ПРОПОВЕДИ
Христианское повиновение Богу
Деян.5.29
«Петр же и апостолы в ответ сказали:
должно повиноваться больше Богу, нежели
человекам»
Бог устанавливает над нами начальников. Если власть правильно исполняет свой долг, неразумно поступит тот, кто не подчиняется ей. Если верный начальник приказывает и запрещает, исходя из Слова Божия, напрасно непокорные люди скажут: надо повиноваться Богу. Ибо Бог хочет, чтобы Его слушали через людей. Начальствующим надо повиноваться до тех пор, пока не нарушается власть Божия. Но Богу надо повиноваться больше, чем людям. Бог удерживает за Собой полную власть. Поэтому мы сегодня рассмотрим только повиновение Богу.
Под термином «повиноваться» понимаем подчиняться чьим-нибудь приказам, беспрекословно слушаться. Мы рассмотрим причины и сущность христианского повиновения Богу, а затем покажем его влияние на жизнь.
Мы обязаны повиноваться Богу, прежде всего потому, что повиновение есть закон, установленный Богом. Закон, из которого не исключается ни одно из Его творений. Приведем пример, иллюстрирующий эту истину. Мужчина гулял с собакой, но не так, как все. Хозяин собаки свернул поводок в виде восьмерки и вложил его прямо собаке в пасть. В этом городе закон запрещал владельцам собак выходить со своими питомцами на улицу без поводка. Этот находчивый хозяин нашел лазейку в законе: там не указывалось, что поводок нужно обязательно держать в руке. А пес послушно шел рядом, хотя запросто мог бы кинуться в парк облаять белок. Наше хождение с Богом должно быть таким же. Хотя Господь держит нас на весьма длинной привязи и одергивает лишь в случаях явного непослушания, Он желает, чтобы мы преданно и верно шли за Ним. Шли, повинуясь искренне, от сердца. Лучшее, что мы можем принести Господу – это поведение, не нуждающееся в поводке.
Смотрители зоопарков, ухаживающие за змеями, расскажут вам, что змею ни в коем случае нельзя брать за хвост. Она может молниеносно изогнуться и вонзить ядовитые зубы вам в руку. Брать змей нужно только в районе головы (только не сочтите это руководством к действию). Однако Бог повелел Моисею взять змею именно за хвост (Исх.4.1-5). Моисей, не раз встречавший змей в Мадиамской пустыне, знал всю опасность такого поступка. Чему же Господь хотел научить его? Бог хотел, чтобы Его служитель осознал великую силу Творца и пожелал быть управляемым Им. В общем, разница между тем, чтобы бросить жезл на землю и чтобы взять змея за хвост, была невелика. То и другое отражало повиновение воле Господа. Урок состоял в том, что Бог способен употребить всё, что желал, чтобы донести Свое Слово к израильскому народу. В определенном смысле мы держим в своих руках собственную жизнь. Мы выбираем, будем ли проводить часы, дни, месяцы и годы в погоне за своими желаниями, или же проживем их жизнью, угодной всемогущему Богу. Мы удивимся тому, что произведет Господь через нас, если мы будем повиноваться Ему.
У человека часто возникает желание избавиться от закона повиновения Богу. Его тяготит мысль быть обязанным кому бы то ни было (даже Богу), он хочет быть самому себе хозяином и творить свою волю. Он хочет быть свободным, не зная, что уже сделался рабом. Проследим за этим человеком, объявившим себя свободным и провозгласившим свою независимость. Едва он прошел некоторое время по своему пути, как явилась страсть, говорящая ему: «следуй за мной». Она заставляет его идти туда, куда он не хотел, ослабит его волю. И тогда этот человек поймет, что он не более как невольник, обменявший добровольное повиновение Богу на самое рабское унижение перед той или другой страстью. Вспомним слова Спасителя: Ин.8.34 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». Т.о., собственная жизнь рано или поздно наказывает тех, которые игнорируют Божьи законы.
Только христианин повинуется Богу так, как угодно Богу. Вот его преимущество: он не служит страстям и идолам. И в этом он достигает истинной цели своего существования, потому что он отвечает намерению, которое имел Создатель, давая человеку место на Земле. Бог желал увенчать Свое творение – человека. Уже достаточное число существ повиновалось Ему по неизбежному закону. Ему нужно было существо, которое добровольно отвечало бы на Его любовь, и добровольно исполняло бы Его волю. И величие христианина в том, что он соответствует этому намерению Творца. Душа христианина добровольно повинуется Богу, единому Владыке всех властителей, Которого он любит.
Возникает вопрос: «Каким образом мы должны повиноваться?» Ибо есть три рода повиновения: из выгоды, из страха и из любви. Другими словами есть повиновение корыстолюбца, раба и ребенка. Вы знаете, какого повиновения Бог ожидает от нас. Однако есть необходимость поговорить и о двух других родах повиновения, потому что корыстолюбцы и рабы находятся повсюду.
Некоторые христианское повиновение смешивают с повиновением человека корыстолюбивого, исполняющего свой долг только ради получения награды. Однако между ними большое различие. Человек корыстолюбивый рассуждает так: «Я исполню то или другое дело, чтобы заслужить награду на небе и быть счастливым вечно». Но всё это только его пустые намерения, плод его фантазии. Ибо место в Царстве Божьем приобретается не делами, а дается по благодати. И, с другой стороны, не возрожденный Духом Божьим человек не способен творить дела, угодные Богу. Царство Божие не для корыстолюбцев. Бог не хочет такого повиновения, главная и тайная цель которого заключается в личной выгоде.
Если Богу не угодно служение корыстолюбивое, то Он не желает также, чтобы Ему служили и рабы. Повиновение, внушаемое страхом, не сознательное, без любви, не имеет цены в Его глазах. Бог силен подчинить Своей власти любую возмутившуюся против Него волю, но Он этого не делает. Чем были бы тогда все откровения Его воли, если бы Бог не призывал человека к свободному повиновению? Одна из целей испытаний, посылаемых нам от Бога – образование души, добровольно посвящающей себя на служение Богу.
У городских властей не хватало средств для поддержания безопасности дорожного движения. Поэтому количество аварий на городских улицах было значительным. Чтобы хоть как-то способствовать улучшению положения, на опасных участках дорог поставили муляжи автоинспекторов. Это были манекены наподобие тех, что стоят в витринах магазинов, одетые в соответствующую форму. Хитрость сработала: вид стражи порядка внушал водителям подсознательное желание снизить скорость. Нам, христианам, не нужны инспекторы, ни настоящие, ни фальшивые для того, чтобы жить по Божьим заповедям, повиноваться Богу. Как мы уже сказали выше, повиновение, которое осуществляется по личной выгоде или под страхом наказания, неугодно Богу. Мы исполняем волю Господа, потому что искренне любим Его, и не хотим Его огорчать. Господь Иисус сказал: Ин.14.21 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Плод благочестия есть возрастание в повиновении Христу.
Под словом «повиноваться» мы почти всегда подразумеваем действие. Мы думаем, что, только действуя, мы служим и повинуемся Богу. Но действие есть только одна часть повиновения. Страдание же есть другая его часть, самая трудная. Итак, ожидать, оставаясь бездеятельными, и страдать – это нам кажется бесплодным. Это заблуждение нашего плотского ума. Внутренняя работа, производимая в наших душах, имеет не меньше ценности, чем расстояние, пройденное нашими ногами. Или число слов, произнесенных нашими устами. Страдая без ропота, люди повинуются Богу столько же, сколько и действуя. Если одних Бог ставит на передовые позиции, призывая их к битве, то другим Он повелевает ждать и страдать в молчании. Но все они вместе способствуют победе, равно служа предначертаниям Божьим.
Повиновение есть та добродетель, которой недостает нам ныне более всего. Правда, повиновения рабского находится достаточно. Но свободного повиновения долгу, повиновения божественной воле – этого нам не хватает. Мы живем в эпоху, когда считается, что повиновение является препятствием к свободному развитию человечества. Порой гордая самостоятельность пробуждается в человеке с необыкновенной силой. Всё сговаривается тогда в его душе, чтобы противостоять Богу. Страсть возбуждается как пробудившееся животное, требующее своего корма. Ум хочет повелевать неограниченно, и воля признает только себя. Тогда из тайника его гордости поднимается к Богу ропот. Редко случается, что христиане открыто возмущаются, не желая покориться Богу. В большинстве случаев мы избираем другого рода непокорность. Есть много христиан, желающих служить Богу, но служить по своему усмотрению. Они преследуют цели, ими же намеченные, и оправдывают свое поведение ссылками на волю Божью. Будем же бояться употреблять такие выражения, остережемся принимать за божественные внушения советы нашего воображения и наущения нашего лукавого сердца. Какое позорное зрелище являет христианин, носящий личину повиновения, но в глубине души пренебрегающий наиболее важными обязанностями. Чтобы заглушить совесть, он удваивает показное усердие. Его пылкость выражается в шумных уверениях. Фактически имя Бога тем чаще приходит на уста, чем более воля Божья отсутствует в его душе.
Наводнения, ураганы и цунами крушат города, дома и жизни людей. Море выходит за границы, установленные для него Богом. Бог положил границы не только для моря, но и для человеческого поведения. И всё же не проходит дня, когда бы люди не нарушали Его заповеди, что приводит к бедствиям большим, чем все сюрпризы природы. И при этом они еще осмеливаются утверждать, что имеют «права и свободы». В дни пророка Иеремии многие представители Божьего народа преступили установленные границы, неправедно обогащаясь и презирая нуждающихся (Иер.5.27,28). Результатом стало народное бедствие. Неповиновение Богу ведет к трагическим последствиям.
Как часто приходится нам, выполняя какую-нибудь рутинную работу, думать, что это, пожалуй, самое последнее занятие, которое мы бы для себя избрали. Уборка квартиры, стирка белья, мытье посуды – все эти обязанности могут стать поводом для многих вздохов и жалоб. Некий пастор рассказывает, что когда такое происходит у них в семье, они с женой повторяют поговорку: «Не хочется, но надо». Желание есть не всегда и, если его не хватает, нужно включить чувство долга. Мы должны руководствоваться не только побуждениями, но и ответственностью. Бог ценит ответственность. Это видно, например, из притчи Христа о двух сыновьях. Один в ответ на просьбу отца поработать в винограднике ответил: «Не хочу», но затем, раскаявшись, пошел. Другой же повиновался на словах, и даже назвал отца государем, но ничего не сделал (Мф.21.28-31). Эта притча отображает важную духовную истину. Бог ожидает от нас верности и повиновения, а не красивых слов и благих намерений.
Наше сердце должно было бы всегда быть в состоянии исполнять с любовью и радостью Божью волю. Но в действительности это не бывает так. Что же делать? Оставаться бездеятельным? Боже, сохрани от этого! Надо повиноваться со смирением и с полной покорностью воле Божьей. Надо повиноваться во всякое время: в день испытания, как и день благословения; со слезами, если мы не можем сделать этого с радостью. Повиноваться с ослабевшим сердцем, если нам не хватает усердия и стремления. И это наше повиновение, сначала пассивное и безрадостное, скоро преобразуется при помощи Божьей в радостное исполнение Его воли. Повинуемся голосу долга, и этот голос будет всё более убедительным для нас. И мы узнаем в нем голос Божий. Божья воля остается непроницаемой тайной для тех, которые ищут в ней только пищу своему любопытству. Но для тех, которые хотят следовать ей, тем она открывается для каждого шага в их жизни. И все жертвы, которые Он у них требует, не значат ничего в сравнении с той чистой и глубокой радостью, которой Он наполняет их сердца.
Будем повиноваться Богу от сердца, в благодарность за данную нам благодать.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! В Слове Твоем сказано, что Ты ожидаешь от нас верности и повиновения, а не красивых слов и благих намерений. И что подчиниться Богу – значит отдать Ему право распоряжаться всем в нашей жизни. Просим, помоги нам сверять с ним свою жизнь, и побеждать склонность к порочной гордости. Помоги нам забыть обо всем греховном и земном и последовать Христу. Ведь лишь идя за Ним, сохраним мы душу свою. Помоги нам жить верой и повиноваться Богу, чтобы укрепить душу нашу. И чтобы наша духовная жизнь принесла добрые плоды. Господи Боже, призвавший нас, Твоих рабов, идти путем, конца которого мы не знаем, встретить неизведанные опасности. Дай нам веру, чтобы смело устремиться вперед. Пусть лишь Твоя рука ведет нас, и Твоя любовь хранит нас. Помоги нам повиноваться Твоему зову и довериться Твоей мудрости. Помоги нам прославить Тебя в земной жизни, быть светом в нашем темном мире. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.