ПРОПОВЕДИ
Хвали Бога своего (на Вербное воскресенье)
Лк.19.37-38
«А когда Он приблизился к спуску с горы
Елеонской,
всё множество учеников начало
в радости велегласно славить Бога
за
все чудеса, какие видели они, говоря;
благословен Царь, грядущий во имя
Господне!»
Рассмотрим стихи из Лк.19.37-40 как образец хвалы, которую мы можем вознести Господу. Радостные певцы не стали ждать, пока Господь Иисус войдет в Иерусалим, но «когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога». Важно знать, почему следует прославлять Бога. Слепота неверия и бельмо неблагодарности становятся причиной того, что милости Божьи оказываются в забытьи, не побудив человека хвалить Его. В лучах милости Бога купаются и неблагодарные люди, но не видят света, который они могли бы воспеть. И, напротив, те, у кого дух веры присутствует, полны благодарности. Они замечают и ценят Его дары и славят Его с раннего утра. Они поют о милости, которую Бог проявляет к ним, о Его новых благословениях.
Обратим внимание на единодушие людей, прославляющих Господа. Не многие, а «всё множество» учеников радостно хвалило Господа. Никто не молчал, не было никого, кто бы ни пел. Можем быть уверены, что жизненные проблемы тех учеников были не проще наших. У кого дома лежала больная жена или ребенок мучился в лихорадке. Многие из них были бедными людьми, в этом нет сомнений, а бедность всегда сопровождается своими трудностями. Эти люди были во многом подобны нам. Им приходилось бороться с внутренним грехом и с искушениями. Но всё это не мешало ни одному человеку присоединиться к хвалебному хору в тот счастливый день.
Если мы не можем возблагодарить Бога за преходящее, земное благо, воздадим Ему хвалу за духовное. А если ваша духовная жизнь не очень насыщена, тогда прославляйте Его за то, Кто Он есть: за кровавый пот на Его челе, за пронзенные руки и ноги. И за то, что Он умер за других. Его доброта, великодушие, смерть за тех, кто был Ему врагом, должны пробудить благодарность даже в человеке с очень слабой верой. Поэтому не будет удивительно, если все мы, без исключения, будем прославлять Бога. Пусть каждая птичка исполнит свою песню, хотя не все мы жаворонки и соловьи. Хвала должна быть единодушной, ни одна нота не должна звучать фальшиво, чтобы не испортить всю мелодию.
Прославление Господа было многолюдным, прославляло Его «всё множество». Представим себе то время, когда жители всех веков и всех стран соберутся на небесных холмах и воспоют вечную песню, прославляющую Иисуса Христа – Господа всего мира. Истинная хвала может звучать только из чистых сердец. Если вы не познали Христа, вы не можете петь Ему. Ученики, окружившие Христа, конечно, могли петь Ему. Некоторые из них недавно присоединились к числу Его последователей. Другие уже совершали чудеса во имя Его, были призваны к апостольскому служению и проповедовали в разных местах. Но все они были учениками.
Далее мы обращаем внимание на то, что люди радостно славили Христа – «всё множество учеников начало в радости славить Бога». В этом мире христиане, как никто другой, имеют право на радость. Любое христианское служение должно выполняться с радостью, но особенно служение прославления Господа. Истинная хвала заставляет наши сердца радостно биться и радостно петь. Земля и небеса залиты светом радости, почему бы этому свету не зажечься в сердцах и домах верующих? К этому призывает нас Сам Бог через Пс.99.2. «Служите Господу с весельем; идите пред лице Его с восклицанием».
Кроме того, прославление Христа было эмоциональным. Ученики славили Его своими голосами, велегласно. Церковное благочиние не терпит прославления возгласами и восклицаниями, кому-то они кажутся вызывающими. Ученики, окружившие Господа в тот день, возгласами выражали свою радость. И хотя эти возгласы, скорее всего, не были очень стройными, но они были горячими и звучали от сердца. Они все вместе славили велегласно. Про одного известного проповедника рассказывают такую историю. Однажды, какая-то женщина, сидя на ступеньках кафедры, пела так громко и пронзительно, что проповедник не выдержал и сказал ей: «Не могли бы вы петь не так громко?» Она ответила: «Но я пою от всего сердца». Он сказал: «О, тогда простите меня и продолжайте петь, пойте так громко, как вы можете». Действительно, разве благость Божья не заслуживает быть громко провозглашенной? Если не голосом, то, по крайней мере, делами прославим Бога. А, как известно, дела громче слов. Мы Его превознесем великими делами доброты, любви, самоотречения и жертвенности. Всё множество учеников в радости громогласно славило Бога. Прославим и мы сегодня Господа или голосом или поступками. Но в любом случае обязательно вместе, от всего сердца прославим благословенное имя вечно милостивого Бога.
Несмотря на то, что прославление было эмоциональным, оно было не беспричинным. Ибо указана причина, по которой люди славили Господа – «за все чудеса, которые видели они». Большинство сопровождавших Господа были из Галилеи, где Он совершил большинство Своих чудес. Слепые прозрели, уши глухих отверзались, одержимые бесами были освобождены, неизлечимые болезни были исцелены силой слова. Господь воскрешал даже мертвых. Евангелист Иоанн упоминает о величайшем чуде – о воскрешении Лазаря, который уже четыре дня лежал мертвым в гробе. Ин.12.17 «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых». Это чудо Христово многих подвигло выйти Ему навстречу. Многие люди вышли к Христу потому, что слух о воскресении Лазаря распространился повсюду. Итак, у них был справедливый повод прославить Господа Иисуса, ведь им стала известна Его удивительная сила. У нас есть похожие причины для Его прославления. Самая главная из них – Он нас воскресил из духовно мертвого состояния. Все истинно верующие вкусили как благ Господь. В первую очередь мы должны благословить Его имя за то великое, которое Он совершил в нас. То, что нам раньше было дорого, теперь ненавистно нам. А то, что казалось нам неприемлемым, стало для нас сладостным. Бог превратил нашу тьму в свет. Он извлек нас из страшного рва и из тинистого болота и поставил наши ноги на камень. Для тех, кто не познал чудеса Божьи, наши слова покажутся общими фразами. Но познавшие их со слезами повторяют, что Господь достоин хвалы.
Переходим к рассмотрению хвалы, выраженной в песнях. Лк.19.38 «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» Песня была своевременной, потому что в ней говорилось о Мессии. О Мессии как о Царе. Она была предназначена для коронации. Величайте Его! Венчайте Господа всей вселенной! Припевом в этой песне были слова: «Благословен Царь …», а в куплетах говорилось о том, что Он был послан Всевышним. Христос облечен божественной властью. Он пришел к людям от имени Бога Отца, поведал о виденном на небесах, и при этом Он не без поручения Бога Отца взялся за это дело. Ни одна песня не звучит так сладостно из уст верующих, как песня о возлюбившем нас и предавшем Себя за нас.
Ученики радовались, потому что Господь Иисус был рядом с ними – Царь на молодом осле, Царь мира. Хвалебная песнь была своевременной также потому, что она была предназначена Богу. Когда люди пели эту песню, они прославляли Бога, Бога во Христе. Они пели: «Мир на небесах и слава в вышних!» Когда мы воспеваем Христа, мы желаем благословить Божье величие, явленное через Него нам. Да будет хвала Отцу за Его неизреченный дар. Благодарность, наполняющая наши сердца, проникает на небо. Слава Божья не может быть увеличена творением, ибо она бесконечна, но творение может отражать ее. Благодарность человека на земле, в чьем сердце горит огонь любви к Богу, согревает сами небеса. Хвала учеников Господа была своевременной и потому, что они пели ее в духе благодарности. Они восклицали: благословен! Благословен Царь! Мы не можем физически благословить Бога, но духовно благословляем Его.
Продолжаем рассмотрение хвалы, выраженной другими словами. Мк.11.9-10 «И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!». Осанна – греческая форма еврейского приветствия, означающая «О Господи, спаси же!» (Пс.117.25). В Новом Завете встречается в связи с торжественным входом Иисуса Христа в Иерусалим. Этот клич подхватила не только толпа, идущая с Господом, но и дети в храме (Мф.21.9,15). Выражение, которое было некогда молитвенным обращением к Богу, стало формулой почтения или приветствием, означающим «Да здравствует» или «Слава». Слово «осанна» рано вошло в литургический канон христианского богослужения как восклицание радости и хвалы. Приветствие толпы означало: благословен Тот, Кто должен прийти, так много раз обещанный, так давно ожидаемый. Он придет как Божий Посланник миру. Да будут Ему рукоплескания наши и лучшие чувства. Он – благословенный Спаситель и Он благословение несет нам. Да будет благословен Пославший Его. Да назовут Его Благословением все народы и во все времена. Да будет Он превознесен всеми нами как в мыслях, так и устами. Они желали успеха Его делу. Они верили, что скоро Им будет воздвигнуто Царство Давида. Царство, поддерживаемое божественной властью. Да будет благословенно это Царство, да будет оно установлено и утверждено, да придет оно в своей силе. Да будут низложены все противодействующие ему начальства, власти и силы. Да будет оно победоносным, да способствует ему счастье. Да будет прославлен Бог Своими ангелами, которые обитают в вышних небесах. И пусть наша осанна отзовется эхом на их славословие.
В заключении мы поговорим о несвоевременном вмешательстве – «Учитель, запрети ученикам Твоим!» Нам знаком этот голос – неизменное ворчание фарисеев. Ничего другого они сказать не могли. Они осмеливались говорить «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». И вместе с тем не желают присоединиться к хвале других людей. Чем были недовольны фарисеи? Первая причина заключается в том, что они боялись, что люди перестанут прославлять их самих. Если бы люди говорили: «О, прекрасные фарисеи! Как хорошо, что Бог позволил нам, несчастным созданиям, взирать на это величественное воплощение добродетели! Как аккуратно они отдают десятины с аниса и мяты! Как красивы полы их одежд!» и т.д., то, мы уверены в том, что среди фарисеев не нашлось бы ни одного, кто бы сказал: «Учитель, запрети ученикам Твоим!» Гордое сердце никогда не прославляет Бога, потому что оно тайно желает хвалы себе. Далее, они завидовали людям. Сами они не испытывали такой радости, как ученики, и для них было невыносимо зрелище чужого счастья. Воистину эта скверная причина не давать другим радоваться. Если мы сами не можем радоваться, мы не должны мешать другим. Но, мы думаем, главная причина их требования заключалась в зависти к Самому Господу Иисусу: они не могли видеть Его в венце величия. Прославление Христа – это бичевание сатаны, это – гром, который заставляет ад трястись.
Фарисеи хотели бы, чтобы смолкла хвала Христу, но не могли добиться своего. Прославляют люди Христа или нет, Он непременно будет прославлен. Если люди умолкнут, и не воздадут хвалу Мессии и Его Царству, то камни возопиют, и они совершат хвалу. Пусть сегодня мы будем особенно посвящены святой радости, и пусть Господь в Своей необъятной милости наполнит радостью наши сердца. Радостью от дел милосердия и любви, и радостью прославления Его имени. Да будет благословен живущий во веки веков!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Господь Иисус, Владыка всех владык и Царь всех царей! Просим, зажги сердца всех нас. Пусть каждый из нас ощутит, что он готов положить свой венец к Твоим ногам, что он способен петь от чистого сердца подобно херувимам и серафимам, что он не уступит в стремлении благодарить Бога ни одному ангелу, пребывающему у вечного престола. Мы прославляем Тебя и возвеличиваем Твое имя, спрашивая самих себя: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Как Ты, обладавший бесконечной славой, смог снизойти до того, чтобы стать человеком, страдать, истекать кровью и умереть за нас? Ты был убит, но теперь жив. Ты искупил Себе народ, возвещающий Твоего совершенства. Мы желаем, чтобы Ты был велик в глазах всех людей. Дай нам не уничижать ничего, кроме греха, не превозносить никого, кроме Тебя. Даруй нам благодать благословлять величие Твое во все дни жизни нашей. Пусть сегодня мы будем особенно посвящены святой радости. В Своей необъятной милости наполни радостью наши сердца: радостью от дел любви и милосердия, и радостью прославления Твоего имени. Да будешь Ты прославлен, живущий во веки веков Господь! Аминь.