ПРОПОВЕДИ
Размышления о Церкви Христа (на Троицу)
Мф.18.20 «Ибо,
где двое или трое собраны во имя мое,
там Я посреди них».
Церковь Христа – это люди, избранные к вечной жизни, которых Сын Божий от начала и до конца мира собирает Себе из всего рода человеческого. Невежество, лень и тугодумие наше нуждаются во внешних вспомогательных средствах. Бог не забыл снабдить нас ими, чтобы помочь нам в нашей немощи. А чтобы проповедь Слова могла осуществляться должным путем, Бог вручил Свое Слово Церкви как бы на хранение. В Церкви Он поставил пастырей и учителей (Еф.4.11), чтобы учить нас их устами. Чтобы питать святое согласие в вере и добрый порядок среди нас. В лоне Церкви Бог собирает Своих детей для того, чтобы она всегда по-матерински наставляла их. Итак, Церковь – мать для всех, кому Бог – Отец.
В Библии есть много определений Церкви. Например: Тело Христа, Невеста Христа, дом Божий, Его стадо. Но если исходить из этимологии этого слова, то можно сказать, что Церковь – это, прежде всего, сообщество людей, призванных и отделенных от зла мира Самим Богом. Избрание этих людей свершилось до создания мира. Еф.1.4 «Так-как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви». Т.о., Церковь – это сообщество людей, основанное Самим Богом. Сообщество Божьего народа признает невидимую, но истинную силу и власть Иисуса Христа. Церковь существует в Нем, через Него и благодаря Ему – единственному Главе Церкви.
Возникновение новозаветной Церкви началось в день первой христианской Пятидесятницы. Новозаветная Церковь – это новая форма отношений, о которых Бог говорит: Исх.6.7 и др.: «Буду им Богом, а они будут Моим народом». Отличие этой Церкви состоит в следующем: 1. Ветхозаветные священники, жертвоприношения в святилище заменяются посредничеством Христа (Евр.1-10). 2. Национальная исключительность прежнего завета заменена соединением во Христе на равных правах верующих всех национальностей. 3. Святой Дух излит на каждого истинного верующего.
Основным достижением Реформации в 16-ом веке стало восстановление истины о том, что только Христос является Главой Церкви. И нет никакого деления ее на священников и мирян. Все верующие в Иисуса Христа являются, согласно Библии, царственным священством, народом святым. 1Пет.2.9: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призывающего вас из тьмы в чудный Свой свет». По словам ап. Павла в 1Кор., христиане в этой общине были повинны в грехе кровосмешения, недостойно вели себя на Святом Причастии, в суде язычников вели друг с другом тяжбы, обманывали друг друга, блудодействовали. Всё же, обращаясь к ним, ап. пишет: 1Кор.1.2 «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым». В Риме слабые в вере и познании христиане осуждали сильных (за потребление мяса и т.д.), а те, в свою очередь, презирали их за эти их качества. Но к ним в своем Послании апостол обращался как к призванным святым. И это не все примеры, свидетельствующие о том, что апостолы считали верующих во Христа святыми.
Постулат о святости Церкви на фоне порочности ее членов выглядит, на первый взгляд, как противоречие. Чтобы разрешить эту дилемму, следует вникнуть в смысл библейского понятия святости. Свят тот, кто отделен от неверия и посвящен служению Богу. Святость Церкви и ее членов основана не на постулате об абсолютной моральной чистоте самих верующих, а на отделенности их от мира и греха через веру в Иисуса Христа. В Церкви порой возникают споры о том, кто же мы: грешники или святые дети Бога. Это надуманный спор. Чудо состоит в том, что мы и то и другое. Ветхий, внешний человек отмирает, а благодать Бога всё более пламенеет в наших сердцах. Животворящая сила Христа проникает в нас всё глубже и глубже. И, как говорит апостол Павел: 2Кор.4.16 «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Истинный верующий постоянно, день за днем, испытывает в себе действие Духа Святого. Он всё больше уподобляется Христу.
Разница между верующими грешниками и неверующими состоит в том, что верующие начинают ненавидеть свои грехи, и под действием Духа Святого отворачиваются от них. А неверующие упрямо ищут наслаждения в грехах и укореняются в них. В 1Ин.1.7-9 сказано, что церковь, которая не исповедует никаких грехов, это не церковь. Если возрождение от Духа Святого происходит одномоментно, то освящение, напротив, является длительным процессом. В оправдании Бог объявляет нас праведными, в освящении Он делает нас таковыми. Цель Бога в отношении Церкви состоит в том, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-нибудь подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5.27). По мере возрастания во Христе в человеке всё больше и больше усиливается желание жить свято. Перед престолом святого Бога могут пребывать только святые люди. Поэтому нет и не может быть никакого деления верующих на священников и прихожан, на «особо святых» и грешников.
Некоторые считают, что сходить в церковь – это то же самое, что сходить на концерт. Сходство действительно есть. И в церковь и на концерт нужно идти (или ехать). И в церкви и на концерте собираются люди с общими интересами. И в церкви и на концерте все смотрят вперед. Но много и разного. В церковь не нужно покупать билета. В церкви нельзя грызть семечки. Но самое главное – церковь не для забавы. Именно этого не понимают некоторые верующие. Они думают, что люди за кафедрой должны позаботиться о том, чтобы им было интересно, красиво, хорошо и не скучно. Не раз слышал я заявления, что ходят в ту конкретную церковь, потому что там хороший хор, хорошие стихи читают. На самом деле всё должно быть совсем не так. Церковь – для Бога. Мы ходим туда, чтобы поклоняться Ему. Итак, богослужение в церкви совершается не для того, чтобы доставлять присутствующим удовольствие, делать им хорошо в соответствии с их критериями, их вкусами. Служение – для Бога. «Я» не должно быть в центре служения. В центре должен быть Бог. Предлагаем вам прочитать Пс.94, через который Бог призывает нас прийти к Господу с радостью, благодарностью и благоговением. Прочитаем только Пс.94.6 «Придите, поклонимся и припадем».
Всякий, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя становится членом семьи Божьей. Апостол Павел пишет: Еф.2.19 «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Мы – часть семьи, в которую входят все истинно верующие. Как верующие в одного и того же Спасителя и имеющие одного и того же Небесного Отца, мы должны заботиться о других членах семьи Божьей. Иногда путь духовного возрастания для некоторых может оказаться очень шероховатым. Так что нам следует поддерживать других верующих в их стремлении отвратиться от греховной жизни и жить для Господа. Цель всегда одна – чтобы в семье верующих всё было гармонично, чтобы совершалось дело Божие и все помогали друг другу в духовном росте.
К сожалению, в церкви бывают и так называемые «туристы», которые приходят только на Пасху и на Рождество. Но почему же они не ходят в церковь регулярно? Один журналист попытался получить ответы на этот вопрос. Вот что ему сказали: «Столько дел всегда, работа отнимает много времени»; «Я вообще-то знаю, что нужно было бы почаще заходить в церковь, но …»; «Когда наступают праздники, я вспоминаю всё, что мне так дорого, и хочу, чтобы и мои дети это знали». С Божьим народом нужно бывать всегда, когда только можно. Только вместе мы можем быть такими, какими хочет нас видеть Бог.
Зачем же ходить в церковь? Может, лучше в воскресенье утром хорошо отдохнуть в постели, не торопясь позавтракать и спокойно провести выходной в кругу семьи? Что тратить время зря и над собой издеваться? Зачем нужна эта церковь? Кланяться Богу? Разве нам это нужно? Да, нужно всем людям. Потому что Бог создал нас для Себя и потому нам никак не найти смысла жизни, пока мы не найдем Бога. Не найдем и не склоним перед Ним свою буйную голову. А когда с другими такими же, как и мы, прощенными грешниками мы преклоняемся на богослужении перед Творцом своим, сердце наше из этого временного мира вознесется в мир вечный. Когда мы поклоняемся в обществе детей Божьих Богу, совесть нашу оживляет святость Божья, разум насыщает истина Божья, воображение очищает красота Божья, сердце омывает любовь Божья, а волю покоряет промысел Божий. И мы становимся ближе к тому образу и подобию, по которому были сотворены. Бог обещает спасение только в рамках Церкви. Иоиль 2.32 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Гору Сион богословы однозначно отождествляют с Церковью, а остальные – это мы, язычники.
Люди не ходят в церковь по многим причинам. То погода плохая, то дел полно, то не нравится проповедник. Но особенно печально, когда человек не идет в церковь, потому что у него проблемы или беда. Тогда, наоборот, нужно быть в общении с людьми Божьими. Как-то в пятницу жена пастора пошла на УЗИ, чтобы проверить состояние не родившегося еще ребенка. Медсестра, взглянув на экран, как-то странно притихла и позвала врача. Тот подтвердил опасения помощницы – ребенок был мертв. На следующий день его извлекли из чрева матери. В воскресенье она уже чувствовала себя нормально телом, но в церковь ей идти никак не хотелось. Потом она рассказывала: «Но всё-таки я решила сходить. И когда звучали мои любимые псалмы, на меня вдруг прямо волной накатил мир Божий. Да, я была там, где нужно было быть. В тот день было Святое Причастие, и я полностью погрузилась в присутствие Бога». Общение с Богом и с Его детьми нас подымет и поддержит.
В вашингтонской церкви, которую посещал президент США, зазвонил телефон. Пастор поднял трубку. «В воскресенье президент будет?» - спросили его. Пастор ответил: «Не знаю. Но Бог точно будет, так что приходите, не прогадаете». Во времена Ветхого Завета Бог особым образом был связан с храмом. Соломон сказал, что даже самые высокие небеса («небеса небес») не могут вместить Бога и уж никак не храм, который он построил. Но он просил Бога, чтобы Бог призрел на храм Свой и чтобы, когда какой-то израильтянин молился бы «на месте сем», Бог услышал бы его молитву и ответил на нее (3Цар.8). Ветхозаветный храм из камня в эпоху Нового Завета уступил место храму из плоти – церкви, которая называется Телом Христовым (1Кор.3.16,17), и состоит из всех верующих. Бог гарантирует Свое присутствие везде, где собираются последователи Христовы. И когда мы идем в церковь, мы можем быть уверены, что там будет Бог. И с Господом мы встречаемся тогда, когда даем Духу Его что-то нам сказать через проповедь Слова Божьего, через слова утешения от братьев наших и через песнопение, льющегося из нашего сердца.
Библия советует христианам иметь живое общение с верующими. Это и участие в Вечере Господней, и служение другим своими духовными дарами, и изучение Слова Божьего, и просто общение, т.е. беседы друг с другом. Так что ходить в церковь – это по-библейски. Христос сознательно соединился с нами, приняв Телом Своим наказание за наши грехи. Так разве нам не следует сознательно соединиться с Телом Его, войти в общение с людьми Божьими? Боже, даруй нам мудрость понять всё это!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за Церковь Твою, которая составлена из верующих всех времен и народов. Просим, помоги нам осознать, что христианам никак нельзя отрываться от Церкви. Что общение с Богом наедине ни в коем случае не заменит общение с братьями и сестрами во Христе. И что если у христианина нет близких друзей в церкви, рано говорить о его духовной зрелости и стойкости. Только жизнь в Теле Христовом обеспечивает духовный рост. Порой нам не хочется шагать в ногу со всеми. Нам кажется, что мы будем ближе к Богу, если будем жить сами по себе. И не понимаем, что тогда мы упустим столько Божьих благословений. Помоги нам помнить, что Бог в премудрости Своей сводит нас друг с другом для нашего блага. Помоги хранить единство в церкви, служить Тебе разными дарами. Хоть мы друг на друга непохожи, но мы – одно в Тебе, и Ты – един с нами. Научай и направляй нас, чтобы мы были полезными членами Твоей Церкви. Да оживляет совесть нашу святость Твоя, да насыщает разум наш истина Твоя, да очищает наше воображение красота Твоя, да омывает сердце наше любовь Твоя и покоряет волю нашу промысел Твой. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.