ПРОПОВЕДИ
О реформации
Точкой отсчета начала реформации принято считать публичное выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 года, когда он вывесил на дверях Виттенбергского храма знаменитых 95 тезисов. Период истории цивилизации, начиная с этого времени и до двух великих революций (французской и американской, т.е. до 70-х-80-х годов 18-го столетия) отмечен изменениями и реформами. Произошли разительные перемены во всех областях человеческой жизни: укладе жизни, науке, философии, религии, экономики (отношение к труду) и политики. Пересмотру и реформированию подвергалось буквально всё. С точки зрения религиозного историка Творец отпустил какие-то невидимые нам пружины, и человечество, получив определенную свободу, стало двигаться в новом для себя направлении.
Богословская мысль получила новый импульс в своем развитии. Хотя можно сказать, что ее развитие происходило исключительно в Западной Европе. Люди вновь обрели раннехристианское представление о роли Иисуса Христа и спасающей веры в Него, преобразующем действии Святого Духа и святости повседневной жизни в мире. Был восстановлен авторитет Евангелий и Посланий апостолов, а также вновь обрела ценность литература раннехристианского периода, и особенно блаженного Августина. Эпоха реформации подарила миру таких выдающихся мыслителей и практиков как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Менно Симонс, Блез Паскаль и многих других. Деятели эпохи реформации активно преобразовывали не только Церковь, но и общество, меняя отношение к Богу, людям, к себе, к природе и к труду. Все они страстно любили Бога и истину, и жертвовали благополучием, семьей и самой жизнью во имя того, чтобы отстоять свою веру и свои убеждения. В России в этот период наиболее яркими личностями были антиреформаторы, из которых более всего известен протопоп Аввакум, столь же страстный, как и все герои веры реформации.
В широком смысле «реформация» включает 4 течения: лютеранство, реформатская церковь (часто называемая «кальвинизм»), радикальная реформация (анабаптизм) и контрреформация (или католическая реформация). Термин «реформация» часто используется в более узком смысле, означая лишь «протестантскую реформацию» и исключая католическую реформацию. В некоторых ученых трудах «реформация» используется под именем «магистрская реформация» и относится только к лютеранской и реформатской церкви. Термин «магистрская реформация» обращает внимание на то, что реформаторы основного течения были связаны со светским властями, такими, как князья, магистры и городские советы.
Термин «протестант» происходит от реакции на решение рейхстага в Шпейере (февраль 1529 года), который проголосовал за прекращение терпимости к лютеранству в Германии. В апреле того же года 6 германских князей и 14 городов протестовали против этих жестких мер, защищая свободу совести и права религиозных меньшинств. Термин «протестант» произошел от этого протеста.
Лютеранская реформация связана с Германией и с личностью Лютера. Происхождение реформатской церкви связано с событиями, произошедшими внутри Швейцарской конфедерации. Консолидация реформатских церквей Швейцарии началось после смерти Цвингли на поле битвы (1531 год) при его преемнике Генрихе Буллингере. И завершилось после становления Женевы как ее основного центра и Жана Кальвина как ее лидера в 50-х годах 16-го века. Термин «анабаптизм» (перекрещенцы) обязан своим происхождением Цвингли. Анабаптизм возник в окрестностях Цюриха вокруг группы людей, среди которых мы можем назвать Конрада Гребеля.
Термин «католическая реформация» часто употребляется по отношению к возрождению внутри римско-католической церкви после Трентского собора (1545 год). Это движение называется еще и контрреформацией, т.к. римско-католическая церковь разрабатывала средства для борьбы с протестантской реформацией, чтобы ограничить ее влияние. Трентский собор прояснил католическое учение по ряду спорных вопросов и провел крайне необходимые реформы, касающиеся поведения духовенства, церковной дисциплины, религиозного образования и миссионерской деятельности. В результате католической реформации многие злоупотребления, которые первоначально явились основанием для требований со стороны протестантов, были сняты. Однако на этом этапе протестантская реформация достигла той точки, после которой простое исправление злоупотреблений и нарушений было уже недостаточным: существенным аспектом протестантско-римско-католических споров стали уже требования реформировать религиозную идеологию.
Отметим еще значение книгопечатания для реформации. (Первые печатные документы вышли из-под печатного станка Иоанна Гуттенберга в Майнце в 1454 году.) Важность книгопечатания для реформации определяется следующими основными факторами: 1. Книгопечатание означало, что можно было быстро и дешево вести пропаганду реформации. Более не нужен был трудоемкий процесс ручного переписывания рукописей. Все, кто умел читать, и кто мог себе позволить платить за книги, имел доступ к сенсационным идеям, приходящим из Виттенберга и Женевы. Реформатору не нужно было разъезжать, чтобы его идеи были услышаны. Они распространились посредством печатного слова. 2. Реформация основывалась на конкретных источниках: Библии и трудах христианских богословов первых пяти веков (часто называемых «отцами Церкви» или «патристическими писателями»). Благодаря книгопечатанию эти источники стали доступны как никогда ранее. Напр., в Базеле с 1490 по 1506 годы были изданы 11 томов избранных трудов блаженного Августина. Для Лютера, Кальвина и их коллег идеи реформации основывались на Библии и Августине. Поскольку церковные проповеди имели большое влияние на общественность, бывшую в основной своей массе необразованной, то большую часть издаваемого типографиями материала составляли собрания проповедей.
Слава и благодарение за всё нашему великому и премудрому Богу!