ПРОПОВЕДИ
Божье промедление
Ис.30.18 «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас»
Одна из причин Божьего промедления заключается в том, о чем возвещает пророк Исаия. Но могут быть и другие причины. Вспомним слова сестер Лазаря, которого Господь Иисус воскресил из мертвых: Ин.11.31 «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Марфа и Мария страдали вдвойне. Тяжелой потерей была для них смерть единственного брата, но особенно трудным для них было сознание того, что этой потери они могли бы избежать, подоспей помощь их Учителя вовремя. Они никогда не сомневались в любви своего Учителя. Они знали, что у Него есть власть от Бога сделать их брата здоровым. Они обратились к Нему с глубоким доверием, попросив передать: Ин.11.3 «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Обе сестры ждали час за часом, а Господь Иисус всё не шел. Их брат становился всё слабее и слабее, но всё же теплилась надежда: Он придет. Но Он не приходил. Лишь когда Лазарь умер и самое дорогое, что было у обеих сестер на земле, лежало в гробу, пронеслась весть о приходе Господа. Тогда Марфа поспешила Ему навстречу и высказала сразу же боль своей души: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Позже то же самое сказала и Мария, придя к Господу. Обе сестры в то время еще не видели того благословения, которое содержалось в этом промедлении. Для них оно обозначало, прежде всего, горчайшую потерю. Лишь позже им дано было осознать, что Господь Иисус никогда не приходит поздно. Что Его промедление подготавливает почву для глубокого познания Его славы. Ведь слава Божья становится зримой лишь через действия Божьи.
Через земное служение Христа часто открывалась людям слава Божия. Будь то телесные недуги слепых и хромых, расслабленных и прокаженных, глухих и немых или же духовные оковы одержимых – Господь Иисус повсюду проявлялся как посланник от Бога. Оттого и прославлял народ Бога, видя власть, данную Ему. В великом Пророке из Назарета снова присутствовал среди народа Бог Израиля. Люди опять стали свидетелями Божьей силы и утешения. Но власть Божья в области тления через Господа Иисуса еще не проявлялась. Пусть Евангелия Библии содержат далеко не всё, что сказал и совершил Господь, но всё же они дают нам достоверное свидетельство того, что до этого момента еще ни одно мертвое и разлагающееся человеческое тело не было возвращено к жизни. У гроба Лазаря было показано и доказано: тление не является областью, в которой разрушающие силы смерти могут проявить большую власть, чем власть Бога.
Полагаем, что в нашем случае в дни промедления Господь часто молился, много говорил с Отцом о происходящем в Вифании. Потому что, придя к гробу, Он возвел глаза к небу, говоря: Ин.11.41 «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Но Марфа и Мария пока еще не понимали, что промедление Божье для них означает не потерю, а великое приобретение и невиданное благословение. Они ожидали откровения славы Учителя у постели их больного брата, но им надлежало увидеть неизмеримо большее у гроба умершего брата. Если до сих пор Господь Иисус представлялся им великим как Врач и пророк, то теперь Он должен был быть представлен им в еще большем величии – как имеющий власть над смертью и тлением. У смерти оказалось достаточно силы для того, чтобы отнять у сестер Лазаря, но Иисусу надлежало проявить превосходящую силу, чтобы вернуть его им обратно.
Порой и нам бывает непонятно, почему Бог так долго молчит, почему молитвы наши остаются безответными, почему Божья помощь запаздывает, несмотря на всевозрастающие мучения, которые уже объяли нашу душу. Чаще всего приходим к такому выводу, что Бог медлил со Своим пришествием до тех пор, пока дело не пришло в такое состояние, что уже мы перестали ожидать помощи. Для нас это дело было мертвым и похороненным, безнадежно оставленным навсегда. И мы понятия не имели о том, что происходящему надлежало подготовить почву, на которой нашей вере предстоит увидеть еще большую славу Божью. Божье промедление было не судом, а милостью, не потерей, но приобретением. Не надлежит ли в таких случаях помнить и ожидать исполнения обетования Господа Иисуса, данному Марфе: Ин.11.40. «если будешь веровать, увидишь славу Божию». Если бы мы не имели этого утешения, то не знали бы, куда бежать со своей болью. Но мы можем считать, что это обетование относится и к нам, всем верующим во Христа. Поэтому мы терпеливо должны ожидать его исполнения.
Возможно, и с нами произойдет так, как было с Марфой. Она противоречила Господу Иисусу, когда Он готов был действовать. Когда Он велел отвалить камень, Марфа воскликнула: Ин.11.39 «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как Он в гробе». Если промедление Божье было для нее непонятно, тем более непонятно теперь Его действие. Ибо проявление Божьей славы всегда лежит вне пределов нашего опыта. Марфа не стала бы противоречить, если бы Господь собирался дать зрение слепому, исцелить расслабленного или прокаженного. В этом случае в ее глазах мы увидели бы благоговейный восторг ожидания действий Господа. Здесь она противоречила, потому что предстоящее, по своему величию, было несоразмерно с пережитым до настоящего времени. Марфа с Марией доверяли, пока речь шла о выздоровлении их брата. Но их доверие поколебалось, когда встал вопрос о воскрешении умершего брата из мертвых. Повторение такого поведения можно часто наблюдать в жизни верующих. Мы доверяем Господу безусловно, пока речь идет о вещах, в которых мы уже неоднократно переживали вмешательство Божье. Но, оказавшись среди обстоятельств, в которых наша вера не может воспользоваться опытом, накопленным прежде, она угрожает отказать. Велика опасность того, что мы, подобно Марфе, станем протестовать: «Господи! Уже смердит», когда Он велит нам отвалить камень от входа в гробницу.
Автор книги Бытие сообщает нам о том, как отреагировала жена Авраама Сарра на известие о будущем сыне. Сначала она рассмеялась, затем она задала вопрос, в котором проявилось ее изумление. Она не могла поверить, что женщина, которая вышла из детородного возраста, может снова испытать половое возбуждение и родить ребенка. С человеческой точки зрения Сарра никоим образом не могла забеременеть. Т.о., чтобы у Авраама и Сарры родился ребенок, должно было произойти чудо. Читаем слова Бога, в которых и мы, ныне живущие, не должны сомневаться. Быт.18.14 «Есть ли что трудное для Господа?» Бог отвечает на сомнения Сарры риторическим вопросом. Слово «трудное» в еврейском языке может также означать что-то необычное или даже чудесное. И, в самом деле, Бог делает достойным веры то, над чем человек смеется. Т.о., Бог не оставляет места для сомнений: Сарра и Авраам обязательно должны поверить, что Его слова сбудутся. И мы тоже зачастую считаем, что благословения и обещания Бога не про нашу честь. Напр., нам трудно поверить, что Бог омыл все наши грехи кровью Христа, или что Христос приготовил нам место на небесах, где мы будем жить вечно. Как говорится, эти благословения слишком хороши, чтобы быть правдой. Но Бог всегда выполняет Свои обещания, поэтому у Его народа нет оснований не доверять Ему.
2Пет.3.9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас». Господь не задерживается сверх определенного Им времени. Как Бог соблюл время, назначенное Им для выхода Израиля из Египта, так Он соблюдет время Своего прихода для суда над миром. Добрые люди склонны думать, что Бог отодвигает предопределенное время, т.е. то время, которое установили они для своего собственного избавления и избавления всей церкви. Но они устанавливают одно время, а Бог – другое, и Он не нарушит установленный Им срок. Нечестивые люди осмеливаются обвинять Бога в медлительности. Но апостол уверяет нас, что кажущееся человеку промедление является в действительности долготерпением. На самом деле Бог дает время избранным Своим, многие из которых до сих пор еще не обращены. А тем, кто познал благодать и благоволение Божьи, дает время совершенствоваться в познании и святости, в упражнении веры и терпения, изобиловать добрыми делами, к чему они призваны, чтобы прославить Бога и приготовить себя к небу.
Полагаясь на Бога во всех жизненных ситуациях, мы не должны ожидать, что Он даст нам Свои указания немедленно. Но когда подоспеет время, наш Отец Небесный непременно покажет нам путь. И какие бы преграды ни стояли на этом пути, все они являются составными частями Его плана. Рассуждая о том, как совершенно Господь руководит нашей жизнью, английский пастор припомнил, как во времена его миссионерской деятельности в Новой Зеландии его однажды посетил местный пастор. Англичанин в то время только начал служить и решил попросить старшего коллегу поделиться опытом. Однажды утром, когда они сидели на веранде, наслаждаясь природой, англичанин спросил местного пастора: «Можно ли быть уверенным в том, что Бог всегда придет на помощь, когда мы находимся на распутье? Можно ли не бояться ошибиться в выборе пути?» Вне всякого сомнения, - отвечал старший коллега, - дело лишь за тем, чтобы дождаться Его указания. Запомните это на всю жизнь, не торопите события!» Вы в растерянности относительно того, какой ваш путь угоден Богу? Вам кажется, что вы не можете больше находиться в неизвестности? Вспомните Авраама. Приведем еще раз одно из обетований, данных ему Богом. Быт.18.14 «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». Разве не исполнил Господь в конечном итоге Своего обещания подарить ему сына? Бог никогда не запаздывает. Он знает, что делает. Не торопите события.
«Быстрее! Не медли! Мы опаздываем!» - как часто эти нетерпеливые слова проскальзывают в нашей речи, выявляя поспешность, в которой мы живем. Если бы мы не проявляли осторожности, то превратились бы в людей, жизнь которых состояла бы из сплошной череды скорых приездов и немедленных результатов. Специалисты по стрессовым ситуациям называют эту проблему «нездоровой спешкой». Свидетельство апостола Павла о постоянном духовном возрастании напоминает нам, что укрепление верующих во Христе можно поддержать и поощрить, но никак не ускорить. Флп.3.12 «(Говорю так) не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь …». Пауль Биллхаймер в своей книге «Преодоление Крестом» пишет, что так же, как Бог предусмотрел время, чтобы вырос дуб, Он предусмотрел время и для того, чтобы вырос святой. Возрастание во Христе требует времени. В этой же книге он пишет: «Незрелое яблоко не годится в пищу. Но это не значит, что его нужно выбросить как негодное. Он не годится в пищу потому, что Бог еще не закончил трудиться над ним. В данный момент и в данном месте происходит его рост и созревание». Вам кажется, что ваше духовное созревание происходит слишком медленно? Помните, что Бог продолжает трудиться над вами до тех пор, пока Он не призовет вас домой. Это Его дело, как быстро должен идти процесс.
Спасение от Бога придет к нам в определенный срок, но, с точки зрения нашего нетерпения, Бог всегда медлит. Пс.34.17 «Господи! Долго ли будешь смотреть на это?» Господь позволяет говорить с Ним столь откровенно. Давид ревностно молится Богу, чтобы Он был милостив к нему и его друзьям. И противостал Своим и его врагам. Перефразируем слова Давида: «Сколько Ты еще будешь зрителем? Почему Ты не внемлешь рабу Своему? Разве Тебе всё равно? Или Тебе нет дела до того, что я погибну?» Такой разговор с Богом вполне уместен. Враги Давида были могущественны, хитры и сильны. Только Бог мог избавить его от них.
Почему некоторым из нас так трудно не опаздывать? Даже если очень стараться, всё равно что-то неизбежно встает на пути и мы снова «задерживаемся». Зато как утешительно знать, что Бог никогда не опаздывает. Апостол Павел пишет о приходе Христа: Гал.4.4 «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего». Долгожданный Спаситель явился как раз вовремя. Всё это должно напомнить нам, что Господь знает, какие времена и сроки будут наилучшими для нас. Если вы ожидаете ответа на молитву или исполнения Его обетований, не унывайте. Если думаете, что Он забыл вас, подумайте еще. Когда настанет полнота времени для вас, Он явит Себя, удивляя мудростью и точностью.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, дай нам осознать, что Твое расписание всегда совершенно, что Ты никогда не приходишь поздно. Что Твое промедление является не судом, но милостью, не потерей, но невообразимым приобретением и невиданным благословением. Что Твое промедление подготавливает почву для глубокого познания Твоей славы. Ибо если бы мы не имели этого утешения, то не знали бы, куда бежать со своей болью. Ты не оставляешь места для сомнений. Дай нам понять, что наш долг – терпеть, молиться и твердо верить: нас слышишь Ты сквозь штормы, ветры, бури, грозы и явишь Себя, удивляя нас Своей мудростью и точностью. Дай нам не унывать, если ожидаем исполнения Твоих обетований или ответа на молитву. Ибо Ты знаешь, какие времена и сроки будут наилучшими для нас, когда настанет полнота времени для нас. Мы просим обо всем во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.