ПРОПОВЕДИ
Доказательства воскресения Христа и о Пасхе
Исторический факт воскресения Христа – это фундамент, на котором зиждется истина христианства. Ап. Павел подчеркивал эту мысль: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще в грехах ваших» (1Кор.15.17). Господь Иисус придавал огромное значение Своему воскресению. Всё, чему Он учил, ради чего Он жил и умер, в конечном итоге зависело от воскресения. Каждый человек, каким бы великим он ни был, когда-либо умрет. Весь мир находится во власти смерти, которую наложило на человека проклятие Божие, когда человек в Эдемском саду проявил непослушание Богу, и принес в этот мир грех. Но Иисус Христос, вечный Сын Божий и обещанный миру Искупитель, победил смерть и открыл тем самым путь к Богу и к вечной жизни.
Джош Мак-Дауэлл, автор книги «Доказательства воскресения», в своей книге пишет: «В университете я был студенческим вожаком. Я тщетно пытался найти подлинный источник счастья. Встретил я небольшую группу преподавателей и студентов, которые утверждали, что Иисус Христос изменил их жизнь. Я слушал их только потому, что они проявляли на деле любовь, о которой говорили. Будучи скептиком, я принял решение: подвергнуть научной проверке их утверждения, что Иисус Христос – Сын Божий, что Он был похоронен и воскрес через три дня. И что может изменить жизнь человека 20-го века. Мои исследования убедили меня в их правоте. Так я стал верующим». Ниже мы коротко изложим несколько из его доказательств. В книге более двухсот страниц. В нашей проповеди мы можем только привести несколько из фактов, показавшихся нам наиболее интересными.
Беспристрастный историк-исследователь обязательно захочет проверить показания свидетелей воскресения Христа, найти подтверждение Его смерти на кресте, перебрать все элементы процедуры погребения, подтвердить сведения о том, что Иисус был жив на третий день, и что гробница была пуста. Затем разберется во всех возможных объяснениях вышеперечисленных данных, ознакомится также с косвенными доказательствами и лишь затем делает заключение. Именно так поступил Джош Мак-Дауэлл.
Когда он начал заниматься вопросом истинности воскресения Иисуса Христа, то нашел множество исторических, литературных и юридических свидетельств в пользу этого факта. Их выдвигали самые разные люди. Перечислим несколько из них: специалист по римской истории, критик-текстолог, профессор античной истории, верховный судья Англии, авторитетный юрист, министр юстиции Великобритании и т.д. Все они нашли доказательство тому факту, что в то воскресное утро гробница Спасителя была пуста.
Многие убеждены, что истинным может считаться только утверждение, которое можно научно доказать. Наука собирает данные при помощи наблюдений и экспериментально проверяет гипотезы. Поэтому «современный научный» метод применим лишь к воспроизводимым событиям и фактам. Будучи уникальным событием в истории, воскресение Христа находится за пределами сферы такого познания. Невозможность повторить это событие в контролируемых условиях исключает применение ключевого приема такого метода. И, тем не менее, доказательства есть: исторические факты, соответствия законам психологии, соответствия правилам юрисдикции. Эти методы вполне научные и достоверные.
Когда Иисус последний раз шел в Иерусалим, Он предсказал, что воскреснет на третий день. Это подтверждают все евангелисты (Мф.16.21, Мк.8.31, Лк.6.22).
Многие говорят, что последователи Христа исповедуют слепую и невежественную веру. По мере изучения исторических и библейских оснований христианской веры всё больше и больше убеждаемся, что это – разумная вера. Когда в евангелии человека призывают обратиться в веру, речь идет о такой вере. Господь Иисус сказал: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8.32).
Коротко остановимся на чудесах. Есть теория, согласно которой любое событие в прошлом, настоящем или в будущем должно иметь естественное объяснение. Д-р Джон Монтгомери, говоря о людях, которые до сих пор придерживаются этой концепции, восклицает: «После Эйнштейна никто не имеет права исключить вероятность событий на основании прошлых знаний о законах природы. После завершения ньютоновской эпохи мы должны оставлять место для неожиданных, непредсказуемых и не поддающихся расчетам элементов Вселенной». Д-р Винсент Тейлор, выдающийся критик Нового Завета, предостерегает против излишне жесткого догматизма. Вот что он пишет об ограниченности научных возможностей в вопросе о чудесах: «За последние 50 лет нас слишком часто потрясали события, которые в свое время объявлялись невозможными».
Мак-Дауэлл сообщает, что его немало удивило и то, что последователи Христа понимали разницу между фактом и вымыслом, между реальностью и выдумкой. Некоторые считают, что во времена Господа люди склонны были верить мифам. Но исследования доказывают, что это мнение преувеличено. В древнем мире так же трудно было поверить в воскресение, как нам сейчас. Вера первых христиан была основана на фактическом опыте. Напр., апостолы говорили, что Он «явил Себя … со многими верными доказательствами» (Деян.1.3). Лука, автор Деяний святых апостолов, использовал здесь слово „tekmerion”, что означает не просто «доказательство», а «наглядное доказательство». Говоря о достоинствах Луки как историка, Рамси, посвятивший 30 лет изучению этого вопроса, пришел к следующему выводу: «Лука – первоклассный историк; … его описания фактов заслуживают полного доверия». Другой историк отмечает: «Всякий раз, когда Луку подозревали в неточности, а свидетельства, найденные в древних надписях, удостоверяли точность его сведений, можно говорить о том, что археология подтверждает достоверность сведений Нового Завета».
Новый Завет – это исторический первоисточник сведений о воскресении Христа. Именно поэтому в 19 и 20 веках многие критики выступали с нападками на содержащиеся в нем книги, и ставили под сомнение их достоверность. Однако к середине 20-го века археологические открытия подтвердили точность сведений, содержащихся в книгах Нового Завета. Открытие древних папирусов позволило заполнить пробел во времени от периода, когда жил Христос, до более поздних рукописей, известных исследователям. Эти открытия укрепили уверенность исследователей в достоверности Библии. Многие разделяли мнение, что Новый Завет был написан много лет спустя после Христа, не раньше конца 1-го века. Д-р Робинсон, который в течение многих лет был ярым критиком Библии, заявил, что он пришел к выводу, что Новый Завет – это сочинение самих апостолов или же их современников. И что книги Нового Завета, кроме книги Откровение, были написаны до 64-го года нашей эры. Можно утверждать, что подлинность и единство книг Нового Завета установлены.
Вторая причина, позволяющая судить о достоверности записей о Христе, собранных в Новом Завете, заключается в том, что они были написаны либо непосредственными очевидцами событий, либо записаны со слов очевидцев. Авторы текстов Нового Завета утверждают, что Иисус «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им» (Деян.1.3). Рассказы очевидцев, видевших Христа живым после Его воскресения, в любом суде прозвучали бы убедительно, в особенности, если учесть большое количество таких свидетелей. «Федеральный свод правил о доказательствах» требует, чтобы свидетель давал показания о том, что знает из первых рук, а не о том, что стало ему известно косвенно, из других источников. С юридической точки зрения документы Нового Завета удовлетворяют этим требованиям. Матфей упоминает о явлении Иисуса 11-и апостолам (Мф.28). Все три синоптических евангелия заканчиваются явлением Христа всем Его апостолам. Господь, несомненно, знал, с каким подозрением люди относятся к слухам. Мы часто не склонны верить чужим рассказам, особенно когда в них речь идет о необычных случаях.
Еще один довод в пользу исторической достоверности Нового Завета заключается в том, что тексты его распространились при жизни людей, на памяти которых произошло воскресение Господа Иисуса. Поэтому современники легко могли подтвердить или опровергнуть сведения, содержащиеся в этих текстах.
Доказательством истинности воскресения являются свидетельства апостолов. Деян.4.33 «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа». Это событие носило столь драматический характер, что коренным образом изменило жизнь одиннадцати людей. Все они, кроме Иоанна, умерли мученической смертью. Они не могли бы сохранить веру в воскресение, если бы твердо не убедились, что их Учитель действительно воскрес.
Первые христиане были из иудеев, и привыкли к богослужениям в седьмой день недели. Но теперь они стали собираться для поклонения Богу в первый день недели, поскольку именно в этот день произошло воскресение Христа.
Мы могли бы привести еще много прямых и косвенных доказательств в пользу воскресения Христа. Но распорядком нашего собрания ограничено наше время. В истории не было другого факта, который подтверждался бы таким множеством свидетельств, как факт воскресения. И самым неоспоримым свидетельством для каждого верующего является реальность ощущения уверенности в спасении и в вечной жизни, и в том, что они имеют живого Спасителя.
Наш материал закончим словами Самого Господа Иисуса. Откр.1.17.18 «Я есть первый и последний и живой. И был мертв, и вот, жив во веки веков. Аминь».
пастор Золтан З. Тырык
О Пасхе
Слово «пасха» - означает прохождение мимо или пощада. Бог повелел сынам Израилевым праздновать событие той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов.
Христиане имеют ежегодный праздник с таким же названием в память о воскресении Христовом. Празднование Пасхи в раннехристианской Церкви и сопутствующие ему календарные споры были результатом христианских попыток освободиться от влияния иудаизма. Никейский собор (325г.) постановил ежегодно праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния и весеннего равноденствия (21 марта). К сожалению, различные методы вычисления Пасхи, разработанные для согласования еврейского лунного и римского солнечного календаря, привели к многочисленным спорам. Известная реформа календаря, предпринятая в 1582г. папой Григорием XIII, сначала была направлена на то, чтобы сохранить празднование Пасхи весной, для чего был исправлен небольшой сдвиг по времени (11 дней на тот момент) в менее точном юлианском календаре. Поскольку в православии по-прежнему используют старый календарь (наш21 марта для них не является днем весеннего равноденствия), расхождение с другими церквями может доходить до пяти недель.
В последние годы в интересах христианского единства были выдвинуты предложения считать универсальным днем Пасхи второе воскресенье апреля.