О ЦЕРКВИ РЕФОРМАЦИИ
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ РОССИИ
Краткая справка по Церкви кальвинистской Реформации
1. Кто такие кальвинисты? – Кальвинистами называют христиан, приверженцев парадигмы Реформации XVI века в Европе, которую начали Мартин Лютер в Виттенберге и независимо от него Ульрих Цвингли в Цюрихе и продолжили Мартин Буцер в Страсбурге, Жан Кальвин в Женеве и Джон Нокс в Шотландии.
2. Что объединяет лютеран и кальвинистов? – Лютеран и кальвинистов объединяет общий сотериологический вероисповедный фундамент. Он состоит из пяти евангелических принципов сола эпохи Реформации: sola fide, sola scriptura, solus Christus, sola gratia, soli Deo gloria – только вера, только Писание, только Христос, только благодать, славу воздавать только Богу. По этой причине две главные ветви Церкви эпохи Реформации называются евангелическими Церквами, а именно: Евангелическо-Лютеранской Церковью и Евангелическо-Реформатской Церковью.
3. Что разделило лютеран и кальвинистов? – Лютеран и кальвинистов разделили, во-первых, разное понимание реальности присутствия Тела и Крови Христа в таинстве евхаристии, и, во-вторых, разная форма управления Церковью. Разногласие по евхаристии у Лютера как с Цвингли, так и с Буцером и Кальвином оказалось настолько непримиримым, что из-за этого не состоялась единая Церковь Реформации, но возникли её две разные ветви – Лютеранская Церковь и Реформатская Церковь.
4. Как лютеране и кальвинисты понимают реальность присутствия Тела и Крови Христа в таинстве евхаристии? – Лютер, отрицая католический догмат пресуществления, transsubstantiatio, то есть чуда реального превращения хлеба в Тело, а вина в Кровь Христа, фактически недалеко ушёл от этого догмата, поскольку настаивал на сакраментальном единстве хлеба и вина с Телом и Кровью Христа, unio sacramentalis. Лютеранский догмат реальности присутствия Тела и Крови в евхаристии называют ещё восуществлением, consubstantiatio. В терминах фундаментальной науки католический догмат transsubstantiatio провозглашает превращение хлеба в Тело Христа и вина в Кровь Христа на уровне элементарных частиц, а лютеранский догмат unio sacramentalis, или consubstantiatio, провозглашает гомогенное растворение Тела в хлебе и Крови в вине на межмолекулярном уровне. Оба догмата реальности присутствия Тела и Крови допускают возможность профанации: человек без веры, причащаясь, вкушает Тело и пьёт Кровь Христа наравне с верующим, будучи недостойным – manducatio indignorum.
Кальвинисты отвергают идею алхимического превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа в католицизме, равно как и лютеранскую идею растворения Тела и Крови Христа в хлебе и вине. Реальность присутствия в таинстве евхаристии Тела и Крови Христа у кальвинистов выражается в действии Бога-Святого Духа. В процессе причащения к хлебу и вину Святой Дух соединяет верующего человека с Христом, Который ныне телесно находится одесную Бога-Отца. В кальвинистском понимании евхаристии не Христос телесно спускается с небес, но человек духовно поднимается ко Христу. Таким образом, у кальвинистов таинство евхаристии основывается исключительно на догмате Бога-Троицы и на доктрине суверенности Бога. Поэтому профанация Тела и Крови Христа в евхаристии, manducatio indignorum, у кальвинистов просто невозможна.
5. В чём заключается разница в форме управления Церковью у лютеран и кальвинистов? – Лютер сохранил за Церковью иерархическую епископальную систему управления, принятую в католицизме, отвергнув лишь примат римского папы. Буцер же и Кальвин полностью реформировали управление, удалив епископат из Церкви и восстановив в ней древнеапостолькую представительную форму правления через выборные коллегии пресвитеров. Кальвинистские общины автономны и независимы от государства и сливаются в монолитную Вселенскую Церковь на конфедеративных принципах.
6. Почему кальвинистская Церковь называется также Реформатской Церковью и в чём её разница с Пресвитерианской Церковью? – Кальвин достиг согласия по таинству евхаристии с последователями Цвингли. Объединившихся кальвинистов и цвинглиан назвали реформатами для различения их от лютеран. В итоге кальвинистская Церковь на европейском континенте получила название Евангелическо-Реформатской Церкви. Укоренилось также и её краткое название: Реформатская Церковь.
Реформированная Церковь в Шотландии называется Пресвитерианской Церковью, потому что Реформация на Британских островах оформилась по-разному, хотя и произошла на богословской базе кальвинизма. Англиканская Церковь сохранила у себя епископальный строй, отвергнув примат римского папы, подобно тому, как это сделала Евангелическо-Лютеранская Церковь. В Шотландии же Джон Нокс установил пресвитерианскую форму правления Церковью, позаимствовав её у Женевской общины. Для различения себя от Англиканской Церкви реформированная Церковь Шотландии назвалась Пресвитерианской Церковью.
Так сформировались два равноправных крыла Церкви кальвинистской Реформации: крыло континентальной Евангелическо-Реформатской Церкви и крыло островной Шотландской Пресвитерианской Церкви.
7. В каких странах кальвинизм стал господствующим течением христианства? – Кальвинизм стал господствующим течением христианства, прежде всего, в Швейцарии, Нидерландах и Великобритании в эпоху Реформации XVI века. Затем в XVII-XVIII веках через выходцев из Пресвитерианской и Реформатской Церквей кальвинизм распространился в Северной Америке и Австралии. В конце XIX века кальвинизм вошёл на Корейский полуостров, через миссионеров Пресвитерианских Церквей США, Канады и Австралии, и в течение двух поколений превратился в главенствующее течение христианства в Южной Корее.
8. Что принёс кальвинизм мировой цивилизации? – Кальвинизм принёс мировой цивилизации, во-первых, пуританскую этику труда. В её основании лежат кальвинистские доктрины суверенности Бога и персональной ответственности человека и доктрина избрания человека Богом. Во-вторых, кальвинизм принёс промышленную и научную революции, раскрепостив творческие силы человека, которые до Реформации XVI века были скованы средневековым мышлением. В-третьих, кальвинизм принёс человечеству систему западной демократии с рыночной экономикой. Экономическое процветание Швейцарии, Великобритании, Нидерландов, США, Канады, Австралии, Южной Кореи, и устойчивый демократический строй с верховенством закона и законопослушанием граждан в этих странах есть не что иное, как плоды кальвинизма.
9. Почему кальвинизм стал идейным фундаментом западной демократии? – В кальвинистской парадигме теократии Христос Вседержитель не нуждается в Своих наместниках на земле, поскольку прямо правит миром людей посредством Своих заповедей. В её основании находится обетование Христа: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». То есть, Святой Дух учит верующих жить по Десяти Заповедям и напоминает верующим евангельское средство утверждения в этих Заповедях – любовь к Богу и любовь к ближнему своему. Отсюда и берёт начало принцип верховенства в государстве закона, опирающегося на Десять Заповедей, равенства всех перед законом, и законопослушания подданных – основа основ действенной демократии в кальвинистских странах.
10. В чём отличие кальвинистской теократии от византийской? – Этих отличий два: во-первых, прямое правление Христа посредством Десяти Заповедей и водительства Святого Духа; во-вторых, принцип разделения власти на ветви и система сдержек и противовесов между ветвями власти, обуздывающая греховную природу человека во власти. Второе отличие полностью обусловлено кальвинистским догматом о полной порче человеческой природы первородным грехом.
Византийская теократия, разработанная императором Юстинианом, зиждется на идее косвенного правления Христа через двух Своих наместников на земле – кесаря и патриарха, которые правят подданными империи в симфонии, то есть слаженно прославляют Бога. Симфония оформляется союзом Церкви и государства: патриарх помазует кесаря и охраняет авторитет государства и кесаря всей духовной мощью Церкви; в ответ благодарный кесарь охраняет устои Церкви всей державной мощью государства. Особенность византийской симфонии государства и Церкви ещё и в том, что в ней не допускается никакой иной формы правления, кроме абсолютной монархии.
Слабость юстиниановской концепции симфонии государства и Церкви лежит в отвержении Восточным Православием догмата о полной порче человеческой природы первородным грехом. Делегируя всю полноту верховной власти автократорам, кесарю и патриарху, Восточное Православие делом отрекается от собственного же слова исповедания Христа Пантократором, Вседержителем. Ведь автократия, самодержавие, есть сосредоточение в руках человека-самодержца всей полноты исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, чем бросается вызов теократии – власти Бога.
Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно: отсутствие критики и контроля над самодержцем заводит его рано или поздно в противостояние Десяти Заповедям, что равнозначно противостоянию человека-автократора Богочеловеку Христу-Пантократору. В этом повинна испорченная греховная природа человека. Когда вместе с самодержцем с праведных путей совлекается и общество, и Десять Заповедей перестают доминировать в государстве, Божий гнев обрушивает такое государство революцией.
Всё же идея симфонии государства и Церкви не лишена библейского смысла, если на неё смотреть по-кальвинистски через призму доктрин суверенности Бога, персональной ответственности человека и сфер благодати Бога. Суверенный Бог распространяет Свою благодать на человечество двояким образом. Общая благодать Бога распространяется на всех людей и призвана обуздывать греховную природу человека. Особая благодать Бога распространяется на Его избранников и призвана уничтожить греховную природу человека через искупительную жертву Христа, и она провозвещается Евангелием. Институт государства отвечает перед Богом в сфере общей благодати, а институт Церкви – в сфере особой благодати. Государство и Церковь имеют в своих сферах ответственности одну и ту же цель прославления Бога. Единство и разделение сфер благодати отражено написанием Десяти Заповедей на двух Скрижалях. Первая Скрижаль особо касается Церкви, Вторая же особо касается государства, но обе Скрижали связаны Богом в одно целое. Поэтому симфония государства и Церкви необходима, но без вмешательства обоих институтов в сферы ответственности друг друга. Однако Церковь простирает-таки своё влияние на государство через совесть своих приверженцев.