ПРОПОВЕДИ
Сердцем веруют к праведности …
Рим.10.10
«Потому что сердцем веруют к праведности,
а устами исповедуют к спасению»
Этот стих может помочь нам в уразумении оправдания по вере. Он показывает, откуда исходит наша праведность, когда мы принимаем предложенную нам в Евангелии благость Божью. Итак, мы от того становимся праведными, что веруем: Бог умилостивился к нам во Христе – даровал нам веру. Однако обратим внимание на то, что не в голове, а в сердце находится седалище веры. Сердце здесь означает серьезное и искреннее чувствование. Т.о., в данном случае вера – это твердое и действенное упование, а не просто голое знание. Библия ясно учит нас тому, что мы не принесем в нашей жизни никакого плода, если не начнем на практике жить тем, во что верим. Можно круглые сутки читать Библию, молиться ночи напролет, не пропускать ни одного собрания в церкви, но если у нас не будет самого главного – веры, ни о каком духовном росте говорить не придется.
Нам известна формула воды – Н2О. Если просто смешать водород с кислородом, никакой реакции не начнется и воды не получится. А если добавить немного платины, всё произойдет очень быстро. Начнется химическая реакция. Из этого можно извлечь и духовный смысл. Для того чтобы получилась вода, нужен катализатор – платина. Для того чтобы возрастать в отношениях с Господом, в нашем сердце тоже должен быть катализатор – вера. Мы должны всем сердцем полагаться на мудрость и истинность Слова Божьего и верить, что Бог может сделать то, что обещал, и обязательно сделает. Когда мы делаем шаг веры, то видим, как Бог изменяет нашу жизнь на глазах – начинается духовная реакция.
Существует праведность оправдания и праведность освящения. И та, и другая достигается верой. Вера является условием нашего оправдания, и она же является корнем и источником нашего освящения. С нее оно начинается и посредством ее осуществляется.
Может показаться странным, что апостол Павел приписывает здесь (Рим.10.10) вере лишь часть нашего спасения: сердцем веруют к праведности. Как будто вера производит только праведность, и всё. До этого в этом же послании он утверждал несколько раз, что спасаемся мы одной лишь верой. Во-вторых, из этого не следует делать вывод, что исповедание является причиной нашего спасения. Апостол лишь хотел сказать, каким образом Бог совершает наше спасение. Именно таким образом, что веру, вложенную Им в наши сердца, Он заставляет проявляться в исповедании. Апостол просто хотел показать, какова истинная вера, от которой происходит плод, чтобы кто не поместил на ее место пустое название веры. Очевидно, что оправданный человек уже достигает спасения. Значит, сердцем веруют к спасению не меньше, чем исповедуют устами. Ибо никто не может веровать сердцем, чтобы не исповедовать это устами. Под исповеданием устами подразумевается исповедание веры перед Богом в виде молитвы и прославления. А также исповедание ее перед людьми путем признания путей Божьих, предпочтения их другим путям, особенно когда мы призываемся к этому в дни гонений. Итак, мы должны предоставить, посвятить Богу свои души и тела: души – веруя сердцем, а тела – исповедуя устами. Поступай так, и будешь жить.
Вот семьдесят учеников Христа. Они прошли школу у ног Господа Иисуса. Были свидетелями многих Его чудес и знамений. Но, возвратившись к Господу после первого евангелизационного поручения, они показали, как неверно восприняли Его учение. Они увлеченно рассказывали: Лк.10.17 «Господи! И бесы повинуются нам об имени Твоем». Господь, увидев их радующимися не тому, чему должно, понял, что Царство Небесное, которое Он им открыл, осталось для них пока далеким и непонятным. Спасение, которое Он им подарил, было для них делом рядовым, второстепенным. Поэтому Господь остановил их восторг: Лк.10.20 «Однако ж, тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
Для того чтобы наше исповедание дало хороший результат, мы нуждаемся в силе Божьей. А Бог, Святой Дух, помогать будет только праведным. В наши дни христианство в большей части находится в отступлении. Истинных христиан очень мало. Многие христиане разучились держать в сердце Слово Божье, не знают, что значит ходить под водительством Святого Духа. И в итоге стали людьми душевными, не имеющими духа (Иуды 19 стих). Вот почему прежде, чем идти и исповедовать устами имя Господа Иисуса к спасению других, важно самому получить силу Духа Святого и распять свою плоть со страстями и похотями. Гал.5.24 «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».
Кто верит, что Бог есть, тот должен исполнять все Его повеления, касающиеся как личной жизни, так и дела созидания Церкви, в том числе и благовестия. При этом надо помнить, что на праведных почиет сила Духа Святого, и только праведный способен верно совершать порученное ему Богом дело. Только праведные, в устах которых нет лукавства, следуют за Агнцем, куда бы Он их ни повел (Откр.14.4-5). А Господь может повести нас и через большие трудности. Это могут быть узы, искушения, трудные времена. Для того чтобы Господь послал нас благовествовать, мы должны подавить в себе свое собственное «я» и заменить его Им. И надо, чтобы Господь наполнил нас Своим присутствием. С живой верой и в праведности духа идите и зовите людей к спасению. Живущий в грехе, не отрешившийся от своего «я», не может успешно благовествовать. Как не мог жить в обществе народа Израиля больной проказой. По закону Моисееву он не только не должен был приглашать к себе людей, но ему вообще запрещено было иметь какие-либо контакты со здоровыми людьми. Если прокаженный был голоден, то и тогда он должен был выставить на определенное расстояние свой котелок. Не контактируя с ним, ему клали пищу. И только после этого он мог взять ее, чтобы не заразить никого. А если кто по незнанию приближался к больному, то он обязан был кричать: «Нечист! Нечист!» (Лев.13.45-46).
Некоторые христиане придерживаются правила: 1Фес.5.21 «Всё испытывайте, хорошего держитесь». А для этого и в компании немного выпьют, и закурят, и телевизор посмотрят и т.д., т.е. всё испытывают. Здесь яркий пример того, что нельзя выдергивать отрывок из контекста. Ведь апостол призывает испытать не греховные удовольствия жизни. Здесь речь идет об испытании лжеучений, лжепророков (ст.20 «Пророчества не уничижайте»). Ибо дерзкие люди и мошенники в делах религии часто выдают свои бредни за пророчества. По этой причине пророчество могло бы стать подозрительным или порицаемым. И в наши дни некоторые проповедники свои никчемные измышления выдают за внушения Духа Святого. Итак, апостол Павел велит фессалоникийцам всё испытывать. Этим он хочет сказать следующее: хоть и не все говорят точно и по правилу, прежде чем осуждать или отвергать учение, надо о нем рассудить. Здесь возможны две ошибки: Одни повсеместно отвергают любое учение, потому что, либо сами были однажды обмануты ложной ссылкой на Бога, либо знают, что подобным образом обманывают многих. Другие же по глупой доверчивости без разбора принимают всё, высказанное от имени Бога. И то, и другое – порочно. Ибо первые, исполнившись горделивым предубеждением, закрывают себе путь к преуспеванию. Вторые же необдуманно открывают себя для всех заблуждений.
Молодому пастору казалось, что у него есть «серьезный недостаток». Т.к. он уверовал, когда ему было всего семь лет, он не имел возможности завоевывать внимание слушателей рассказами о своем «ужасном греховном прошлом». И в неразумии своем этот парень хотел было просить у Бога разрешение немножко погрешить, чтобы потом было о чем проповедовать. Но в глубине сердца он знал, что Бог на такие просьбы не отвечает. И тогда ему пришлось принять другое решение – проповедовать то, что есть, без всяких ужасов. Позднее этот пастор писал: «Теперь я понимаю, какое сильное у меня свидетельство. Бог в силах не только избавить от греха, но и вообще удержать от него».
Мы возвращаемся к истине «сердцем веруют к праведности». Из этих слов следует, что дом Господень должен быть чист и свят. Христиане, члены церкви должны быть праведны, смиренны. Поэтому не бойтесь освящения, не страшитесь чистосердечного признания, не смущайтесь слез покаяния, не медлите освобождаться от всего греховного, плотского. Ибо Бог не будет действовать в угоду нашей плоти, не будет содействовать греху. Если исповедуем в гордыне, если движимы плотскими, корыстными интересами, заботой о материальном благополучии – Господь отвернется от нас и оставит нас. Гордые христиане в лице Бога встретят самого страшного, самого сильного противника. 1Пет.5.5 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Бог сотрудничает со смиренными, с послушными и покорными, с праведными и верными Его заповедям.
В Афинах сразу после футбольного матча погиб двадцать один человек и более пятидесяти было ранено. Трагедия произошла, когда возбужденная толпа болельщиков бурно праздновала победу своей команды. Многие ринулись к одному выходу, но не знали, что этот выход закрыт. Толпа напирала, и те, кто был впереди, оказались раздавленными. Болельщики праздновали победу столь шумно, что было невозможно услышать стоны пострадавших. Подобные бессмысленные действия происходят не только на футбольных полях. Гораздо тише, но еще трагичнее, они происходят вокруг нас ежедневно. Нас не затягивает водоворот орущей толпы, но мы даже не замечаем, что люди уходят в вечность без Христа. Часто мы настолько поглощены собственными проблемами, что не слышим голоса тех, чья жизнь подходит к концу. И мы своей нелюбовью и безразличием просто давим. Давайте поразмыслим над словами апостола Павла: Титу 2.11-12 «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Итак, мы должны своей жизнью свидетельствовать о нашем Спасителе.
Мы знаем следующую истину: при всем нашем усердии в исповедании, при любых физических и материальных затратах только один Господь Иисус дает спасение грешнику. Именно Господь прилагает спасаемых к Церкви. Мы только говорим, что есть еще место в Царстве Божьем. Мы только призываем принять Христа. А Он один имеет власть прощать грехи и спасать кающихся грешников или оставлять душу навсегда. И только под водительством Святого Духа нужно совершать даже самое малое служение в доме Божьем. Каждому особо Дух Святой открывает истину, по мере его смирения и повиновения. Если сердце христианина нечисто, неправедно, то истина Господня не откроется таким душам как должно.
Записана история о старом деревенском враче, который внимательно обследовал больного, почесал затылок и спросил: «А раньше с вами такое бывало?» Когда больной ответил, что бывало, врач нахмурил брови и сказал: «Ну, значит, это опять то же самое». Очень неприятно, когда врач не можешь понять, в чем суть болезни, проблемы. И, наоборот, насколько становится легче, когда вас обследует опытный специалист, который может четко сказать: «Вот что с вами такое, и вот что поможет». Господь Иисус всегда ставил и ставит правильный диагноз каждому, кто обращался и обращается к Нему за помощью. От чего бы и как бы мы ни страдали, Он предлагает нам искать Его, поверить Его диагнозу, пройти Его курс лечения и отдаться Его мудрости и любви.
Будем помнить: там, где христиане прежде веруют к праведности, там они способны устами исповедовать к спасению. Покорившись Богу, станем и в дальнейшем воинствовать и пленять в послушание Христу новые души, сердцем веруя к праведности, устами исповедовать имя Его к спасению. Да благословит нас в этом Господь!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам жить по Слову Твоему. И чтобы воля Твоя была для нас дороже всего. Ибо Ты в Слове Своем обещаешь изменить нашу жизнь, если мы доверимся Тебе. Просим, зажги Ты в нас Свое пламя, дай во тьме этого мира не утихать, не молчать, не сникать, а Твое пламя в других возжигать. Помоги нам обрести умение распространять благую весть. Помоги нам не только молиться, чтобы грешники пришли к Христу, но и самим идти к грешникам. Духом Своим помоги нам открыто исповедовать Христа и быть на стороне страдающих за открытое свидетельство о Нем. А если мы оказались в такой ситуации, когда можем что-то сказать только делами, а не словами, помоги делать такие дела, которые громко и ясно будут говорить о Христе. Покорившись Тебе, да станем и в дальнейшем приводить в послушание Христу новые души, сердцем веруя к праведности, устами исповедовать имя Его к спасению. Благослови нас в этом, Боже! Мы просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.