ПРОПОВЕДИ
Грех и смерть Анании и Сапфиры
Прит.19.5
«Лжесвидетель не останется ненаказанным,
и кто говорит ложь, не спасется»
Сказанное Лукой в конце 4-ой главы Деяний свидетельствовало о том, что тогда в церкви в Иерусалиме собрались скорее идеальные верующие, а не люди. Любовь, забота и взаимная поддержка царили в церкви. Мы невероятную добродетель видим: богатые добровольно лишали себя не только денег, но и недвижимости, чтобы помочь бедным. Один человек из этой церкви, именем Иосия, продав свою землю, принес деньги и положил к ногам апостолов. Апостолы настолько были тронуты великодушием и щедростью Иосии, что даже прозвали его Варнавой, что значит «сын утешения».
В начале пятой главы (Деян.5.1-11) Лука показывает: сатана измыслил обман, чтобы проникнуть в это святое сообщество. Причем под предлогом великой добродетели. Удивительны извороты лицемерия и лжи, под прикрытием которых проникает сатана. Он пользуется ими тогда, когда открыто ничего не может добиться. Но здесь особенно надо отметить замысел Святого Духа. Он восхотел засвидетельствовать этой историей, сколь угодна Богу искренность сердца, и сколь ненавистны притворство и ложь. Кроме того, сколь угодно Богу святое и чистое домостроительство Церкви. Ведь главное здесь – кара, которую Бог наложил на Ананию и его жену, тяжесть этой кары, внушившей страх всем.
В Библии мы находим много мест, где говорится о недопустимости лжи. Вот некоторые из них. Прит.12.22 «Мерзость перед Господом – уста лживые». Прит.13.5 «Праведник ненавидит ложное слово». Прит.19.5 «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется». Еф.4.25 «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему». Кол.3.9 «Не говорите лжи друг другу». Откр.21.8 «всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серой». Этих примеров достаточно для того, чтобы удостовериться в том, что Бог считает ложь весьма серьезным грехом. Возможно, кто-то скажет, что Анания и Сапфира понесли слишком жестокое наказание. Да, наказание было строгим, но Господь посчитал нужным в самом начале, когда только образовалась Церковь Его здесь на земле, показать Свою справедливость и свое отношение ко лжи.
Поступок Анании сильно отличается от действий Иосии. Анания и Сапфира сговорились между собой. Они не впали в грех в результате каких-то сильных искушений или испытаний. В Библии подчеркнуто то, что они вместе согласились солгать. Муж и жена, обдумав и рассудив, решили предпринять попытку обмануть. Анания и Сапфира не согрешили бы, продав свою землю или же оставив ее в своем владении. Они не согрешили бы, продав ее и отдав церкви только часть из вырученных денег. Их грех заключался в том, за какую цену они продали эту землю. Какую выгоду желали получить они от своего обмана? Многие считают, что они желали, чтобы церковь относилась к ним так, как к Иосии. Написано в Деян.5.2 «положил к ногам апостолов». Анания не устыдился выдавать себя за одного из лучших. Хотя он был алчным, но для обретения славы у людей лишил себя части имущества. Между тем он не думал о том, что лжет в присутствии Самого Бога, и Бог отомстит за такой обман. Т.о., Анания больше чтит ноги апостолов, чем очи Божии. Тем более следует нам остерегаться в добрых поступках добиваться людской славы. И не напрасно увещает Христос: в подаянии милостыни весьма полезно, чтобы левая рука не знала, что делает правая.
Откуда Петр знал об обмане Анании? Без сомнения, из откровения Святого Духа. Очевидно, Бог прямо говорил к Петру, сказав о размере настоящей выручки от продажи земли. Петр, в первую очередь, предлагает и Анании и Сапфире благодать, а только потом произносит приговор. Петр говорит: Деян.5.3 «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» Своим вопросом он обозначает тяжесть преступления, говоря, что сердце Анании подвигнуто сатаной. Ибо сатана наносит уколы сердцу любого человека, у человека возникает множество искушений, проникающих в его душу. Но там, где сатана занимает всё сердце, он, словно вытолкнув оттуда Бога, властвует над всем человеком. В таком сердце для Духа Божия не остается никакого места. Анания дал сатане основание, точку опоры в своем сердце. Он позволил ему искусить, соблазнить и увлечь его. Петр спрашивает об этом как о чем-то чудовищном. Ведь подобной слепоты воистину следует ужасаться. Анания должен был противостать дьяволу при самой первой попытке искусить его. Но он из предложений врага сделал себе такие выводы: «Мы можем обмануть этих людей. Если мы это сделаем, они будут думать о нас лучше. Мы оставим часть денег себе, а они никогда не узнают об этом». Дьявол может искушать нас многим, но Анания и Сапфира сами допустили сатане вложить это в свои сердца. Если ты согрешил, то, значит, ты хотел этого.
Анания был христианином, но, как и с нами это часто случается, он подвергнулся иссушениям дьявола. В Евангелии от Иоанна написано, что дьявол является «отцом лжи» (8.44). У него это хорошо получается. Наверняка он предложил Анании что-то подобное следующему: «Это прекрасная возможность и Богу послужить и людям помочь. Какая им разница, за сколько ты продал свою землю? Скажи, что это весь доход. Кроме всего, сумма, которую ты отдал, значительная. Что с того, если они подумают, что это всё?» Хотя ложь и не является для нас, верующих, привычным делом, но некоторые из нас сталкиваются с этой проблемой. Самое простое дело во всем мире – это солгать, немного приукрасить, недоговорить или умолчать о некоторых фактах. Наша планета переполнена обманом и ложью, но в церкви этого не должно быть. И вспомним приговор Бога для лжецов: Октр.21.8 « всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серой».
Суд Божий по отношению к Анании и Сапфире – это не что иное, как проявление Божьей милости. Ради блага Церкви Он не мог оставить этот грех ненаказанным. Он не мог позволить им оставаться в грехе и запачкать свидетельство Церкви перед миром. Он производит этот суд в самом начальном периоде жизни Церкви впечатляющим образом для того, чтобы все будущие Церкви узнали, что Он – Бог святой и справедливый. Когда мы обращаемся к Богу и просим у Него прощения, когда мы каемся и исповедуемся, Он милует нас. Но если мы думаем, что мы можем оставаться в грехе, и не хотим наладить правильные отношения с Ним, тогда Он начнет нас наказывать. И это тоже потому, что Он любит нас и не хочет, чтобы мы погубили свою жизнь грехом.
Некоторые говорят, что грех Анании и Сапфиры заключался в том, что они решили оставить часть своего дохода себе, вместо того чтобы отдать его церкви целиком. Это не правильно. Церковь никогда не требовала, чтобы ее члены отдавали всё свое имение. Петр усиливает вину Анании тем, что он согрешил без всякой необходимости. Он сказал Анании, что земля была его и в его власти было распорядиться полученным от продажи. Т.о., их грех заключался не в том, что они владели землей. И даже не в том, что, продав ее, они оставили себе часть денег. Отдать или оставить было в их власти. Удержав свое, Анания, тем не менее, считался бы верующим. Их грех заключался в том, что они солгали о вырученной от продажи сумме. Выше уже упоминалось о том, что они прибегли к обману не из-за того, что терпели материальную нужду. А потому, что им хотелось, чтобы церковь думала о них хорошо, так, как это случилось с Иосией. Мы часто лжем и обманываем с целью произвести впечатление на других. Мы хотим, что люди думали о нас лучше, чем мы этого на самом деле достойны. Но всё же попытки эти не приносят добра. Если взвесив все обстоятельства, мы ищем смысл этой истории, он таков: Бог осуждает в Анании и в его жене то, что они притворным приношением хотели обмануть церковь. Но следует вспомнить: где двое или трое собраны во имя Христово, там присутствует и Он. И в церкви надо вести себя точно так, как если бы мы видели Самого Бога. Они презрели суд Божий, красовались перед людьми. Сюда же относится настойчивая дерзость во лжи.
Мы видим, что Бог переходит к наказанию не во внезапном порыве, но прежде устраивает справедливую проверку. Чтобы покарать только упорных в своих грехах. Обратим внимание на последствия, постигшие Ананию. Согласно Библии он упал без дыхания, как только услышал слова Петра. Смерть его была воспринята как божественный суд. Некоторые говорят, что Петр несправедливо поступил с его женой. Но это не так. В действительности со стороны Петра было сделано всё необходимое для того, чтобы Сапфира признала свой грех и раскаялась в нем. Вопрос: «Скажи мне, за такую ли сумму вы продали землю?» предполагает, что Петр знает ответ на него и дает Сапфире возможность исправиться. Вопрос Петра должен был пробудить Сапфиру точно так же, как если бы она предстала перед божественным судом. Ей дано время на вразумление и приглашение к покаянию. Но, несмотря на всё это, она продолжает обманывать. Ее ложь не была необдуманной. Они заранее положили эту ложь в сердце свое. По особому провидению Божию вышло так, что церковь по отдельности лицезрела грехопадение этих двух. Будучи в одинаковой ситуации, они могли одновременно оказаться изобличенными. Но для назидания церкви больше подходило, чтобы каждый открыто явил собственное нечестие. Ибо лицезрение мужа не должно быть для Сапфиры предлогом для лжи, как порой случается по причине стыдливости. Итак, она добровольно, без побуждения извне, явила себя ничем не лучше мужа. Итак, чрезмерно превозносятся те, кому не по душе божественная суровость. Нам скорее надлежит размышлять о том, как сами мы предстанем перед Его судилищем. Если же мы хотим, чтобы лжецы и лицемеры оставались безнаказанными, значит, мы презираем святую божественную власть.
То, что произошло с церковью, описано в 11-ом стихе: «И великий страх объял всю церковь». Замечательным является тот факт, что после такого великого страха «верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (ст.14). Сильная церковь – это церковь, которая не терпит греха. Когда верующие начинают понимать всю серьезность своего греха и отрекаются от него, не желая оставаться в нем, когда они прекращают лгать и обманывать – тогда Бог начинает совершать в церкви великие дела. Великий страх объял не только всю церковь, но, как написано, «и всех слышавших это» (ст.11). Здесь говорится о тех, кто был вне церкви. Неверующие тоже услышали о смерти Анании и Сапфиры и устрашились. Они были уверены в том, что именно Господь сделал это. Множество из них обратилось к Богу.
Нет причин думать, что Анания и Сапфира были неверующими. Бог поразил их смертью, и этим самым Он оставил нам предостережение, что верующих тоже постигает наказание за грех. В Библии говорится о том, что верующих, которые пребывают в грехе и не каются, постигнет физическая смерть от Бога. 1Кор.11.30 «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает». Здесь говорится о преждевременной смерти как о непосредственном наказании Божьем. Мы знаем, что Бог долготерпеливый и часто медлит наказывать людей. Но если мы миримся с грехом, тогда Его судящая рука найдет нас. Это может происходить по-разному, и наш Небесный Отец будет нас учить до тех пор, пока мы не поймем, что Он ценит открытое, честное и признательное сердце. Давайте, будем учиться говорить правду!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за это повествование, оставленное нам на страницах Библии. Здесь так ясно говорится об испорченности наших сердец. Дай нам знать и помнить, что Ты – Бог святой и справедливый. Ты не потерпишь и не оправдаешь наш грех. Мы знаем, что ложь – это грех, но нам трудно избавиться от него. Просим, освободи нас от этого страшного греха и освяти нашу жизнь, чтобы мы жили истинной жизнью правды. Дай нам осознать, что нет «невинной лжи», «лжи во спасение» или просто «маленькой лжи», которая якобы содействует ко благу. Дай нам всегда помнить, что Ты ждешь от нас праведности. Ты не хочешь, чтобы мы делали грех с целью достичь какого-либо добра. Дай нам понять, сколь угодна Тебе искренность сердца, и сколь ненавистны притворство и ложь. Кроме того, сколь угодно Тебе святое и чистое домостроительство Церкви. Мы благодарим Тебя за то, что Ты долготерпеливый и часто медлишь наказывать нас. Даруй нам открытое, честное и признательное сердце. Помоги нам учиться говорить правду! Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.