольку оно важно для христианского мира, а также, поскольку именно против этого учения ведет самую ожесточенную битву разум и неверие. Мы вновь напомним о самом решающем доказательстве того, чему учит здесь апостол. Мы не только унаследовали грех Адама, но он был нашим общим грехом. «Так и послушанием одного сделаются праведными многие». Подобно тому, как все дети Адама были осуждены как грешники лишь из-за его непослушания, все последователи Христа будут признаны праведными лишь благодаря Его послушанию. Здесь апостол ясно говорит, в чем состоит праведность Христа, она – Его послушание, Его личное исполнение всей воли Отца. Вся жизнь Христа на земле была совершенным послушанием. «Любовь есть исполнение Закона» – говорит апостол. Христос имел совершенную любовь как к своему Отцу, так и к людям. Непослушание первого Адама погубило нас, а послушание второго Адама спасает нас. Господь должен был исполнить всю правду, а потом принести душу Свою в жертву за грех. Всякий грех в сердце или в жизни, в мыслях, желаниях, словах и делах, всегда является непослушанием, направленным против Бога, Который в Своем святом Законе запрещает нам подобное зло.
5.20 «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». В этом послании часто ведется диалог с иудейством. И в данный момент Павел видит перед собой иудея, предлагающего ему вопрос: «А Закон? Неужели ты, Павел, проповедуя благодать, пренебрегаешь Законом?» Ап. дает ответ на этот вопрос. «Закон же пришел после». Наряду с описанным замыслом спасения через Христа Господь Бог дал нам Закон, а именно, передал его Моисею в форме записанных заповедей. Апостол использует очень подходящее слово «пришел». Он как бы говорит, что грех вошел в жизнь людей и Закон пришел попутно. Он помог обнаружить греховность людей. Напр., зеркало обнаруживает пятна, но оно не вызывает их. Если осветить комнату ярким светом, то в ней обнаружатся пыль и грязь, которые были в ней и раньше, но не были видны. Ап. не говорит обо всём употреблении Закона, но затрагивает лишь одну сторону его, подходящую для данной темы. Он учит: «Чтобы дать место благодати Божьей, надо явить людям их гибельное состояние». «И таким образом умножилось преступление». Воля и намерение Бога состояли в том, чтобы уже существующий грех не оставался неизвестным, чтобы грешник не мог считать себя благим и праведным. Тогда Бог дал нам Закон с определенными заповедями и запретами, посредством которых ограничивалась свобода и умножалось преступление, чтобы грех мог быть правильно познанным. «Грех» всегда включает в себя корень зла, первородный грех. «Преступление», напротив, всегда обозначает греховное деяние, уклонение от заповедей. Апостол хочет сказать, что до письменного Закона грех представлял собой более скрытое зло и не являлся подлинным преступлением, нежели когда нарушалась известная Божья заповедь. Вожделение возбуждается еще сильнее, когда Закон обуздывает нас правилом жизни. Потому что человеку по природе свойственно стремиться к запретному. 2-е объяснение: те, кто прежде просто преступил пределы справедливости, теперь, по издании Закона, нарушением его выражают презрение к Божьему правлению. Потому что им явлена была Божья воля, которую попрали они своей похотью. Откуда следует, что греха стало больше через Закон. Потому что при совершении греха презирается авторитет Бога как Законодателя и попирается Его величие. «А когда умножился грех». Умножился грех в результате добавления к первородному греху наших собственных, фактических грехов. Смысл в том, чтобы изобиловал не грех, а знание о грехе. Итак, познание греха становится причиной умножения его. Однако наш текст говорит о более тревожном явлении. О том, что посредством Закона сам грех также увеличивается и изобилует, а значит, от Закона не может произойти никакой праведности и никакого освящения. «Стала преизобиловать благодать». Если ты пережил горький опыт, что именно тогда, когда ты хотел быть истинно благочестивым, послушным, богобоязненным, ты стал грешным и нечестивым, не отчаивайся. Апостол в этом отрывке говорит о могущественном владычестве благодати, когда грешник принимает ее. В стихе 15 он уже говорил, как благодать изобиловала превыше всего того ущерба, который мы потерпели из-за Адама. Здесь он к этому слову добавляет другое, которое косвенно указывает на то, что над изобилующим грехом благодать изобилует в высшей степени. Там, где вина очень велика, ее прощение становится большей благодатью, чем, если бы вина была меньше (сравните Лк.7.41-42). Грешник, испытавший это, в некоторой степени знает, что означают слова: «Когда умножился грех, стала изобиловать благодать».
5.21 «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». «Дабы». Вновь выражен великий Божий замысел о спасении. Замысел и намерение Бога состояли в том, чтобы грех изобиловал посредством Закона. Дабы благодать приобрела такую ценность, чтобы она одна, без содействия какой-либо праведности с нашей стороны, обеспечила наше спасение. «Как грех царствовал к смерти». Смерть не имеет никаких прав на человека, кроме как по причине греха. Под словом «смерть» здесь следует понимать не только телесную смерть, но всё временное и вечное зло, которое является платой за грех. Царствование греха к смерти достаточно убедительно доказывается нашим собственным опытом. «Так и благодать воцарилась через праведность». Апостол говорит, что замысел Бога таков: как грех царствовал к смерти, так же и благодать будет царствовать и править через праведность к жизни вечной. Здесь апостол имеет в виду совершенную праведность, т.е. послушание Христа. Посредством одной этой праведности благодать царствует над всеми грехами верующих. Как только благодать Христова начинает в ком-то царствовать, сразу же прекращается в нем царство греха и смерти. «К жизни вечной». Благодать будет царствовать и править так, что грешники, которые каждый день заслуживают вечной смерти, обретут вечную жизнь. Такое происходит лишь посредством совершенной праведности. Но если кто-нибудь еще желает думать о своей собственной праведности, апостол добавляет для еще большей ясности: «Иисусом Христом, Господом нашим». Если мы забудем о том, что мы обладаем этой благодатью лишь через Иисуса Христа, вскоре с нашей верой и с нашим упованием будет покончено. Величайшим святым приходилось впадать в отчаяние, если они забывали о том, что вся благодать, вся праведность и вечная жизнь дается нам лишь через Иисуса Христа. Дважды в этой главе апостол повторил слова: «Иисусом Христом», и тем самым он хочет сказать, что покончено со всей нашей праведностью, не думай о себе, если хочешь получить Божью благодать.