ПРОПОВЕДИ
Дух единства
Флп.2.2 «имейте одни мысли, имейте ту же
любовь,
будьте единодушны и единомысленны»
Любовь должна быть свойственна всему роду человеческому. Ибо заповедь «возлюби ближнего твоего как самого себя» говорит сама за себя. Но мы должны проявить особую любовь к тем, кто любит Бога. Сам Господь Иисус сказал: Ин.13. 34,35 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». На этой любви настаивает ап. Иоанн, как в своем евангелии, так и в своих посланиях. 1Ин. 4.11 «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». С этим согласны все. Но ежедневные наблюдения показывают обратное – не все исполняют это. Таких христиан очень мало, которые любят друг друга так, как Бог заповедал нам.
Великой преградой является различие во взглядах или формах поклонения. Пока наше знание несовершенно, разные люди будут смотреть на одни и те же вещи по-разному. Различные взгляды на религию и на повседневную жизнь – результат слабости человеческого понимания. Так было от начала мира, так будет и до его конца. Из-за различия во взглядах существует разнообразие обрядов. Во все века люди ни в чем так не отличались как во взглядах относительно Бога и в способах поклонения Ему.
Часто предрассудки, формы выполнения обрядов укореняются в разуме человека, и он не видит их ошибочность. Не зная все обстоятельства, мы не можем сказать, насколько он заслуживает осуждения. Об этом может судить лишь Бог, Кто видит сердце человека. Поэтому каждый мудрый человек будет уважать свободу мнения другого человека.
Как нам сделать правильный выбор среди такого разнообразия обрядов и церквей? Каждый человек должен следовать тому, что диктует ему собственная совесть, в искреннем благочестии. Бог не давал никакого права кому-либо из сынов человеческих господствовать над совестью других верующих. Но каждый человек сам должен сделать выбор, так же как и дать отчет за себя перед Богом. Но при этом надо помнить, что истинной церковью является та, где проповедуют Иисуса Христа как единственного Спасителя.
И всё же Бог призывает Своих детей к единству. Это будет возможно только тогда, если будем любить Бога и всех людей как самого себя. И способны будем доказать любовь эту своими делами. Отношение нашего сердца к христианину любой деноминации должно быть добрым, если видим, что он сражается на одной стороне с нами, имеет того же Спасителя Иисуса Христа.
Вряд ли существует выражение, которое было бы чаще, чем это – дух единства истолковано и применено неправильно. Поэтому уточняем некоторые моменты. Во-первых, дух единства – это не безразличие ко всем мнениям. Беспорядок мышления – это не благословение, а проклятие, не друг, а непримиримый враг истинного единства. Человек, имеющий истинный дух единства, не мечется в поисках своей религии. Он непоколебим в знании и суждении об основных доктринах христианства. Он всегда готов выслушать и оценить возражения против своих принципов, но это не приводит к колебанию в его разуме. Он не находится на распутье, не зная что считать верным, и не пытается понапрасну соединить два мнения в одно. Есть христиане, называющие себя людьми, имеющими дух единства только потому, что не имеют ясного понимания, и поэтому их разум в замешательстве. У них желание лишь смешать все мнения. Это не дух единства.
Во-вторых, дух единства – это не безразличие к любой форме поклонения Богу. Безразличие в этом не только не поможет, но воспрепятствует поклонению Бога в духе и истине. Христианин, имеющий дух единства, не сомневается в каком-то определенном способе поклонения, в котором сам участвует.
В-третьих, дух единства – это не безразличие ко всем собраниям верующих. Христианин, имеющий дух единства, является приверженцем своего собрания и его принципов. Он там принимает участие во всех постановлениях Божьих. Он наблюдает с любовью за своими братьями во Христе, также как и они стерегут его душу, они назидают друг друга в вере. Их он считает своей семьей. И поэтому, в соответствии со своими возможностями, данными ему Богом, заботится о них и обеспечивает их всем, что необходимо для жизни и благочестия.
Но в то время как он уверен в правильности своих религиозных принципов, и в то время как он связан самыми теплыми связями с определенной поместной церковью, сердце его бьется для всего человечества. И, особенно, для Бога и всех Его чад. Духом единства обладает человек, имеющий такую любовь, т.к. любовь сама по себе является духом единства. Он радуется прославлению Бога.
Человеческий грех запятнал историю христианства, которая могла бы быть прекрасной, если бы носители святого имени Христа следовали наставлениям своего Учителя. Всем известна католическая инквизиция, но и протестанты бывали иногда жестокими. Королева Англии Елизавета I осудила епископа Планкетта за католические верования. И приказала, чтобы его частично повесили, потом спустили, вырвали и сожгли его внутренности, пока он был еще жив, а потом четвертовали. Католики в Пидмонте поймали протестанта Джиованни Мичиалина с его четырьмя детьми. Рубя детей на куски на глазах у отца, палачи спрашивали его, не покается ли он перед смертью в своем «заблуждении», но он каждый раз отказывался. Когда тот же вопрос был задан в четвертый раз, один из палачей схватил последнего ребенка за ноги и выбил ему мозги. Долгие годы в Северной Ирландии протестанты и католики убивали друг друга во имя Господа Иисуса, Того, Кто проявлял любовь даже к врагам. Давайте же раз и навсегда искореним в себе всякий корень неприязни и враждебности к другим за то, что они верят не так, как мы. Будем избегать речей, которые воспламеняют против чьей-то ни было религии. Они могут толкнуть безответственного человека на необдуманный поступок, и даже убийство. Религиозные различия должны обсуждаться в любви. Там, где есть кажущиеся непримиримые различия, каждый должен держаться своих убеждений на основании Божьего Слова. Но первая заповедь всегда – ЛЮБОВЬ.
Теперь вспомним об одном важном способе любить, необходимом для достижения единства. Это – научится слушать. В своей книге «Слушать других» автор делится опытом выслушивания страдающих людей. Она пишет, что эти люди затем восторженно отзывались о том, что она для них сделала. Она пишет: «Очень часто я ничего не делала, а всего лишь внимательно слушала». Чего достигает внимательное выслушивание? Слушать других, значит являть им свою любовь. Это всё равно, что сказать: «Я хочу понять и узнать тебя». Через это люди с разбитым сердцем получают утешение, друзья восстанавливают отношения, люди находят Бога. Прошлым летом, когда отдыхали у племянницы, ее десятилетняя дочь начала мне рассказывать о ее школьных проблемах: плохих и хороших учителях, друзьях, врагах и т.д. Говорила она минут 40. Я ей никаких советов не давал, тем не менее, она два раза радостно заявила, что как хорошо, что ее выслушали.
Если уже испортили с кем-то отношения, и хотим их восстановить, то надо избавиться от следующих плохих качеств: критика вместо похвалы; грубость, использование бездушных слов; пренебрежительное отношение к собеседнику: нежелание выслушать, нежелание признать свои ошибки. Хорошим примером в этом плане является в Библии письмо апостола Павла к Филимону, богатому жителю из города Колосс. Речь в письме идет об Онисиме, рабе Филимона, который обокрал хозяина и убежал в Рим. Там Онисим встретил апостола Павла, приведшего его к спасительному познанию Иисуса Христа. Письмо Павла – это доброжелательный, исполненный сочувствия призыв к Филимону принять Онисима назад, но уже как брата во Христе. Это великий пример любви в действии. Итак, ап. Павел знал, как восстановить взаимоотношения. А мы?
Теперь о том, что убеждать надо мягко как для достижения единства, так и для достижения успеха в деле обращения неверующих. Есть христиане, которые хотят, во что бы то ни стало выжать из неверующих решение принять Иисуса как Спасителя. Господь показал нам другой, лучший путь. Он терпеливо учил людей истине, говорил о последствиях сознательного неверия и ненавязчиво приглашал заблудших людей к Себе, к спасению. Он никогда не манипулировал людьми, не «выкручивал им руки». Нам стоит последовать примеру Господа. Наше дело – с любовью говорить истину. Остальное сделает Дух Божий.
Когда будем работать ради достижения или восстановления единства, скорее всего, услышим и критику в свой адрес. И возникает вопрос: «Как относиться к критике?» Один служитель рассказывал, как в начале своего служения часто слышал в свой адрес критику и решил спросить совета у своего знакомого пастора. Пастор ответил: «Если тебя критикуют за дело, исправляйся. А если просто придираются, не обращай внимания». Иногда острые стрелы в нас бросают в тот момент, когда мы их никак не ждем и они совсем некстати. Над любым обвинением неплохо хорошо задуматься. Если оно заслуженное, сделайте всё возможное, чтобы исправить всё, что в ваших силах. Приведем высказывание ап. Петра: 1Пет.4.14-15 «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас … Только бы не пострадал кто из вас, как … злодей, или как посягающий на чужое». Никогда не бойтесь критики, если вы правы; никогда ею не пренебрегайте, если вы неправы.
Я долгое время посещал богослужебные собрания в баптистской церкви. Когда первый раз пришел, я представился пастору и сказал, что я реформат. Он начал задавать мне вопросы: а как это или то у вас? Я ему сказал, что то, о чем он спрашивает, разделяет нас, и намного больше того, что нас объединяет. Он со мной согласился. Больше он таких вопросов не задавал. Мы с ним часто беседовали. Я у них и проповедовал, не затрагивая разделяющие нас вопросы.
Миссионерка, которая несла служение в Калькутте (Индия), рассказывала, что на нее произвело очень сильное впечатление Вечеря Господня, в которой она принимала участие во время Второй мировой войны. Проводил Вечерю шведский пастор. Среди принимавших участие в исполнении этой заповеди Господа Иисуса были пастор-китаец, учитель-японец, врач-немец, несколько англичан и индийцев. Миссионерка вспоминала, что она ощущала особую близость с каждым из тех, с кем она тогда разделила хлеб и вино. Между всеми ними было единство истинного христианского общения, хотя некоторые были из стран, воевавших друг с другом. Когда вы в следующий раз будете участвовать в Вечере Господней, подумайте о своем единстве со всеми, кто будет на этом служении вместе с вами. Попробуйте убрать все барьеры, разделяющие вас с ними. Всегда помните, что христиане любой деноминации также как и вы, члены тела Христова. И от такого единства станет заметнее миру Церковь Христа.
Саранча подает нам, людям, хороший пример того, что значит единство. Одно насекомое – ноль, а тысячи вместе – огромная сила. В книге Притчей мудрец Агур сказал о саранче так: Пр.30.27 «У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно». Верующие во Христа смогут сделать во славу Божию гораздо больше, чем они делают каждый по отдельности, если будут молиться и действовать вместе. Когда христиане объединяются в служении Господу, они могут стать мощной силой, и Бог через них, через такую, единую церковь сможет многое совершить. Давайте же жить в единстве тела Христова и созидать это единство общения в нем.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты говоришь нам через Свое Слово, что различие во взглядах или формах поклонения не должно препятствовать нашему единению в любви. Просим, даруй нам долготерпение, чтобы мы не теряли головы даже тогда, когда кругом пылают гнев и ненависть. Помоги нам владеть с собой. Дай нам понять, что иногда всего лишь пару добрых слов не хватает для достижения единства. Иногда много можно сделать для единства, просто промолчав. Дай нам мудрость подумать о том, что будет, если кого-то покритикуем, разнесем в пух и прах, чем-то похвастаемся, на что-то пожалуемся, о ком-то отзываемся свысока. Помоги нам следовать примеру Господа Иисуса терпеливо учить людей истине и ненавязчиво наставлять заблудших людей. Помоги нам раз и навсегда искоренить всякий корень неприязни и враждебности к другим за то, что они верят и думают не так, как мы. Помоги избегать речей, которые воспламеняют против чьей-то религии. Помоги нам держаться своих убеждений на основании Слова Божьего. Помоги нам помнить, что у всех христиан есть общий враг – сатана. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.
Читать: Еф.4.1-6 единство цели