ПРОПОВЕДИ
Наиболее важный учебный предмет
Прит.1.7 «Начало мудрости – страх Господень»
Занимающиеся с детьми взрослые верующие христиане чаще всего рассказывают им о сотворении мира, о его красоте и разнообразии, а также различные библейские истории. Они устраивают для детей нескучные игры, чтобы их заинтересовать. Но главное не это. В сознании детей в раннем возрасте нужно заложить прочное основание их жизненной позиции – научить их страху перед Богом. Научить детей сознавать в каждую минуту, что их поступки, слова и даже мысли видит и слышит Бог. И доброе, чистое, ласковое, любезное поведение детей Бог одобряет и их благословляет. А злое, грязное, драчливое, обидное, хвастливое, нечестное Бог не любит и не может таких детей благословлять.
О важности страха Божьего в Библии сказано очень много. В том числе, что он – начало мудрости (Прит.1.7, 9.10); источник жизни (Прит.14.27) и научает мудрости (Прит.15.33). Автор книги Притч разъясняет нам, что страх Господень – ненавидеть зло (Прит.8.13), что он прибавляет дней (Прит.8.10), дает твердую надежду (Прит.14.26), отводит от зла (Прит.19.28), вознаграждает за смирение, приносит богатство, славу и жизнь (Прит.22.4).
Страх Господень на протяжении всего Св. Писания выступает как характерная черта верующих. Почитание полагается Богу как отцу и как господину. Поэтому тот, кто пожелает воздать Ему честь подобающим образом, будет стараться поступать и как послушный сын и как служитель, способный исполнить свой долг. Послушание Богу как нашему отцу в книге пророка Малахии называется честью, а служение Ему как Господину – страхом. Вспомним слова Господа из этой книги: Мал.1.6 «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною?»
Т.о., для нас страх Божий – это благоговение, в котором смешаны почтение и страх. И нет ничего удивительного, если одно и то же сердце одновременно испытывает оба эти чувства. Тот, кто сознает, каким отцом является для нас Бог, имеет достаточное основание (даже если бы не существовало ада), чтобы страх оскорбить Его был сильнее страха смерти. И необходимо знать, что те, кто своей дурной жизнью вызовет Его гнев, не избегнут мщения. Господь не хочет ужаса перед Ним, ибо это отталкивает от Него человека. Скорее он призывает к благоговейному доверию к Нему, из-за которого хотим угождать и повиноваться Ему. Кроме того, такой страх внушает благотворную уверенность в том, что мы не противимся Божьей воле.
Прочитаем стих из 1Пет.2.17 «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». В этом стихе апостол говорит о том, что честь, выказываемая царям, происходит из страха перед Богом и любви к людям, и с ними соединена. Он как бы говорит: боящийся Бога, любящий своих братьев и почитающий людей также будет почитать царей (всякое другое начальство). Ни для кого не секрет, что в людях все меньше остается страха Божьего. В итоге – рост преступности, безудержный разврат и демонизация общества. Не боящийся Бога человек становится неуправляемым, мало к чему пригодным. Вспомним притчу Господа Иисуса о неправедном судье (Лк.18), за защитой к которому многократно обращалась вдова. Господь, подчеркивая крайнюю негодность судьи, объяснил, почему он стал таким – он «Бога не боялся и людей не стыдился».
Сегодня даже некоторым христианам не нравится это выражение – страх Божий. Оно почему-то давит на их сознание и совесть, угнетает их дух. Не стыдясь, возмущаются даже некоторые богословы: «Страх Господень – лишь начало мудрости! И вы остановились на начальной стадии». Из того многого, что дает человеку страх Господень, мы вспомним только Прит.8.13 «Страх Господень – ненавидеть зло». Истинная религия, включающая в себя страх Божий, учит людей ненавидеть зло, грех. Т.к. он ненавистен Богу и разрушает душу. Там, где присутствует благоговение перед Богом, присутствует и страх согрешить, т.к. грех – это зло. В Пс.96.10 есть такой призыв: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» Ненавидьте зло, потому что Бог ненавидит его. Невозможно любить Бога и терпимо относиться к тому, что Он ненавидит. Итак, страх Господень должен в нас вызвать любовь к Богу.
Страх Господень не приходит к человеку сам собой. Ему учат и учатся. Пс.33.12 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Псалмопевец Давид берет на себя обязанность учить детей. Хотя он был мужем войны и помазан на царство, но не считал это занятие ниже своего достоинства. Он находил время, чтобы дать добрый совет детям, исходя из собственного опыта. «Придите дети» - в вашем возрасте легко учиться. Вы сейчас должны знания накапливать, на основании которых будете жить во все свои дни. Давид ожидает от них следующее: «Послушайте меня». Оставьте свои игры и послушайте, что я хочу сказать вам. Необходимо детей отвлечь от их игрушек и забав, и попытаться занять их чем-то лучшим. Ибо мы не можем учить их, пока их голова забита другими вещами. Мы должны уметь расположить детей к себе, а не отталкивать грубыми словами. Он решает научить их страху Господню, который включает в себя все религиозные обязанности. Хотя Давид был известным музыкантом, воином и выдающимся государственным деятелем, но он не говорил детям: «Я научу вас играть на арфе; или как обращаться с мечом и копьем; или я научу вас основам государственной политики». Он говорит: «Страху Господню научу вас», что лучше всех искусств и наук. В детях следует взращивать страх Божий, прививать формирующимся душам принципы благочестия. При этом мы можем приводить примеры из собственной жизни и ссылаться на личные убеждения.
Ребенок должен бояться сказать плохое слово, обмануть родителей, взять что-нибудь без спроса, шумливо вести себя на богослужении. И не потому, что родители накажут, а потому, что Бог этого не любит. Этой основополагающей истине часто не придают должного значения. Спешат рассказать ребенку как можно больше библейских историй, а о главном забывают. Ребенок хулиганит, обижает младших, не покоряется родителям, оскорбляет старших. Его не сдерживает страх перед Богом. За свои проделки он не просит прощения. Его не научили каяться за плохие слова и дела. Такое воспитание ущербно, оно не сохранит душу ребенка от скверн мира и не сбережет его для вечности. Если ребенок не боится греха, значит, его не научили бояться Бога.
Ни в одной мирской книге, ни в школе дети не найдут информацию, подобную той, какую верующие родители могут вложить в их доверчивое сердце. За порогом христианского дома, вне церкви ему будут внушать: «Никакого Бога нет! А как бояться того, кого нет!?» В школе его наставят: «Умей постоять за себя! Не давай себя в обиду!» Мальчики одноклассники назовут его трусом, если он не закурит с ними. Расскажут ему, как ловко они обманули учителей, научат, как лгать родителям, чтобы избежать наказания. Вне дома и церкви подросток получает информацию, противоположную Библии. И если ребенка не научили бояться огорчить Бога своим поведением, то у него нет никакого нравственного мерила. Он не сможет противостать лавине злых дел и скверных слов. Грех закружит его в мутном водовороте, и ему не на что будет опереться. Знание библейских событий его не спасет. Духовные руководители Израиля очень хорошо знали Священное Писание и, не дрогнув, совершили величайшее преступление в истории – распяли Сына Божьего Господа Иисуса Христа. Прит.16.6 «Страх Господень отводит от зла». У религиозных вождей не было страха Божьего.
Учить страху Божьему – это не запугивать детей, а на конкретных примерах объяснять Божьи заповеди. И учить их просить прощение у тех, кого они обидели. В присутствии родителей сын или дочь позволили себе передразнить или обозвать своих сверстников, демонстративно отвернулись, не приняв замечание старших. Сердцу отца или матери горько, но горько или больно ли сердцу сына, дочери? Опустили ли виновато голову? Готовы ли попросить прощения? Если нет – не боятся они Бога и не научены страху Божьему. Порой подростки из христианских семей, не стесняясь, пользуются жаргонными мирскими словами, с удовольствием пересказывают анекдоты, когда их не слышат верующие родители. И кто больше знает смешных историй, тот у подростков в почете. От недостатка библейской информации они не страдают, а вот самого главного – страха перед Богом, который устыдит человека, у них нет. Не вложили родители в их сердца страх Господень.
Юношу и человека зрелого возраста сложно научить страху Божьему. Если Бог не поражает сразу грешников, не проявляет Себя зримо, то такого Бога взрослые люди не принимают в расчет. Практически они начинают страшиться Бога только через суды Господни: жизненные удары, ощутимые утраты. Бог прежде смиряет человека. И только потом некогда строптивые, заносчивые и своевольные люди начинают бояться Бога. Прит.22.4 «За смирением следует страх Господень».
В Прит.22.6 сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Богословы склоняются к единому мнению, что начало пути – это самый ранний возраст. Один священник заявил: «Дайте мне ребенка воспитать до семи лет, а потом делайте с ним, что хотите. Истиной для него останется первая информация». Ч. Сперджен высказался так: «Если я научу ребенка страху Божьему, то он всю жизнь будет служить Богу и не погибнет».
Человек, не имеющий страха перед Богом – это страшный человек. Эту истину отлично знали еще во времена седой древности (Быт.20.10-11). И сейчас это мнение не изменилось. Если у человека нет страха Божьего, то он способен на любое зло. В то же время человек, который имеет страх перед Господом, не способен на зло, он не мстителен. Иосифа родные братья продали в Египет. Они знали, что за это заслуживали большого наказания, поэтому более 20 лет скрывали от отца это преступное дело. Когда же братья были разоблачены, напал на них немалый страх, что Иосиф отомстит им за все бедствия, какие ему пришлось претерпеть из-за их жестокости. Иосиф плакал, когда ему говорили это, и сказал: Быт.50.19 «не бойтесь, ибо я боюсь Бога». Боящийся Бога никогда не сделает ближнему зла, как бы тот ему ни навредил. Он умеет прощать. Еще один штрих: боящийся Бога может допустить ошибку, но оправдывать себя не станет. Страх Божий не даст ему покоя. Совесть будет судить его до тех пор, пока он не попросит прощения.
Славное обетование оставлено боящимся Бога: Прит.19.23 «Страх Господень ведет к жизни». Что бы ни встретилось им в жизни, они уверены, что это не случайность. Голод, холод, унижения, обиды, а боящийся Бога понимает, что всё происходящее содействует ему к благу. Какое богатое наследие у боящихся Бога! Они имеют обетование жизни настоящей и будущей – жизни вечной. Как же важно поэтому научить детей страху Господнему. Не забудем только: тот может научить детей страху Божьему, кто сам боится Бога. Дети больше верят глазам, чем ушам. Глядя на благочестивую жизнь родителей, они охотнее воспринимают от них учение. А если человек наставляет хорошо, а живет плохо, если слово с делом у него не сочетается, то дети раздражаются, протестуют и не покоряются такому обучению. Бойтесь Господа вы, и так учите бояться Его и детей ваших! Да поможет нам в этом Бог!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Дай нам, взрослым христианам, понять, что главное в воспитании детей: в их сознании в раннем возрасте заложить прочное основание их жизненной позиции – научить их страху Божьему. Научить их сознавать в каждую минуту, что их поступки, слова и даже мысли видишь и слышишь Ты. Доброе их поведение благословляешь, а за нечестивые поступки придется им дать ответ. Помоги нам научить детей серьезно относиться к страху последствий греховных поступков, и пусть он будет для них побуждением к покаянию и благочестивой жизни. Пусть они научатся бояться одного – обидеть Небесного Отца, иметь лишь одно желание – угождать Ему и радоваться в Нем. Дай нам помнить важную истину: тот может научить детей страху Божьему, кто сам боится Бога. Помоги нам быть для них примером своей благочестивой жизнью. Просим обо всем во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.