ПРОПОВЕДИ
Не прощение и его последствия
Лк.17.4 «И если семь раз в день
согрешит против тебя
и семь раз в день
обратится, и скажет «каюсь» - прости
ему»
Через этот стих Господь учит, что прощать обиды – это долг христианина. Ты должен повторять свое прощение столько раз, сколько брат будет повторять свое согрешение. Если предположим, брат твой по нерадению или по неразумию семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день исповедует свое сожаление о своем поступке, и пообещает более не делать этого – не отказывай ему в прощении. Ибо человеку свойственно ошибаться. Следовательно, у христиан должен быть прощающий дух, готовый со всеми мириться. Они должны так же стараться показать, что простили причиненную им обиду, как неверующие стараются показать свое возмущение. Господь Иисус пришел на землю и для того, чтобы показать нам словами и делами Своими, что такое настоящее прощение. И когда Он жил на земле, и даже когда умирал на кресте, Он прощал всех, даже врагов Своих. Так должны поступать и мы.
Порой даже среди верующих случаются разлады. Флп.4.2 «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе». В Послании не написано, из-за чего не поладили Еводия и Синтихия, но, зная человеческую природу, имеем основания предположить, что они поссорились из-за какой-то мелочи. Но как бы там ни было, их ссора явно стала яблоком раздора для всей церкви. Но, даже не зная, из-за чего повздорили эти женщины, мы можем смело утверждать, что, если они не решились разорвать порочный круг вражды, извинившись и простив друг друга, их ссора добром не кончилась. Она и так уже стала принимать серьезный оборот, раз на нее обратил внимание Павел. И мы, сегодняшние христиане, недалеко ушли от Еводии и Синтихии. Некий проповедник нашего времени побывал церкви, где враждующие группировки садились по разные стороны. Между собой эти две группы не разговаривали, и вообще избегали всяческих контактов. А всё из-за того, что они разошлись во взглядах на один «весьма важный» вопрос: где подавать кофе – в фойе или в столовой. Грустно об этом говорить, что часто братья и сестры во Христе разделяются на группировки, и многие месяцы и даже годы ждут, пока другая сторона первой сделает шаг навстречу, но никто этого шага не делает. Для того чтобы сделать первый шаг, нужно смирение. Но Бог, дающий нам благодать на всё, даст силы и на то, чтобы сделать первый шаг к примирению. Так сделайте же этот шаг, если это потребуется, разорвите порочный круг. Порой мы с жесткой твердостью защищаем наше положение и становимся непримиримыми. Бывают случаи, когда люди без примирения, не простив друг друга, уходят в вечность.
Не прощение делает нашу жизнь очень горькой. Науке это известно с древних времен. И многим из нас это тоже известно, и всё же мы часто жестокосердны друг к другу. Часто можно слышать такие слова: «Я знаю, что мне нужно простить, но я не могу». Сколько горечи, сколько боли доставляют такие слова тому человеку, который не прощает, как они подрывают его жизненные силы. Бог нам не только прощает. Он не напоминает нам о нашем грехе: Иер.31.34 «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». Не прощение – это такое состояние человека, когда он не может или не хочет прощать. В таком случае человек обычно говорит, что он не может простить. В результате в его сердце постепенно накапливается боль и горькое чувство от обиды.
Один садовник в США послал в департамент земледелия такое письмо: «Я испытал все средства против одуванчиков, всё, что когда-либо читал или слышал. Но они до сих пор всё равно растут у меня». Обратной почтой пришел ответ: «Уважаемый сэр! Т.к. вы испробовали все средства и не избавились от одуванчиков, Вам остается только одно – научиться их любить». Какими бы методами мы ни пользовались, мы никогда не избавимся от фальшивых друзей, врагов, соперников и неприятностей между супругами и родственниками. Но мы можем избавиться от бремени, которым всё это ложится на нас, если сделаем это предметом нашей любви. По отношению к врагам есть только два выхода: или любовь к ним, или медленное умирание от подогревания ненависти к ним. Течение жизни не всегда можно переменить. Поэтому любите жизнь такой, как она есть, что бы она ни несла с собою.
Кто когда-нибудь уже пытался наладить свои отношения с озлобленным человеком, тот знает, как трудно с ним примириться. Причина не прощения кроется в его позиции. Он не готовь к примирению. Он не хочет прощать. При этом озлобленный человек всё больше и больше углубляется в свое огорченное состояние. Он занят лишь самим собой. Он начинает ненавидеть других. Он становится более и более агрессивным. Уже одни только эти объяснения ясно указывают на то, как вредно и страшно не прощение. Это негативное состояние следует заглушить в самом зародыше. Если мы не будем бодрствовать, то оно может искалечить всю нашу жизнь. Даже больше того, оно может завладеть человеком полностью. И он оставит церковь, Господа Иисуса Христа и замкнется в себе. Если же обиде, горечи удалось пустить корни в нашем сердце, то ее не так просто удалить из него. Корни горечи будут проникать всё глубже и сильнее опутывать его. И горечь переходит в чувство злобы, ожесточенности.
Если бы кто имел причину обидеться, то им мог бы быть, прежде всего, Иосиф, сын патриарха Иакова. С человеческой точки зрения у него было много причин для этого. Его братья поступили с ним жестоко. Сначала они бросили его в ров, затем продали измаильтянам. На чужбине, в Египте, он был невинно брошен в тюрьму. Уж кто-то, а Иосиф мог бы сказать: «Ну, подождите, если я когда-нибудь освобожусь, то отплачу вам за всё сполна». Но ничего подобного с Иосифом не происходит. Мы не находим, чтобы он озлобился или обиделся на своих братьев. Он не допускал, чтобы семя горечи нашло место в его сердце. Он умел прощать. Где Иосиф нашел столько сил для прощения? В Библии мы находим, что Сам Бог был источником его силы. Быт.39.2 «И был Господь с Иосифом». После смерти отца братья его испугались, что он отомстит им за всё зло, которые они ему сделали. Дальше читаем из Библии: Быт. 50.17,19 «Иосиф плакал, когда ему говорили это. … И сказал Иосиф: не бойтесь; ибо я боюсь Бога». Бог готовь помогать и нам во всех ситуациях нашей жизни. И тогда мы можем освободиться от губительной горечи. Эту нужду мы можем принести в молитве Господу: Иер.17.14 «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя». Только Господь Иисус может нам дать внутреннее исцеление. Предпосылкой для этого является Голгофский крест.
Обычно провинившийся просит прощения у того, перед кем он провинился. И часто он получает это прощение. Вина его погашается, и между ними восстанавливаются добрые взаимоотношения. Это тяжелый путь. Виновнику необходимо склониться перед обиженным. А обиженный, со своей стороны, должен сказать: «Я тебя прощаю». Даже эти слова не так-то просто выговорить, и всё же это необходимо. Но бывает так, что сказать-то мы скажем, а с обидой своей расставаться не спешим. Иногда можно услышать и такое: «Хорошо, я тебе прощаю, но забыть этого не могу». В этих случаях прощение не состоялось. Если мы прощаем, то мы должны простить от всего сердца и всё забыть. Апостол Павел сказал, что любовь «не мыслит зла» (1Кор.13.5). Любовь не ведет счет своим обидам, она их прощает. Она сознательно забывает прошлые обиды, предает их Богу. Об одном религиозном деятеле говорили: «Он никогда не забывал даже малейшего пренебрежения к себе, в чем и заключался его главный недостаток. На какое-то время он мог «зарыть топор войны», но всё равно было очевидно, что он замечает все причиненные ему обиды». А о другом человеке, служителе Божьем, рассказывали вот что. Когда он подписывал рождественские поздравления, его друг увидел на одном конверте знакомый адрес и не смог скрыть своего удивления: «Вы разве не помните, как этот человек вас обидел?». Служитель ответил: «Конечно, помню, но еще помню, что мне нужно об этом забыть». Давайте же поступать так, как он.
Если же мы прощаем только формально, а память о вине ближнего продолжает жить в нашем сердце, то такой род прощения не принесет нам освобождения. Он только всё больше и больше будет угнетать нас. Прощение, которое мы получаем через Иисуса Христа, дает нам не только уверенность, что наша вина прощена, но оно открывает нам также возможность новых взаимоотношений с нашим Господом. Наше спасение базируется на прощении. Если нет прощения, нет и спасения. Непримиримость может закрыть нам вход в небеса. В молитве Господней просьба о прощении нашей вины связывается с условием прощения наших должников. Мф.6.12 «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Это значит: так, как мы прощаем, так и Бог простит наши грехи. Если мы не прощаем, то и Бог нам наших грехов не простит. Здесь же, ниже, в 15-ом стихе говорится еще: Мф.6.15 «Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Готовность прощать другого человека является дверью, через которую нам следует войти для того, чтобы получить прощение собственных грехов.
Симон Визенталь, еврей, охотник на нацистских преступников, описывает случай, произошедший с ним во время Второй мировой войны. Во время принудительного труда в концентрационном лагере во Львове он был позван медсестрой к постели умирающего нацистского офицера. Этот офицер рассказал ему, что его мать была христианка, и была сильно опечалена тем, что он вступил в организацию Гитлеровской молодежи. Он служил в части, которая оккупировала Днепропетровск. Его часть собрала двести евреев, в числе которых были женщины, дети и даже младенцы. Согнала их в небольшой домик, а потом солдаты начали бросать туда гранаты. Дом загорелся. Многие евреи пытались спастись через окна. Но он сам и другие солдаты стреляли в них. Теперь он ожидал смерти, терзаясь постоянно от видений гибели евреев. Он жаждал прощения от еврея. Но Визенталь не произнес долгожданного и желанного прощения. Мы можем посочувствовать ему, потерявшему почти всю семью от руки нацистов. Преступников нужно поражать и наказывать. Но, тем не менее, не прощать может только тот, кто уверен в том, что не имеет ни одного греха, и не нуждается в Божьем прощении.
Уже выше указали на тот факт, что Бог может наделить нас способностью прощать. Силу для прощения мы получаем посредством Духа Святого. Только Дух Святой может так преобразить человека, что он не будет больше поступать по человеческим принципам – око за око, зуб за зуб, но по Божьему принципу прощения. Кто предоставляет Духу Святому свободу действий, тот будет в состоянии воздавать добром за зло, на ругательства отвечать добрым словом. И оставаться спокойным, когда его обижают. Люди не умеющие прощать – это не духовные люди. В большинстве случаев это гордые люди. Быть христианином и не уметь прощать – это совершенно несовместимые вещи.
Будем учиться прощать. Никогда не хранить зло в своем сердце, чтобы оно однажды не принесло с собой горькие плоды. Будем помнить, к чему призывает нас наш Бог через апостола Павла: Кол.3.12-13 «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно».
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам понять, что значит прощать и принимать прощение. Даруй нам Твою любовь, чтобы каждый из нас мог других прощать. Когда нам кажется, что простить нельзя, помоги нам вспомнить, сколько прощено нам. Ибо Ты затем нас простил, чтобы и мы других любили. Ты даешь нам благодать на всё. Просим, дай нам силы и на то, чтобы сделать первый шаг к примирению, если это потребуется. Просим, покажи нам, в чем перед братьями были неправы. Дай признать перед ними грех свой, удали гордость из нашего сердца. Действуй в нас Своей силой, чтобы мы не попадались в неволю не прощения. Дай нам понять, что нам гораздо выгоднее простить своих обидчиков, и протянуть им руку помощи, чем мстить. Дай нам уподобляться Христу, чтобы мы могли легче прощать других. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.