ПРОПОВЕДИ
Покаяние
Деян.11.18
«Выслушавши это, они успокоились и
прославили Бога,
говоря: видно, и язычникам
дал Бог покаяние в жизнь».
Покаяние – это не минутный плач под наплывом чувств, как понимают некоторые, а сознательное, решительное отвращение от греха, направленное на примирение с Богом и своими ближними. На которое должно быть затрачено столько времени и сил, а иногда и средств, сколько необходимо для того, чтобы загладить грех. Истинного покаяния не может быть там, где нет глубокого внутреннего сознания своей вины и оставления греха.
Нет человека, который бы не согрешил. Большинство людей грешат много раз. И чем сознательнее и внимательнее относится человек к своей жизни, тем больше он находит в себе недостатка, тем чаще несется к Господу его молитва покаяния. Большинство верующих помнит историю грехопадения апостола Петра. Но в его жизни есть факт еще более великий, чем его грех – это его раскаяние. Все люди заодно с Петром в его грехах, но не все разделяют его покаяние. Которое является великим уроком для тех, кто, подобно ему, осознал, что согрешил.
Покаяние даруется Богом. Вспомним Деян.11.18 «Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Сопровождавшие ап. Петра братья-христиане были из иудеев. Несмотря на то, что они симпатии к язычникам не испытывали, услышав отчет Петра, перестают осуждать его. И, более того, их осуждение сменяется славословием: они отверзают уста для восхваления Бога за Его деяние, совершенное при помощи Петра и через Петра. Удалив все препятствия на пути Своих служителей к язычникам, Бог также даровал им средство и благодать покаяния. Ибо Он послал Своего Святого Духа, Который всюду, куда ни является, вначале обличает, дает видение греха и сожаление по его поводу, а затем дает видение Христа и радость в Нем. Т.о., спасительное упование основывается только на милосердии Божьем. Гордившиеся достоинствами своего еврейства начинают понимать, что Бог посрамил их тщеславие, уравняв их и язычников. Так исполнилось пророчество: Соф.3.11 «и не будешь более превозноситься на святой горе Моей». Фразу «дал Бог покаяние в жизнь» надо понимать в широком смысле. Т.е. Бог дал язычникам возможность покаяться, позволив проповедовать им Евангелие. И Духом Своим Он обрезал их сердца, и из каменных сделал сердца плотяные. Ибо собственное дело Божье – обновлять и возрождать человека, чтобы он стал новым творением.
Существует два рода сокрушения о грехе, различающиеся по происхождению, по духовной ценности и по влиянию на нашу жизнь. Обычное покаяние состоит в том, что человек, поступивший дурно, сожалеет об этом. Нам кажется, что сожаление служит своего рода гарантией, что мы не совершим в другой раз такого же поступка. Мы стараемся видеть в этом доказательства того, что мы не так уж плохи, поскольку восстаем против греха. В этом чувстве сожаления и стыда мы видим заглаживающее обстоятельство, некоторое искупление сделанного зла. Такое сокрушение известно всем борющимся с грехом. Люди жаждут этого чувства, потому что оно дает облегчение сокрушенному сердцу. Но тем и ужасна эта истина, что в подобном состоянии души нет ничего от веры и нет истинного покаяния. Может быть, нет даже и намека на раскаяние. Для большинства людей это ощущение стыда и сожаления и есть всё, что они чувствуют. Но это состояние вовсе не настоящее сокрушение о грехе. Это только задетое самолюбие. Это огорчение при мысли, что мы оказались слишком слабыми перед грехом. Мы считали себя сильными, но когда пришло испытание, то с огорчением увидели себя побежденными. Вот это-то огорчение мы ошибочно принимаем за покаяние. Но это покаяние не дар божественной благодати. Это просто оскорбленная гордость, печаль, что мы не поступили лучше, что мы оказались вовсе не такими хорошими, какими нас считали наши ближние, да и мы сами. Часто это уныние не что иное, как только раздражение и досада на самого себя за то, что, несмотря на все решения и попытки переделать себя, мы снова сошли с прямого пути.
Сравним это покаяние с молитвой покаяния мытаря в храме из притчи Господа о мытаре и фарисее. В нем не было досады. Удрученный своей виной перед Богом, этот мытарь мало думал о потерянном самоуважении. Он не испытывал никакого стыда признать себя грешником. Разница между покаянием мытаря и вышеописанным сокрушением о грехе – это разница между человеческим и божественным (духовным) покаянием. В случае человеческого покаяния задетое самолюбие заменяет собой подлинное переживание покаяния и обращает покаяние в недостойную службу гордости. При духовном покаянии Господь приходит на помощь человеку. Он направляет его к покаянию, и Он же дает ему прощение.
Как-то известный политик сидел в кафе. Вдруг мимо его столика прошла женщина и так грубо толкнула его в спину, что он пролил кофе на костюм. Затем дама широким жестом забросила на плечо свое боа, пройдясь им по лицу знаменитости, и сказала: «Извините». Политик посмотрел ей прямо в глаза и твердым голосом произнес: «Мадам, нужно не извиняться, а изменяться». Богу нужны не просто извинения за совершаемые наши грехи. Ему нужны изменения – изменения в наших взглядах и поведении. В Библии это называется печалью ради Бога, которая производит покаяние. Апостол Павел вносит христианский элемент в человеческую скорбь. Читаем из 2Кор.7.10 «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть». Печаль ради Бога апостол противопоставляет печали мирской. Рассмотрим сначала, в чем разница между мирской радостью и радостью ради Бога. Радость мирская – это когда люди без страха Господня веселятся о чем-то пустом, т.е. о настоящем мире. Опьяненные преходящей радостью, они видят одно только земное. Радость же ради Бога – это когда люди всё свое счастье полагают в Боге, обретая покой в Его милости. И при этом демонстрируют презрение к мирским ценностям. Пользуясь земным благополучием так, словно не пользуются им вообще, сохраняя духовный покой во всех тяготах и невзгодах. А печаль мирская – когда отчаиваются и плачут из-за земных скорбей. Печаль ради Бога – это та, которая взирает на Бога и считает единственным несчастьем отпасть от Его благодати. Это когда люди, пораженные страхом суда, оплакивают свои грехи. Эту печаль Павел и делает причиной и началом покаяния. Ведь если грешник не станет себе неприятен, не возненавидит свою жизнь, не будет искренне скорбеть о своем грехе, он никогда не обратится к Господу. И наоборот, подобная грусть неизбежно обновит душу грешника. Значит, истинное покаяние начинается со скорби. Никто не может вернуться на правильный путь, если прежде не возненавидит грех. Там же, где есть ненависть к греху, также присутствует отвращение к себе самому.
Далее мы переходим к описанию чувствительности кающейся человеческой души. Господь, обратившись, посмотрел на Петра. Нет в мире ничего более чувствительней, чем человеческая душа, когда она пробуждена божественным прикосновением. Мы, верующие, стараемся подействовать на не принявшего Спасителя Иисуса Христа суровыми словами, чтобы пробудить его к жизни. Не понимая, что душа слишком тонка и нежна, чтобы на нее могли подействовать такие слова. Господь Иисус не употребил ни грома, ни молнии, чтобы заставить апостола Петра покаяться. Он только обернулся и посмотрел. Один взгляд – и этого было достаточно. Молния не могла бы пронзить так сердце Петра, как пронзил его этот взгляд, от которого растаяла его душа. Мы иногда удивляемся, что Господь, столь грозный в Своем величии, употребляет так мало принуждения по отношению к нам, таким ничтожным существам. Но это Его путь. Господь редко принуждает, заставляет нас. Он направляет, руководит, не забывает, что мы прах. Нам кажется, что было бы лучше, если бы Господь употреблял силу, что тогда бы мы скорее исполняли Его волю. Но Господь требует от нас не рабского труда, но труда свободного. Грубостью и жестокостью никогда нельзя покорить человеческую душу. Господь Иисус не приказал апостолу Петру покаяться, не угрожал ему наказанием. Один единственный взгляд подействовал на него сильнее, чем слова, звучащие в течение всей его жизни. Пусть каждый христианин, пытающийся употребить свои силы для созидания Царства Христа, изучит способы, какими пользовался Он.
Из рассказа о покаянии Петра мы узнаем, что он горько заплакал. На самом деле, он должен был горько заплакать. И если мы не проливаем таких же горьких слез в нашей христианской жизни, то не потому, что наш грех меньше, чем грех Петра, а потому, что у нас меньше благодати, чем у него. Напрасно стараемся мы утешить себя мыслью, что наш грех ничтожен по сравнению с его грехом. На земле существуют тяжкие грехи, но нет ничего соответствующего понятию «малый грех». Всякий когда-либо совершенный грех требует горького раскаяния. Пусть человек подумает спокойно над своей жизнью. Пусть вспомнит, как поступал с ним Господь с той минуты, когда он впервые произнес имя Его. Пусть затем подумает о том, как он оказался способным грешить. И когда он вызовет картины прошлого и забытые грехи один за другим вереницей восстанут в его мыслях, разве не пробудится тогда в его сердце сильное волнение, которое найдет выход в слезах? Да, вера без душевного волнения, без эмоций – это вера без размышлений. И наоборот, человек, серьезно размышляющий о своих поступках, всегда испытывает искреннего сердечного волнения, горького сожаления о соделанном. Только надо следить за тем, чтобы внутреннее волнение устремилось по настоящему руслу. Чтобы перешло в действие, а не в восторженную чувствительность. Чтобы не осталось только нервным возбуждением или эгоистическим страхом. Без сомнения, слезы Петра были благотворными для него. Благодаря горечи этой покаянной ночи появились сладости, успехи в его дальнейшей духовной жизни.
Покаянию содействует одиночество. Петр вышел, как только Господь обернулся и посмотрел на него. И не было, вероятно, в ту ночь ни одного человека в Божьем мире более одинокого, чем Петр со своим грехом. Людям известны два рода одиночества: одиночество пространства и одиночество духа. Рыбак в своем челноке среди безбрежного моря испытывает одиночество пространства. Но это одиночество физическое. Образы людей, дорогих его сердцу, тут же с ним в челноке. Мысли его полны ими. Но апостол Петр испытывал одиночество духа. Огромное расстояние отделяло изменившего Господу ученика от всех остальных учеников Господа и заставило его плакать в одиночестве. Когда Господь желает говорить с человеком, Он желает говорить наедине. И поэтому Он возбуждает в сердце Своего ученика стремление к уединению, к молитве за закрытой дверью.
Нам, верующим кажется, что время смягчает остроту греха и уничтожает его горечь. Мы откладываем покаяние, пока, по нашему мнению, острота тягостного воспоминания о грехе не ослабла. Как будто время может сделать поступок грешника менее гнусным. На самом деле время не уменьшает греха. Напрасно люди стараются дождаться минимума его, чтобы тогда избавиться от него покаянием. Наилучшее время для покаяния – именно то время, когда мы согрешили. Петр раскаялся тотчас, именно тогда, когда согрешил.
Господь! Даруй нам Твоей мудрости, чтобы мы могли извлечь уроки из раскаяния апостола Петра!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Твое Слово Ты говоришь нам: «вспомни, откуда ты ниспал и покайся, и твори прежние дела» (Откр.2.5). Ибо этот совет, если его выполнить, не даст нам падать дальше и избавит от многих неприятностей каждого из нас в отдельности и наши церкви в целом. Как легко незаметно нам сбиться с пути и свалить всё на жизнь, на заботы, дела. Просим, помоги нам не уйти, не сойти, дай, чтобы вера наша росла и чтобы к Тебе она вела. Дай нам сиять как светилам в мире. Храни нас от греха, который угашает Твой Дух Святой. Разгони тучи соблазна, уничтожь всё, что нам мешает быть Твоими детьми. Боже! Ты позволяешь нам делать то, чего Ты нам не повелел бы делать. Ты оставляешь выбор за нами. И последствия этого выбора не замедлят сказаться. В таких случаях помоги нам вернуться к Тебе в духе смирения и покорности. Помоги нам не бояться унизиться, оставшись без сил. Силой Своей измени наше сердце. Наполни Собой сердце, которому больно. Помоги нам в том, чтобы, каясь, мы не только признали свои ошибки, но и оставили их, расчищая путь в свою душу для Божьей великой силы, которая может изменить любого. Отец, прости нас за то, что мы от Тебя убегаем. Сегодня же верни нас к Себе. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.