ПРОПОВЕДИ
Необходимость ждать
Плач Иеремии 3.26 «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасение от Господа»
Дети не любят ждать. От них часто слышим высказывания: «Я сразу хочу сладостей!»; «Можно нам открыть подарки?»; «Мы еще не приехали?» и т.д. Взрослея, мы учимся науке терпения и ожидания. Бог, находящийся вне времени, желает видеть в нас зрелую веру, умеющую терпеливо ожидать. Такое терпение – один из признаков настоящей духовности, качество, могущее развиться с годами. Многие Божьи мужи стали таковыми благодаря умению ждать. Напр., патриарх Иаков ждал семь лет, пока сможет жениться, а потом, обманутый тестем, работал еще семь лет за любимую жену (Быт.29.15-20). Псалмопевец пишет: Пс.129.6 «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра». Стражи жаждут наступления утра. Часовые, стоящие в дозоре у стен города желают увидеть рассвет задолго до его наступления. Но псалмопевец еще усерднее жаждет увидеть знаки Божьего расположения и явление благодати Всевышнего. И он узнает об их приближении быстрее, чем ждущие утра увидят первые признаки рассвета. Божье обетование надежнее, чем порядок смены дня и ночи, ибо когда-то им придет конец, в то время как Божий завет вечен.
Иак.5.7 «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы …». Ребенок, которому дают клочок земли для того, чтобы он устроил себе садик, выкапывает ямку, бросает туда семена и на следующее же утро бежит узнать, не появились ли всходы. Земледельцу не присуще такое нетерпение. Ему надо считаться с естественным порядком вещей. Он ожидает сбора плодов только после известного числа недель или месяцев. Земледелец своим терпением, неустанным упорством обязан своей привычке иметь дело с природой. Да и любой работник знает, что ничто прочное и хорошее не делается быстро. Это же наблюдается и в духовной области человеческой деятельности. При этом надо знать, что христианское терпение – это не покорность неизбежной судьбе, как нравственное терпение, проповедуемое некоторыми философами, но смиренное согласие с мудростью и волей Божьей в ожидании грядущего вознаграждения.
Время быстро разрушает то, что сделали без его совета. Некоторым, даже верующим, кажется, что в делах Божьих этот закон не должен иметь места. Мнение таких людей опирается отчасти на верную мысль, что Бог выше времени. Мы понимаем, что категории времени и пространства, в которые включены такие ограниченные создания, как мы, не могут относиться к Богу, к безграничному и вечному существу. Мы, которые не можем ни думать, ни действовать, не допустив времени в качестве существенного элемента во всех наших суждениях и поступках, понимаем, что для всемогущего Бога время не должно существовать. То, что для нас было бы абсолютно невозможно, мы принуждены признать возможным для Бога. Из этой истины некоторые извлекают следующее ложное заключение: думают, что всё, что божественно, должно быть мгновенно.
Человек скорее признает присутствие Бога в явлениях внезапных, наводящих страх, в землетрясениях или в ударах молнии, чем в правильной смене времени года. Ослепляющее видение или голос, непосредственно поражающий чувства, делаются для человека несомненным свидетельством Божества. В Библии не поощряется такой взгляд на чудеса. Там в нескольких местах сказано, что так называемое чудо может быть совершено и злым духом. Итак, некоторые думают, что, чем более явление совершается без видимых причин или участия времени, тем более оно божественно. Это ложное понятие заставляет даже некоторых ревностных христиан признавать действие Святого Духа только во внезапных, поражающих явлениях. Им кажется божественным только то, что не подготовлено. Первое печальное последствие такого взгляда – это презрение к обыкновенным средствам оказания помощи ближнему, к продуманному управлению, к мерам, которые подготавливают и обеспечивают будущность. Другое последствие – это нетерпеливый пыл, который преувеличивает полученные результаты. Напр., видит в неестественных и фальшивых порывах души истинное обращение. Или принимает сильное возбуждение за очевидное действие Святого Духа. Тех же, которые не заражаются подобным состоянием, беспощадно осуждают. Такой слепой энтузиазм, смешивающий поверхностные впечатления с истинным действием Бога, уводит нас от Него. Т.о., из-за желания собрать преждевременные плоды там, где их не было, люди оспаривают Божьи обетования. Таковы последствия заблуждений по этому вопросу. Нам же необходимо постараться точно определять истину. А истина заключается в том, что Бог, Который вне времени, часто действует во времени и через посредство времени. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на дела Божии, какие представляет нам Библия. Она открывает нам в Боге удивительное свойство – долготерпение. Бог терпеливо переносит суд над человечеством до дня, который Он Сам назначил. То, что делает Он, должны делать и мы. Мы должны научиться ждать.
Посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Люди безразличные, вялые, эгоисты, равнодушные, все те, кто боится быть потревоженным в их лености и благополучии, скажут: «Не нужно ни лихорадочного энтузиазма, ни преувеличенного усердия, всё придет в свое время для того, кто умеет ждать. И нет ничего более возмутительного, чем усердие человека, который думает, что он может опередить волю Божью». Необходимо сказать несколько слов тем, кто готов выразить такое мнение. Из того, что мы сказали выше, не выводите ложного оправдания вашей собственной бездеятельности. В самом деле, из двух противоположностей: лихорадочной деятельности и лености последняя наиболее опасна. Вспомним поражающее поучение Господа Иисуса в притче, где Он описывает нам страшный суд. В тот день найдутся души, которым Он скажет: Мф.25.41 «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его». Но разве это преступники, убийцы, прелюбодеи? Вникнем в причину их осуждения. Ст.42 «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Эти люди могли быть, по мнению мира, честными людьми, благонамеренными христианами. Они могли быть окружены почетом. И все-таки на них падет вечный приговор. Они осуждены навсегда, потому что, будучи в состоянии действовать, они не действовали.
Иногда нам непонятно, почему нельзя делать того, что делать хочется. Ин.13.37 «Петр сказал Ему: Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь?» Он не мог идти за Христом, потому что не знал сам себя, не знал, на что способен. Благие порывы могут привлечь нас к Христу, помочь почувствовать Его притягательную силу, но им никогда не сделать нас Его учениками. Когда Бог посылает тебе чистый лист, смотри, не рвись сразу же на нем что-то писать, а лучше подожди. Может быть, этот чистый лист тебе послан для того, чтобы ты узнал, что такое освящение. А может быть, он послан после освящения, чтобы ты узнал, что такое служение. Никогда не забегай вперед, не обгоняй Бога. Если у тебя есть хоть малая доля сомнения, значит, Бог тебя не ведет. Раз сомневаешься, не двигайся. Вначале тебе может показаться, что ты понимаешь, чего именно ожидает от тебя Бог: разорвать с кем-то дружбу, прекратить какие-то деловые отношения – сделать то, в чем ты ясно видишь волю Божью для себя. Никогда не поддавайся таким порывам. Если поддашься, запутаешь всё так, что потребуются годы, чтобы распутать. Подожди, пока Бог Сам всё уладит, а Он это сделает, не разбивая ничьих сердец и не принося горьких разочарований. Когда тебе действительно важно узнать, что хочет Бог, подожди, дай Ему что-то сделать.
Водитель не захотел стоять в пробке и решил препятствие объехать по запрещенной полосе. Однако там только что уложили бетон, и его блестящий «Порше 911» накрепко увяз. «Торопыга» заплатил высокую цену за нетерпение свое. Библия рассказывает о царе Сауле, который также дорого заплатил за поспешность – был отвергнут Богом. Желая, чтобы Бог благословил израильтян на предстоящую битву с филистимлянами, Он пошел на поводу у собственного нетерпения. Когда пророк Самуил не прибыл в назначенное время для принесения жертвы, Саул не удержался и нарушил Божье повеление (1Цар.13).
Осенью, когда открывается охотничий сезон, на несколько недель охотники получают разрешение отправиться в лес и предаваться любимому занятию. Некоторые из них даже строят себе укрытия на деревьях, где терпеливо сидят и ждут, пока в пределах досягаемости появится олень. Размышляя об охотниках, которые могут быть такими терпеливыми, ожидая добычу, подумаем о том, какими нетерпеливыми можем быть мы в ожидании Бога. Так, часто, ожидая чего-нибудь (или кого-нибудь), мы думаем, что теряем время, а это в нашей направленной на предельную продуктивность культуре считается едва ли не преступлением. Однако терпеливое ожидание служит многим целям. В частности, оно доказывает нашу веру. Те, чья вера слаба, часто сдают позиции первыми. А люди с самой сильной верой готовы ждать бесконечно. Если мы не получаем мгновенного ответа на молитву, это еще не повод сдаваться. Научимся ждать.
Хотя в 12-ой главе Послания к евреям говорится о том, как успешно пробежать «поприще», т.е. в нашем случае дистанцию веры, в ней ни разу не упоминаются слова «победа», «победить». Автор всё больше говорит о терпении и стойкости. Без этих качеств о победе говорить нечего. Победа, конечно, дело приятное, вот только добывать победу не всегда приятно. Чтобы быть в хорошей духовной форме, нам нужно избавляться от лишнего веса, «бремени», и не попадаться на подножки «запинающего» нас греха. А для этого нужна самодисциплина. Если мы хотим испытать радость от успешного финиша, нам нужно уметь превозмогать боль. Наше состязание веры не похоже ни на какое другое, потому что в нем мы соревнуемся не с кем-то, а с самим собой. Нам нужно научиться терпеть и ждать, быть послушными нашему любящему Богу. Но когда знаешь, что с каждым шагом ты всё ближе и ближе к победе, легче стиснуть зубы и ждать и терпеть. Помоги нам, Боже, в этом!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам не дать волю чувствам, а разуму, довериться Тебе. Какие бы сомнения в успехе не одолевали нас, чтобы мы исполняли Твою волю. Научи нас долготерпению, и помышлять о Твоей силе и святости, Бога живого, на которого мы уповаем. А также запасаться долготерпением и верой ожидать исполнения всех обетований Божьих. Просим, дай нам осознать, что наш долг – терпеть, молиться, ждать и твердо верить. Что нас слышит Бог сквозь штормы, ветры, бури, грозы. Что ожидание Бога – это вовсе не пустая трата времени. И что мерой Божью благодать нам не измерить. Может быть, Ты нам что-то даешь, но пока не время это что-то взять и нельзя его брать так, как кто-то подсказывает. Научи нас ждать, пока Свое Слово скажешь Ты, а не выбирать неправедный путь к праведной цели. Просим, научи нас Духом Твоим Святым терпеть и ждать, надеяться и верить. Дай нам терпения Твоих времен и сроков дождаться. Ты наставляй нас, учи ждать, отучивая гнаться. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.