БИБЛЕЙСКИЙ КУРС (часть 2)
Реформатский Евангелический Курс "ДАР С НЕБА"
ИСТОРИЯ ИСКУПЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Творение
Грехопадение
Разделение человечества
ТВОРЕНИЕ
Бытие 1-2
Вряд ли стоит удивляться тому, что во все времена вопрос о происхождении этого мира был столь захватывающ и загадочен для людей. Каждый день он возникает перед нами. Ведь невозможно не спросить: “Откуда мы пришли?”
Так же неудивительно, что на этот вопрос давалось множество различных ответов. Например, есть древние мифы и легенды о происхождении человека и животных, воды и земли. Эти повествования испытали сильное влияние местных обстоятельств. В рассказе главная роль отводилась, к примеру, высокой горе или морю. Такие выдуманные людьми рассказы передавались из поколения в поколение. Со временем они обрастали новыми деталями. Но с ростом понимания природы и природных явлений мифы и легенды играли все меньшую роль в человеческом мышлении. Между тем, основополагающий вопрос “Откуда мы пришли?” оставался без ответа.
__________________________________________
Сегодня наличествует весьма популярный ответ на этот вопрос. Это – теория эволюции. Теория базируется на утверждении того, что высшие, более развитые организмы произошли от низших, простых организмов. Согласно теории, жизнь возникла из мертвой материи; после длительного периода времени, возможно миллиардов лет, и в результате многих превращений появился человек. Во всем этом процессе главную роль играла случайность. Такова основная идея теории эволюции.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Если вы станете внимательно изучать теорию эволюции, вы сразу заметите, что она строится на многочисленных предположениях. Назовем только два: неживая материя породила живую; одни виды произвели другие различные виды (от протозои к метазое). Мы называем их “предположениями”, поскольку они никогда не были доказаны или воспроизведены лабораторно, они лишь выведены умозрительно. Эволюционистам все же следовало бы поискать доказательства, которые подкрепили бы их теорию.
УВЕРЕННОСТЬ
Поскольку существует множество как мифов, так и научных теорий, то не означает ли это, что уверенность в этом вопросе невозможна и никто не знает, как началась жизнь? Отнюдь нет!! Существует источник знаний, которым сегодня многие пренебрегают. Это – Библия. Уже на ее первой странице мы получаем ответ на вопрос о происхождении. “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт.1:1). Бог не сотворил какую-либо первоначальную материю, из которой потом все медленно развивалось. Нет, Он сразу дал каждому творению сущность, форму и облик, образ жизни. Бог также сотворил первых людей. Он соделал Адама и Еву, и поместил их в Едемском саду. Там они должны были жить и трудиться.
Если вы хотите узнать подробнее о том, что говорит Библия о творении, вам следует обратиться к Кн. Бытие, 1 и 2. Наряду с прочим здесь описываются шесть дней творения.
День первый: Бог сотворил свет. Он назвал свет “днем”, а тьму – “ночью”.
День второй: Бог разделил воду. Он назвал твердь “небом”.
День третий: Воды собрались вместе, и появилась суша. Он назвал сушу “землей”, а воды – “морем”. На третий день Он сотворил растения и деревья.
День четвертый: Бог сотворил солнце, луну и звезды. Светила созданы для отделения дня от ночи. Они указывают на времена года, день и ночь.
День пятый: Бог сотворил морских животных и птиц.
День шестой: Бог сотворил земных животных. В этот последний день Бог также сотворил человека. Он сотворил его по образу и подобию Своему. Человек должен был управлять всем творением.
Вслед за этим описанием творения в Быт.1:31 сказано: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”.
В Библии вы не найдете подробного описания творения. Но того, что содержится здесь, достаточно для познания Бога как Творца всего сущего.
ЧТО МЫ МОЖЕМ ЗНАТЬ?
Если вы знаете и верите, что Бог сотворил все, вы начнете смотреть на вещи по-новому. В каждой малой толике творения, вы увидите Самого Бога. Глядя на природу, вы увидите и ощутите могущество и силу Божию. Автор псалма 18 тоже ощущал это: “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь” (Пс.18:2). В псалме 147 мы читаем: [Бог] “дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?”
Помимо повествования о том, что Бог есть Творец мира, Библия также говорит нам, что Он правит им и поддерживает его. Даже в наши дни, когда столь многое возможно, ни одно творение не может жить самостоятельно. Творец дает жизнь и управляет ею.
Поскольку Бог есть Творец мы должны быть заботливы по отношению к творению. Мы должны быть таковыми не потому, что ценим жизнь саму по себе, но потому, что уважаем Творца и Подателя жизни. Люди часто склонны видеть жизнь и природу как нечто существующее само по себе. Однако Библия предостерегает нас относительно такого подхода, когда говорит: “Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей” (Ис.64:8). Мысль о независимости жизни от Бога порождена эволюционистским мышлением. Библия, со своей стороны, уча прежде всего почитать Бога, учит нас являть уважительное отношение к природе и жизни.
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА
Библия говорит: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт.1:27). Человек является венцом Божиего творения. На это указывают слова “образ” и “подобие”, помогающие нам это понять. Эти слова не означают, что человек внешне выглядит как Бог или в нем есть некая частица божественности. Нет, когда говорится, что человек создан по образу Божиему, это означает, что человек сотворен Богом таким образом и с такими качествами, что он способен выполнять свое предназначение на земле – быть живым представителем Бога. Человек должен по подобию Божиему и во имя Божие справедливо управлять всем творением. В Быт.1:28 говорится: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.” Такова была задача человека.
Итак, Бог соделал все и вся, и все Он сотворил хорошо. Все творение ходило путем, который Бог предназначил ему. Все творение восхваляло Его и служило Ему. Адам и Ева могли работать с полной отдачей сил, свободно и радостно. Ничто не препятствовало им. Их жизнь была непрестанным праздником в честь Бога и Творца, Который сотворил все для Своей славы.
ВОПРОСЫ:
1. Адам был назначен Богом правителем, или Его заместителем, над всей землей. Как это произошло? (Быт.1:26-28)
2. Как был сотворен мужчина? (Быт.2:7) Как затем была сотворена женщина? (Быт.2:18-23)
3. Что делал Бог на седьмой день? (Быт.2:2-3) Почему это так важно? (Исх.20:8-11)
ГРЕХОПАДЕНИЕ
Бытие 3
Бог создал все хорошо, без какого-либо изъяна. В раю человек не знал забот, болезней, голода и смерти. Смерть не была частью ни Божиего творения, ни человеческого существования.
Исходя из всего этого становится очевидным, что в нашем мире произошли радикальные изменения. Библия не оставляет нас в неведении относительно причины этих изменений. В то же самое время она не дает ответов на все наши вопросы.
__________________________________________
ВОССТАНИЕ НА НЕБЕСАХ
Восстание на небесах началось среди ангелов. Бог сотворил их для служения Ему, но они восстали. Ангела, возглавлявшего восстание, Библия называет “сатаной”, или “диаволом”. Но Бог не попустил сатане и его мятежным ангелам преуспеть. Бог не был свергнут с престола. Восстание, тем не менее, распространилось на землю и продолжается сегодня. Как оно пришло на землю? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к Адаму и Еве. Они были теми первыми людьми, которых сотворил Бог, и жили в полной гармонии с Богом и друг с другом. Их обязанность состояла в уходе за Едемским садом, в заботе о нем (Быт.2:15). Там они жили в соответствии с волей Бога, там ощущали Его присутствие. Они как бы слышали Его шаги (Быт.3:8).
Бог также заключил завет, или соглашение, с Адамом и Евой. Этот завет часто называется “заветом дел”, или “заветом благоволения”. В нем Бог обетовал дать им жизнь вечную, если они будут добровольно служить Ему. Адаму и Еве, в свою очередь, для исполнения была дана только одна заповедь. “И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” (Быт.2:16-17). Этой заповедью Бог хотел испытать Адама и Еву. Именно сюда и направил сатана свою атаку. Он принял облик змея, который “был хитрее всех зверей полевых”. Устами змея, сатана разговаривает с Евой, утверждая, что Бог дал эту заповедь лишь из-за страха, что человек станет равным Богу. Это выглядело вполне правдоподобно, поскольку с одного дерева срывать плоды все-таки было запрещено.
НЕОБЪЯСНИМОЕ
Затем происходит необъяснимое. Ева верит сатанинской лжи. “А может это правда?” – думает она. Вкусив плод с запретного дерева, она нарушает Божию заповедь. Она также дает плод Адаму, и он тоже ест. Так человек совершает грех. “Падение”, или “Падение человека”, как это иногда называют, становится фактом. Это первое восстание на земле. Оно показывает, что человек не хочет жить как дитя Божие. Он хочет жить для себя. Он хочет быть равным Богу.
Можно задать много вопросов о грехопадении. Например, разве не мог Бог воспрепятствовать восстанию ангелов или Адама и Евы? Как могли пасть такие безгрешные люди, как Адам и Ева? Почему Бог не остановил их, когда они были искушаемы сатаной? Почему Бог позволил сатане проникнуть на землю? Почему человек подвергся испытанию?
Мы жаждем ответов, но Библия не дает их. Библия, тем не менее, учит нас, что нам не следует обвинять Бога. Адам и Ева, и все греховные люди, которые родились после них, должны обвинять лишь себя. Вместо того, чтобы любить Бога, они стали неверными Ему. Бог не оставляет эту неверность безнаказанной.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Непослушание Адама и Евы имело далеко идущие последствия. Жизнь на земле подпала под проклятие Божие. Проклятие противоположно Божиему благословению. По причине проклятия мы предназначены Богом к погибели. Оно принесло болезни, голод, войну и смерть. Таким образом грех коснулся всех сторон жизни. Люди больше не заботились о Божией славе, заботясь только о своей собственной. Они больше не интересовались благополучием других, интересуясь только своим собственным. До грехопадения Адам и Ева любили Бога всем сердцем, разумением и силой, но после падения они стали неспособны делать что-либо доброе и стали склонны к злу (Рим.3:10-18). Вот почему в мире много страданий, и это нетрудно показать на примерах. Часто задают вопрос: “Если Бог существует, как Он может позволить все это?”, или “Как можно любить Бога, если Он позволяет всему этому происходить?” Ответ таков: Бог – любящий и верный. Это мы, люди, стали неверными. Бог наказывает нас, поскольку мы отвергли Его любовь и верность. Мы должны постоянно помнить, что вначале Бог сотворил все совершенно и хорошо.
НАША КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА
Должны ли мы до сих пор платить за ошибки Адама и Евы? Разве касается нас их непослушание? Да, это так. Адам является праотцом человечества, предшественником всех людей. В нем мы все согрешили. Адам действовал как представитель, монарх, который представляет своих подданных. Сделанное Адамом имело последствия не только для него самого, но также для всех его потомков. Грех Адама перешел на всех людей и передается до сих пор. Библия весьма ясно говорит по этому поводу. Павел пишет в Послании к Римлянам: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим.5:12). Каждый человек рождается грешником. В псалме 50:7 мы читаем: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”. Это означает, что человек сам по себе никогда не делает того, чего хочет от него Бог. По своей природе каждый человек делает только то, что идет против воли Божией. Это наглядно проявляется не только в наших делах, но также в словах и помыслах. Человек греховен, и Бог судит не только Адама и Еву, но и всех их потомков. Бог говорил Адаму и Еве, что наказанием за непослушание будет смерть, а это означает полное, вечное забвение человека Богом.
Грех можно охарактеризовать как действие, которым человек отвергает Бога. Поэтому наказанием за грех является разрыв со стороны Бога всех взаимоотношений с человеком. Творец забирает у грешника жизнь. Бог поступил бы совершенно справедливо, если бы всем людям вынес окончательный приговор. Все же Он продолжает взывать к ним.
НАРУШЕННАЯ ГАРМОНИЯ
После грехопадения, когда Бог вошел в райский сад, и Адам и Ева услышали Его шаги, они спрятались от Него. Это ясно показывает, что отношения между Богом и человеком были нарушены. Исчезла гармония. Это проявилось и в отношениях между Адамом и Евой. Адам указывает на Еву: “жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” (Быт.3:12). Ева указывает на змея: “змей обольстил меня, и я ела” (Быт.3:13). Бог немедленно наказывает грех. Женщина получает проклятие в виде родовых мук. Мужчина, чтобы прокормить свою семью, обречен работать на проклятой земле. И что хуже всего, смерть становится частью их жизни, “ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Быт.3:19). Болезни, несчастья, ненависть, страдания и смерть пришли в мир.
Все же Бог продолжает общаться с человеком и заботиться о нем. Смерть есть наказание за грех, но остается возможность спасения. “Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.6:23). Бог решил послать в этот мир Своего Единородного Сына. Много лет спустя Сын Божий пришел на землю, чтобы понести то наказание, которое заслужили люди. Это не означало, что с земли исчезли все несчастья. Подобное будет лишь на новой земле.
Действительно, обетование нового начала является главной темой Ветхого Завета, в котором во многих местах и различным образом провозвещается пришествие Сына Божиего, Иисуса Христа. Все Божии обетования в Ветхом Завете есть по сути дела выполнение обетования, данного в раю, когда Бог сказал: “и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт.3:15).
БОРЬБА В ЭТОМ МИРЕ
Библейский текст, который вы прочитали, труден для понимания. Мы должны понять то, что здесь говорится змею, а через змея – сатане. Сатана и все, кто с ним, будут заклятыми врагами Евы и всем, кто с нею. От потомков Евы произойдет обещанный Спаситель, Иисус Христос.
Так Бог не оставил человека в руках сатаны. Он сострадает человеку и начинает восстанавливать гармонию между Собой и человеком. Но это неизбежно ведет к борьбе, которая будет длиться столько, сколько будет существовать земля. Тем не менее, исход этой битвы предрешен. Сатана проиграет войну, Иисус Христос победит. Это тоже можно вывести из того трудного текста в Кн. Бытие. Сказано, что голова сатаны будет сокрушена. Он, действительно, этого заслуживает. Что же касается верующих, они не избегут ран во время этой войны. Пята женщины будет ранима, поскольку сатана будет изыскивать любую возможность, чтобы принести как можно больший вред верующим. Это лишь набросок общей картины. В последующих уроках мы углубимся в существо вопроса.
ВОПРОСЫ:
1. Что означает “древо жизни”? (Быт.2:9; 3:22)
2. В этом уроке много говорится о “грехе”. Можете ли вы указать в Библии, что означает “грех”?
3. Какова была истинная природа Адамова греха?
РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Бытие 4
Две страны могут заключить договор, или соглашение. В случае нападения третьей стороны они обещают помогать друг другу. В Библии отношения между Богом и человеком также называются договором, или “заветом”. В этом завете Бог и человек принимают взаимные обязательства. Бог обещает спасать и защищать человека, помогать ему и обеспечивать всем необходимым. Человек, в свою очередь, обещает любить Бога и служить Ему, выполняя Его волю и почитая Его во всяком деле рук своих.
__________________________________________
ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА
Несмотря на весьма щедрое Божие обетование, очень быстро выяснилось, что не все люди заинтересованы в служении Богу. Появились люди, пренебрегающие покаянием и не признающие необходимости спасения. Человечество разделилось. Одни люди любят Бога и желают спасения от грехов, другие не хотят знать Его и не страшатся своих грехов. Эти последние сами определяют, что есть добро и зло. Им нет дела ни до спасения, ни до Спасителя.
Действительно, разница между людьми явлена уже в самом начале Библии. Два сына Адама и Евы, Каин и Авель, оба принесли жертву Господу. Делать так их научили родители. Дары земли и стад были представлены Богу в виде сжигаемых жертв. Таким образом они признавали и почитали Бога как Господа и Творца. И так должно делать, поскольку все принадлежит Богу. Он есть добрый Податель. После грехопадения человек на земле не имел никаких прав на что-либо. Но когда двое человек признали Бога принесением жертвоприношений, Бог отверг жертву Каина, а жертву Авеля принял. Почему?
Дело в том, что Авель принес свою жертву в истинной вере, а Каин нет. Своим жертвоприношением Авель признал, что Господь его Творец, и что он всецело зависит от Него. Авель знал, что он живет только потому, что Бог дал ему жизнь. И Бог явил ему Свою милость. Совершенно иначе было с Каином. Из написанного о нем видно, что он хотел быть “сам себе господином”. Он знал, конечно, что ему не следует ссориться с Богом. Но его жертвоприношение не было выражением благодарности и зависимости, он принес жертву, думая, что “может быть это и не поможет, но и не повредит”. Он хотел умиротворить Бога, чтобы получить свободу ходить своими путями.
По сути, это повествование о сохранении взаимоотношений с Богом, и позднее это станет очевидным. Когда Каин увидел, что Бог принял жертву Авеля, но не принял его жертву, он разозлился. В гневе он убивает брата. Он совершил первое в истории человечества убийство, и при этом не показал истинного раскаяния.
Объявленная Богом борьба между “семенем жены”, верующими, и “семенем змея”, неверующими, началась с этого ужасного поступка. Семья Адама и Евы разодралась на части. Верующие и неверующие разделились. Люди пошли разными путями.
Библия упоминает Ламеха, одного из потомков Каина. Через семью Ламеха Библия показывает нам поведение потомков Каина. Ламех открыто заявляет, что он не зависит от Бога (Быт.4:19-24). Его трудолюбивые и даровитые сыновья должны делать в жизни нечто лучшее, чем служить Богу. Когда вы читаете Быт.4, вы видите истоки культуры, которая не принимает Бога во внимание. Семья Ламеха ничего не ожидает от Бога, надеется только на себя.
Если вы прочтете слова Ламеха в Быт.4:23-24, вы увидите образ жизни, который часто встречается и сегодня: “Мы живем лишь однажды, поэтому будем жить в удовольствие. Будем жить сегодня, поскольку завтра умрем.” Ламех и его семья пытались противостать страданиям на этой земле. Они пытались забыть последствия грехопадения и спасти себя сами. Они видели себя единственными властителями этого мира и не интересовались ни Богом, ни о Его установлениями.
ПРИЗВАНИЕ ИМЕНИ ГОСПОДА
Все же был род, который полагался на Бога. Были люди, которые смотрели в будущее с надеждой на грядущего Спасителя.
Поначалу казалось, что такие люди умерли вместе с Авелем, но Бог дал Еве другого сына, Сифа, для продолжения Адамова рода. Когда у Сифа родился сын, Енос, люди начали призывать имя Господа (Быт.4:26). Это означало, что те, кто верил в Бога, собирались вместе почитать Бога и молиться Ему о спасении. Потомки Сифа открыто признавали, что во всем они уповают на Бога, не только в этой жизни, но и в жизни грядущей. Этот взгляд совершенно отличается от взглядов потомков Каина. Неверующие служат себе, верующие служат Богу.
Призвание имени Божиего началось во дни Еноса и продолжается сегодня. Поэтому необходимо знать, Кто есть Бог. Прежде Бог говорил человеку непосредственно. До и после грехопадения Он посещал в раю Адама и Еву. Затем Он посылал пророков передать Свои Слова. Наконец, Он послал в мир Своего Сына. Сегодня те, кто желает знать, Кто есть Бог, должны читать Библию. В ней Бог открывает Себя. Вы тоже можете знать Его, но вы должны научиться читать Библию. Это нелегкая книга. Вам будет нужна помощь. Вам могут помочь курсы, подобные этому, и еще вам необходимо посещать церковь, где каждое воскресенье читают и проповедуют Библию.
БОГ ВЕРЕН
Существует два жизненных пути: с Богом и без Него. Издавна Бог объявил, что между этими образами жизни будет борьба, похожая на войну двух армий. Одна сражается за Бога, другая воюет против Него. Последствия этой битвы сказываются на протяжении всей жизни. Для верующих эта битва особенно трудна. По своей природе они склонны к другому лагерю. Для того, чтобы поставить Бога в центр и делать все, что требует Его закон, нужно самоотречение. Несмотря на это, всегда будут люди, любящие Бога всей своей крепостью, пытающиеся жить согласно Его заповедям. Утешает то, что мы не одиноки в этой борьбе. Бог стоит на нашей стороне, и это действительно так, поскольку Бог верен завету, который Он заключил с Адамом. Вы должны биться с сатаной, и помните, что Иисус Христос победит, а в Нем и вы обретете победу. Вы можете быть в этом уверены.
ВОПРОСЫ:
1. Почему Бог отверг жертву Каина и принял жертву Авеля? (См. также Евр.11:4)
2. В Быт.4:23 мы можем прочесть о том, что сказал Ламех. Какое должно быть отношение христианина к подобным речам? (См. Мф.18:21-22 и Рим.12:17-21)
3. Прочтите Рим.3:9-20. Верующий, сам по себе, не “лучше” неверующего. Так в чем же разница между человеком верующим и неверующим?
_____________________
Вы ознакомились с текстом первых трех глав второй части библейского курса "Дар с Неба" (История Искупления). Для получения полного текста (электронной версии) обращайтесь по адресам, указанным в разделе "контакты".
_____________________
Издано на английском: Reformed Evangelism Taskforce, P.O. Box 1008 Station A
Surrey, B.C. V3S 4P5, Canada.
Перевод с голландского языка и переработка: Een Geschenk uit de Hemel, Werkgroep Bijbelcursus, POSTBUS 70 3800 AB AMERSFOORT, The Netherlands.
Издано на русском: ЗАО "Издательство ИКАР", 2000 г.