ПРОПОВЕДИ
Благодать и ее действие
Рим.3.23,24 «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»
Слово «благодать» имеет массу нюансов и коннотаций, перечислять которые здесь едва ли необходимо. Поэтому в нашей проповеди мы будем рассматривать его основное значение. Благодать – это незаслуженный дар, ниспосылаемый человеку Богом. При обсуждении этого вопроса важно различать общую и особенную благодать, если мы хотим составить правильное представление об отношении между божественной благодатью и положением человека. Общая благодать называется так, поскольку это – дар, общий для всего человечества. Бог, Творец, оказывает поддержку тому, что Им создано. Это и природа и человеческое общество. А посредством особенной благодати Бог избавляет, освящает и прославляет Свой народ.
По действию особенной благодати Божьей совершается не только обращение человека к Христу, но весь ход его служения и странствования на земле. Исходя из аспектов ее действия, в теологии различают предваряющую, действенную, непреодолимую и достаточную благодать. Предваряющая благодать – самая первая. Она предваряет всякое человеческое желание и решение. Действие Божье по отношению к нуждающимся в помощи грешникам первично. Если бы не предварение или первичность божественной благодати, все люди были бы обречены погибели. Действенная благодать действенна в силу того, что она – от Бога. Это означает, что у Бога намерение и осуществление непременно достигают цели. Непреодолимую благодать невозможно отвергнуть. Представление о непреодолимости особенной благодати тесно связано с тем, что мы уже говорили о действенной благодати. Достаточная благодать достаточна для спасения верующего здесь, сейчас и во веки веков. Тех, кто приближается к Богу через Христа, Он спасает полностью и совершенно.
Часто обсуждается вопрос: чем отличается христианство от других религий? Некоторые считают, что оно уникально в том, что, согласно ему, Бог стал человеком. Но подобное отмечается и в других верованиях. И в воскресение верят и не христиане. На самом деле вся разница в благодати. Самая суть Евангелия состоит в той истине, что Бог принял нас, не поставив никаких иных условий, по вере в то, что Его Сын во плоти искупил нас Своей жертвой. Еф.2.8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился». Благодать – значит всё ни за что тем, кто ничего не заслуживает. Для чего же тогда, спрашивается, добрые дела? В следующем стихе апостол Павел говорит, что верующие « созданы во Христе Иисусе на добрые дела (а не добрыми делами), которые Бог предназначил нам исполнять» (стих 10). Если наша точка зрения иная, значит, мы пытаемся проторить свою дорожку на небеса, что, по Библии, невозможно (Рим.3.23-28). Какое же к этому имеет отношение благодать? Один старец сказал перед своей кончиной так: «Вот я уже сложил все мои добрые дела, и все плохие дела, и всё это выбросил. А теперь я готов идти на небеса только по благодати». Единственное прочное основание, как для жизни, так и для смерти – это Божий дар благодати. Это не дешевая благодать, ибо за нее умер наш Спаситель.
Апостол Петр пишет о «многоразличной благодати Божьей» (1Петр.4.10). Его благодать – это не только прощение и милость Божья, но и сила для того, чтобы нам жить так, как от нас этого хочет Он. И если мы этот дар приняли, если мы его пустили в дело, без последствий это не останется. И нам будут благословения, и другим. Но, прежде всего, будет прославлено имя и благость Подателя всех благ. Петр призывал читателей своего послания разумно пользоваться Божьей благодатью: бодрствовать в молитвах, иметь усердную любовь, быть гостеприимными и служить словом (1Пет.4.7-11).
Пастор одной из канадских церквей сравнил Божью благодать с секретаршей, которая напоминает ему, чтобы он относился к другим людям так, как Бог относится к нему. Он пишет: «Благодать – моя секретарша, но она мне никогда не дает сделать то, что было намечено. Она подсылает ко мне в кабинет самых странных людей, которые меня только отрывают от дел. Она мне подбрасывает телефонные звонки, которые мне совсем не нужны, а уж в этот момент так точно. Неужели Благодать не знает, что у меня дела? Иногда мне хочется, чтобы она немного отдохнула. Но благодать умеет исправить мои ошибки и превращать мой офис в святилище. Благодать может найти доброе во всем, даже в неудачах». Бог нам говорит, что не нужно к другим относиться свысока, а нужно ставить всех выше себя, потому что Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5.5). Когда «Бог всякой благодати» (1Пет.5.10) управляет нашей жизнью, Он может досадные помехи превратить в благословенные возможности, ошибки – в успехи, гордыню – в смирение, а страдание – в силу. Уж такой у нас замечательный Бог.
Бог помогает беспомощным. Господь Иисус не отказывался помогать тем, кто никак не мог помочь сам себе. Он даровал прощение и сострадание тем, кто исповедовал грех свой. Он не отвращался от тех, у кого не было сил изменить себя. Более того, Его как раз больше всего огорчали те, кто считал, что ему ничья помощь не нужна. Божьи мысли выше мыслей наших (Ис.55.9). Бог сморит на всё не так, как смотрим мы. Мы видим свои сильные стороны – как мы сами умеем справляться с трудностями. Бог нам показывает слабости наши, уча полагаться на Его силу. Мы гордимся своими успехами и начинаем думать, что нам Божья помощь не нужна. Бог попускает нам ошибаться, чтобы научить нас великой истине: всё доброе мы творим по благодати Его.
Важно помнить о том, что действие божественной благодати – глубокая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания. Мы для Бога не марионетки, у которых нет ни разума, ни воли. Человеческое достоинство личностей, ответственных перед Богом, Он никогда не попирает и не презирает. Да и может ли быть иначе, если этим достоинством наделил нас Сам Бог? Благая весть о божественной благодати свободно провозглашается по всему миру. Те, кто отворачиваются от нее, поступают так по собственному выбору и сами осуждают себя. Те же, кто с благодарностью принимают ее, полностью сознают свою личную ответственность, но при этом воздают славу только Богу. Ибо своим искуплением они всецело обязаны благодати Божьей, а не самим себе.
Помогая нам, Господь восполняет недостающее, в чем мы имеем нужду. Ошибочно утверждать, что немощная человеческая воля лишь укрепляется Богом, чтобы она добродетельно стремилась избрать благое. Ибо сказано, что требуется полностью переделать ее и обновить. Иез.36.26-27 «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих». Итак, из нашего сердца невозможно извлечь ничего хорошего, если Бог не сотворит нам другое. Поэтому не будем делить между Ним и нами ту хвалу, которая принадлежит Ему одному. Бл. Августин пишет: «Когда Господь учит не буквой Закона, а милостью Своего Духа, Он учит не только тому, чтобы каждый видел, чему ему следует научиться, но и чтобы он собственным хотением жаждал этого, а своими делами этого добивался». В Библии сказано не о том, что нам будто бы предлагается дар добрых желаний, и мы либо принимаем его, либо нет. Там сказано о том, что Бог Сам творит и формирует в нас такое желание. Это означает, что Бог Своим Духом воздвигает, направляет, умеряет наше сердце и царит в нем. Доброта Бога обращена ко всем, кто ее ищет, без единого исключения. Но дело в том, что никто не начинает искать ее прежде, чем будет вдохновлен с небес. Разумеется, эта привилегия принадлежит только избранным, рожденным от Духа Божьего, которыми он руководит и управляет. Поэтому бл. Августин смеется над людьми, которые хвалятся, что отчасти по собственной воле стремятся к добру. И порицает тех, кто думает, что милость раздается всем направо и налево. Тогда как на самом деле она есть свидетельство избранности у Бога. В своей книге «Порицание и благодать» бл. Августин учит, что, во-первых, человеческая воля обретает милость не благодаря своей свободе, а получает свободу милостью Бога. Во-вторых, через эту милость она становится предрасположенной к добру, чтобы любить его и в нем упражняться. В-третьих, она обретает непобедимую силу, чтобы противостоять злу. В-четвертых, воля, направляемая милостью Бога, ни в чем не имеет недостатка; лишенная ее, она немедленно претыкается. Он подчеркивает, что и приведение воли человека к добру, и постоянство в нем – всё это дается единственно по воле Бога, а отнюдь не по заслугам человека.
Мы знаем, что когда у Бога чего-то в молитве просим, Он может ответить «да», «нет» и «подожди». И что даже отрицательный ответ на молитву – это тоже ответ, хотя и не тот, которого мы ожидаем. Вспомним ответ Господа на молитву апостола Павла. 2Кор.12.9 «Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»». Уж точно не такого ответа ожидал апостол, когда трижды просил Бога, чтобы тот забрал «жало в плоти» (2Кор.12.7,8). Каким бы это жало ни было, Павлу оно сильно докучало. Ему нужны были силы на служение, и он просил, чтобы Бог его избавил от немощи. И хотя Господь не удовлетворил эту просьбу Павла, Он ответил на его молитву. И с тех пор апостол стал хвалиться силой Христовой, которой «довольно» для всего. Сначала он думал, что жало в плоть – это его физический недостаток, но потом стал считать его небесным преимуществом. У нас, наверное, тоже бывало, что мы молились об избавлении от какой-то досадной немощи, но избавление не приходило. Будем помнить: довольно для нас благодати Божьей. Бог может недостатки наши обратить в небесные преимущества.
Мальчик пошел в детский сад с десятирублевой монеткой в кармане за молоко на обед. После сада мама его спросила, купил ли он молоко. Мальчик заплакал: «Нет. Молоко стоило 5 рублей, а у меня было только 10». Как часто мы на требования к себе отвечаем точно так же по-детски. Слово Божье говорит, что в нашем распоряжении есть всё, что нужно, больше, чем нам на самом деле нужно. Но мы всё боимся сделать решительный шаг в служении Богу, потому что опасаемся, что нам чего-то может не хватать. Но Бог через Библию нас заверяет, что Он нас обильно благословил всяким благословением. И по благодати Его у нас есть всё, что нам нужно. 2Кор.9.8 «Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы … были богаты на всякое доброе дело». Апостол Павел не говорит, что у нас благодати достаточно на то, чтобы делать всё, что нам заблагорассудится. Он заверял нас в том, что у нас благодати достаточно на то, чтобы сделать всё, к чему нас призвал Бог: давать деньги на дело Евангелия, или давать любовь свою трудному подростку, безразличному супругу, старой матери или отцу. Какой бы ни была наша задача, Бог обязательно сделает так, чтобы мы «были богаты на всякое доброе дело».
Прочитаем отрывок из Ис.55.13 «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт». Эта аналогия напоминает нам, что Бог может взращивать добро и там, где раньше буйным цветом цвело зло. Там, где раньше всё заглушал цинизм, могут пробиваться ростки надежды и оптимизма. Там, где буйствовал сарказм, могут появляться на свет кроткие слова исцеления. Где невозбранно и грозно плодилась похоть, может взойти чистая любовь. И эта новая жизнь есть живое и вечное знамение дела Божьего, памятник, который Ему угоден. Вам хочется таких изменений в своей жизни? Тогда «ищите Господа, когда можно найти Его» (Ис.55.6). Бывает, что мы устаем видеть вокруг зло, и сердце наше болит о святости. Это Бог нас так зовет, напоминая, что Он рядом. Он говорит, что Ис.55.10,11 «как дождь и снег нисходит с неба и … напояет землю и делает ее способной рождать и произращать … так и слово (Его), которое исходит из уст Его».
Господь, дай нам искать Тебя, когда можно Тебя найти! Чтобы насаждения благодати могли сменить терновник нашей греховной жизни.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты щедро даришь нам, детям Твоим, Свою благодать – всё то, без чего мы не можем прожить. Всё, что есть у нас, получили мы от Тебя. Благодатью всё, даром, по одной только вере. Но это не дешевая благодать, ибо за нее умер Господь Иисус, понеся на Себе кару за наши грехи. Мы благодарим, что Божья благодать выше и сильнее греха. И что она может сделать блудных сыновей и дочерей святыми. Просим, помоги нам принять Твою благодать и преврати нашу грязную от греха душу в шедевр благодати. Используй нас в Твоем деле и сделай так, чтобы мы «были богаты на всякое доброе дело». Мы благодарим Тебя, что Ты даешь благодать для этой жизни и славу для жизни грядущей. Да будет прославлено имя и благость Твоя, Подателя всех наших благ. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.