ПРОПОВЕДИ
Покаяние оживляет душу
Мк.1.15 «исполнилось время и
приблизилось Царствие Божие:
покайтесь и веруйте в Евангелие».
Покаяние является повелением Божьим ко всем людям. Деян.17.30 «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Об этом повелении Божьем мы, христиане, либо умалчиваем, либо считаем, что эти слова относятся к неверующим. Мы временами говорим людям мира сего, что им нужно покаяться, но мы забываем о том, что Бог призывает к этому всех людей. Каясь, мы не только признаем свои ошибки, но и оставляем их, расчищая путь в свою душу для великой Божьей силы, которая может изменить любого человека. Каяться нужно, чтобы прийти к Христу и поддерживать свою душу в жизнеспособном состоянии. Покаяние подводит нас к источнику Божьего прощения и силы Божьей.
Что же такое истинное покаяние и исповедь? Что включают в себя эти понятия? Богословы средневековья при глубоком изучении этого вопроса выделили 4 пункта, которым христиане того времени придавали большое значение. Конечно, эти положения не должны быть для нас законом или готовым шаблоном, по которому мы должны обязательно жить. Однако те души, которые имеют какое-то представление об истинной духовной жизни во Христе, сразу же отметят для себя, что при каждом истинном обращении имеют место некоторые характерные черты. Которые повторяются, так или иначе, отражая суть этих четырех пунктов.
Перечислим 4 пункта, к которому пришли теологи средневековья. 1. Осознание греха. 2. Глубокое искреннее раскаяние. 3. Исповедь с принесением грехов в свет. 4. Приведение соделанного недоброго в порядок. Рассмотрим более подробно каждый из этих пунктов.
(1). Если мы осознаем свои грехи и видим их в свете Божьем, тогда они нам самим становятся отвратительными. И мы прилагаем все усилия к тому, чтобы оставить их. Если же мы не способны осознать грех как грех, тогда мы не можем расстаться с ним, потому что любим его. В нашем человеческом понятии тот является утешителем, кто нас жалеет, успокаивает и ободряет. Мать, к примеру, утешая ребенка, говорит: «Не надо плакать. Это не так страшно. Это скоро пройдет». Подобным образом могут утешать народ Божий и некоторые проповедники, говоря: «Зачем беспокоиться о грехах? Голгофский Крест покрывает всё. Христос был и есть оправдание наше. Бог есть любовь. Он долготерпит нас, снисходя к нашим человеческим слабостям». Таким образом можем утешать других только мы, люди. Но истинный Утешитель, Дух Святой, так не делает. Напротив, Он открывает нам глаза на наши грехи, напоминает о святости Божьей и о Его грядущем суде. Когда Дух Святой Сам открывает нам наши глаза на грех, тогда уже никто не может нас ослепить.
(2) Во 2Кор.7.10 сказано так: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению». Отсюда видим, что спасению предшествует неизменное покаяние. На христианской конференции один из присутствующих рассказал, что при его обращении и покаянии у него не было и следа печали. Напротив, он веселился и хохотал, не переставая. Несомненно, что такой дух веселия и смеха не имеет ничего общего с Духом Святым. Истинное покаяние не является чем-то, что человек может изобразить. Это – милость и подарок от Господа. Человек, которому Бог дарует осознание соделанных грехов и раскаяние в них, способен только бить себя в грудь, прося о прощении. Сознание грехов причиняет нам боль и печаль, однако влечет к Христу с раскаянием, а это приводит к спасению.
(3) Говоря об исповеди, мы имеем в виду только ту настоящую исповедь, которая действительно приносит плод. Есть люди, которые много раз исповедуют свой грех, но снова и снова возвращаются к нему. Т.о., исполняется написанное: 2Пет.2.22 «Но с ними случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи»». Истинный христианин исповедает свои грехи не потому, что это закон, и не потому, что этого от него ожидают, а потому, что он иначе просто не сможет, если Господь дарует ему осознание греха. Искреннее, глубокое раскаяние ведет к тому, что человек начинает ненавидеть свой грех и делает всё для того, чтобы его не повторять. В Прит.28.13 сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован». Так что, как видим, мало только исповедовать свой грех, нужно еще и покончить с ним. Исповедь греха без твердого намерения оставить их не имеет смысла. Исповедать грех и оставить его – вот два условия для получения прощения. Во времена Иоанна Крестителя приходившие к нему люди также начинали с исповеди: Мф.3.6 «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».
Можем встретить христиан, которые исповедуют и исповедуют свои грехи, не получая при этом радости облегчения. В результате они становятся еще более подавленными, не видя для себя выхода. В большинстве таких случаев они исповедаются не Богу, а сатане. Вспомним пример раскаяния Иуды Искариота. Мф.27.3,4 «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам». Иуда исповедует, что согрешил. Он не перекладывает своей вины на кого-то другого. Далеко дошел Иуда в своем покаянии и, тем не менее, оно не было к спасению. Он исповедал свой грех, но не перед Богом. Он не пошел к Нему и не сказал: «Я согрешил Отче против неба». Он исповедался в том, что предал кровь невинную, но не исповедался в грязном сребролюбии, которое и было корнем этого зла. Первосвященники, сказав: «что нам до того? Смотри сам», показали, что являются служителями бесов, нежели священникам святого Бога. Неужели для них ничего не значило то, что они жаждали невинной крови? В таких случаях дьявол имеет отличную возможность подойти к такой отчаявшейся душе с нашёптыванием: «Тебе не остается ничего другого, как только покончить с собой». Именно такой совет дал он и Иуде, который пошел и повесился. Дух Святой действует совершенно иначе. Открывая человеку глаза на грех, Он подводит его к осознанию этого, сокрушению и раскаянию, после чего направит его к Спасителю. Являя Свою верность, Он омывает и прощает нас, после чего нет нужды, вспоминая, возвращаться и копаться в грехах, которые уже прощены. Поступите так, как это сделал мытарь Закхей, сказав: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». На что услышал в ответ Господа: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19.8-10). Признав свой грех и исправив его, Закхей получил от Господа Иисуса спасение и новую жизнь.
(4) Последний пункт, характеризующий истинное покаяние – это приведение соделанного недоброго в порядок. К пастору пришла женщина и сказала: «Я – воровка. В течение многих лет я ходила покупать в магазин, принадлежащий одному мусульманину. Всякий раз, делая покупки, я брала еще что-нибудь и прятала в сумку или в карманы своей одежды. Я не могу по ночам спать, потому что мысли о моем воровстве не дают мне покоя. В свете Божьем я увидела свой грех совсем другими глазами. Мне нужно привести это в порядок. Я знаю, что должна пойти к хозяину магазина и признаться во всем, но я так боюсь этого мусульманина. Идите, пожалуйста, со мной!» Пастор согласился. В магазине она рассказала хозяину о своих многократных кражах. В ожидании ответной реакции пастор посмотрел на мусульманина и увидел, что он дрожит всем своим телом. Видно было, что его самого охватил страх и ужас. Он произнес срывающимся от волнений голосом: «Женщина! Я прощаю тебе всё. Я не буду требовать у тебя возмещения ущерба». Говоря это, он осторожненько подталкивал ее к выходу, явно желая, чтобы она поскорее ушла. По-видимому, в нем самом заговорила совесть, и он понял, что в его собственной жизни есть тот же грех, в чем ему надобно раскаяться и тоже привести в порядок. Так Господь совершает Свое дело: через раскаяние одних людей нередко действует на души других. Если мы соглашаемся сделать то, к чему побуждает нас Дух Святой, Господь начинает действовать сверх наших сил и пониманий.
Бывает и так, что Дух Святой обличает человека в грехах с такой силой, что он, не выдержав, вскакивает и начинает всенародно их исповедовать. Тогда пастору церкви надо просить его остановиться и пройти с кем-нибудь из служителей в отдельную комнату, чтобы сделать это с глазу на глаз. В Послании Иакова 5.16 сказано: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведного». Однако здесь надо проявить благоразумие. Если вы хотите исповедать свои грехи, идите только к такому человеку, кто способен понести это и кто призван Господом к этому служению. Не ходите лишь бы к кому-нибудь, потому что вы можете не только не получить помощь, но и навлечь на себя еще большие проблемы. Идите к истинному и духовно сильному служителю Божьему. Который имеет мудрость от Бога и который сможет вас понять. Именно о таковых сказано в Библии: «много может усиленная молитва праведного». Итак, если вы хотите исповедать свои грехи, просите Господа, чтобы Он научил вас, как это сделать и указал того человека, молитва которого имеет силу, и через которого Он сможет вам помочь. А после того, как вы принесли в свет свой грех, сделайте еще один шаг: пойдите и приведите соделанное вами в порядок. Только имейте и в этом мудрость.
Еще один совет: если вы согрешили в мыслях, подумав о другом человеке худое, то не бегите к нему и не открывайте своих мыслей, прося у него прощения. Ведь очень многие люди просто не в силах понести этого. И потому, признавшись, вы нанесете вред такой душе. Дьявол будет потом напоминать ей ваши слова и, искушая этим, может ожесточить это сердце против вас. Если вас мучают нечистые мысли или недоброе чувство против кого-то, то пойдите и откройте это вашему душепопечителю (кому доверяете в духовных вопросах). Признайтесь, что не можете их победить и нуждаетесь в молитвенной помощи. Ведь это огромное благословение, если кто-то соединится с вами в молитвенной борьбе против греха. Не зря написано, что: Мф.18.19 «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Небесного». Обязательным качеством душепопечителя является умение молчать, хранить тайну исповеди. Не способные к этому не должны принимать исповедь. Исповедь является тайной между исповедующим, Богом и душепопечителем, и никто другой не может в нее проникнуть. Если душепопечитель не сохранил этой тайны, он несет за это ответственность перед Богом. Тот, кто сделал грех, при желании может рассказать об этом еще кому-то, но душепопечителю, принимавшему исповедь, такого права не дано. Исключением являются только те случаи, когда сам согрешивший просит своего душепопечителя рассказать об этом другим в назидание и для предостережения.
Итак, истинное, согласное со Словом Божьим покаяние ведет к жизни и оживляет душу человека. Вот почему плодом такого покаяния не могут быть угнетенность и подавленность. Даруй нам, Господь, чтобы каждый из нас познал и применил такое покаяние!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам помнить об опасности, как легко незаметно нам сбиться с пути и свалить всё на жизнь, на заботы, дела. Дай нам помнить и о том, что в духовный застой и упадок погружались церкви много раз снова и снова, и особенно тогда, когда у христиан внешне всё было хорошо, и никто их не преследовал. Просим, храни нас от греха, разгони тучи соблазна, уничтожь всё, что мешает нам, дай нам сиять как светилам в мире. Просим, Духом Своим Святым открой наши глаза на святость Божию и на Его суд. Дай нам печаль о грехе, которая приведет нас к истинному покаянию. Такую печаль, которая пробуждает желание измениться, которая освобождает от чувства вины и возвращает радость нашего спасения, которая подводит нас к источнику Божьего прощения и Божьей силы. Прощением Своим открой нам в дверь к новой жизни. Дай нам возненавидеть грех настолько, чтобы от него отвернуться. Дай нам дух покаяния и смирения. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.