ПРОПОВЕДИ
Узкий путь на небеса
Мф.7.13,14
«Входите тесными вратами;
… Потому что
тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь,
и немногие находят их».
Господь Иисус предупреждает, что путь веры совсем не таков, каким себе его представляют многие. Не достаточно думать так, как думает большинство, и поступать так, как они поступают. Христианину не к лицу следовать обычаям этого мира и плыть, так сказать, по течению. Господь Иисус говорит, существуют лишь два пути в иной мир: путь в небо и путь в ад. Мы все идем по одному из этих двух путей. Как нет никакого среднего места в потустороннем мире, так и в этом мире нет среднего пути туда. Путь, который ведет к вечной погибели, пространен и многие идут по нему. Это страшная истина! И слова, которые доносят ее к нам, должны заставить многих задуматься: «По какому пути иду я?» Не спешите, пусть Бог поможет каждому из нас дать ответ на этот вопрос. И если я вдруг обнаружу, что моя вера – это вера большинства, то мне следует принять меры для ее корректировки. Если я говорю, что мой путь – это путь многих, а Богу я поклоняюсь не так, как Он требует от нас, то произношу себе смертный приговор.
Многих привлекает на путь греха и удерживает на нем то, что «широкие врата и пространен путь». На этом пути люди имеют полную свободу. Врата широко распахнуты, чтобы искушать тех, кто идет правильным путем. Этот путь настолько широк, что по нему одновременно могут идти толпы людей. Места на нем так много, что каждый человек может свободно перемещаться вместе со всем своим имуществом. Такого путешественника могут сопровождать его жена, дети, родные, друзья, знакомые. Идти по такому пути, это – легкое и приятное занятие. Если, напр., имеешь желание идти на богослужение, то можешь идти туда. Если чувствуешь себя усталым, то можешь остаться дома. Можно пренебречь собранием и, уютно устроившись на диване, смотреть телевизор. На этом пути при желании можно молиться или, взяв Библию, для успокоения совести прочитать пару глав, а потом отложить ее в сторону и просматривать порнографические журналы.
Это путь – отвечающий любому запросу, вкусу и желанию. Идя им, можно, вернувшись домой, разозлиться на жену, которая приготовила на обед не то, что бы вы желали. Можно сказать в ответ на ее оправдания «пару ласковых слов» и для большего впечатления, гневно выйти из дома, громко хлопнув дверью при этом. А потом, в тот же день, перед сном с самым благочестивым видом склонить колени и произнести молитву Господню. После чего, не обращая внимания на молящуюся рядом жену, встать и завалиться спать, демонстративно от нее отвернувшись. На следующее утро – снова на колени, а потом снова на работу, унося в сердце зло на свою «бестолковую» жену. На широком пути можно свободно допускать в сердце свое обиду, зло и гнев. На нем ты можешь спокойно злословить и сплетничать. На нем нет нужды прощать. На этом пути можно спокойно поругаться с ближним и, как говорится, высказать всё, что ты о нем думаешь. После чего со спокойной совестью пойти на богослужение, разумеется, даже не подумав о примирении. На этом пути у человека много попутчиков. Для людей естественно идти с потоком и поступать так, как поступает большинство.
На широком пути можно видеть и такую картину. Идет веселый и счастливый человек в самом что ни на есть добром расположении духа. Он только что пригубил красненького вина, так сказать для души. На заданный кем-то вопрос, куда он идет, он тут же, не задумываясь, отвечает: «Разве не видишь, в небо, конечно!». Оглянувшись и увидев кого-то, кто в душевных борениях пытался найти другой путь, этот человек стал поучать: «К чему принимать всё так близко к сердцу. Все мы – грешники. Бог нас и таких любит. Он же для того и пришел на землю, чтобы простить наши грехи». Он шел, доказывая другому свою правоту, как вдруг прямо у его ног неожиданно разверзлась глубокая пропасть, и он сорвался туда с ужасным криком: «Горе мне! Я растранжирил всю свою жизнь!» В этом жутком возгласе слышался вопль отчаяния и раскаяния, но было уже слишком поздно что-то исправить.
Узкий путь отходит от широкого пути и начинается тесными вратами, через которые нужно войти. Обращение и возрождение – вот те ворота, через которые мы вступаем на этот путь. Именно с них мы начинаем путь веры и истинного благочестия. Мы должны перейти от состояния греховности в состояние жизни под благодатью посредством рождения свыше. Ин.3.3,5 «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе. Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. … если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Мы должны стать как дети, отбросив всякое высокомерие. Больше того, мы должны бичевать себя, отречься себя, отречься от мира, избавиться от всех греховных привычек и наклонностей. Врата эти тесны для всех, но для одних они теснее, чем для других. Напр., для богатых, для тех, кто долгое время был предубежден против религии. Однако эти тесные врата, да будет Бог благословен, не заграждены ничем и не охраняются пламенным мечом, как дерево жизни в Эдемском саду после грехопадения Адама и Евы.
Пройдя через тесные врата, мы не попадаем тотчас на небо. Мы должны пройти через пустыню этого мира, пройти по узкому пути, огражденному божественным законом. Собственное «я» должно быть отвергнуто, тело надо держать в подчинении, похоти плоти надо умерщвлять. Надо противостоять ежедневным искушениям и исполнять христианские обязанности, даже противные нашим наклонностям. Мы должны переносить трудности, не падая духом, сражаться со своими духовными врагами до самой смерти. Мы должны бодрствовать над всем и поступать осторожно и осмотрительно. Нам надлежит пройти через многие скорби. Это путь страданий. Но, по мере того, как наше разумение всё более возрастает и наша вера всё более укрепляется, путь этот становится всё более свободным и пространным, а также всё более и более приятным.
Слова Господа Иисуса отпугивают многих от пути святости. Господь честен с людьми и прямо говорит нам, что ворота тесные и путь узкий. Но каким же иным, по сравнению с широким является узкий путь. Он настолько узок, что только двое могут одновременно идти по нему. И эти двое: человек, идущий по этому пути и Господь Иисус. На узком пути муж не может идти рядом с женой, жена – вместе с мужем. Родители не могут идти вместе со своими детьми, а дети – с родителями своими. Этот путь похож на узкую горную тропу, круто поднимающуюся к горной вершине. Человек не способен идти по этому пути, полагаясь только на свои силы. Это может стать осуществимым только при содействии Господа Иисуса.
Человек не может и мечтать о том, чтобы пройти этот путь, если у него сердце раздвоенное, которым он хочет служить и Богу и дьяволу. Невозможно это и для того, кто в своем христианстве легкомыслен и поверхностен. Для кого служение Богу является только законом, привычкой и традицией. Для таковых нет шансов взойти на гору Господню. На узком пути мы можем встретить и таких «христиан», которые в своей духовной жизни и в служении Господу остаются постоянно на одном месте. Они не имеют духовного роста и из года в год, образно выражаясь, «варятся в том же самом собственном соку». Им кажется, что они идут и идут, на самом же деле только ходят по кругу, ни на шаг не продвигаясь ближе к цели. Надо быть осторожным, чтобы не оказаться в компании таких путников.
Идя на узком пути, мы можем увидеть и такую картину. Стоит красивый дом, в котором находится хозяйка. Она подошла к окну и, взглянув через тюлевую занавеску, увидела другую женщину, приближавшуюся к ее дому. Хозяйка подумала: «Ах, опять она идет ко мне. До чего же она мне надоела со всеми своими жалобами, нуждами и проблемами». Но вот раздался звонок, и хозяйка, надев на себя маску приветливости и доброжелательности, подошла к двери. Распахнув ее, она ласково защебетала: «Доброе утро, дорогая сестра! Как хорошо, что ты пришла! Ну как дела?» С такой жизнью невозможно войти в небесный город, потому что для лицемеров там места нет.
На узком пути мы порой можем встретить христиан, которые любят судить других. К великому их стыду, если кто-то согрешил, то они торопятся его списать, побыстрее «похоронить», говоря: «Для него нет больше надежды. Он слишком низко упал, и ему уже не может быть прощения!». Некоторые из таких «судей» только тем и заняты, что «списывают со счетов» других, определяя их участь. Гнев Божий горит на таковых. Господь всемогущ. Он силен и мертвых воскресить к жизни новой. Если кто-то грешит, нам запрещено злорадствовать и радоваться этому. Мы должны вознести горячую молитву за эту согрешающую душу.
Мы должны всегда помнить, что по узкому пути мы не можем продвигаться вперед без путеводителя, которым является Священное Писание. Христианин, который пренебрегает чтением и изучением Библии, в глазах Бога является легкомысленным и духовно ленивым. Всё это ведет к потере всеоружия Божьего.
На узком пути христианин подвергается медицинскому обследованию. Тщательной проверке подвергаются глаза человека: здоровые они или поражены какой-то болезнью, напр.: завистливое око, похоть очей, духовная слепота и т.д. (Мк.7.22; 1Ин.2.16; Ин.12.40). Проверяются также язык и уста, в сопоставлении с тем, что говорит о них Священное Писание (Пр.6.16-17; Иак.1.26; 1Ин.3.17-18). Внимательно осматриваются руки: чисты ли они (1Тим.2.8; Ис.1.15). Проверяется и сердце. И здесь врачи особенно придирчивы и внимательны (Пр.6.14,18; 16,5; Мф.5,8,26; Лк.21.34; Иак.4.8; Рим.1.21,24). Берется на исследование кровь. Ведь существует много заболеваний крови даже у христиан. Имеем в виду те духовные болезни, которые находятся прямо-таки в крови. Взять хотя бы похоть плоти и чуть ли не с рождения проявляющиеся гнев (Евр.12.4) и эгоизм. Если человек не является здоровым, он не может взойти на вершину горы Господней для получения милости и благословения Божьего.
Многие по беспечности проходят мимо узких ворот. Они не хотят утруждать себя поисками, довольствуются тем, что есть. И не испытывают нужды в перемене пути. Другие смотрят на него, но держатся в стороне. Их пугает узость и ограниченность этого пути. Тех, кто идет в небо, немного по сравнению с теми, кто идет в погибель. Это остаток, малое стадо.
Посмотрим, что побуждает все-таки некоторых идти этим путем. Невзирая ни на что – он ведет к жизни вечной, к вечному блаженству. На нем идущих утешает благоволение Божье, которое есть жизнь для души. И надежда на это должна примирять нас со всеми трудностями и неудобствами этого пути. Итак, вникнем в суть дела, рассудим справедливо и изберем для себя путь, каким мы желаем идти. Больше того, решение вопроса содержится в нем самом, и не допускает никакого обсуждения. Никакой человек, находящийся в своем уме, не предпочтет отправиться на виселицу только потому, что путь, ведущий к ней, приятный. И не откажется от предлагаемых ему дворца и престола по той причине, что путь к нему тяжелый, ухабистый. Однако в вопросах, касающихся души, многих людей можно уличить в безрассудстве, граничащем с подобным абсурдом. Поэтому не медли, не откладывай сознательно, но входи в тесные врата. Это верно, что мы не сможем войти в эти ворота без помощи божественной благодати. Но верно также и то, что Божья благодать предлагается даром. И те, кто ищет ее и готов подчиниться ей, не будут лишены ее.
Покаяние, вера в Иисуса Христа и святая жизнь никогда не были популярны. Истинное стадо Христово никогда не было многочисленным. Подумайте, насколько лучше войти с несколькими людьми в жизнь, чем с тысячами в смерть.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты предупреждаешь нас, что путь веры совсем не таков, каким его многие себе представляют. Не достаточно думать так, как думает большинство, и поступать так, как они поступают. Просим, помоги нам найти путь, ведущий в жизнь, и следовать по этому пути. Помоги каждому из нас разобраться, по какому пути мы идем. Избавь наше сердце от зла, гнева и обиды. Научи нас прощать и принимать прощение. Помоги нам перейти из состояния греховности в состояние жизни под благодатью. Помоги нам стать как дети, отбросить высокомерие и проявлять полное доверие к Тебе. Дай нам дух смирения и кротости, чтобы мы были способны бичевать себя, отречься себя и от мира, избавиться от всех греховных привычек и наклонностей, отвергнуть собственное «я». Помоги держать тело в подчинении, умерщвлять похоти плоти, противостоять ежедневным искушениям и исполнять наши христианские обязанности. Помоги нам расти духовно. Помоги нам примириться со всеми трудностями и неудобствами узкого пути. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.