ПРОПОВЕДИ
Вознесение Христа
Лк.24.51 «И когда благословлял
их, стал отдаляться от них
и возноситься
на небо».
Современная церковь зачастую обходит вниманием значение вознесения Христа. В память о рождении, смерти и воскресении Христовом учреждены праздники (святые дни): Рождество, Страстная (Великая) Пятница и Пасха. Многие церкви, однако, не уделяют должного внимания вознесению, хотя это событие имеет глубочайшее значение как искупительный акт. Оно отмечает момент величайшего возвышения Христа, предшествовавшего Его возвращению. В миг вознесения Христос был осиян славой Своей. Господь Иисус говорит о Своем уходе из этого мира как о благе, неизмеримо лучшем для нас, нежели Его постоянное присутствие. Когда Он впервые объявил ученикам о Своем уходе, те были опечалены таким известием. Ин.16.5-7 « А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Со временем смысл этого великого события стал понятен ученикам.
Христианин умирал от рака. Вокруг него собрались родные. Умирающий стал по очереди говорить со своими детьми, их супругами, а потом с внуками. И для каждого он находил теплые, задушевные слова. Даже предостережения его звучали нежно и мягко. Он напоминал своим ближним, чтобы те во всем жили ради Господа. Они все были очень растроганы, потому что понимали, что скоро этого человека с ними не будет. Через несколько дней он и в самом деле покинул этот мир. Когда этот мир покидал наш Спаситель, Он, в принципе, сделал то же самое. Но ученики не плакали, прощаясь с Христом. Они, наоборот, исполнились великой радости, даже несмотря на то, что весьма смутно понимали, как именно им придется испытать Христовы благословения. Лк.24 52 «Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великой радостью». Очень скоро на них должен был снизойти Святой Дух. А Сам Христос с тех пор, воссев одесную Бога, стал ходатайствовать за них перед Отцом. Так давайте же радоваться тем благословениям, которые оставил нам Христос, уходя к Отцу. И при всякой удобной возможности давайте советовать своим близким жить ради Христа. Настанет день, когда мы уйдем из этого мира. И наш пример, слова наши могут остаться после нас самым дорогим благословением.
Вознесение Господа Иисуса было деянием Его Отца, которым Он удалил Его из поля зрения учеников, вознеся вверх, что есть знак возвеличения. Из вида их облако закрыло Его (Деян.1.9), что есть символ Божьего присутствия. Вероятно, речь идет о «Шекхине» - облаке Божьей славы. «Шекхина» превосходит сиянием всякое обычное облако. Это – зримое проявление блистающей славы Божьей. Итак, уход Христа произошел при необыкновенных обстоятельствах. Это был момент блистательный и великолепный. «Вознестись» означает «подняться наверх». Применительно к Христу термин «вознесение» приобретает более глубокий, богатый особенный смысл. Вознесение Христа уникально. Оно превыше вознесения Еноха, взятого прямо на небеса. И пророка Илии в огненной колеснице. Вознесение Господа было не путешествием в пространстве, а второй частью (после воскресения) возвращения Его из глубин смерти в высоты славы. Вознесение Иисуса связано с Его восхождением в особое место с особой целью.
Господь Иисус Сам предсказал Свое вознесение. Приведем несколько из Его пророческих высказываний. Ин.6.62 «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» Ин.14.12 «потому что Я к Отцу Моему иду». Ин.16.5 «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» (см. еще Ин.16.10,17, 28; 17.5; 20.17). Лука описал его в Лк.24.50-53; Деян.1.6-11. Апостол Павел тоже отмечает это событие и заявляет, что в результате него Христос обрел Свою власть. Еф.1.20 «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах». 1Тим.3.16 « великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». А автор Послания к евреям использует эту истину для ободрения малодушных: Евр.1.3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».
С одной стороны, вознесение Христа было восстановлением той славы, которой Он обладал до Своего воплощения; с другой – прославлением Его человеческой природы таким образом, как это не происходило никогда прежде; а с третьей – началом царствования Христа в такой форме, которой прежде оно не имело. Вознесение Христа устанавливает следующие факты: 1. Личную власть Его. Вознесение означает восшествие на престол. Вознесшись на небеса, чтобы принять венец Царя царей, Господь Иисус воссел одесную (по правую сторону) Бога. Сидеть в одесную Отца означает занимать положение главы исполнительной власти при Нем. Это означает, что Господь Иисус правит Своим Царством и председательствует как Судия неба и земли. Находясь по правую руку Отца, Господь главенствует над телом Своим, т.е. над Церковью. Более того, власть Его и правящая юрисдикция простираются за пределы Его Церкви и охватывают весь мир. Еф.1.20-22 «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах. Превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою церкви». Хотя внутри владений Иисуса между Церковью и государством могут существовать различия, по сути своей они неразделимы. Власть Его простирается и на Церковь и на государство. Все земные правители будут держать ответ перед Ним и будут судимы Им как Царем всех царей и Господом всех господствующих. Всякий сущий на небе и на земле призван Богом чтить величие Иисуса, подчиняться Его правлению, отдавать Ему почести и покоряться Его власти. Всякий неминуемо предстанет перед Ним в день Последнего Суда. 2. Духовную вездесущность Христа. Находясь во святилище небесного Сиона, Господь Иисус доступен всем призывающим Его, и силен помочь им, в какой бы точке мира они ни находились. Евр.7.25 «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Жан Кальвин пишет: «Взятый на небо, Он скрылся от нашего вида в Своем теле, но не лишил ходящих по земле верующих Своего присутствия, дабы править миром посредством силы еще более действенной, чем прежде». Христос властен изливать на Церковь Свой Дух Святой. Однако Он не сделал этого, пока не воссел одесную Бога. Деяния Духа подчинены велениям Отца и Сына, которые посылают Его к грешникам, чтобы приобщить их к труду искупления, совершенному Христом. 3. Небесное служение Христа. Царствующий Господь ходатайствует за Свой народ. Рим.8 34 «Христос (Иисус) умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» и еще Евр.7.25. Хотя ходатайство является частью служения Христа (Ин.14.16), суть Его ходатайства – вмешательство в ход событий, а не мольбы к Отцу от нашего имени (как если бы Он был просто нашим доброжелателем, не обладающим каким-либо положением или властью). Пользуясь Своей неограниченной властью, Господь Иисус ныне щедро посылает нам те блага, которые приобрел Своим страданием за нас. Со Своего престола Он постоянно посылает Святого Духа для исполнения Им Своего народа и для приготовления его к служению. Господь Иисус вознесся также для того, чтобы вступить в Святая Святых на небесах и продолжить Свой труд великого Первосвященника. На небесах Он правит как Царь и заступается за нас как наш Первосвященник.
Крест Иисуса Христа – это дверь, через которую каждый представитель рода человеческого может войти в жизнь Божью. Воскресением Своим Он обрел право даровать любому человеку жизнь вечную. А вознесением наш Господь взошел на небеса и оставил человечеству дверь туда открытой. При вознесении Христа было довершено преображение. Если бы Господь Иисус взошел на небеса с горы преображения, Он остался бы для нас всего лишь ипостасью Божьей славы. Но Христос отвернулся от славы и сошел с этой горы, чтобы разделить судьбу заблудшего человеческого рода. Вознесение поставило в преображении точку. Наш Господь вернулся к присущей Ему изначально славе, но вернулся не просто как Сын Божий. Он вернулся к Богу и как Сын Божий и как Сын Человеческий. И отныне, благодаря вознесению Сына Человеческого, каждому человеку открыт прямой путь к самому престолу Божьему. В качестве Сына Человеческого во время служения на земле Иисус Христос сознательно ограничил Свое всемогущество, вездесущность и всеведение. А теперь Он обладает ими в полной мере, без ограничений. Сын Человеческий Иисус Христос имеет у Божьего престола всякую власть. Он Царь царей и Господь господствующих со дня Своего вознесения и доныне.
После смерти и воскресения Христос несколько раз являлся ученикам, и всякий раз их охватывала такая радость, которая вселяла надежду, что так будет всегда. Но на сороковой день после Своего воскресения, дав ученикам ясные указания, как и чего ждать, Христос медленно вознесся в небеса, и облако скрыло Его от глаз учеников. Он мог исчезнуть мгновенно, что иногда Он и делал. Но на этот раз Он решил поступить иначе, чтобы ученики поняли, что это конец – больше явлений не будет. Христос уйдет от них телом, но скоро придет Духом. И это будет несравненно лучше для них – начнется новая эра. В Своем прославленном, обладающем чудодействующими способностями теле Господь Иисус вознесся и взошел на небеса, воссел одесную Бога, ниспослал Духа Святого и начал служение ходатая за нас. И сейчас наполняет всю вселенную Своим Духом и силой. Еф.4.10 «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё». Христос вознесся на небеса, чтобы обеспечить нам вход туда и подготовить обиталище. Но, кроме того, Он, наш Бог, всегда Духом Своим с нами будет до скончания века. Он ушел, чтобы пришел Дух Святой. Какой у нас чудесный Спаситель!
Многим христианам нравится думать о вознесении Спасителя. И представлять, как Он медленно поднимается над землей, раскинув руки и благословляя учеников, оставшихся внизу. Некоторым не дает покоя вопрос: почему Он вознесся вот так, воочию, а не просто взял и исчез, как не раз поступал после Своего воскресения. Зримым образом Христос вознесся, возможно, для того, чтобы показать: земное его служение закончено и больше ученики Его не увидят. Итак, Он принес Себя в жертву за грех, победил сатану, разорвал узы смерти. А для учеников сделал всё, что мог: все свидетельства были явлены, всему, чему нужно было научить их, Он научил. Повествование о вознесении Господа Иисуса заканчивается словами: Деян.1.10-11 «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Два ангела явились, чтобы передать своевременное сообщение от Господа. Сонм ангелов принимал Спасителя, совершающего ныне въезд в небесный Иерусалим. И можно предположить, что этим двум Божьим посланникам не очень то хотелось быть здесь на земле. Однако они подчинились повелению Господа: их слово должно было укрепить в учениках веру во второе пришествие Христа. Когда мы начнем увлекаться малозначащим, пусть тогда рассуждение о втором пришествии Господа пробудит нас к жизни.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Господь Иисус Христос! Ты предал Себя смерти за наши грехи, Своим воскресением Ты обрел право даровать любому человеку жизнь вечную. А вознесением Своим Ты взошел на небеса, и оставил человечеству дверь туда открытой, для нас открыт прямой путь к самому престолу Божьему. Ты говорил о Своем уходе из этого мира как о благе, неизмеримо лучшем для нас, нежели Твое постоянное присутствие. Мы восхваляем Тебя за то, что Ты выполнил повеление Отца Своего и искупил нас. Твои прощальные слова исполнены любви и утешения. Как когда-то ученики Твои пристально смотрели на небеса, следя за Твоим вознесением, так и мы устремляем взгляд вверх к вечным и истинным сокровищам, которые ждут нас на небесах. Просим, сохрани нас в истинной вере, чтобы мы всегда были готовы встретить Тебя на небесах. Пусть Твое вознесение усилит нашу уверенность, что и мы вознесемся. Просим, подними нас над суетой и заботами этой жизни. Помоги нам каждый день превозносить Тебя, как нашего Господа, благоговейным послушанием Твоей воле. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.