ПРОПОВЕДИ
Теплые христиане
Откр.3.15-16 «Знаю твои дела: ты
ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был
холоден или горяч!
Но как ты тепл, а не
горяч и не холоден, то извергну тебя из
уст Моих»
Господь Иисус продиктовал апостолу Иоанну послания к семи церквам, находящимся в Малой Азии, в городах: Эфес, Смирна, Пергам, Фиатир, Сардис, Филадельфия и Лаодикия. Эти письма были, во-первых, личными посланиями Господа к каждой из этих церквей с четким определением их духовного состояния, их нужд и проблем. А также с конкретными предостережениями и советами, имеющими огромную важность для этих общин. Во-вторых, послания эти являются обращением Господа к христианским общинам всех времен. В-третьих, все эти семь посланий являются пророческим предвещанием исторического пути Церкви Иисуса Христа с момента ее возникновения до сегодняшних дней. Лаодикийская церковь, из послания к которому взят наш отрывок, является ярким отображением Церкви Господа последнего времени. Когда читаешь послание к этой церкви, складывается впечатление, что эта община была самой худшей из всех общин Малой Азии, к которым обращался Господь. Ее не за что было похвалить. Приходится только удивляться, насколько падшей и разлагающейся может быть община, называющая себя христианской.
Мы находим в нашем отрывке короткие, но строгие слова Господа: «знаю твои дела». Господь говорит, что знает их дела, т.е. именно ту жизнь, которая сокрыта от посторонних глаз. Читая послание дальше, мы сталкиваемся с пугающими своей бескомпромиссностью словами «ты ни холоден, ни горяч». И вслед за этим еще более потрясающее замечание: «О, если бы ты был холоден или горяч». Человеческий разум отказывается такое вместить. Неужели Богу больше нравятся холодные люди, чем теплые. Ведь характерная черта человека, живущего без Бога, с холодной душой: черствое, грубое сердце, жестокость, отсутствие милосердия не только к врагу, но и к любому, противящемуся его воле и т.д. Так почему же Господу холодные безбожники приемлемее, чем так называемые дети Божьи, которые являются теплыми? Давайте-ка, задумаемся над тем, что представляет из себя теплый христианин.
Теплое состояние является средним между холодным и горячим. Желая получить теплую воду, мы открываем кран с холодной и горячей водой, смешивая вместе ту и другую. Теплой может стать и горячая вода при медленном воздействии на нее холодной окружающей температуры. Так вот, теплое всегда является смесью горячего и холодного. После этого короткого образного описания скажем, как выглядит жизнь христианина с теплой душой. Это – смесь христианства и мира. Всякий верующий человек, который духовно не холоден и не горяч, приносит Господу только страдание. Если говорить образно, такой христианин вызывает у Него тошноту, и Господь мучается до тех пор, пока, в конце концов, не извергнет его из Себя вон. Являясь только теплым, ты, христианин, находишься на опасном пути. Теплый христианин является самым лучшим объектом для дьявола, и поэтому – самым худшим для любящего Бога. Мухи собираются на навозной куче, а дьявол там, где теплые христиане. Если вы желаете познакомиться с худыми мыслями и с «маленькими грешками», то идите к теплым христианам. Там вы найдете всё, что только возможно придумать. Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, пишет, что у них есть такие грехи, о которых не слышно даже у язычников. И это и в наши дни так. Можно было бы перечислить много таких «грешков», для которых у язычников не существует даже названия. Однако среди теплых христиан их можно найти. Итак, если Господь Иисус не обманывает, и Слово Божие не вводит нас в заблуждение, тогда горе тому из нас, кто является христианином, но по духовному состоянию своему не горяч. Горе душе, которая не горит для Христа. Приобретать для Господа новые души стало для него чем-то второстепенным. Нет побуждения к молитве, к чтению Слова Божьего. В то время как часами сидит перед телевизором или находится в Интернете. Порой они жалуются, что у них ничего не получается. Но ведь это и понятно. Как им может содействовать успех, если Бог не с ними. С теплой душой для нас не может быть неба, а только ад, который ожидает и таковых.
Мы, христиане, должны быть письмом Христовым. Очень жаль, что в наши дни мало людей, читающих Библию. Но нас, христиан, все читают. Ибо мы являемся письмом, которое, согласно Библии, может быть «узнаваемо и читаемо всеми человеками» (2Кор.3.2). Одна супружеская пара жаловалась пастору на своих соседей, что они не хотят ничего слышать об Евангелии. Через некоторое время они рассказали пастору о том, какие «ужасные» соседи живут над ними, этажом выше. Один раз те спустили микрофон своего магнитофона к окну спальни этих христиан и записали всё, что происходило там между мужем, женой и их ребенком. После чего преподнесли эту кассету в подарок вместе с наилучшими пожеланиями. Когда изумленные христиане, сгорая от любопытства, включили эту кассету, то услышали, как, находясь в своей спальне, они громко ссорились и спорили между собой. И как грубо и дерзко отвечал им их непослушный ребенок. Эти христиане с возмущением сказали пастору: «Видите, на что способны наши соседи!» Пастору стало понятно, почему эти соседи не хотят ничего знать об Евангелии. Несомненно, что эта семья была из теплых, номинальных христиан.
Пастор переехал жить в другой город. Первоначально, когда он приходил на собрания, ему приходилось прежде всего становиться миротворцем. Люди так сильно ссорились, что порой, казалось, готовы были вцепиться в волосы друг другу. Один имел что-то против другого, второй не мог простить первому. Видя всё это, он понял, что Бог не может быть среди них до тех пор, пока дети Божьи не приведут свою жизнь и свои отношения в порядок. Ведь Господу нужны каналы, и мы, дети Божьи, должны быть этими каналами. Как это ни ужасно, но часто сами христиане наносят делу Божьему больший вред, чем безбожники. Это – христиане, о которых в Библии сказано, что они не холодны и не горячи.
На Празднике Кущей Господь Иисус возгласил громким голосом: Ин.7.37 «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» Т.е. тот, кто не имеет этой жажды, кто сыт и доволен (как члены лаодикийской церкви), пусть остается в том, в чем находится. С таким верующим Господь ничего не может сделать. Такой является только бременем для Него. Тот же, кто действительно духовно голоден и жаждет, удовлетвориться не может ничем иным, как только истинным хлебом и истинной водой, которые он ищет до тех пор, пока не находит, чего бы это ему ни стоило.
Как часто, к сожалению, дети Божьи заняты чем-то таким, что является не только второстепенным и неважным, но еще и отвлекает и удаляет их от главного. Точно также, как и ученики Господа, которые были поглощены вопросом исчисления и определения времени и срока восстановления Израильского царства. Заметив это, Господь останавливает их, сказав: Деян.1.7 «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Мы, сегодняшние ученики, порой говорим и беспокоимся о чем угодно, в то время как труд для Царства Христа не совершается.
Хороший проповедник перед богослужебным собранием был серьезно предупрежден (в Германии) не затягивать своей проповеди более чем на полчаса. Он не мог понять причину этого и спросил: «Скажите, что случилось? Почему люди так торопятся домой? Или что-то должно быть еще после собрания?» В ответ он услышал: «Нет, ничего не будет. Просто люди спешат. Ведь у каждого есть свои дела». Какие дела могут быть у христианина в день Господень? Что и говорить, если наша жизнь, сердце и мысли не вполне отданы Господу, то у нас нет времени посвятить воскресный день Господу, зато находится время на многое другое, не имеющего отношения к вечности. Так приходит духовное теплое состояние. Христианство, разумеется, сохраняется, только к нему добавляется что-то от мира. Совершенно незаметно, постепенно, примешивается то одно, то другое. И народ Божий, христианские общины и, увы, некоторые даже из руководителей сделаются теплыми.
Духовное теплое состояние была опасностью для верующих всех времен. Еще Моисей упрекал израильский народ за их половинчатость и раздвоенность в служении Богу. Позднее пророк Илия на горе Кармил этому же народу говорил: 3Цар.18.21 «долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». А кто является нашим Богом? Если Господь, давайте служить Ему горячим сердцем. А если мир, тогда служите ему, и во имя его принимайте крещение. Как долго еще нам хромать на оба колена! Разве не знаете, что в служении Господу золотой середины не бывает? Слово Божие ее исключает, говоря совершенно ясно: Иак.4.4 «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Если уж служить, то служить от всего сердца Богу или миру. Есть нечто, что Бог не может переносить – именно такое половинчатое, раздвоенное, теплое христианство.
Первый миссионер (Сети Стеб), приехавший из Англии в Центральную Африку, потерял половину приехавших вместе с ним сотрудников после того, как сказал, что чернокожие язычники, уверовав, должны жить согласно Слову Божьему. Некоторые из его сотрудников возмущенно возражали ему: «Брат! Как можно ожидать, чтобы эти людоеды, эти безграмотные дикари жили согласно Библии. Для них довольно и того, если они, приняв Христа, оставят свое язычество и поклонение духам». Миссионер, сердце которого горело для Господа, ответил: «В Царство Небесное есть только один путь, указанный Библией. Другого пути не существует. У Бога нет различных ступеней. Христианином является лишь тот, кто духовно горяч». Преткнувшись на этих словах, половина приехавших работать вместе с ним решили оставить его и уехать назад в Англию. Когда эти теплые христиане покинули то место, там началось великое духовное пробуждение. Теплое христианство было, есть и всегда остается большим препятствием для дела Божьего.
Это ужасно, когда мы молимся, поем и свидетельствуем, имея при этом теплое сердце. Что может быть страшнее как то, что христианин годами и десятилетиями ходит на собрания без огня в сердце. И потому, как сказано, напрасно топчет дворы Господни (Ис.1.12). Есть и такие верующие, которые, пытаясь оправдать свое духовно теплое состояние, говорят: «Я не фанатик. К чему такие крайности. Совесть меня не осуждает, значит всё хорошо. Я не стараюсь лезть вперед, скромен, являю любовь своим ближним. Так что благодарю Бога за то, что имею». Да, мы можем говорить что угодно, подыскивая для себя оправдания, только Бог их не слушает. И уже сегодня выносит тебе приговор: «Извергну тебя из уст Моих».
Согласно дошедшим до нас древним историческим документам Лаодикийская церковь отвергла послания Божьего, как неверное. Эти люди ожесточили свои сердца против того, что могла бы послужить им к спасению. (Развалины города находятся около турецкой деревни Есхи Гиссар). Готовы ли мы принять это строгое предостережение Божье? Если да, тогда должны сделать то, что Господь предлагает: купить у Него золото и белую одежду праведности. И помазать глазной мазью глаза наши, чтобы видеть. Да дарует Господь, чтобы среди нас не нашлось ни одного, кто подобно лаодикийцам ожесточил бы свое сердце.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за сегодняшнее наставление. Просим, дай нам быть верными Тебе и не быть привязанными своим сердцем к миру. Не жить и поступать из принципа сохранения расположения мира. Сохрани нас от мирского образа жизни, любви к славе и удовольствиям, к ссорам, вражде. Дай нам благодать, чтобы мы жили и поступали не так, как большинство людей этого мира. Помоги нам творить добро всем окружающим в соответствии с нашими возможностями. Научи нас быть Твоим светом, чтобы благословить других. Чтобы мы были щедрыми, участвовали в нуждах других и утешали их. Исцеляй и направляй наш дух. Укрепи нас делать в этой жизни всё ради Христа, как бы ни была для нас та жизнь трудна. Помоги нам шаг за шагом искоренять из своей души несвятость, чтобы мы день за днем приближались к Тебе всё ближе и ближе. Дай нам, чтобы каждый мог в нас заметить свет святости и милости Твоей. Не дай нам быть теплыми, равнодушными христианами. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.