Как праведный Бог может простить грешного человека?
В редакции John W. Robbins
На основании чего человек становится угодным Богу? Это самый значительный из всех вопросов, касающихся спасения. Ответ может быть таков:
- Жизнь в полном послушании Закону.
- Вера в Евангелие Иисуса Христа.
- Нечто иное.
Многие люди в церквях дают неправильный ответ. В семинариях многие преподаватели дают неправильный ответ.
Этот вопрос требует ясного ответа. И чтоб мы могли дать такой ответ, в наших головах должна быть ясность по этому важному предмету. Об этом много спорили во времена Реформации. Некоторые думают, что теперь другое время и старые вопросы не актуальны, но мы полагаем, что данный вопрос так же актуален сегодня, как и при жизни апостола Павла или Лютера. Это самый существенный вопрос из тех, которые волнуют сердце человека, в нем корень всех проблем общества.
Правильный ответ – номер 1. Единственное основание, исходя из которого человек становится угодным Богу, это жизнь в послушании Закону.
Ответ легализма[1]
Большинство людей выбирают скорее номер 2, а не номер 1, потому что они не хотят показаться легалистами[2]. Большинство людей выбирают веру в Евангелие Христово, потому что они думают, что это против легализма. Но ответ номер 2 является, на самом деле, легалистическим ответом.
Что же является базисом, или основанием, на котором человек становится угодным Богу? Ни один из деятелей Реформации и ни один ученый-библеист, верный наследию Реформации, никогда не утверждал, что вера является базисом или основанием угодности Богу. Вера явно выше всех остальных качеств, насаждаемых Богом в сердце человека. Это – дар Божий и корень всех добродетелей, это главный плод труда Духа Святого. Но безотносительно к царственной природе веры она никогда не была базисом или основанием для спасения. В настоящее время одной из угроз для религиозной жизни является идея того, что это благодаря моей вере, благодаря тому, что я родился свыше, или благодаря тому, что я уповаю на Иисуса, я становлюсь угоден Богу.
Говорить, что вера является основанием угодности Богу – это по-легалистски, потому что в этом случае Богу предлагается считать нечто, что находится внутри меня, основанием угодности Богу. (То, что Бог дает веру, в данном случае не имеет значения. Все равно вера остается моим внутренним качеством.) Если вы уделите время ознакомлению с постановлениями Тридентского собора[3] относительно оправдания верой, вы увидите, что номер 2 – классический католический ответ. Сторонники Реформации и Библия выступают против этого положения. Однако, в нашем столетии, когда наблюда-ется упадок богословия, библейское учение Реформации было затемнено арминианскими и католическими догмами, которые утверждают, что вера является основой нашей угодности Богу, что вера – это и есть наш труд, это – присущее нам качество, которое делает нас угодными святому Богу.
Ответ веры
Теперь посмотрим Рим. 2.12-13:
«Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут».
Библия недвусмысленно утверждает: никто кроме исполнителей закона не угоден Богу. Это непреходящий принцип, Бог не откажется от него, Он никогда не изменял своей точки зрения. Жизнь в безупречном послушании, иначе говоря – жизнь в праведности, есть единственно возможное основание, для того чтобы быть угодным святому и праведному Богу.
Трудности, которые в настоящее время возникли из-за существования очень большого количества евангельских течений, обусловлены тем, что Евангелие представляют как остроумный способ обхода Закона. Его представляют как ловкий трюк, посредством которого мы можем перепрыгнуть через требования Закона прямо в присутствие Божие. Мы ошибочно полагаем, что Евангелие подразумевает меньшую, чем на самом деле, требовательность Бога.
А Бог требует жить в безупречном послушании Его Закону. Никакое неполноценное, увечное, половинчатое, частичное послушание не удовлетворит Его святости: «Исполнители закона оправданы будут». Апостол Иаков говорит[4], что если мы нарушаем Закон хотя бы в чем-нибудь одном, то становимся виновными и в целом. Этот коренной принцип Библейского христианства был пересмотрен в двадцатом столетии.
Сейчас мало по-настоящему проповедуют Закон или Евангелие. Мы пренебрегаем проповедью святости и величия Бога. Бога представляют как беззаботную благожелательность, неистово несущуюся по небесам в стремлении угодить ненасытным обмирщенным людям. Неудивительно, что в результате мы оказались в такой религиозной трясине. Нам нужен Закон, нам нужно знать святые требования Бога, нам нужно знать Божий стандарт. Нам нужно проповедовать Божий стандарт таким образом, что люди стали бы вопить: «Как же тогда я могу быть спасен?»
Когда апостол Павел в Послании к римлянам и в Послании к галатам противо-поставляет путь веры и путь дел, он не противопоставляет веру и дела, как таковые, но веру и наши немощные, ничтожные, дефективные дела. Мы не должны прийти к мысли, что вера против закона. В Рим. 3,31 апостол Павел свидетельствует, что путь веры не противоречит Закону: вера утверждает Закон. Вера не является отрицанием Божьего закона, вера уважает Закон, вера признает, что только на основании ответа номер 1, жизни в полном послушании Закону, человек становится угодным Богу.
Затруднительное положение человека
В начальных главах послания к Римлянам апостол Павел показывает опасную ситуацию, в которой находится человек: ни язычник, ни иудей не соответствуют святому стандарту Бога, изложенному в Божьем законе. Именно чтобы исправить эту ситуацию, апостол Павел ведет речь, как это он делает в Рим. 3,21-26, об Иисусе Христе и праведности Бога. Но часто мы перепрыгиваем к Рим. 3,21-26, не уделив должного внимания силе предыдущих рассуждений. Давайте вспомним, что, начиная от Рим. 1,13 и до Рим. 3,20 апостол Павел стремится втолковать с непревзойденной ясностью и вдохно-вением, что весь род людской находится в ужасном положении, так как человек оказался не способен отдать Богу должное, которое заключается, по меньшей мере, в безупречном подчинении Божьему закону.
Вера уважает Божий закон. Поскольку вера всегда зависит и обретает свое значение от объекта веры, она всегда свидетельствует о том, что единственным основанием, благодаря которому человек становится угодным Богу, является жизнь в полном послушании Закону.
Праведность Бога
«Но ныне праведность Бога …»[5] Здесь Бог вмешивается в наше ужасное положение. Это была именно та «праведность Бога», вокруг которой и вне которой грянула Реформация. Что означает «праведность Бога»? Праведность Бога – это то, что определяется самой личностью Бога. Это то, что соответствует святости Бога. Ее мерилом является сам Бог. В ней – Его святая, безупречная, Божественная личность. Эта праведность Бога есть требование Бога. Его справедливость требует ее от каждого мужчины, женщины и ребенка. Это то, что Он всегда требовал и будет требовать от нас, потому что Он никогда не мог требовать что-либо меньшее, чем Его собственное совершенное бытие.
Это вопрос, над которым бился Мартин Лютер. Он чуть ли не приходил в отчаяние, когда представлял себе этот аспект «праведности Бога». Всю свою мощь и аскетические принципы он отдавал борьбе за то, чтобы дать Богу требуемое Им. Однако его совесть не давала ему покоя: «Достаточно ли я совершил? Точно ли, что этого достаточно? Как я могу быть в этом уверен?» Именно потому, что мы теперь не бьемся над теми же вопросами, Евангелие фактически остается неизвестным. Евангелие имеет смысл лишь на фоне радикального и бескомпромиссного Божьего требования о полной и тотальной праведности. Когда люди поймут, что единственным основанием угодности Богу является жизнь, ведущаяся при безупречном подчинении Закону, и когда они будут переживать о том, как они могут достичь соответствия этому требованию, тогда и только тогда Евангелие будет иметь какой-то смысл.
Во всей совокупности нашей религиозной жизни особенно неправильно то, что мы не задаем богословских вопросов. Нас больше интересует: «Как Бог может угодить мне? Как Он может повысить мою самооценку? Как Бог может сделать меня счастливым и успешным?» Но основополагающим вопросом Библии и основополагающим вопросом, давшим начало Реформации, был: «Как я могу угодить Богу?» Только когда этот вопрос станет неотложно необходимым, праведность Бога приобретет некий смысл.
Праведность Бога – это то, что обеспечивает сам Бог. Когда Лютеру это открылось, началась Реформация. То было доброй вестью, то было Евангелие. Праведность Иисуса Христа – это и требование Бога, и Божье обеспечение его исполнения народом Его. Если вы хотите увидеть, что Бог требует от вас и от меня, взгляните на совершенную жизнь Иисуса Христа. Он воистину был человеком, каким человеку надлежит быть. Иисус – это праведность Бога в том, в чем Он является Божьим обеспечением. Когда Он появился на свет, это было рождение, каких не было со времени грехопадения Адама. Он появился на Земле, чтобы прожить жизнь, какой ни у кого не было с Адамовых времен. Если вы рассмотрите весь ход истории человечества от грехопадения до конца света, вы увидите только тридцать три года, угодных Богу. Иисус явился, чтобы принести безупречную жертву, заместительное искупление за несостоятельность людей в деле праведного хождения перед Богом. Он воскрес из мертвых и воссел одесную Бога, так что ныне Он пред лицом Божиим, будучи совершенным Человеком, представляет всех верующих в Него.
Иисус явился, чтобы прожить жизнь в безупречном послушании Божьему закону. Его жизнь во всех отношениях соответствовала Божьей святости. У Иисуса было все, чего требовала святость Бога. Читали ли вы «Относительно воплощения Слова Божьего» св. Афанасия или «Cur Deus Homo» («Почему Бог вочеловечился?») св. Ансельма Кентерберийского? Нам следовало бы читать эту классику вместо ,благочестивой кашки, которой заполнены полки наших магазинов духовной литературы. Эти люди бились над вопросом воплощения Бога. Бог Сын должен был стать и действительно стал человеком с целью обеспечить нам то, чего требовали святая последовательность и постоянство Бога Отца.
Действие веры
Иисус обеспечил требуемую Богом праведность, но, чтобы быть оправданными, мы еще должны поладить с Богом. Послушание Христа закону вам не поможет, пока вы с этим не согласитесь. Как это происходит? Это происходит через веру (но не по причине уверования). Вера есть согласие с решением данной проблемы, предложенным Богом во Христе Иисусе.
Когда мы предстаем перед Богом в раскаянии, мы говорим: «Господи, я не исполнял Твоего святого закона, Я не делал того, чего требует Твоя святость, Ты выполнил это для меня в Иисусе Христе. Это для меня родился Христос, жил безгрешной жизнью, умер, воскрес и вознесся на небеса». Таков язык веры. Верой принимается своя полная греховность и полная праведность Бога во Иисусе Христе. Следовательно, праведность Бога становится моей праведностью через веру в Иисуса Христа.
Иногда харизматики спрашивают: «Брат, произошло ли в твоей жизни волнующее открытие исполнения Духом?» И это трагично, что многие христиане, когда к ним обращаются с подобным, чувствуют себя неприкрытыми и сконфуженными. Ответ верующего человека может быть только таков: «Да, вот это жизнь! Я был заново рожден свыше, я жил в соответствии со святостью самого Бога в замещающем меня Иисусе Христе». Когда мы хвалимся той исполненной Духом жизнью Христа (которая становится нашей только посредством веры), то для нас любая иная так называемая исполненная Духом жизнь выглядит малозначащей и, в сравнении, греховной. Хвалясь жизнью Христа, мы не предаемся хвастовству, как харизматики, хвалящиеся своей собственной жизнью.
Праведность Бога, являющаяся моей через веру, дана в Иисусе Христе. Это не свойство моего сердца. На этом сделан упор в Рим. 3,21-26: «во Христе Иисусе». Эта праведность обнаруживается лишь в Иисусе, восседающем одесную Бога. Апостол Павел указывает Колоссянам:
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную
Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со
Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во
славе» (Кол. 3,1-4).
Так что не направляйте ваши чувства на ложный путь. Освящение вашей жизни, которое необходимым образом следует за оправданием, есть предзнаменование истинной жизни христиан одесную Бога. Наша жизнь сокрыта со Христом в Боге.
Заключение
Жизнь в послушании закону, что является требованием Бога, ,была реализована деяниями и смертью Иисуса Христа – Его безгрешной жизнью и послушанием вплоть до смерти. Я могу c верой представить это Богу. Это не презентация праведности, которая внутри меня, но праведности, которая в Иисусе Христе. Это, как говорил Лютер, отчужденная праведность Христа. Она зарезервирована на Небесах как великое сокро-вище для людей, живущих среди воров. Небо должно быть схроном для нее. Так что мы становимся угодны Богу на основании безупречной праведности. Он по справедливости спасает нас, т. е. наше спасение основано на справедливости Бога. Это добрая весть.
Иногда мы спрашиваем себя, не иссякнет ли милость Божия. Пастор может говорить нам, что Бог милостив, однако мы можем сказать: «Но он ведь не знает, что у меня на сердце. Так ли уж милостив Бог?» Но возможно ли, по вашему мнению, чтобы Бог перестал быть справедливым? Нет! Вот почему мы думаем, что Его милость может иссякнуть, – потому что мы знаем, насколько Он справедлив.
Вот в чем состоит смысл знаменитых строк из Рим. 3,24-26, которые теперь не принято цитировать: Евангелие есть провозглашение Божьей праведности и милости Его. Бог спасает нас так, что утверждается Его праведность. Он не обходит Закон, Он не непоследователен, Он не отменяет Закон. Чтобы Бог мог отвергнуть верующего в Иисуса Христа, сначала Он должен был бы стать неправедным, но: «К показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3,26). Итак, наша безопасность стоит на прочном основании Божьей праведности.
Бог неизменен в помыслах Его, Он всегда требовал безупречного послушания Его закону. И когда Он воззрел на крайнюю безысходность, царящую в мире, Он явился Сам как Бог Сын в яслях для скота, Бог Сын, снисходящий, чтобы палестинская пыль сыпалась сквозь пальцы Его ног, когда Он исполнял за нас Им же данный Закон. Вера признает закон, потому что Иисус признает Закон. Вера всегда избирает совершенную, соответствующую Закону жизнь Иисуса как единственную основу угодности Богу.
В переводе О. М. Соснина, 2018.
[1] Легализм – это учение и практика, когда в вопросах веры и нравственности считается достаточным следовать законам и правилам, установленным людьми (прим. О. С.).
[2] Легалисты – это те, кто установленные людьми правила противопоставляет Божьим заповедям и другим истинам Библии (прим. О. С.). См. также Мар. 7,1-13.
[3] XIX Вселенский соборкатолической церкви, открывшийся по инициативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте, лат. Tridentum) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года при папе Пие IV.
[4] См. Иак. 2,10-11 (прим. О. С.).
[5] Так выглядит начало Рим. 3,21 в английской Библии KJV (прим. О. С.).