КАЛЬВИНИСТЫ В РОССИИ
Из истории Реформатской Церкви
В течение веков после Реформации реформаты расселялись по всему миру. Оказались они и в России в различных ее областях: и в центральной части, и на Урале, и в Сибири.
История переселенцев в России в дореволюционную эпоху богата и многогранна. В конце XVII века в Немецкой слободе Москвы постоянно жило немало голландцев. Голландцы, как и другие иностранцы, обучали русских различным ремеслам. Петр I уделил особое внимание Голландии, так как именно эта страна являлась тогда одним из крупнейших европейских научных и культурных центров. Пребывание Петра в Голландии оказало значимую роль при проведении крупномасштабных преобразований в России.
Екатерина Великая была также весьма толерантна к иностранцам. Голландцам она не чинила препятствий, так что связи между двумя странами во время ее правления процветали.
В XIX столетии торговые и предпринимательские связи Нидерландов с Петербургом поддерживались, главным образом, жителями Фрисландии - провинции на севере Нидерландов.
В XX в. в России (а потом - в Советском Союзе) судьба их была нелегка, часто - трагична. Наступила Первая мировая война, а затем и гражданская. Переселенцев притесняли и даже - истребляли - за то, что они - не православные. При большевиках они оказались объектом раскулачивания. А при Сталине немалое их число прошло через лагеря.
Исторические сведения о реформатах помогут россиянам, ознакомившимся с различными этапами жизни и деятельности реформатов из Европы, оценить их вклад в экономику России и привнесенное ими богатое культурное наследие.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ
ИЗ ИСТОРИИ КАЛЬВИНИСТОВ В РОССИИ
Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи «Россия и Кальвинизм: история и перспективы», опубликованной в сборнике "Вопросы Кальвинизма и Реформации России", Выпуск II, АОЗТ "Икар", Москва, 2000 г.
ПЕРВЫЕ КАЛЬВИНИСТЫ
Говоря о первых кальвинистах, появившихся на российской земле, можно предположить с достаточной долей уверенности, что ими оказались английские и голландские купцы, приехавшие в середине XVI века на север России, в район Холмогор. Известно имя одно из первых таких путешественников: это был английский мореплаватель Ричард Чэнселлор (Richard Chancellor), который 24 августа 1553 года прибыл в Холмогоры и основал поселение иноземных купцов, куда пять лет спустя прибыли и голландские купцы. Известно, что первоначально англичане и голландцы проводили совместные богослужебные собрания. Немного позднее их представители отправились в Москву, а затем и в другие города. Можно сказать, что путь кальвинистов начинался с севера. Постепенно иностранцы со своими семьями стали закрепляться в России на постоянное проживание.
1570 году появляется официальное упоминание о деятельности кальвинистов в Москве. В исторических документах отмечается, что царь Иоанн IV (Грозный) беседовал с неким кальвинистским пастором Рокитой (Rokita), прибывшим из Польши в составе делегации короля Сигизмунда Августа.
В конце XVI века в России существуют первые устоявшиеся Реформатские общины: в Москве, Архангельске, Вологде и других стоящих на торговых путях поселениях. В 1616 г. при царе Михаиле Федоровиче в Москве появляется первая Реформатская Церковь, образованная совместно англичанами и голландцами. Конечно, подобные церкви устрояются в Москве в специальных кварталах для иностранцев. К сожалению, все московские церковные архивы Реформатских Церквей, которые могли бы рассказать более подробно об этом периоде, погибли в пожаре 1812 года. Огнем уничтожено около сотни томов церковной хроники, уникальные исторические документы.
ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Необходимо отметить, что Российское правительство вплоть до Петра Первого не препятствовало иностранцам исповедовать свою веру, предоставляя им полную свободу богослужебных собраний. Между прочим, в это время в Германии кальвинистам было гораздо сложнее отправлять богослужение, поскольку они встречали давление со стороны лютеран. В России же они пользовались равными правами. Не было никаких затруднений на получение разрешений на проведение богослужений в частных домах или на строительство церковных зданий. Так было от Иоанна Грозного до Петра Первого включительно. Известны манифесты Петра I, предоставляющие иностранцам свободу вероисповедания. Например, манифест 1702 года. Постепенно, начиная с императрицы Анны Иоанновны, положение несколько усложняется, поскольку Реформатские общины должны были приносить на рассмотрение созданной Юстиц-коллегии свои вероисповедания (указ от 23 февр. 1734 г.). В XIX веке тенденция государства вмешиваться в дела Церкви усиливается; особенно это касается вероисповедных документов. Нельзя не упомянуть о прискорбной попытке искусственно объединить лютеранские и кальвинистские общины.
СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ РЕФОРМАТОВ
Итак, сколько насчитывалось людей, придерживающихся кальвинистских взглядов? Мы располагаем данными на 1864 год – время наибольшего распространения Реформатской Церкви в дореволюционной России. По разным источникам насчитывалось от 60.000 до 71.500 членов поместных церквей. Всего в России на тот год было 38 Реформатских общин, в которых трудилось 38 пасторов. Статистика показывает, что на 1000 жителей России приходился один кальвинист. 4% от всех протестантов. В 1864 г. в Москве насчитывалось 1200 верующих, исповедующих кальвинистские взгляды.
ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВИЯ И КАЛЬВИНИЗМА
Интересно отметить, что Православная Церковь высоко оценивала уровень постановки образования в Реформатских университетах (например, Лейден, Голландия), куда посылались ее представители для изучения истории, философии и языков. Один из таких студентов, Вениамин (Василий) Багрянский (XVIII век), стал впоследствии ректором Александро-Невской Лавры. Уже в советское время православные и реформатские богословы встречались в 70-е годы в Венгрии (Дебрецен) и в Ленинграде. Патриарх Пимен в своем послании по этому поводу, опубликованном в юбилейном сборнике, посвященном 1000-летию крещения Руси, отмечает важность православно-реформатского диалога. Хотелось бы, чтобы представители РПЦ признавали важность общения не только на международном уровне, но и на внутреннем.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
После Октябрьской революции 1917 года Реформатские Церкви в Центральной России полностью исчезают, оставаясь заметными как явление духовной жизни лишь в Прибалтике и Западной Украине.