ПРОПОВЕДИ
Время молчать и время говорить
Еккл.3.1,7 «Всему свое время … Время молчать и время говорить»
Общее утверждение Екклесиаста (проповедника): «всему свое время». Каждая цель имеет свое время. Мы живем в эпохе перемен. Некоторые из этих перемен полностью зависят от Бога, другие находятся в большей зависимости от воли человека. Но все они определены божественными планами.
Есть время, когда мы поступаем мудро и исполняем долг, храня молчание, если настало злое время. Амос 5.13 «Поэтому разумный безмолвствует в это время; ибо злое это время». Это может быть время, когда говорить будет всё равно, что метать жемчуг перед свиньями. Или когда есть опасность сказать что-то неверно. Пс.38.3 «Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром». Давид с большим трудом обуздал свой язык. Его молчание было достойно похвалы: чем больше провокация, тем большей похвалы достойно молчание. Но что можно сказать, когда человек молчит даже о добром? Молчаливость, как правило, свидетельствует о внутреннем борении. Возможно, Давид боялся, что скажет много лишнего, и поэтому предпочитал безмолвствовать.
Библия учит нас, что нельзя утверждать то, в чем мы сами уверены не до конца, или говорить слова, ранящие других людей. Один проповедник рассказывает: «Когда я был еще подростком, я однажды сказал про человека, которого знал довольно плохо: «Он слишком много пьет, увивается за юбками и веселится». Услышав это, мать одного из моих приятелей обернулась ко мне и воскликнула: «Ты уверен, что это так? И даже если ты уверен, то зачем сообщать об этом всем остальным?» Я и сегодня краснею, когда вспоминаю этот случай. Я бездумно повторил чьи-то чужие слова, не имея никаких оснований для уверенности, что эти слова – правда. И даже если это и было правдой, то всё равно повторять их было плохо и глупо». Бог через Библию учит нас не свидетельствовать поспешно против других (Притча 25.8) и не раскрывать чужих тайн (25.9). Поспешное свидетельство или неосторожно разболтанный чужой секрет могут повлечь за собой серьезные последствия. Господь указал на еще одну серьезную причину следить за своими словами. Наши слова, даже если мы сами и не придаем им большого значения, выдают то, что таится в глубине души. И на Божьем суде нам придется держать ответ за каждое из них. Вспомним слова Господа: Мф.12.36 «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Так что давайте следить за своим языком. Каждое слово, которое вы хотите произнести, должно предварительно пройти тройную проверку. Во-первых, правда ли то, что вы хотите сказать? Во-вторых, не принесет ли это зла? В-третьих, так ли нужно это говорить?
Как правило, Господь Иисус не удостаивал нечестивых разговором, но были и исключения. Вот Он стоит перед синедрионом. (Синедрион – слово греческое. Еврейское санхедрин – верховный суд в Иерусалиме. Который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем, Исход 24.1). Лжесвидетели выступают против Него. Но они так противоречат себе, что должны отступить. Тогда призывают других свидетелей. Те говорят, что Он сказал, будто Он может разрушить храм и опять восстановить его в три дня. Действительно, Господь говорил нечто подобное. Он говорил о разрушении храма, но Он не говорил, что Сам разрушит его. Да и думал Он не об Иерусалимском храме, а о храме Своего тела. Необходимо было разъяснение с Его стороны, но Господь молчал (Мф.26.63). Далее допрос ведет первосвященник. Он допрашивает Его с клятвой. В ответ на вопрос первосвященника Он признает Себя Христом, Сыном Божьим. В случае если бы Он отказался отвечать на вопрос первосвященника после того, как Его так закляли, Его обвинили бы в пренебрежении именем Божьим. Так гонители добродетельных людей часто злоупотребляют их совестью. Перед Пилатом Он засвидетельствовал доброе исповедание и не постыдился признать Себя Царем. Сказать такое представителю римской власти в то время было небезопасно. Т.к. Пилат никакой вины не находил в Нем, и ничто из сказанного о Нем не было доказано, первосвященники и старейшины старались возместить этот недостаток доказательств криком и осыпали Его теми же самыми обвинениями, которые предъявляли и прежде. Но Господь ничего не отвечал. Потому что в этом не было никакой нужды. Всё, что они ни говорили, в самом себе содержало опровержение. Во-вторых, Он был настолько занят выполнением Своего предназначения, что не обращал внимания на то, что они ложно обвиняли Его. В-третьих, Он знал, что Его час пришел, Ему время молчать. И Он подчинился воле Отца Своего. Он молчал, потому что мы сказали так много того, что не нужно было говорить, потому что мы согрешили своим языком. Мы должны были бы навеки умолкнуть, оказавшись перед судом Божьим, если бы наш Спаситель не молчал перед судом. Он молчал за все наши несправедливые речи и суждения. Что касается нас, мы не должны молчаливо расточать нашу жизнь, потому что мы не властны над своей жизнью, как Христос был властен над Своей. И не можем знать, как Он знал, когда придет наш час.
Рассмотрим наш вопрос с другой стороны. Как часто мы молчим и молчали там, где нам следовало бы говорить, чтобы вступиться за поруганную честь нашего Господа и доброе имя наших ближних. Мы порой стесняемся говорить о том, что нам дал Христос, и не свидетельствуем о том, что Он может дать всем. Однажды скептически настроенный молодой человек пообещал английскому пастору Александру Макларену (1826-1910), что он будет в течение четырех недель приходить по воскресеньям в церковь и слушать проповеди. Макларен в то время читал цикл проповедей, в которых касался основополагающих догматов христианства. Прослушав четыре проповеди, молодой человек объявил во всеуслышание, что он принял Иисуса Христа как своего Спасителя, и хочет вступить в церковную общину. Макларену это было очень приятно, и он не мог удержаться, чтобы не спросить, какая из его четырех проповедей сыграла решающую роль в обращении бывшего скептика. Но тот ответил: «Ваши проповеди, сэр, были очень полезны, но всё-таки решающую роль сыграли не они». Оказалось, что возвращаясь в одно из воскресений из церкви, молодой человек провожал до дома пожилую женщину, которой трудно было самой пройти по скользкой улице. Неожиданно она остановилась и, глядя ему прямо в глаза, сказала, «Знакомы ли вы с моим Спасителем Иисусом Христом? Он для меня дороже всего на свете. Мне бы хотелось, чтобы вы тоже узнали Его». Бывший скептик закончил свой рассказ словами: «И я пошел прямо домой и, упав на колени, начал молиться и обрел Иисуса Христа». Свидетельство этой старой женщины сослужила неоценимую службу скептику. Бог не требует от каждого из Своих детей становиться проповедником или миссионером. Но Он велит каждому, кто знает Его, рассказывать людям о том, что Он (Господь) совершил для него. Такое свидетельство может быть эффективнее любой проповеди.
Молчание было бы простым, надежным и действенным способом избежать греха, если бы оно не заставило нас пренебрегать нашей обязанностью – прославлением имени Божьего. Т.е. имеется также время говорить во славу Бога и для назидания других. В этих случаях молчание будет предательством для религии нашей. Благоразумие христиан заключается в том, чтобы знать, когда говорить, а когда хранить свой мир.
Как уже и сказали, молчание Иисуса Христа бывало весомо и красноречиво. Английская писательница Мэри Пенн-Льюис сказала по этому поводу, что праведно живущий христианин может сохранять смирение и терпение даже в самой критической ситуации. Она писала: «Мы не пророним ни слова, скромно выполняя свой долг. Мы будем хранить молчание, униженно служа тем, кто предает нас. И если люди ставят нас в такое положение, при котором конфликт кажется неизбежным, мы молча и тихо отойдем в сторону, не настаивая на своих правах. Мы не возразим, когда слова наши исказят и извратят». А мы? Как мы относимся к ущемлению наших прав? Начинаете спорить, чтобы другие поняли «справедливость» ваших претензий? Считаете ли вы, что ваше служение заслуживает признания? Если всё это так, то вы еще многому должны научиться у Иисуса Христа. Подумайте о Его молчаливости, и пусть она говорит в вашем сердце.
Одного студента обвинил его товарищ по комнате общежития в краже у него ста долларов. Он не обвинил его прямо, а стал распространить свои подозрения среди знакомых и даже заявил об этом декану факультета. Обвиненный студент оказался беспомощным в такой ситуации. Всё, что он мог – это сказать: «Я не делал этого». Но такие слова кажутся совершенно пустыми против обвинений и среди всеобщего ропота. Один внутренний голос побуждал студента силой выбить правду из соседа-обвинителя. Другой голос подсказывал рассказать всем, кому было известно о случившемся, что он к этому не имеет никакого отношения. Но он обратился к Господу с просьбой о защите. Со временем его обвинитель признался, что разыграл сцену воровства для того, чтобы выудить из родителей деньги на покупку видеомагнитофона. Царь Давид оказался в такой же ситуации. Кто-то возвел на него чудовищное обвинение, пытаясь подорвать его авторитет и причинить ему глубокую боль (Пс.108.2-4). Как же поступил Давид? Употребил ли он свою власть, чтобы лишить жизни клеветника? Нет, он воззвал к Господу с просьбой о защите, о наказании клеветника, об оправдании себя (Пс.108). Насколько же лучше ответить клеветникам силой молитвы.
Когда у кого-то беда или горе, нам хочется нарушить тягостное молчание, заполнить гнетущую тишину словами сочувствия. Мы боимся, что если ничего не скажем, не утешим человека. А утешить его нужно, это мы понимаем. Вот и получается, что часто мы предпочитаем обходить убитых горем людей стороной, потому что молчать боимся, а что сказать, не знаем. Христианина, у которого погибли трое сыновей, пытались утешить двое верующих друзей. Вот как он сам об этом вспоминает: «Первый пришел и стал рассказывать мне о Боге, объяснять, почему так случилось, и утешать надеждой на загробную жизнь. Говорил он много и в основном то, что мне было известно и без него. У меня было только одно желание – чтобы он поскорее ушел. Другой друг пришел и сел рядом. Этот ничего не говорил. Просто сидел рядом час, другой, слушал, если я что-то говорил. Отвечал на вопросы коротко и ясно, помолился тоже кратко, а потом ушел. Мне было жаль, что он ушел». Так что когда будете в следующий раз рядом с кем-то, кого нужно утешить, утешайте самим присутствием своим.
В одной семье задумали в доме ремонт. Муж сказал, что по плотницкой части неплохо было бы привлечь к этому ответственному делу брата жены. Жена уже готова была ответить что-то типа: «Может, мне повезет со следующим мужем, и он хоть что-то будет уметь делать сам». Но вдруг, возможно, впервые в жизни, подумала, прежде чем сказать, и спросила сама себя: «А будет ли лучше, если я так скажу?» И сама себе ответила: «Конечно же, нет». Она проглотила свое язвительное замечание и ответила спокойно, не оскорбительно для мужа. В Библии сказано нам, что мы можем очень много сделать обдуманными, добрыми и мудрыми словами (Прит.10.31-32, 16.23, Еф.4.29). И мы все можем вспомнить случаи, когда для нас так много значили мягкие, добрые слова брата или сестры во Христе. Екклесиаст нам говорит, что есть время молчать. Иногда много можно сделать, просто промолчав. Просто промолчишь, и никому не будет больно, не будет никакого конфликта, никто не пострадает. И когда язык так и чешется, чтобы кого-то покритиковать, разнести в пух и прах, чем-то похвастаться, на что-то пожаловаться, о ком-то отозваться свысока, нужно просто остановиться. И подумать: а что будет? Давайте последуем совету Соломона, вспомним, что есть «время молчать», и ничего не скажем.
Да поможет нам Господь узнать, когда время молчать, а когда - говорить!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Помоги нам хранить молчание, униженно служить тем, кто предает нас. И если люди ставят нас в такое положение, при котором конфликт кажется неизбежным, помоги нам молча и тихо отойти в сторону, не настаивая на своих правах. Просим, дай нам мудрость Твою не свидетельствовать поспешно против других и не раскрывать чужих тайн. Помоги нам следить за своим языком, за своими словами. Даруй нам страсть свидетельствовать о Христе. Помоги нам обрести умение распространять благую весть. Господь Иисус, Помазанник Божий, Агнец Божий! Ты один способен прожить скромно и незаметно в этом мире самолюбования и эгоизма. Вдохни и в нас Твою жизнь. Помоги нам узнать, когда время молчать, а когда – говорить. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.