ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вестминстерское Исповедание Веры было написано на Вестминстерской Ассамблее, собиравшейся в Церкви Аббатства в Вестминстере, Англия, с 1 июля 1643 г. по 22 февраля 1649 г. Богословы и пасторы со всей Европы (всего 151 делегат) провели 1163 полных дня заседаний, чтобы разработать ряд положений христианской веры, предназначенных для церквей в целом (Вероисповедание), для обучения детей (Краткий Катехизис) и взрослых (Полный Катехизис). Эта Ассамблея остается наиболее продолжительным в истории собранием такого внушительного числа христианских ученыхбогословов разных стран, созванных вместе для написания исповедания веры. Результатом этих встреч явилось несравненное по точности, исчерпывающее и наилучшим образом подкрепленное цитатами из Священного Писания изложение христианской веры. Целью написания этих документов было сохранение основополагающих библейских истин для будущих поколений христиан - тех, которых Бог призовет из тьмы в свет.
Это великое Исповедание Веры включает в себя то, что уже имелось к 1640 году в других реформатских исповеданиях, а также более точно излагает прежние положения и разрабатывает другие. Поскольку Реформация к этому времени вышла на новый уровень своего развития, Вестминстерское Исповедание в особенности выступает против заблуждений и ересей РимоКатолической церкви. Хотя Католицизм не так хорошо известен в России, как в других частях Европы, многое в его учении сходно с отклонениями от истины, распространенными и в других церквах.
После выхода в свет Исповедание получило широкое распространение в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии, а также в других странах Европы и на всех континентах, будучи переведенным на многие языки. Оно воистину является международным исповеданием христианской веры. Бог обильно благословлял сие исповедание во всем мире в течение многих веков. Положения этого исповедания зиждутся на Священном Писании. Ссылки на него прилагаются к тексту документа, но, естественно, не исчерпывают всего, что говорит Библия по каждому рассматриваемому вопросу.
Глава 1
О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
1. 1. Хотя свет природы, дела творения и провидение в такой значительной мере являют благость, мудрость и силу Бога, что лишают человека оправдания, все же их недостаточно для того, чтобы дать то знание о Боге и Его воле, которое необходимо для спасения: поэтому было угодно Господу - в разные времена и различным образом - открыть Себя и объявить Свою волю Его Церкви, а затем, для лучшего сохранения и распространения истины и для более верного установления и упрочения Церкви против испорченности плоти, злобы сатаны и мира сего, передать всю полноту истины на письме, что делает Священное Писание в высшей степени необходимым. Прежние пути откровений Божиих Его воли Своему народу ныне закрыты.
1. 2. Священным Писанием, или начертанным Словом Божиим, содержащим все книги Ветхого и Нового Заветов, являются следующие книги:
ВЕТХОГО ЗАВЕТА: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Кн. Иисуса Навина, Кн. Судей Израилевых, Кн. Руфь, 1Кн. Царств, 2Кн. Царств, 3Кн. Царств, 4Кн. Царств, 1Кн. Паралипоменон, 2Кн. Паралипоменон, Кн. Ездры, Кн. Неемии, Кн. Есфирь, Кн. Иова, Псалтирь, Кн. Притчей Соломоновых, Кн. Екклесиаста, Кн. Песни Песней Соломона, Кн. Пророка Исаии, Кн. Пророка Иеремии, Кн. Плач Иеремии, Кн. Пророка Иезекииля, Кн. Пророка Даниила, Кн. Пророка Осии, Кн. Пророка Иоиля, Кн. Пророка Амоса, Кн. Пророка Авдия, Кн. Пророка Ионы, Кн. Пророка Михея, Кн. Пророка Наума, Кн. Пророка Аввакума, Кн. Пророка Софонии, Кн. Пророка Аггея, Кн. Пророка Захарии, Кн. Пророка Малахии.
НОВОГО ЗАВЕТА: Евангелие от Матфея, Ев. от Марка, Ев. от Луки, Ев. от Иоанна, Деяния святых Апостолов, Послание Иакова, 1Посл. Петра, 2Посл. Петра, 1Посл. Иоанна, 2Посл. Иоанна, 3Посл. Иоанна, Посл. Иуды, Посл. к Римлянам, 1Посл. к Коринфянам, 2Посл. к Коринфянам, Посл. к Галатам, Посл. к Ефесянам, Посл. к Филиппийцам, Посл. к Колоссянам, 1Посл. к Фессалоникийцам, 2Посл. к Фессалоникийцам, 1Посл. к Тимофею, 2Посл. к Тимофею, Посл. к Титу, Посл. к Филимону, Посл. к Евреям, Откровение Иоанна Богослова.
Все эти книги богодухновенны, служат правилом веры и жизни.
1. 3. Книги, имеющие название Апокрифы, не являются богодухновенными, не входят в канон Священного Писания, и посему не имеют авторитета для Церкви Божией. Не должно принимать или применять их с отличием от других человеческих писаний.
1. 4. Авторитет Священного Писания, которому должно верить и подчиняться, зиждется не на свидетельстве какого-либо человека или церкви, но всецело на Боге (Который есть сама истина) - Авторе Священного Писания; и поскольку Священное Писание есть Слово Божие, оно должно быть принято.
1. 5. Мы можем быть движимы и побуждаемы свидетельством Церкви к в высшей степени благочестивому почитанию Священного Писания. Его небесная природа, сила учения, великолепие стиля, согласие всех его частей, замысел в целом (о том, что должно отдать всю славу Богу), полнота раскрытия Писанием единственного пути спасения человека, множество других несравненных достоинств, совершенство Писания в целом - все это является доказательствами, посредством которых оно обильно свидетельствует о том, что оно есть Слово Божие. И все же наше полное убеждение и уверенность в непогрешимой правде и Божественном авторитете Писания исходят от действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах Словом и согласно Слову.
1. 6. Весь замысел Божий относительно того, что необходимо для Его собственной славы, спасения человека, веры и жизни - либо ясно изложен в Писании, либо с правильной и очевидной последовательностью может быть выведен из него. К Священному Писанию ни в какое время ничего не может быть добавлено, независимо от того, будут ли это новые откровения Духа или предания человеческие. Тем не менее мы признаем, что внутреннее освещение Духом Божиим необходимо для спасительного понимания всего этого так, как оно изложено в Слове; мы признаем также и то, что существуют определенные обстоятельства, касающиеся богослужения и управления Церковью, которые являются общими для объединений людей и видов деятельности, и которые следует учитывать, руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием, согласно общим правилам Слова, обязательным для соблюдения.
1. 7. Не все в Писании равным образом понятно само по себе, или же одинаково ясно для каждого; и все же то, что необходимо знать, во что веровать, и что соблюдать для нашего спасения, так ясно представлено и раскрыто в соответствующих местах Писания, что не только ученые, но и простые люди, применяя правильным образом здравое рассуждение, могут достичь достаточного их понимания.
1. 8. Ветхий Завет на иврите (который был родным языком ветхозаветного народа Божия) и Новый Завет на греческом языке (который во время написания был наиболее известен народам) являются богодухновенными,a во все времена сохраняясь в чистоте исключительно Божией заботой и провидением, и потому являются подлинными; поэтому во всех разногласиях, касающихся веры, Церковь должна обращаться к ним. По причине языков оригиналов они не известны всем людям Божиим, которые имеют право на них, заинтересованы в них, и которым заповедано, в страхе Божием, читать и исследовать их; поэтому они должны быть переведены на языкб каждого народа, которого они достигают, чтобы Слово Божие обширно пребывало в людях, и все могли поклоняться Богу должным образом, терпением и утешением из Писаний сохраняя надежду.
1. 9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно.
1.10. Высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческие и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Святой Дух, говорящий в Писании.
Глава 2
О БОГЕ - СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
2. 1. Есть только один живой и истинный Бог - бесконечный в бытии и совершенстве, чистейший дух, невидимый, бестелесный, нераздельный, не подверженный страстям, неизменный, беспредельный, вечный, непостижимый, всемогущий, в высшей степени мудрый, святой, свободный и абсолютный, соделывающий все по изволению Своей неизменной и наиболее праведной воли для Его собственной славы; в высшей степени любящий, благой, милосердный, долготерпеливый, обильный в добре и истине, прощающий беззакония, преступления и грех; вознаграждающий тех, кто усердно ищет Его; вместе с тем, наиболее справедливый и грозный в Своих суждениях, ненавидящий грех, и ни один виновный не избегнет Его наказаний.
2. 2. Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал, не имеет надобности в получении славы от них, ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Нему. Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угодно. Пред Его очами все открыто и явлено; Его знание безгранично, безошибочно, не зависит от творений, - потому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного. Он в высшей степени свят во всех Своих помыслах, во всех деяниях, во всех повелениях. Всякое поклонение, служение и послушание ангелов, людей и иных творений должно быть лишь Богу, что и угодно Ему требовать от них.
2. 3. В единстве Божием пребывают три Лица - одной сущности, силы и вечности: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Отец не есть рожденный, не происходит ни от кого; Сын есть от вечности рожденный Отцом; Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына.
Глава 3
О БОЖИИХ ВЕЧНЫХ УСТАНОВЛЕНИЯХ
3. 1. Бог прежде вековых времен по изволению Своей в высшей степени мудрой и святой воли установил свободный и незыблемый порядок того, что произойдет. В то же время Бог не есть автор греха, над волей творения нет насилия, свобода или вероятность вторичных причин не устранены, но, напротив, утверждены.
3. 2. Хотя Бог знает все, что может произойти при всех возможных обстоятельствах, все же Он повелел чему именно быть не по причине того, что Он предвидел все будущее или могущее произойти при определенных условиях.
3. 3. По установлению Божию, для явления славы Его, одни люди и ангелы предопределены к вечной жизни, другие предназначены к вечной смерти.
3. 4. Все ангелы и люди, и предопределенные и предназначенные, предуставлены лично и неизменно, их число определено и установлено таким образом, что оно не может быть увеличено или уменьшено.
3. 5. Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, - еще прежде создания мира, - согласно Своему вечному и неизменяемому намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу, и это исключительно по Его благодати и любви, без какого бы то ни было предвидения их веры или добрых дел, или их верности, или чего-нибудь иного в людях, что было бы для Бога условием или причиной сделать это. Все соделано только для прославления Его великой благодати.
3. 6. Предуставив избранных к славе, Бог, по изволению Своей вечной и независящей от чего бы то ни было воли, предопределил все, что для этого необходимо. Падшие в Адаме избранные искуплены Христом, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в должное время, оправданы, усыновлены, освящены, сохраняются Его силой через веру ко спасению. Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен, - никто, кроме избранных.
3. 7. Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах,a - ибо Он дает и удерживает благодать по Своему изволению, для явления славы Своей суверенной власти над творениями, - и определить их на бесчестие и гнев Божий за эти грехи, к похвале Его величайшей справедливости.
3. 8. С догматом о Предопределении следует обращаться в высшей степени благоразумно и осторожно, ибо в нем содержится тайна Божия, чтобы люди, внимающие воле Бога, явленной в Его Слове, и подчиняющиеся ей, могли быть убеждены в их вечном избрании, основываясь на уверенности в их действительном призвании. Пусть этот догмат послужит к благочестию, восхвалению и почитанию Бога, к смирению, усердию и обильному утешению всех, кто от всего сердца следует Евангелию.
Глава 4
О ТВОРЕНИИ
4. 1. Богу Отцу, Сыну и Святому Духу - для явления славы Его вечной силы, мудрости и благости - было угодно вначале сотворить (или соделать) из ничего мир и все находящееся в нем, видимое и невидимое; сие было сотворено за шесть дней; и все весьма хорошо.
4. 2. После того, как Бог соделал прочие творения, Он сотворил по Своему образу и подобию человека, мужчину и женщину, с разумными и бессмертными душами, наделенных знанием, праведностью и истинной святостью, дал им запечатленный в сердцах Закон Божий, и силу исполнять его, которые вместе с тем были предоставлены свободе их подверженной изменению собственной воли, имевшей возможность нарушения его. Помимо этого Закона, запечатленного в их сердцах, они получили повеление не есть плодов с древа познания добра и зла, и пока они соблюдали его, они были счастливы в своем общении с Богом и владычествовали над всякой тварью.
Глава 5
О ПРОВИДЕНИИ
5. 1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает, направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями - от величайшего до ничтожнейшего, - по Его в высшей степени мудрому и святому провидению, согласно Его безошибочному предузнанию и свободному и неизменному изволению Своей собственной воли, в похвалу славы Его мудрости, силы, справедливости, благости и милости.
5. 2. Хотя предузнание и установление Божие есть первопричина всего, что неизменно и безошибочно происходит, тем не менее, по тому же провидению, Бог установил вероятность событий согласно природе вторичных причин. Наряду с неизбежностью существуют свобода и условие.
5. 3. Бог в Своем провидении использует обычный порядок вещей, будучи свободным обходиться и без него, быть превыше его и поступать вопреки ему. Он поступает так, как Ему угодно.
5. 4. Всемогущая сила, непостижимая мудрость и бесконечная благость Божия настолько являют себя в Его провидении, что оно простирается даже на первое грехопадение и на все другие грехи ангелов и людей, - соединяя попущение с наиболее мудрым и властным установлением пределов ему. Установление попущения и его пределов и промыслительное управление тем и другим совершается для собственных святых намерений Божиих. Поэтому греховность проистекает только от творения, не от Бога, Который, будучи в высшей степени свят и праведен, не является и не может быть автором греха или одобрять его.
5. 5. В высшей степени мудрый, праведный и милостивый Бог часто на некоторое время предоставляет Своих детей самим себе в разнообразных искушениях и испорченности их сердец, давая им целительное наказание за совершенные грехи, открывая им лживость их сердец и скрытую силу греховности, чтобы таким образом привести их к смирению, подвигнуть их быть ближе к Нему, постоянно искать опору в Нем, сделать их более осторожными в отношении будущих проявлений греха; и для различных других справедливых и святых намерений.
5. 6. Бог, будучи праведным судией, нечестивых и безбожных людей за их грехи соделывает слепыми и упорствующими. Он лишает их не только Своей благодати, которой они могли бы быть просвещены в их разумении и которая действовала бы в их сердцах, но порой лишает и тех даров, что они имели, и оставляет их на то, что служит их испорченной природе поводом ко греху; более того, отдает их во власть собственных похотей, искушений мира и силы сатаны. То, от чего они ожесточают себя, Бог использует для исправления других.
5. 7. Провидение Божие, распространяясь на все творение в целом, наиболее особенным образом заботится о Его Церкви, соделывая все к ее благу.
Глава 6
О ПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА, О ГРЕХЕ И О НАКАЗАНИИ ЗА НЕГО
6. 1. Соблазненные коварством и искушением сатаны, наши прародители согрешили, съев запретный плод. Этот грех Богу было угодно, согласно в высшей степени мудрому и святому изволению Его воли, попустить с целью распорядиться им для Своей славы.
6. 2. По причине этого греха они отпали от своей первоначальной праведности и общения с Богом, и потому стали мертвыми во грехе, всецело осквернились в отношении всех способностей души и частей тела.
6. 3. Будучи прародителями всего человечества, они передали всем своим потомкам вмененную вину за грех, смерть во грехе и свою порочную природу, которые передавались из поколения в поколение.
6. 4. По причине этой изначальной испорченности мы в высшей степени не расположены и не способны к добру, сделались его противниками, всецело склонны к греху и совершению всяческих проступков.
6. 5. Испорченность природы проявляется в течение всей земной жизни, сохраняясь даже в возрожденных: и хотя она через Христа прощена и умерщвлена, все же и сама она, и все ее побуждения остаются воистину греховными.
6. 6. Всякий грех, и первородный и совершенный, есть нарушение праведного закона Божия, противен ему, по самой своей природе возлагает вину на грешника, который чрез него предан гневу Божию и проклятию закона, подлежит смерти и всем духовным страданиям, временным и вечным.
Глава 7
О ЗАВЕТЕ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
7. 1. Расстояние между Богом и тварью так огромно, что хотя разумные создания и должны повиноваться Ему как своему Творцу, все же они никогда не смогли бы достичь блаженства и награды, если бы не добровольное снисхождение со стороны Бога, которое Ему было угодно выразить в виде завета.
7. 2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом труда, в котором Адаму была обещана жизнь, и в нем всем его потомкам, при условии совершенного личного послушания.
7. 3. С человеком, который после грехопадения не мог иметь жизнь по этому завету, Господу было угодно заключить второй завет, обычно именуемый заветом благодати, в котором Он дарует грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть спасены, и обетование всем тем, которые предуставлены к жизни, дать Его Святого Духа, чтобы соделать их желающими и способными к верованию.
7. 4. Этот завет благодати многократно излагается в Писании, связан со смертью Иисуса Христа как завещателя, и касается вечного наследования всего, что завещано в нем.
7. 5. Этот завет во времена закона осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия: под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертв, обрезания, приношений пасхального агнца, и других прообразов и установлений, данных Еврейскому народу, которые предвещали грядущего Христа, что было для того времени достаточным и действенным, и совершалось по действию Духа, чтобы наставлять и укреплять избранных по вере в обещанного Мессию, через Которого они получали полное отпущение грехов и вечное спасение; сие называется Ветхим Заветом.
7. 6. Во время Евангелия, когда Христос был явлен во плоти, действия, которыми этот завет исполняется, состоят в следующем: проповедь Слова Божия и совершение Таинств Крещения и Вечери Господней; хотя число их меньше и служение происходит с большей простотой, а внешняя слава выражается скромнее, все же в них установлено более полноты, свидетельства и духовной действенности для всех народов, как для иудеев, так и для язычников; сие называется Новым Заветом. Таким образом, нет двух заветов благодати, отличающихся по своей сути, но есть один в различном совершении.
Глава 8
ХРИСТОС ПОСРЕДНИК
8. 1. Богу было угодно, согласно Его предвечному намерению, избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть Посредником между Богом и человеком, пророком, священником, царем, главою и Спасителем Его Церкви, наследником всего сущего, судией мира; Бог от вечности дал Ему народ, который стал семенем Его, чтобы чрез Него же в должное время быть искупленным, призванным, оправданным, освященным и прославленным.
8. 2. Сын Божий, второе лицо Троицы, истинный и вечный Бог, одной сущности и равный Отцу, - когда пришла полнота времени, принял на Себя человеческую природу, со всеми ее неотъемлемыми свойствами и слабостями, но без греха, будучи зачат Силой Святого Духа во чреве Девы Марии. Таким образом две целостные, совершенные и различные природы, Божественная и человеческая, были неразделимо соединены вместе в одном лице, без превращения, сложения или смешения их. Таковой личностью является истинный Бог и истинный человек, Иисус Христос, единственный Посредник между Богом и человеком.
8. 3. Господь Иисус, будучи в человеческой природе, соединенной с Божественной, был преизобильно освящен и помазан Святым Духом и имел в Себе все богатства мудрости и знания; в Нем, как было угодно Отцу, обитала вся полнота, чтобы, будучи святым, невинным, чистым, полным благодати и истины, Он мог быть в совершенстве наделен всем необходимым для исполнения служения Посредника и Поручителя. Сие служение Он взял не Сам, но был призван к этому Отцом, Который отдал всю власть и суд в Его руки и повелел Ему исполнять это служение.
8. 4. Это служение Господь Иисус принял в высшей степени добровольно; и чтобы Он мог его осуществить, был подчинен закону, и совершенно исполнил его; претерпел самую томительную скорбь в Своей душе и самые мучительные страдания в Своем теле; был распят, и умер; был погребен, находился во власти смерти, но не увидел тления. На третий день Он воскрес из мертвых в том же самом теле, в котором Он страдал; в этом же теле Он вознесся на небо и восседает одесную Отца Своего, свершая ходатайства; и вернется судить людей и ангелов в конце веков.
8. 5. Господь Иисус, Своим совершенным послушанием и принесением Себя в жертву, которую Он вечным Духом принес Богу раз и навсегда, полностью удовлетворил справедливость Своего Отца, искупил всех тех, кого Отец дал Ему, искупил не только в примирение, но в вечное наследование Царства Небесного.
8. 6. Хотя искупление не было совершено Христом до Его воплощения, все же его достоинства, действенность и блага передавались избранным во все времена последовательно от начала мира - в тех обетованиях, прообразах и жертвах, в каких Он открывался, и именно Он означал то семя женщины, которое поразит змея в голову, и того Агнца, закланного от создания мира; но прежде, ныне и во веки веков Он один и Тот же.
8. 7. Христос, совершая посредничество, действует согласно обеим природам, каждой природой совершая то, что соответствует ей; по причине единства личности Писание часто прилагает принадлежащее одной природе к личности, обозначенной другой природой.
8. 8. Ко всем тем, для кого Христос приобрел искупление, Он безусловно и действенно прилагает и сообщает его, ходатайствуя за них и открывая им в Слове и посредством Слова тайны спасения; действенно убеждая их Своим Духом веровать и подчиняться, управляя их сердцами Своим Словом и Духом; и одолевая всех их врагов Своей всемогущей силой и мудростью таким образом и такими путями, какие наиболее созвучны Его чудесному и неисследимому промыслу.
Глава 9
О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ
9. 1. Бог наделил волю человека природной свободой, воля не принуждаема, не определена в связи с какой-либо природной необходимостью делать добро или зло.
9. 2. Человек в своем изначальном состоянии невинности имел свободу и силу воли желать и делать доброе и угодное Богу; но свобода не была дана постоянно и неизменно, человек мог отпасть от нее.
9. 3. По причине грехопадения человек полностью утратил всякую способность воли к духовному добру, сопутствующему спасению. Поэтому человек по своей природе, будучи всецело отвращен от добра, мертвый во грехах - не способен своими собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к этому изменению.
9. 4. Когда Бог изменяет грешника и приобщает его к благодатному состоянию, тогда человек освобождается от природных уз греха и становится - по одной лишь благодати - способным по своей воле желать и делать добро духовное. Все же по причине остающейся в нем испорченности, он не делает добро совершенным образом; помимо желания добра у него сохраняется желание зла.
9. 5. Воля человека соделывается совершенно и неизменно свободной творить только добро лишь в состоянии славы.
Глава 10
О ДЕЙСТВЕННОМ ПРИЗВАНИИ
10.1. Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, и только их, Ему угодно в определенное и соответствующее время призвать Своим Словом и Духом из состояния греха и смерти, в котором они находятся по природе, - к благодати и спасению чрез Иисуса Христа; духовно и спасительно просветить их разум, чтобы они могли понимать дела Божии; взамен каменных их сердец дать сердца плотяные; обновить их волю и Своей всемогущей силой определить их к добру; и действенно привлечь к Иисусу Христу; но так, что они приходят в высшей степени добровольно, ибо Eгo благодатию соделываются такими, что желают этого.
10.2. Этот действенный призыв исходит лишь из свободной и особой благодати Божией, не зависящей от чего-либо предвиденного в человеке, который в этом отношении совершенно пассивен до тех пор, пока он, будучи оживлен и обновлен Святым Духом, не становится способным ответить на этот призыв и принять предложенную и сообщенную в нем благодать.
10.3. Избранные, умирающие во младенчестве, возрождаются и спасаются Христом через Дух, Который действует когда, и где, и как Ему угодно. Это же относится к тем избранным, которые не имели возможности быть призванными через внешнюю проповедь Слова.
10.4. Остальные же неизбранные, хотя и могут быть призваны служением Слова и иметь некоторое общее воздействие Святого Духа, все же никогда истинно не придут ко Христу, и потому не могут быть спасены. Еще менее могут люди, не исповедующие христианскую веру, спастись каким-либо иным образом, как бы они ни были усердны в согласовании своей жизни со здравым смыслом и законом той религии, которую они исповедуют; и заявления и утверждения, что они могут, являются совершенно пагубными и должны быть с презрением отвергнуты.
Глава 11
ОБ ОПРАВДАНИИ
11.1. Тем, кого Бог действенно призвал, Он также дарует оправдание; не посредством вселения в них праведности, но прощая их грехи, и считая их праведными и принимая как таковых; не из-за чего-либо ими или в них соделанного, но единственно ради Христа; не по вменению им в праведность самой веры или дел веры, или какого-либо другого послушания Евангелию, но по вменению им послушания Христова, и потому, что они искуплены Им; и потому, что они принимают Его и находят опору в Нем и в Его праведности верою, которая исходит не от них самих, ибо это дар Божий.
11.2. Вера, принимающая праведность Христа и находящая в Нем опору, есть единственное средство оправдания; однако она не одна пребывает в оправданном человеке, но всегда сопровождается всеми другими спасительными дарами, и это не мертвая вера, но действует любовью.
11.3. Христос Своим послушанием и смертью полностью оплатил долги всех тех, которые таким образом оправданы, принеся за них должное, истинное и полное удовлетворение справедливости Своего Отца. Но поскольку Он был отдан Отцом за них, и Его послушание и искупление были приняты вместо их послушания и искупления, будучи дарованы им, а не даны по причине чего-либо имеющегося в них, постольку оправдание есть исключительно дарованная благодать; дабы через оправдание грешников могли быть прославлены совершенная справедливость и обильная благодать Божия.
11.4. Бог от вечности определил оправдать всех избранных; Христос - в полноте времени - умер за их грехи и воскрес для их оправдания; вместе с тем они не оправданы до тех пор, пока Святой Дух в должное время в действительности не приложит их ко Христу.
11.5. Бог продолжает прощать грехи оправдываемых. И хотя они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания, все же по причине своих грехов они могут впасть в отеческую Божию немилость и не иметь возможности пребывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не исповедуют свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят их веру и покаяние.
11.6. Оправдание верующих во времена Ветхого Завета было тем же самым во всех отношениях, что и оправдание верующих во время Нового Завета.
Глава 12
ОБ УСЫНОВЛЕНИИ
12.1. Всех оправдываемых Бог соизволяет в Своем единственном Сыне Иисусе Христе, и это ради Сына, соделывать участниками благодати усыновления; через это они принимаются в число детей Божиих и наслаждаются свободами и преимуществами таковых; на них распространяется Его Имя, они получают Дух усыновления, с дерзновением имеют доступ к престолу благодати и им дано взывать: Авва, Отче. Он милосердствует к ним, защищает их, печется о них, наказывает их, как заботливый отец, и никогда не отвергает их, запечатлевая их в день искупления. Они наследуют обетования, как наследники вечного спасения.
Глава 13
ОБ ОСВЯЩЕНИИ
13.1. Действенно призванные и возрожденные, имеющие сотворенные в них новое сердце и новый дух, получают затем освящение - истинное и личное, благодаря смерти и воскресению Христа, Его Словом и Духом, пребывающими в них; господство греха, всецело владевшего ими, разрушается, остающиеся похоти все более и более ослабевают и умерщвляются, и освящаемые все более и более оживают и укрепляются во всех спасительных милостях к соблюдению себя в истинной святости, без которой никто не увидит Господа.
13.2. Это освящение, охватывающее человека в целом, все же в земной жизни не есть освящение совершенное: некоторые остатки порочности все еще пребывают в каждой из сторон человеческой личности, откуда возникает постоянная и непримиримая война похоти плоти против Духа и Духа против плоти.
13.3. В этой войне остающаяся порочность временно может значительно довлеть, все же через постоянную поддержку усилий человека освящающим Духом Христовым возрожденная часть побеждает; - так святые возрастают в благодати, совершенствуя святость в страхе Божием.
Глава 14
О СПАСИТЕЛЬНОЙ ВЕРЕ
14.1. Благодать веры, дающая избранным способность уверовать ко спасению душ, - есть деяние Духа Христова в их сердцах, которое обычно совершается через служение Слова. Этим, а также совершением Таинств и молитвой вера возрастает и укрепляется.
14.2. По вере христианин признает, что все, открытое в Слове, истинно, поскольку авторитет Самого Бога говорит ему об этом, и сообразно тому, что содержит каждое отдельное место Писания, христианин действует, подчиняясь повелениям, страшась угроз наказания, принимая обетования Божии, касающиеся этой жизни и той, что грядет. Важнейшие деяния спасительной веры таковы: принятие и обретение Христа, возложение упования только на Христа - для оправдания, освящения и вечной жизни посредством завета благодати.
14.3. Вера различается по степени силы или слабости, часто и разнообразно может подвергаться нападкам и ослабевать, но одерживает победу, во многих возрастая до обретения совершенной уверенности во Христе, Который является как автором, так и совершителем нашей веры.
Глава 15
О ПОКАЯНИИ В ЖИЗНЬ
15.1. Покаяние в жизнь есть евангельская благодать, этот догмат должен проповедоваться каждым служителем Евангелия, наряду с проповедью о вере во Христа.
15.2. Через покаяние грешник видит и чувствует не только опасность своих грехов, полностью противоположных святой сущности и праведности закона Божия, но также их мерзость и отвратительность. Грешник приходит к раскаянию через постижение милосердия Божия во Христе, что приводит к такой печали за грехи и ненависти к ним, что полностью отвращает от них и обращает к Богу, приводит к намерению и стремлению ходить с Ним лишь путями Его заповедей.
15.3. Хотя покаяние не является удовлетворением за грех или какой-либо причиной прощения его, которое происходит лишь по благодати Божией во Христе, все же оно имеет такую важность и необходимость для грешников, что без него никто не может ожидать прощения.
15.4. Как нет такого малого греха, который не заслуживал бы осуждения, так нет такого большого греха, за который несли бы осуждение те, кто искренно покаялся.
15.5. Людям не следует довольствоваться общим покаянием, долг каждого человека прилагать все усилия к покаянию во всяком отдельном грехе особо.
15.6. Каждый человек обязан совершать частные исповедания своих грехов Богу, молясь о прощении за них; чрез это и по оставлении грехов он обретет милость Божию. Тому, кто оскорбляет своего брата или Церковь Христову, следует стремиться - в частном или открытом (публичном) исповедании во грехе и сожалении о нем - заявить о своем покаянии перед теми, кого обидел, чтобы примириться и быть принятым в любви.
Глава 16
О ДОБРЫХ ДЕЛАХ
16.1. Делами добрыми являются только те дела, которые Бог заповедал в Своем Святом Слове. Таковыми не являются дела, не имеющие подтверждения в Слове, придуманные человеком в слепом рвении или совершенные под предлогом хороших намерений.
16.2. Добрые дела, совершаемые в послушании заповедям Божиим, есть плоды и свидетельства истинной и живой веры. Верующие проявляют ими свою благодарность, укрепляют уверенность в спасении, назидают своих братьев, украшают исповедание Евангелия, заграждают уста противникам и прославляют Бога, ибо они есть Его творение и созданы на добрые дела во Христе Иисусе с тем, чтобы, имея плод святости, они могли иметь и жизнь вечную.
16.3. Способность верующих творить добрые дела исходит не от них самих, но всецело от Духа Христова. И чтобы они могли быть способными к этому, необходимо, наряду с полученными ранее дарами, действенное влияние Святого Духа, соделывающего в них волю желать и делать то, что Ему угодно. Однако верующим нельзя становиться нерадивыми под предлогом, будто они не обязаны исполнять свой долг до тех пор, пока не получат особого побуждения от Духа. Напротив, им следует со старанием возгревать пребывающую в них благодать Божию.
16.4. Те, кто в своем послушании достигают величайших высот, возможных в этой жизни, все же слишком далеки от того, чтобы превзойти и сделать больше, чем требует Бог, ибо они не могут достичь даже того, что они обязаны делать по долгу.
16.5. Нашими самыми лучшими делами мы не можем заслужить у Бога прощение грехов или вечную жизнь по причине огромного несоответствия между ними и грядущей славой, бесконечного расстояния между нами и Богом. Делами мы не можем ни принести пользу Ему, ни удовлетворить Его за наши прошлые грехи. Исполняя все, что мы можем сделать, мы исполняем лишь долг наш, как ничего не значащие рабы. И сами дела являются добрыми только потому, что исходят от Его Духа. Но поскольку эти дела сотворены нами, они загрязнены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут вынести сурового суда Божия.
16.6. Несмотря на это, принимая верующих во Христе, Бог принимает в Нем и добрые дела их, - не потому, что они сделаны в этой жизни безукоризненно и безупречно пред очами Его, но потому, что Он взирает на них в Сыне Своем, изволяет принимать и награждать то, что в них искренно, хотя и сопровождается немалой слабостью и несовершенством.
16.7. Дела невозрожденных людей, хотя бы и являлись по своей природе теми делами, которые требует Бог, и приносили пользу им самим и другим, все же - поскольку они не исходят из сердца, очищенного верой, не совершаются должным образом по Слову Божию и не имеют праведной цели прославить Бога, - являются греховными, не могут угодить Богу и не делают человека пригодным к получению благодати. Однако, пренебрежение этими делами еще более греховно и неугодно Богу.
Глава 17
О НЕОТСТУПНОСТИ СВЯТЫХ
17.1. Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призванные и освященные Его Духом, - не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но, напротив, будут настойчивы в нем до конца, и обретут вечное спасение.
17.2. Неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от неизменного установления избрания, проистекающего из свободной и неизменной любви Бога Отца , зиждется на действенности заслуги и ходатайства Иисуса Христа, непреложности Духа, семени Божия в них, и от природы завета благодати. Изо всего этого происходит также уверенность и непогрешимость.
17.3. Тем не менее, будучи искушаемы сатаной и миром, а также по причине остающейся в них испорченности плоти и небрежения средствами оберегания себя, они могут впадать в прискорбные тяжкие грехи и какое-то время пребывать в них. Этим они вызывают недовольство Бога и огорчают Его Святого Духа. Они лишаются некоторой доли благодати и утешений, ожесточаются их сердца, ранится их совесть. Этим они приносят боль и бесчестие другим, а сами навлекают на себя временную кару.
Глава 18
ОБ УВЕРЕННОСТИ В БЛАГОДАТИ И СПАСЕНИИ
18.1. Хотя лицемеры и другие невозрожденные люди могут самодовольно обманывать себя ложными надеждами и плотской самонадеянностью о том, что они пребывают в милости Божией и состоянии спасения, - их надежды погибнут. Те же, кто истинно веруют в Господа Иисуса, искренно любят Его, стремясь ходить пред Ним в доброй совести, - в этой жизни могут быть твердо уверенными, что они пребывают в благодати, и могут радоваться в надежде на славу Божию. И эта надежда никогда не постыжает их.
18.2. Эта уверенность не есть только догадка и возможное предположение, основанное на зыбкой надежде, но непогрешимое убеждение веры, покоящейся на Божественной истине обетований спасения, на внутреннем свидетельстве тех милостей благодати, о которых даны обетования, на удостоверении Духа усыновления, свидетельствующего нашим душам, что мы - дети Божии. Этот Дух есть залог нашего наследства, мы запечатлены Им в день искупления.
18.3. Непогрешимая уверенность не является сущностью веры, истинно верующий может длительное время ожидать ее, борясь со многими трудностями, прежде чем обретет такую уверенность. Все же он может, - будучи способным от Духа знать то, что свободно дано ему Богом, и без особого откровения, но с помощью здравого применения благодатных даров, - достичь такой уверенности. Поэтому долг каждого верующего отдать все усердие к соделыванию твердым своего призвания и избрания, чтобы его сердце вместило мир и радость в Святом Духе, любовь и благодарность Богу, силу и бодрость послушания в выполнении долга, - все это есть надлежащие плоды уверенности в спасении, недоступные людям, склонным к лености и распущенности.
18.4. Уверенность истинно верующих в спасении может быть поколеблена, ослаблена или утеряна по причине небрежения сохранения ее, или по причине впадения в особый грех, который ранит совесть и огорчает Духа, или от некоторого внезапного или сильного искушения, или от того, что Бог скрывает свет лица Своего и подвергает ходить во тьме и не иметь света даже боящихся Его. Все же они никогда не лишаются полностью семени Божия и жизни веры, любви Христа и братьев, искренности сердца и сознания долга, поэтому в должное время по действию Святого Духа их уверенность в спасении возродится, а сами они будут удержаны от крайнего отчаяния.
Глава 19
О ЗАКОНЕ БОЖИЕМ
19.1. Бог дал Адаму закон (завет труда), которым Он обязал его и всех потомков к личному, полному, совершенному и постоянному послушанию, обещая жизнь вечную за его выполнение и грозя смертью за его нарушение. Бог наделил Адама силою и способностью исполнять закон.
19.2. После грехопадения Адама этот закон продолжал оставаться совершенным правилом праведности; именно он был дан Богом на горе Синай в десяти заповедях, записанных на двух скрижалях. Первые четыре заповеди касались нашего долга по отношению к Богу, остальные шесть заповедей - нашего долга по отношению к людям.
19.3. Помимо этого закона, обычно называемого нравственным, Богу было угодно дать народу Израиля, как незрелой и несовершенной Церкви, обрядовые законы, содержащие различные виды установлений, часть из них касалась богослужения, имевшего изображение прообраза Христа, Его благодати, деяний, страданий и благ, часть касалась наставлений относительно нравственных обязанностей. Со времени Нового Завета все обрядовые законы отменены.
19.4. Обществу Израиля Бог также дал разнообразные судебные законы, которые потеряли силу вместе с исчезновением государства того народа. Теперь нет обязанности кому-либо их исполнять более, чем того требует обычная справедливость.
19.5. Нравственный закон навечно обязывает всех, как оправданных, так и всех прочих, подчиняться ему, не только потому, что таковы его сущность и содержание, но и потому, что мы должны подчиняться власти Бога-Творца, Который дал его. Христос в Евангелии никоим образом не отменяет закон, но утверждает его.
19.6. Хотя истинно верующие не находятся под законом как заветом труда, которым они были бы оправданы или подверглись осуждению, все же он представляет для них огромную пользу, как и для остальных людей; будучи правилом жизни, указывая им волю Божию и их обязанности, закон направляет и обязывает их поступать соответствующим образом; также открывает греховную испорченность их природы, сердца и жизни для того, чтобы, проверяя им самих себя, они могли полностью убедиться в этом, смириться и возненавидеть грех; и одновременно более ясно увидеть свою потребность во Христе и совершенное Его послушание. Закон также представляет пользу для возрожденных потому, что помогает удерживаться от греха, ибо он запрещает грех, а его предупреждения показывают, что заслуживают они за грехи и какие страдания в своей жизни они могут претерпевать за них, хотя и пребывают свободными от проклятий, которые несет закон. Равным образом, обетования закона показывают им одобрение Богом послушания и те благословения, на которые они могут надеяться, выполняя его; вместе с тем, благословения идут к ним не от закона (завета труда), и то, что человек делает добрые дела и удерживается от зла, поскольку закон побуждает к одному и отвращает от другого, - не является свидетельством того, что человек находится под законом, а не под благодатью.
19.7. Вышеуказанные назначения закона не являются противоположными благодати Евангелия, но гармонично подчиняются ей. Дух Христов, смиряющий волю человека, дает ей способность исполнять свободно и радостно то, что требует воля Божия, явленная в законе.
Глава 20
О ХРИСТИАНСКОЙ СВОБОДЕ И СВОБОДЕ СОВЕСТИ
20.1. Свобода, которую Христос приобрел для верующих, пребывающих в евангельской благодати, состоит в освобождении от вины греха, от осуждающего гнева Божия и от проклятия ветхозаветного закона; также в их избавлении от порочного мира сего, от уз сатаны, от господства греха, от злой скорби, от жала смерти, от победы могилы и вечных страданий. Свобода дает беспрепятственный доступ к Богу. Верующие склоняются в послушании Ему не в рабском страхе, но в детской любви, с желанием этого разумом. Христиане, имея привилегии верующих под законом, во время действия Нового Завета обладают большей свободой, освобождаясь от ига обрядового закона, которому была подчинена Иудейская Церковь, имеют великое дерзновение приступать к престолу благодати и более полное общение со свободным Духом Божиим, чем это было доступно верующим под законом.
20.2. Один Бог есть Господь совести, Он предоставил ей свободу от учений и установлений человеческих, если они находятся хотя бы в малейшем несоответствии с Его Словом или дополняют что-либо к нему вa делах веры и богослужения. Поэтому следовать подобным учениям или подчиняться подобным установлениям означает предать истинную свободу совести; требовать слепой веры, абсолютного и бездумного послушания есть нарушение свободы совести и разума.
20.3. Те, кто под предлогом христианской свободы совершают какой-либо грех или потворствуют похотям, искажают смысл христианской свободы, которая дана нам для того, чтобы мы, избавленные от рук врагов наших, могли служить Господу без страха, быть в святости и праведности пред Ним во все дни нашей жизни.
20.4. Правительства, которые Бог установил, и свобода, которую Христос приобрел для нас, предназначены Богом не для разрушения, но для взаимной поддержки и сохранения друг друга; тот, кто под предлогом христианской свободы восстает против какой-либо законной гражданской или церковной власти или законных ее действий, тот восстает против Божиего порядка. Поэтому обнародование подобных мнений или поддержка подобных действий противоречат здравому смыслу и основным христианским принципам в отношении веры, богослужения и общения, и противостоят власти благочестия. Вот почему подобные ошибочные мнения или действия, а также какое-либо обнародование или поддержка их, являются по своей природе разрушительными для вечного мира и порядка, которые Христос установил в церкви. Такие люди могут быть законно призваны к ответу и подлежат судам Церкви и гражданской власти.
Глава 21
О БОГОСЛУЖЕНИИ И СУББОТНЕМ ДНЕ
21.1. Здравый смысл показывает, что существует Бог, имеющий власть и господство над всем; что Он есть добро и делает добро во всем; и потому следует бояться и любить Его, восхвалять, призывать и доверять Ему, и служить всем сердцем, всею душою и всем разумением. Приемлемый путь поклонения истинному Богу установлен Им Самим и точно определен Его собственной явленной волей, поэтому не должно быть поклонения, основанного на воображении или вымыслах человеческих, или по внушению сатаны. Ему нельзя поклоняться, используя зримые изображения или чтолибо иное, не предписанное Священным Писанием.
21.2. Поклонение должно быть только Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу, и Ему одному; ни ангелам, ни святым, ни каким-либо иным творениям; и поскольку со времени грехопадения мы не можем обойтись без Посредника, у нас нет иного посредника, кроме одного Христа.
21.3. Молитва с благодарением, будучи особой частью духовного служения, есть то, что Бог требует от всех людей , и чтобы она была принята, должна твориться во имя Сына, иметь содействие Его Духа, соответствовать Его воле, произноситься с пониманием, благоговением, смирением, ревностью, верой, любовью и постоянством, и если произносится вслух, то говорится на понятном языке.
21.4. Молитва должна возноситься за вещи законные, за всех живущих людей или тех, кто будет жить, но не за умерших и не за тех, кто совершил смертный грех.
21.5. Обычное Богослужение состоит в благочестивом и богобоязненном чтении Писания, здравом проповедовании, слушании Слова с пониманием, в послушании Богу с разумением, верой и благоговением, в пении псалмов с благодатью в сердце, а также в правильном совершении и принятии Таинств, установленных Христом - таковы чины обычного богослужения. Помимо них (по особым случаям и при определенных обстоятельствах) даются духовные клятвы и обеты, соблюдаются возвышенные посты, возносятся особые благодарения; все должно совершаться святым и духовным образом.
21.6. Ныне, во время Евангелия, ни молитва, ни что-либо другое в поклонении Богу не привязаны и не делаются более приемлемыми через какое-либо место, где они совершаются, или по направлению к нему; Богу должно поклоняться на всяком месте в духе и истине, будь то в своей семье ежедневно, или уединяясь одному, а также более торжественно в собраниях, которые не следует беззаботно или намеренно пропускать или пренебрегать ими, когда Бог Своим Словом или провидением призывает к ним.
21.7. Даже согласно здравому рассуждению, для поклонения Богу следует уделить должную часть времени; в Слове имеется утвердительное, духовное и вечное повеление, обязывающее всех людей во все времена святить в Господе один день из семи, особо выделенный Богом; и от начала мира до воскресения Христа этот день был последним днем недели, а после воскресения Христа был изменен на первый день, который Писание называет Днем Господним, и который будет продолжаться до скончания веков как Христианская Суббота.
21.8. Этот день тогда держится святым в Господе, когда человек, после должного приготовления своего сердца, заранее совершив все обычные дела, не только соблюдает святой отдых в течение всего дня от своих дел, слов и помыслов о мирских занятиях и развлечениях, но также проводит все время в духовном служении, будь то в собраниях или наедине, и исполняет необходимые обязанности и дела милосердия.
Глава 22
О ЗАКОННЫХ КЛЯТВАХ И ОБЕТАХ
22.1. Законная клятва является частью духовного служения и состоит в том, что в надлежащем случае клянущийся человек призывает Бога свидетельствовать тому, что он заявляет или обещает; и судить его в соответствии с истинностью или ложностью того, в чем он клянется.
22.2. Имя Божие есть единственно то, чем могут клясться люди, и обращаться с ним следует с наивысшим благоговением и священным страхом; поэтому клясться этим славным и страшным именем напрасно или опрометчиво, или клясться чем-либо иным, - греховно и омерзительно. Поскольку клятва, данная в важных и ответственных случаях, имеет основание в Слове Божием, как в Новом Завете, так и в Ветхом, постольку должно принимать законную присягу, налагаемую законной властью.
22.3. Клянущийся обязан должным образом учитывать важность столь торжественного акта, и в этом отношении ручаться только в том, что, по его полному убеждению, является истинным. Он может связать себя клятвой только в отношении того, что является добрым и справедливым, в чем он уверен и что может и намерен совершить. Поэтому греховно уклоняться от налагаемой законной властью присяги в чем-либо добром и справедливом.
22.4. Клятва должна быть простой и ясной по смыслу, без словесных уловок и мысленных оговорок. Она не может обязывать ко греху; но, будучи дана в чем-либо не греховном, должна быть выполнена, хотя бы это и было болезненно для человека. Нельзя ее нарушить и в том случае, если она дана еретикам или неверующим.
22.5. Обет имеет ту же природу, что и клятва обещания, и должен даваться с подобной праведной тщательностью, и исполняться с той же верностью.
22.6. Обет не должен даваться никому, кроме Бога, и чтобы обет был принят, его надо давать добровольно, с верой и сознанием долга, с благодарностью за полученную милость или за обретение желаемого нами; обетом мы наиболее строго обязываем себя выполнять необходимые обязанности, или что-либо иное, до таких пределов и столь строго, как это потребуется для его исполнения.
22.7. Никто не может давать обет сделать что-либо запрещенное Словом Божиим, или что-либо препятствующее выполнению обязанностей, заповеданных в нем, или же то, что сверх сил дающего обет, и для выполнения чего ему не дано ни обетований, ни способностей от Бога. В этом отношении папистские, монашеские обеты пожизненного уединения, провозглашаемого нищенства и постоянногo послушничества являются настолько далекими от совершенства, что являются по сути предрассудками и греховными ловушками, в которых может запутаться христианин.
Глава 23
О ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ
23.1. Бог, Господь господствующих и Царь царей всего мира, установил над людьми гражданскую власть, которая подчинена Ему, - для Своей славы и общего благоденствия; и с этой целью дал им в руки меч власти, чтобы защищать и поддерживать делающих добро и наказывать преступников.
23.2. Для христиан вполне законно принимать на себя и исполнять должность гражданского правителя, когда они призваны на такое служение; в делах управления им следует прежде всего поддерживать благочестие, справедливость и мир, в соответствии со здравыми законами общества, и если того требует справедливость и необходимость, они могут законным образом, в согласии с Новым Заветом, применять военные действия.
23.3. Гражданская власть не может принимать на себя служение Слова и совершение Таинств, или власть иметь ключи от Царства Небесного; все же, она имеет право, и это ее долг, охранять порядок, чтобы в Церкви сохранялись единство и мир, чтобы истина Божия содержалась в чистоте и целостности, чтобы все богохульства и ереси были пресечены, все извращения и злоупотребления в богослужении и церковной дисциплине были предупреждены или исправлены, и все установления Божии совершались и соблюдались должным образом. Для лучшего исполнения этого она имеет право созывать Синоды, присутствовать на них, следя за тем, чтобы все происходило согласно воле Божией.
23.4. Долг народа молиться за правительство, почитать его представителей, платить налоги и подати, повиноваться его законным постановлениям и подчиняться ему по совести. Безверие или отличие в вере не лишает правительство власти, если она справедлива и законна, и не может служить освобождением от должного послушания ей; от этого не избавлены церковные служители; на территории данного правительства Папа (или любой другой служитель церкви, независимо от его положения)a не имеет над ним власти или юрисдикции, особенно в отношении жизни или имущества его граждан, если он пожелает судить их как еретиков или под каким бы то ни было иным предлогом.
Глава 24
О БРАКЕ И РАЗВОДЕ
24.1. Брак установлен между одним мужчиной и одной женщиной: незаконно ни для мужчины иметь одновременно более чем одну жену, ни для женщины иметь одновременно более чем одного мужа.
24.2. Брак предназначен для взаимной помощи мужа и жены, увеличения человечества через законное потомство, роста святого семени Церкви и для предупреждения нечистоты.
24.3. Сочетаться браком является законным для всех людей, которые способны к суждению в отношении своего согласия. Все же для христиан существует долг сочетаться браком только в Господе: все те, кто исповедует истинную Реформатскую веру, не должны связывать себя брачными узами с неверующими, папистами или другими идолопоклонниками; также не следует праведным преклоняться под чужое ярмо с неверными, сочетаясь браком с теми, кто известен своей порочностью или поддерживает проклятые ереси.
24.4. Брак не может быть хотя бы в малейшей степени кровнородственным или близкородственным, согласно запрету Слова Божиего. Не может такой кровосмесительный брак сделаться законным ни по какому-либо человеческому закону, ни по взаимному согласию, так чтобы эти люди жили как муж и жена. Мужчина не может жениться на каких-либо родственницах своей жены ближе по крови, чем это позволено ему в отношении своих родственниц; также женщина не может выйти замуж за родственника мужа, находящегося ближе по крови, чем это разрешено ей в отношении своих родственников.
24.5. Измена (прелюбодеяние), совершенная после помолвки и обнаруженная перед бракосочетанием, дает законное основание невиновной стороне расторгнуть помолвку. В случае измены после бракосочетания невиновная сторона может законно требовать развода, и после развода вновь вступать в брак, как в случае смерти супруга или супруги.
24.6. Хотя греховность человека такова, что он готов рассматривать доводы к расторжению брака, не должно разводить тех, кого Бог соединил в браке; поэтому ничто, кроме случая супружеской неверности или такого намеренного оставления семьи, которое уже никоим образом не может быть исправлено ни Церковью, ни гражданской властью, не является достаточным основанием для расторжения брачных уз. Расторжение брака должно проходить гласно и законным образом. Не позволительно оставлять такие случаи на усмотрение и волю самих супругов.
Глава 25
О ЦЕРКВИ
25.1. Вселенская (или всеобщая) Церковь, будучи невидимой, состоит из полного числа избранных - всех тех, кто был, есть и будет собран воедино под Христом, своим Главой, и является Его невестой, Его телом и Его полнотой, наполняя все во всем.
25.2. Видимая церковь, которая также является вселенской (или всеобщей), во время Евангелия несводимая к одной нации, как во времена закона, состоит из всех живущих на земле верующих, которые исповедуют истинную веру , а также их детей, и является Царством Господа Иисуса Христа, обителью и семьею Божией; вне Церкви, как правило, нет спасения.
25.3. Этой всеобщей видимой Церкви Христос дал служителей, непреложные истины и установления Божии - для собрания и совершенствования святых во время их земной жизни; так будет до скончания веков; и Своим собственным присутствием и Своим Духом, согласно Его обетованию, делает их способными к этому совершенствованию.
25.4. В разные времена Вселенская Церковь была более или менее видимой. Отдельные церкви, входящие в нее, различаются по чистоте, смотря по тому, чему учит та или иная церковь, как полно объемлет Евангелие, как совершаются Таинства, и как свято проводится богослужение.
25.5. Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам, и некоторые из них настолько пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги сатаны. Тем не менее, на земле всегда будет стоять истинная Церковь, чтобы поклоняться Богу в согласии с Его волей.
25.6. Нет другого Главы Церкви кроме Господа Иисуса Христа; ни в каком смысле им не может быть Папа Римский - он есть тот самый антихрист, человек греха и сын погибели, который возвеличил себя в Церкви против Христа и всего, имеющего отношение к Богу.
Глава 26
ОБ ОБЩЕНИИ СВЯТЫХ
26.1. Все святые, будучи соединены Духом Христовым и верой с их Главой, Иисусом Христом, имеют братское общение с Ним в Его благодати, страданиях, смерти, воскресении и славе; любовью святые объединены друг с другом, разделяют дары и способности каждого, и призваны к исполнению определенных обязанностей, как общественных, так и личных, чтобы способствовать взаимному внешнему и внутреннему (духовному)a благу человека.
26.2. Своим исповеданием святые обязаны поддерживать святое братство и общение в поклонении Богу и совершении других духовных служений, ведущих к взаимному назиданию, а также, когда это необходимо, способствовать и помогать друг другу в различных внешних делах, сообразно своим нуждам и возможностям. Oбщение, когда Бог предоставляет возможность, должно распространяться на всех тех, кто на всяком месте призывает имя Господа Иисуса.
26.3. Общение, которое святые имеют со Христом, не делает их ни в коем случае сопричастниками Его Божественной сущности или равными Христу в чем-либо; утверждать противоположное нечестиво и кощунственно. Общение святых друг с другом не должно приводить к отчуждению или нарушению прав и собственности, которые каждый человек имеет в своих пределах и владении.
Глава 27
О ТАИНСТВАХ
27.1. Таинства являются святыми знаками и печатями завета благодати, установлены непосредственно Богом, чтобы отображать Христа и Его блага, подтверждать нашу заинтересованность в Нем; также для установления видимого различия между теми, кто принадлежит к церкви, и всем остальным миром, и торжественного совершения их во Христе во время богослужения, согласно Его Слову.
27.2. В каждом Таинстве имеется духовная связь, или сакраментальный союз, между знаком и тем, что он означает; при совершении Таинства имена и действие одного прилагаются ко другому.
27.3. Благодать, явленная в должным образом совершенном Таинстве (или через него), исходит не от какой-либо силы самого Таинства, также действенность Таинства не зависит от благочестия и намерений того, кто его совершает, но все исходит от работы Духа и от слова установления, которое содержит, наряду с полномочиями на его свершение, обетование благ достойным его сопричастникам.
27.4. Нашим Господом Иисусом Христом установлены в Евангелии только два Таинства: Крещение и Вечеря Господня; ни одно из них не может совершаться ни кем, кроме служителя Слова, поставленного законным образом.
27.5. Таинства Ветхого Завета в отношении духовных вещей, которые они обозначали и отображали, были по своей сути теми же самыми, что и Таинства Нового Завета.
Глава 28
О КРЕЩЕНИИ
28.1. Крещение - это Таинство Нового Завета, установленное Иисусом Христом, и является не только торжественным вводом крещаемого в видимую Церковь, но также является для него знаком и печатью завета благодати, его привития ко Христу, возрождения, отпущения грехов, вручения его Богу чрез Иисуса Христа, чтобы ходить стезями обновленной жизни; сие установленное Христом Таинство должно совершаться в Его церкви до скончания веков.
28.2. Вода есть внешний элемент, применяемый в этом Таинстве, которой приходящий ко крещению крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа законным образом назначенным служителем Евангелия.
28.3. Погружение крещаемого в воду не является обязательным; но совершение крещения посредством возливания воды или кропления водой также правильно.
28.4. Крещение должны принимать не только взрослые, которые открыто исповедуют веру во Христа и послушание Ему, но также и младенцы одного или обоих верующих родителей.
28.5. Хотя пренебрегать обрядом Крещения или отвергать его есть великий грех, тем не менее благодать и спасение не настолько связаны с ним, чтобы человек не смог обрести духовное возрождение или спасение без него, или можно было сделать вывод, что все крещенные несомненно духовно возрождены.
28.6. Действенность Крещения не связана со временем его совершения; тем не менее, в должным образом проведенном Крещении обещанная благодать не только предлагается, но реально проявляется и даруется Святым Духом тому, кому она принадлежит, будь то взрослый или младенец, в назначенное Богом время, согласно изволению Его собственной воли.
28.7. Таинство крещения преподается любому человеку один раз.
Глава 29
О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ
29.1. Наш Господь Иисус в ночь, когда был предан, установил Таинство Своего тела и крови, называемое Вечерей Господней, которое следует соблюдать в Его церкви до скончания веков, - для вечного воспоминания о принесении Им Себя в жертву в Его смерти, для запечатления истинно верующих всеми ее благами, для их духовного насыщения и возрастания во Христе, для их более полного осознания того, чем они обязаны Ему. Вечеря Господня есть подтверждение и залог общения верующих со Христом и друг с другом как членов Его духовного тела.
29.2. В этом Таинстве Христос не возносится к Своему Отцу, не приносится также какая-либо реальная жертва во отпущение грехов живым или мертвым, но воспоминается Тот, Кто Сам отдал Себя на заклание, приняв за всех смерть на кресте, и за это воздается духовно наивысшая хвала Богу. Таким образом, так называемая папистская жертва мессы (как они называют это) является отвратительной и оскорбительной по отношению к Самому Христу, единственной жертве, единственному умилостивлению за все грехи избранных.
29.3. В этом Таинстве Господь Иисус определил Своим служителям возвещать Его установления, возносить молитвы, благословлять хлеб и вино, чтобы отделить их для святого применения от всего остального, брать и преломлять хлеб, брать чашу и, принимая участие самим, давать то и другое участникам свершения Таинства; но никому из тех, кто в данное время не присутствует при этом.
29.4. Принятие причастия одним священником или каким-либо иным одним человеком, а также лишение людей чаши, поклонение предметам причастия, возношение их, обнесение их вокруг для поклонения, оставление их под предлогом какого-либо религиозного употребления, - все это является противным сущности Таинства, установленного Христом .
29.5. Должным образом отделенные для совершения установленного Христом Таинства внешние хлеб и вино, имеют такое отношение к распятому Христу, что иногда в священном смысле называются именами предметов, которые они представляют, а именно: плоть и кровь Христа, и это истинно, хотя по существу и своей природе они все же остаются в действительности только хлебом и вином, как и были прежде.
29.6. Учение, которое поддерживает мнение о пресуществлении (изменении) хлеба и вина, превращении их по сути в плоть и кровь Христову посредством освящения священником, или каким-либо иным образом, противно не только Писанию, но даже здравому смыслу и разумению, уничтожает природу Таинства, и было и есть причиной всевозможных предрассудков, даже более того, - тяжкого идолопоклонства.
29.7. Достойные причастники, внешним образом принимающие видимые элементы Таинства, так же по вере, духовно (а не плотски), получают духовную пищу от распятого Христа, и все блага, явленные Его жертвенной смертью, и это истинно так; реальные плоть и кровь Христа не присутствуют ни в хлебе и вине, ни с ними, ни вместо них, однако во время совершения Таинства настолько действенно предстают духовным образом по вере человека, насколько действенно хлеб и вино предстают для органов чувств.
29.8. Хотя невежественные и нечестивые люди и получают внешние элементы Таинства, однако они не получают того, что означается ими, и своим недостойным приходом к Причастию виновны против плоти и крови Господней к их собственному проклятию. Посему все невежественные и безбожные люди, будучи непригодны разделить радость общения с Ним, недостойны трапезы Господней и не могут, доколе не изменятся, причащаться этих святых таинств или быть допущены к ним, не совершая этим великий грех против Христа.
Глава 30
ЦЕРКОВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
30.1. Господь Иисус, властитель и глава Своей Церкви, передал управление ею в руки церковнослужителей, отличающихся по своему положению от гражданских правителей.
30.2. Этим служителям вверены ключи от Царства Небесного, благодаря чему они имеют власть оставить или отпустить грехи, словом и наказанием затворить Царство перед некающимися и отворить его кающимся грешникам через благовестие и освобождение от наказания, в зависимости от того, что требуется в данном случае.
30.3. Церковные меры воздействия необходимы для исправления и приобретения совершающих проступки братьев, для удержания других от подобных проступков; для очищения от порочной закваски, которая может испортить целое; для защиты чести Христовой, святого исповедания Евангелия, для предотвращения гнева Божия, который справедливо может обрушиться на Церковь, если Его завет и удостоверения завета подвергнутся кощунству упрямых и отъявленных богопротивников.
30.4. Для лучшего исполнения указанного выше служителям церкви следует применять меры воздействия: увещевание, недопущение на некоторое время к Таинству Вечери Господней, отлучение от Церкви, все сообразно сущности проступка и недостатков человека.
Глава 31
О СИНОДАХ И СОБОРАХ
31.1. Для лучшего управления Церковью и дальнейшего ее созидания должны созываться собрания, обычно именуемые Синодами или Соборами.
31.2. Гражданские власти могут законным образом выступать с предложением о созыве Синода служителей Церкви и других компетентных представителей для совета и консультаций по духовным вопросам; но если власти становятся открытыми врагами Церкви, служители Христовы, на основании достоинства их служения, могут сами или с компетентными представителями от их Церквей собираться для таких собраний.
31.3. Синодам и соборам принадлежит право пастырей решать спорные вопросы веры и вопросы совести, устанавливать правила и давать указания относительно лучшего проведения богослужения и управления Церковью Божией; принимать жалобы в случаях плохого правления, и властно выявлять подобные случаи. Их постановлениям и решениям, если они находятся в согласии со Словом Божиим, должно подчиняться с благоговением и смирением, не только по причине их согласия со Словом, но и потому, что они приняты властью, установленной для этого Богом, о чем указано в Его Слове.
31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но применяются в помощь им.
31.5. Синоды и соборы не должны предпринимать или решать что-либо, не имеющего отношения к Церкви. Им не должно вмешиваться в мирские дела, относящиеся к гражданскому обществу, не считая смиренных обращений в чрезвычайных случаях или подачи своего мнения, чтобы успокоить совесть, если таковое мнение требуется от гражданских властей.
Глава 32
О СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ И О ВОСКРЕШЕНИИ ИЗ МЕРТВЫХ
32.1. Тела людей после смерти возвращаются в прах, чтобы увидеть тление, а их души, обладая бессмертной сущностью, не умирают и не засыпают, но немедленно возвращаются к Богу, Который и дал их. Души праведников соделываются совершенными в святости и принимаются на небеса, где лицезреют Бога в свете и славе, ожидая полного искупления их тел, а души нечестивых низвергаются в ад, где пребывают в муках и кромешной тьме, соблюдаемые на суд великого дня. Кроме этих двух мест для обитания души, разделенной с телом, Писание не признает никаких других.
32.2. В последний день, все живые не умрут, но изменятся, а все умершие восстанут в своих телах, тех же самых, хотя и другого свойства, которые будут навечно воссоединены с их душами.
32.3. Силою Христа тела неправедных восстановятся на бесчестие, а тела праведных восстановятся Его Духом к славе и будут уподоблены Его Собственному славному телу.
Глава 33
О ПОСЛЕДНЕМ СУДЕ
33.1. Бог определил день, в который Он будет праведно судить мир чрез Иисуса Христа, Которому даны от Отца вся власть и суд. В тот день будут судимы не только падшие ангелы, но и все люди, когда-либо жившие на земле, предстанут перед судом Христа, чтобы дать отчет в своих мыслях, словах и делах; и получить в соответствии с тем, что они совершили, находясь во плоти, доброе или злое.
33.2. Цель Бога в назначении этого дня есть явление славы Его милости в вечном спасении избранных, и Его справедливости в осуждении отверженных за их грехи и непослушание. Ибо тогда праведные пойдут в жизнь вечную и получат исходящую от присутствия Господа полноту радости и утешения, а нечестивцы, которые не знают Бога и не повинуются Евангелию Иисуса Христа, будут преданы на вечные мучения и подвергнуты наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы Его могущества.
33.3. Чтобы удерживать всех людей от греха, и для большего утешения благочестивых в их несчастиях, Христос желает нашей уверенности в наступлении судного дня; этот день Он сохраняет неизвестным для людей, чтобы они отрясли всe плотское благополучие и всегда были бдительны, ибо не знают часа, когда придет Господь; и в любое время были готовы сказать: Гряди, Господь Иисус, гряди скоро! АМИНЬ.
_____________________
Перевод Евгения Каширского. Редактор - Владимир Лоцманов, при участии магистра богословских наук Джеффри У. Доннана. Публикация осуществлена по инициативе организации "Реформейшн Крисчиен Министриз" (RCM). Перевод защищен международным авторским правом и принадлежит RCM.
Первое издание 1995 © Reformation Christian Ministries