ПРОПОВЕДИ
Испытание веры христианина
2Кор.13.5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?»
Нам необходимо знать и помнить, что Бог подвергает нас, детей Своих, испытаниям. Это необходимо для того, чтобы мы не отчаялись в тяжких жизненных ситуациях, не думали, что Бог нас не любит, отвергает. В противном случае мы можем даже отпасть от Бога. Кроме Божьих испытаний мы сами должны исследовать себя, являемся ли мы детьми Божьими.
Одно дело – разрабатывать план на игру в раздевалке, совсем другое – его реализовать на поле, где соперник оказывает жестокое сопротивление. Столкнувшись с очередным испытанием, мы можем поджать хвост и убежать, а можем выстоять верой назло ударам судьбы. Некоторые ошибочно полагают, что благополучие – это противоположность испытаний. На самом деле это не так. Шотландский публицист и историк Томас Карлейль хорошо понимал это, когда писал: «Человеку иногда трудно противостоять превратностям судьбы, но на одного, способного устоять против благополучия, можно найти сотню тех, кто устоит против превратностей. Мало таких, и это поистине золотые люди, кто может сохранить моральное, духовное и финансовое равновесие балансируя на протянутом над головами людей канате успеха». Большинству из нас легче перенести понижение в должности, чем повышение. А почему? Потому что, когда на нас обрушивается несчастье, жизнь, как это ни парадоксально, становится проще. В этом случае выбор у нас небогатый: выстоять или опустить руки. А благополучие часто порождает у нас недовольство: нам хочется еще больше того, чего у нас и так в достатке.
С Божьей точки зрения наша вера намного драгоценнее золота и ее нужно испытывать. 1Пет.1.7 «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести славе в явление Иисуса Христа». Проанализируем, рассмотрим более подробно этот отрывок. Цель Господа в этих испытаниях не разоблачить ложную веру, а выявить веру истинную. Вера детей Божьих испытывается с той целью, чтобы сами они могли найти утешение в ней, чтобы Бог прославился через нее, а другие получили пользу от нее. Испытанию, главным образом, подвергается вера, а не другие добродетели. Народ Божий живет верой. Вера характеризует наше отношение с Богом. Христос требует веры в Него. Спасение от Бога человек принимает через веру (которую дарует Он же). Еф.2.8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар».
Испытанная вера намного драгоценнее испытанного золота. Ведь если золото, будучи тленным металлом, столь ценно для нас, что мы желаем испытать его огнем, чтобы оно подтвердило тем самым свою ценность, что удивительного, если Бог ту же испытанность требует от нашей веры. Это говорит о том, сколь превосходна она в Его глазах. Т.о., вера достойна хорошей проверки и испытаний. Поскольку в нас еще пребывают остатки неверия, когда в божественной печи нас закаляют разные скорби, вера наша очищается от примесей, становясь чище в глазах Божьих. Одновременно на опыте доказывается, истинна она или ложна. Испытание веры христианина намного драгоценнее, чем испытание золота. В том и другом случае происходит очищение, отделение примесей и выявление ценных свойств испытуемых объектов. Но золото при испытании огнем не увеличивается и не умножается, а, скорее, уменьшается. А вера детей Божьих, чаще всего (если выдержали испытание), утверждается, совершенствуется и умножается в бедствиях и в тех обстоятельствах, с какими она сталкивается. Золото, в конечном счете, погибает – «гибнущее золото», но вера – никогда. Вспомним слова Господа Иисуса из Лк.22.32 «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера Твоя». Бог не только дарит нам веру, но и сохраняет ее.
Испытание веры послужит к похвале чести и славы. Честь – это то почтение, которое один оказывает другому. Именно такую честь дети Божьи получат от Бога и людей. Похвала есть выражение этого почтения. Господь Иисус выскажет похвалу Своим детям в великий день: «Придите, благословенные Отца Моего». Слава – это сияние, каким будет сиять на небе христианин, удостоившийся чести и похвалы. Рим.2.10 «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе». Если испытанная вера служит к похвале, чести и славе, то пусть это заставит нас ценить ее как нечто более драгоценное, чем золото, хотя испытывается она в скорбях.
Выражение «в явление Иисуса Христа» в нашем отрывке из 1Пет.1.7 добавлено, чтобы верующие научились терпеливо ожидать до самого последнего дня. Чтобы, если, благодаря Божьей помощи, вышли победителем в испытании, не ожидали сразу славы, чести и похвалы. Испытания закончатся, но слава, честь и похвала будут длиться всю вечность.
Вспомним, каким образом испытывали Господа Иисуса книжники и фарисеи. Они задавали Ему самые различные, часто очень каверзные вопросы. Они подходили к Нему со всех сторон, пытаясь уловить Его в чем-то неверном. В жизни Господа, в Его словах, поступках и поведении они выискивали что-нибудь, что не соответствовало бы Писанию, и на что они, указав пальцем, могли бы сказать: «Это неверно, потому что не согласуется со Словом Божьим». Такими же придирчивыми должны быть и мы к самим себе, исполняя то, что написано «Испытывайте самих себя, в вере ли вы». При этом нельзя закрывать на что-то глаза, как это делают порой родители, веря тому, что говорят им их дети. Испытывая свою жизнь и сверяя ее со Словом Божьим, мы должны быть к себе предельно строгими, потому что только тогда будем способны увидеть, что в ней не в порядке.
Вспомним, как нам нужно испытывать и исследовать самих себя, точнее то, в вере ли мы. Апостол Павел так характеризует свою жизнь в Гал.2.20 «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». В другом месте Библии ап. Павел тоже обращается к своим читателям с таким вопросом: 1Кор.3.16 «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?». Некоторые, наверное, скажут: «Что за странный вопрос? Разумеется, мы знаем, что Дух Божий живет в нас. Как может ап. Павел задать христианам такой вопрос?» К сожалению, в жизни некоторых христиан этого не видно, особенно тогда когда христианин находится в духовном сне. Это факт, что немало верующих мучимы духовной сонливостью. («Встань спящий, …»).
Давайте, не будем вместо себя исследовать других, не будем показывать на других. А то ведь как это у нас бывает. Когда дело касается лично нас, тогда мы находим для себя массу оправданий и извинений. Когда же ошибку сделает другой, тогда наш язык не скупится на осуждения и обвинения. С другими мы можем быть суровы и требовательны, по отношению же к себе – мягки и снисходительны. Таков человек. Когда в жизни других что-то не в порядке, тогда он сразу же это видит. А когда в его собственной жизни явно не в порядке, тогда он теряет свою проницательность. Потому-то и сказано в Библии: «испытывайте самих себя, в вере ли вы». Так что пусть каждый христианин проверит себя в свете Священного Писания и честно ответит, как он в нем выглядит. Пусть каждый задаст себе вопрос: «Я называюсь христианином, но является ли моя жизнь действительно христианской?» Пусть каждая жена спросит себя: «Считая себя христианкой, являюсь ли я своему мужу такой женой, как этому учит Библия? Живу ли с ним и веду ли себя с ним согласно тому, что написано в Библии?» То же самое нужно сделать мужу. Родители и дети! Соответствует ли ваша жизнь, ваше поведение и ваши взаимоотношения в семье тому, о чем написано в Библии? При этом не надо стараться быть к себе снисходительными, но, напротив – честным, твердым и бескомпромиссным. Есть немало женщин, причем даже среди христианок, которые в трудные минуты своей семейной жизни в мыслях желают смерти своим мужьям. Полагая, что тогда они смогли бы выйти замуж за другого мужчину. Так они заживо хоронят мужей. Подобным образом грешат в своих мыслях и мужчины. Потому-то Бог через Библию призывает нас: «Испытывайте себя, в вере ли вы. Самих себя испытывайте». Это значит: посмотрите на свою жизнь со всех сторон, не найдется ли в ней что-то, что не в порядке и что не соответствует Библии.
Господь Своим Словом советует нам испытывать самих себя, стоим ли мы в вере. Вера проявляется в послушании Богу. Горе нам, если наша вера подобна той, о которой сказано: Иак.2.19 «И бесы веруют и трепещут». Она должна быть живой верой, соединяющей нас с Господом и делающей одним целым с Ним. Христос именно через такую веру входит в нашу жизнь. Он Сам являет Свою жизнь через нас. А это значит, что Его святость будет нашей святостью, Его кротость и смирение будут нашей кротостью и смирением. Греховная жизнь в нас должна умереть, будучи пригвожденной к кресту. Ап. Павел говорил о себе когда-то: Гал.2.20 «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Есть христиане, которые пытаются жить такой жизнью, только им это почему-то не удается. Некоторые после многократных попыток, отчаявшись, говорят: «Я уже столько раз пробовал жить чисто и свято, однако у меня ничего не получается». Вспомним слова ап. Павла: «Разве вы не знаете, что Дух Божий живет в вас? Если же это не так, тогда вы идете к погибели, и для вас самое время воззвать к Господу, прося Его войти в вашу жизнь». Если Христос в нас, тогда Его жизнь неизбежно отразится в нас. Люди, принявшие в свое сердце Христа, которые раньше сквернословили, пили, курили, жили развратной жизнью, воровали, злились, раздражались, ненавидели, после уверования просто не могут уже делать этого. Правда, среди христиан есть и такие, которые живут во грехах. Поэтому невольно возникает вопрос: «А живет ли Христос вообще в них, хотя они и называют себя христианами?» Правда, бывает и так, что Христос голосом совести напоминает о Своем присутствии, однако мы не обращаем на это внимания.
В 19-й главе Деяний апостолов рассказывается о том, как ап. Павел, придя однажды в Эфес, встретился с группой христиан. Наблюдая за ними, он невольно засомневался, имеют ли они в себе Духа Святого. По-видимому, в их поведении и взаимоотношениях было что-то такое, что заставило его усомниться, что Дух Божий живет в них. Тогда он задает им прямой вопрос: Деян.19.2 «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Отвечая на это, они честно и откровенно признались ему: «мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Если это так, тогда понятно, почему им был задан такой вопрос.
Принтеры, которые закупают для армии, подвергают особым испытаниям. Их ставят в морозилку, потом нагревают до 55 градусов, потом подвергают тряске и вибрации. Нужно, чтобы все платы держались на своих местах намертво, чтобы корпус был металлический, а не пластмассовый. Так что если нас бросает то в жар, то в холод, если жизнь нас швыряет и колотит, нам надо держаться. Все испытания, через которые мы проходим, нам посылает наш любящий Небесный Отец. Ему нужно, чтобы мы не «сломались» в боевых условиях. Через Библию нам Бог советует даже самые тяжкие испытания принимать «с великой радостью, …что испытание нашей веры производит терпение» (Иак.1.2,3). И при этом Бог нам рекомендует просить у Него мудрости, чтобы мы знали, как правильно принимать свои испытания. И мудрости этой Бог дает всем просящим. (Иак.1.5) Мы живем в мире, в котором идет духовная битва не на жизнь, а на смерть. Вот и проходим мы испытания, которые готовят нас к жизни в таких условиях. Да поможет нам Бог, чтобы удары судьбы нас не сломали, но только закаляли.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что Ты никогда не прекращаешь нас любить и оберегать. Благодарим, что испытания посылаешь нам для того, чтобы духовно очистить и укрепить нас. Помоги нам осознать, что если мы сейчас в беде, если сердцу нет покоя, может быть, Ты размягчаешь почву нашего сердца, чтобы в нас могли взойти семена Твоего Слова. Просим, сделай всё, что Ты хочешь. Взрасти в нашем сердце терпение и зрелость. Помоги нам доверять Тебе даже тогда, когда нам очень больно. Помоги нам не сдаваться житейским бедам. Ибо, чаще всего, нам не видны крупинки веры, которые в этих бедах скрываются, но они там обязательно есть. Помоги нам глубоко пускать свои корни в Слове Твоем, не довольствоваться стремительно бегущими ручейками эмоций. Даруй нам веру в непреложные Божьи обетования. Дай нам помнить, что наше послушание Господу, и обязательно с радостью, будет хорошим примером для других людей. Дай нам осознать, что все страдания, беды и испытания готовят нас к битве с нашим духовным врагом и приводят нас к Христу. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.