ПРОПОВЕДИ
Христос есть Агнец Божий и Царь
Ин.1.36 «Вот Агнец Божий
Мф.21.5
«Скажите дщери Сионовой:
се, Царь твой
грядет к тебе кроткий,
сидя на ослице и
молодом осле»
Великий Предтеча Иоанн Креститель родился ради того, чтобы произнести эти слова: «Вот Агнец Божий». Он не был первым, потому что до него весть о Христе-Спасителе несли пророки, рожденные прежде. Если бы Иоанн всю свою жизнь проповедовал покаяние, если бы он неустанно говорил о грехе, но так и не сказал бы слов «Вот Агнец Божий», то жизнь свою он прожил бы зря. Ибо основным Его предназначением являлось провозглашение Мессии, Сына Божьего. Сказав эти слова, Иоанн показал на Христа, на Того, «Который берет на Себя грех мира». Апостол Павел проповедовал Христа распятого и для эллинов, и для иудеев. Его проповеди о распятии слушали и верующие и неверующие. Для неверующих Господь Иисус может стать воскресением, а для верующих уже стал жизнью. Нет предмета более значимого, более укрепляющего, освящающего, чем Его крест.
А что, собственно говоря, значат слова «Агнец Божий»? Евреи в древности для обозначения значимости или величественности чего-либо использовали эпитет «Божий». Например, кедр назывался «деревом Божьим», а гром – «голосом Божьим». Поэтому слова «Агнец Божий» чисто грамматически и стилистически могли означать, что Иисус Христос был величайшей искупительной жертвой за грех. Ведь агнец – это жертва за грех. Но Христос является величайшей жертвой за грех не стилистически, а на самом деле. Он превыше всех жертв потому, что все, когда либо принесенные жертвы указывали на Него. Есть только единственная истинная жертва за грех – закланный Агнец Божий, наш Господь Иисус Христос. Иных не было, быть не может и не будет.
Объясним причины, которые привели Господа Иисуса в Иерусалим много веков назад в этот день, в первый день недели перед Пасхой. Безусловно, Он знал, что время Его земного служения подходит к концу. Он знал, что скоро должен будет закончить то дело, ради которого пришел на землю. И что Ему осталось на земле только принести Себя в жертву на Голгофе. Он понимал, что лучше всего прийти туда, где Он будет предан смерти, публично. Не может Агнец Божий прийти на заклание к Голгофе тайно: каждый должен посмотреть на жертву, прежде чем ее принесут как умилостивление за грехи всего мира.
Сегодня некоторые считают, что прототипы Ветхого Завета выдуманы, что они таковыми не являются. И говорят: «С чего вы взяли, что пасхальный агнец является прототипом Христа?» При этом считают, что незначительные, по их мнению, детали мешают пониманию отрывка, и поэтому придавать им значение не следует. В их понимании заповедь «и костей ее не сокрушайте» (Исх.12.46) (дана была Богом при установлении первой Пасхи) является частью устаревшего религиозного обряда. Но Бог, Святой Дух так не считает. Он акцентирует наше внимание на деталях, и утверждает, что всё должно исполниться в точности. И провидение Божье всё в точности исполняет. Нам следует изучать прототипы Библии, чтобы укреплялась наша вера.
А теперь мы остановимся на доказательстве, что Господь есть Агнец Божий, т.е. Мессия. Мы знаем, что это так, но то, что произошло с Его телом после смерти, доказывает нам это еще раз. Во-первых, с Агнцем Божьим можно поступить только так, как заповедал Бог. Пасхального агнца, а это прототип Мессии, закалывали, проливали его кровь, жарили на огне, но костей не сокрушали. Бог утверждает, что Иисус есть Его Агнец тем, что кости Его не сокрушены. Вторым подтверждением будет то, что Господь Иисус должен был быть пронзен. Захария 12.10 «они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем». Раны Христа являются подтверждением Его мессианства. В последний день все племена и народы увидят эти раны и будут рыдать. Раны в боку и на руках являлись свидетельством для учеников. Господь сказал Фоме: Ин.20.27 «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». И теперь еще одно доказательство. В Ветхом Завете очищение от грехов образно представлено кровью и водой. Кровь заметна везде: нет крови, нет освобождения от грехов. Но при этом всегда присутствовала и вода. Священник перед жертвоприношением должен был омыться, как должна была быть омыта и жертва. И Господь также истекает водой и кровью. Апостол Иоанн был свидетелем этого зрелища.
Агнец Божий – Сущий, всегда был, есть и будет. Верьте Ему, любите Его и помните, что если вы не приняли Его, то гнев Божий пребывает на вас. Обратитесь к книге Откровение, там Христос более двадцати раз назван Агнцем. Приведем одно из них. Откр.5.13 «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».
Немецкий молодежный пастор Вильгельм Буш в своей книге «Иисус наша судьба» рассказывает такую историю. В шахтерском округе Эссена ему разрешили проводить библейские часы в одном маленьком домике (ГДР, 50-ые годы 20-го века). Постепенно стали приходить люди: несколько шахтеров, коммунистов и вольнодумцев, которым захотелось послушать, что может сказать этот поп. Далее, несколько старушек, несколько детей, два-три парня. И, тем не менее, образовавшаяся маленькая община привела в возбуждение жителей округа. Их стали постоянно тревожить. Однажды им разбили окна, тогда они сделали ставни. В другой раз по этим ставням загремели камни. В следующий раз возле дверей, ведущих в помещение, устроили игру в футбол консервными банками. Так что нельзя было услышать собственного голоса. Другой раз на улице пели: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь, ни герой». А внутри сидящие пели: «Бог есть любовь, о, какое счастье!» Однажды им было особенно жутко: в дверь вдруг что-то с треском ударилось, и на землю упало что-то тяжелое. Пастор подумал: не бомбу ли подбросили, т.к. все люди на улице разбежались. Сердца сидящих внутри замерли. Пастор открыл дверь и увидел большое железное распятие, лежащее в грязи. Ему оно было знакомым, он его видел в католическом мужском монастыре. Теперь оно там сорвано, и брошено им под дверь: «Вот вам ваш Христос! В грязь Его». Пастор подумал: Бог имел бы тысячи оснований отступиться от этого мира. Но Он этого не делал. Он послал Своего Сына. И Сын Божий совершает что-то неслыханное: Он берет на Себя наши грехи, и позволяет пригвоздить Себя к кресту. А человек, вместо того, чтобы пасть перед Ним и молиться, бросает Его изображение в грязь. Так человек плюет в протянутые Божьи руки. Издали доносился до пастора злорадный смех. Это смеялись над христианами. Тогда пастор вспомнил: «Не будет поругаем Сын Божий, умерший за весь мир. Он только пока скрывает Свою власть и славу. Но наступит день, и всё станет на свое место. Тогда весь мир, пренебрегший Им, увидит, что Он является единственным шансом спасения, что Он является Князем мира». Возвратившись в зал, пастор взошел на кафедру, открыл Мф.24 и прочитал часть 30-го стиха: «и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».
Мф.21.5 «Скажите дщери Сионовой, се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Как Царь Церкви пришел Он к ней в этот низший мир. На этот раз Он кроток, мягок. Он пришел не во гневе, чтобы отомстить, но чтобы в милосердии Своем совершить спасение. Он кротко переносил величайшие оскорбления и унижения ради Церкви. И так же кротко сносил безумие и злобу собственных сынов Сиона. Он был не только кротким Учителем, но и кротким Правителем, ибо управлял любовью. В доказательство этого Он явился весьма скромно, сидя на осле.
В Флп.2.8-9 ап. Павел пишет, что Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени». Смирив Себя и претерпев мучительную смерть на кресте, Христос вознесся на небо во славе и достиг царственного величия над всем и вся. Верховное правление Иисуса Христа является Его незыблемым положением и опорой христиан в их повседневной жизни. Это – основание нашего упования и надежды. Бог через Библию провозглашает истину о верховном правлении Христа над Вселенной и судьбами людей. Ничто во Вселенной не может затмить славу Христа, и никто не может отнять у Него эту власть.
В 19-й главе книги Откровение перед нами два величественных события: бракосочетание Агнца (ст.1-10) и сражение при Армагеддоне (ст.11-21). Причем каждое из них подчеркивает славу, величие и силу Господа Иисуса Христа. Для бракосочетания необходима невеста. Эта невеста – истинная Церковь Христа, т.е. все верующие, весь избранный народ Божий. При Армагеддоне собрались все народы, все враги Бога, все силы зла, подняли яростный мятеж против Христа. И тут появляется Христос, Тот самый, против кого они выступали. Причем на этот раз Он приходит не в смирении и кротости Вифлеема и Голгофы, а во всей Своей славе. Здесь Он сидит уже не на осле, а на белом коне. Конь – это символ сражения, а белый цвет – это цвет победы. Т.о., Христос является для того, чтобы одержать полную и окончательную победу над Своими врагами. Откр.19.16 «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих». Это имя действительно превыше всего. В истории было немало царей, но слава их, как цветы, увядала слишком быстро. Сегодня они есть, а завтра их уже нет. И таков удел всего, что принадлежит этому миру. Только Царство Христа вечное и только Его господство из вечности в вечность.
Господь желает, что его верховное владычество добровольно было признано людьми. Каждый человек по-своему понимает власть и строит свои отношения с властью. Если у человека сформировано правильное отношение к власти, то он избегает многих проблем, с которыми сталкиваются люди, отрицающие власти и закон. Но для того чтобы человек не превратился в смутьяна и бунтаря, или не стал раболепным поклонником власти, у него должно сформироваться истинное отношение к властям. Он должен понимать, признавать источник происхождения всякой власти. Полномочиями и силой всякого начальника наделяет Бог. И только благодаря верховной власти Бога существуют все остальные формы власти. В Еф.1 написано, что Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа воскресил Сына Своего из мертвых и посадил Его одесную Себя «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем (Еф.1.21)». Отрицание власти Иисуса Христа ставит людей в такое положение, при котором они постоянно ищут силы и безопасности в человеческих установлениях, будь то государственная, финансовая или какая-либо другая форма власти. Каждому человеку следует ответить на вопрос: признает ли он верховное владычество Иисуса Христа в этом мире и в своей собственной жизни? И от того, как человек ответит на этот вопрос, будет многое зависеть в Его земной жизни. Царственное положение Христа дает христианам силы и утверждает веру в трудные периоды жизни, когда всё, кажется, обращается в прах и исчезает. Верующие сохранили эту уверенность в самые скорбные для них времена, когда казалось, что сама Церковь вот-вот исчезнет с лица земли, и о Слове Божьем забудут. И в ранней Церкви, и в недалеком прошлом нашей страны были такие периоды. Пережить такие времена помогла им вера в верховное владычество Иисуса Христа.
Наш Спаситель Иисус Христос, Агнец Божий и Царь Вселенной достоин поклонения. Да будет слава Ему во веки веков!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за это замечательное событие из жизни нашего Господа Иисуса Христа – вход Его в Иерусалим перед распятием, отраженный на страницах Библии. Благодарим Тебя за искупительную кровь Твоего единородного Сына, Агнца Божьего, которая уже скоро должна будет пролиться ради избавления нас от наших грехов. Благодарим Тебя за то, что, принародно войдя в Иерусалим, Господь Иисус исполнил слова пророка Захарии «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле». Ибо эти слова исполнились буквально, а не символически: как сказал Захария, так и произошло. На этот раз Господь пришел в смирении, чтобы пострадать в буквальном смысле. Но вскоре Он придет опять, и придет во славе, чтобы царствовать. Просим, помоги нам всегда помнить об этом. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.