ПРОПОВЕДИ
Познание Бога
Иер.9.24 «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня».
Почти вся наша мудрость, во всяком случае, заслуживающая наименования истинной и полной мудрости, разделяется на две части: знание о Боге и обретаемое через Него знание о себе. Никто не может истинно созерцать себя, не обратившись сразу же к созерцанию Бога, которым живет и движется. Человек никогда не достигнет верного знания о себе самом, пока не получит определенное знание о Боге, и от созерцания Его не обратится к созерцанию самого себя. В нас настолько укоренилась гордыня, что мы постоянно кажемся себе праведными и непорочными, мудрыми и святыми, если только наши нечестие, безумие и нечистота не бросаются в глаза слишком явно. Но мы не сумеем увидеть наших пороков, если будем смотреть только на себя, не думая одновременно о Боге, не соотнося своих суждений с Ним как с единственным верным мерилом. Пока мы глядим на землю и любуемся собственной справедливостью, мудростью и добродетелью, то испытываем полную удовлетворенность. Но едва мы обращаем свои помыслы к Богу, и осознаем Его совершенство, всё тотчас меняется. То, что так нравилось нам под маской праведности начинает издавать зловоние нечестия; всё, что восхищало мудростью, кажется безумием; а всё, что являлось в прекрасном обличье добродетели, предстает просто как слабость. Таким образом, то, что кажется нам совершенством, ни в малейшей степени не соответствует божественной чистоте. Доказательство этому мы находим и в Библии. Ветхозаветные праведники, пребывая вдали от Бога, чувствовали себя уверенно и ходили с высоко поднятой головой. Но стоило Богу явить им Свою славу, как они приходили в смятение и ужас, впали в уныние, испытывали смертельный страх и едва не лишались чувств. Итак, людей трогает и потрясает собственное ничтожество лишь тогда, когда они сопоставляют его с величием Бога.
Бог познается нами, в первую очередь, как Творец – из совершенного устройства окружающего нас мира и из учения, содержащегося в Священном Писании, а затем предстает как Искупитель в лице Иисуса Христа. Однако недостаточно лишь сознавать, что есть некий единый, достойный поклонения Бог. Мы должны быть убеждены в том, что Бог, Которому мы поклоняемся – единственный источник всех благ, и ничего не искать вне Бога. Он хочет научить нас ожидать всё только от Него, у Него искать, с Ним всё соотносить и принимать с благодарением. Ибо, пока люди не усвоят, как следует, что они всем обязаны Богу, пока Он не станет единственной целью их устремлений, до тех пор они никогда не придут к искренней набожности. Познав таким образом Бога, душа доверяется Его защите и покровительству, и всецело Ему предается. Склоняется перед Его превосходством, почитает Его величие, способствует возрастанию Божьей славы и повинуется Его заповедям.
Сапожник-атеист сказал своему сыну, что всё существует само по себе. Сын ответил: «Тогда легче приобрести всю природу, чем пару ботинок». Если вся природа случайное последствие эволюции материи, почему атеисты не предоставят природе производство безбожных книг? Почему они сами так усердно трудятся над их изданием? Даже атеистическая книга доказывает, что за всяким организованным произведением кроется разумный замысел и план. Познайте Творца, восхищайтесь Им, и не тратьте времени на бесполезные догадки. Когда Лютера спросили, что делал Бог до того, как Он сотворил наш мир, он ответил: «Он сидел в лесу и приготовлял розги, чтобы сечь тех, кто задает глупые вопросы». Есть ответ лучше этого юмористического. Прежде основания нашего мира Бог приготовлял Царство для тех, кто кормит голодных, поит жаждущих, принимает странников, одевает раздетых и посещает больных и узников в темницах (Мф.25.34-36). Познайте в Боге Творца и делайте то, что делал Господь Иисус, о Котором Слово Божье говорит, что «Он ходил, благотворя и исцеляя всех» (Деян.10.38).
Некоторых не надо убеждать в пользе учения. Есть люди, которые страшно любят разные факты, любят копаться в цифрах, и находить всякую информацию. Но многие это ненавидят. Читают только то, что нужно, ни больше, ни меньше. Интеллектуальной деятельностью не обременяют себя ни в коем случае. Но если мы хотим угодить Богу, мы обязаны узнавать о Нем всё больше и больше. Мы знаем, что грехи наши Бог прощает. В Библии сказано, что мы царственное священство и будем царствовать с Богом. Но такие служители, которые не хотят познавать Его, Ему не нужны. Осия 4.6 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною».
У туристов редко получаются великолепные снимки. Они нечасто берут на себя труд выбирать нужное место в нужное время, чтобы при этом была нужная погода и свет падал под нужным углом. А профессиональные фотографы, чтобы сделать хороший пейзажный снимок, подолгу присматриваются к объекту съемки с разных сторон, в разные времена года и дня. Может, потому-то некоторые люди не могут ясно увидеть всю красоту и всё величие Бога, что решения принимают, как туристы фотографируют: щелк и готово. Они делают какие-то неправильные выводы о Боге только потому, что с ними нехорошо обошлись в церкви; или им попался человек, который называл себя христианином, а жил вовсе не по-божески. И люди выносят Богу приговор, и уходят от Него, и считают себя обиженными. А ведь Бога-то нужно искать совсем не так. Царь Давид говорил сыну своему Соломону: 1Пар.28.9 «Если будешь искать Его, то найдешь Его». Псалмопевец сказал: Пс.118.2 «Блаженны … всем сердцем ищущие Его». Чтобы видеть и познавать Бога по всей Его полноте и величии, нельзя к Нему подходить «по-туристски». Нужно Бога искать и познавать всегда и всем сердцем.
Приведем пример, показывающий, что есть дети Божьи, которые поступают именно так. С христианином в тюрьме произошел несчастный случай, который оставил его горбатым. После того, как он вышел на свободу, однажды прохожий мальчик спросил его: «Дядя, что это у тебя за спиной?» Бывший заключенный был уверен, что тут же последуют какие-нибудь насмешки, и ответил: «горб». Мальчик сказал: «Нет. Бог есть любовь, и никому не посылает уродства. У вас не горб, а ящик за плечами, в котором спрятаны сложенные ангельские крылья. Когда-то ящик откроется, и вы полетите на этих крыльях на небо». Христианин заплакал от счастья. У каждого человека есть свой какой-нибудь «горб», какой-нибудь физический, умственный или духовный недостаток. Бог допустил одному человеку горб, другому болезнь или нищету, или тюремное заточение, потерю близких или еще какое-нибудь горе. Но давайте не применять человеческих мерок, которые относят все такие вещи в область катастроф. Применим к ним небесные мерки, какие применил вот этот, исполненный Духом Святым мальчик. Чтобы видеть в наших несчастьях ящики, в которых скрываются ангельские крылья, на которых нам предстоит подняться к небу. А для этого надо знать небо, нашего Бога.
Библия принимает как факт, не требующий доказательств, что человек способен познать Бога в той степени, в которой Он открывается ему. Мы обладаем духовной способностью, с помощью которой можем познавать Бога и духовный мир (в наши дни наука называет это миром из тонкой материи), если только начнем пользоваться этой способностью и покоримся побуждениям Святого Духа. Принимается как само собой разумеющееся, что в сердце человека прежде должна свершиться спасительная работа. Вечный, духовный мир оживет в нас в тот самый момент, когда мы начнем считаться с его реальностью. Сердце человека находит Бога, когда он пробуждается Им же от духовной спячки. Мы можем полагаться на реальность незримого Бога и духовного мира с той же уверенностью, с какой полагаемся на зримый, знакомый нам окружающий мир. Духовный мир здесь, Бог ожидает нас, и Он ожидает нашего внимания к Себе. Беда в том, что мы привычно считаем видимый мир самым что ни есть реальным и сомневаемся в реальности какого бы то ни было иного мира. Мир чувств и ощущений день и ночь вторгается в поле нашего сознания. И наши духовные глаза, искаженные грехом, не могут увидеть иной реальности. Видимое становится врагом невидимого, временное – врагом вечного. Таково проклятие, которое наследует от Адама всякий человек.
В основании христианской жизни находится вера в невидимое. Объектом христианской веры является невидимая реальность. Если мы желаем вознестись в область света и силы, куда увлекает нас Бог через Библию, нам нужно сокрушить зловредную привычку отвергать духовное. Нам следует переместить свои интересы из области видимого в область невидимого, поскольку великой невидимой Реальностью является Бог. Если мы воистину желаем познать Бога, нам следует быть людьми не от мира сего.
В ресторанах быстрого питания «Макдональдс» после того, как вы заказали всё, что хотели, улыбающиеся кассиры непременно спросят: «Не желаете ли …?» И затем следует название какого-нибудь фирменного или нового блюда, благодаря которому наш заказ станет несравненно богаче, а ощущения неповторимее. Нечто подобное происходит, когда мы входим в Божье присутствие. Господь словно спрашивает: «Не желаете ли познать Меня больше?» Пророк Исаия пережил нечто подобное. После смерти благочестивого царя Озии он увидел Господа: Ис.6.1 «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз Его наполняли весь храм». Благодаря этому событию его понятие о святости Бога значительно расширилось. Он увидел Его совершенство и полноту. Благодаря этому расширилось и понимание пророком собственной греховности (ст.5). А это, в свою очередь, привело к расширению его взгляда на Божье прощение и очищение (ст.6,7). Только поняв глубину своей нечистоты, пророк смог оценить полноту Господней благодати. А результатом стало его желание послужить Создателю, быть посланным к людям, чтобы и их познание Бога увеличилось (ст.8,9). Будем и мы стремиться к тому же, к возможно более полному познанию Бога. Знание о Боге восхищает, знание Бога преображает.
Чтобы кого-то узнать по-настоящему, с ним нужно прожить всю жизнь. То же самое можно сказать и о Боге. Пророк Иеремия советует нам хвалиться тем, что мы знаем Бога. Иер.9.24 «хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня». А апостол Павел молился, чтобы верующие «поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1.10). Мы не можем узнать всего, что можно узнать о Боге, сразу, за несколько недель, месяцев или даже лет. Это дело долгое, нужно читать Библию, молиться, учиться у других верующих. И чем больше будешь познавать Господа, тем интереснее тебе будет, пусть даже пройдет и полвека. Более того, мы можем быть уверены, что и в вечности мы будем постоянно узнавать о нашем Боге что-то новое (Еф.2.7). Так что можно начинать уже сейчас. Найдите время для Господа в своем распорядке дня, и Он каждый день будет открываться вам по-новому, так, как вы и представить не могли.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, даруй нам желание узнавать о Тебе больше и больше, и лучше и лучше понимать, чего Ты от нас ожидаешь. Искать Тебя всем сердцем, всем разумением, всей силой души. Чтобы мы «славили бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей» (Пс.118.7). Доброму разумению и ведению научи нас. Даруй нам желание глубже и глубже вникать в Слово Божие и осознать, что самое нужное образование – это познание Бога. Научи нас хвалиться тем, что знаем Тебя и поступать достойно Тебя, во всем угождая Тебе. Помоги нам найти время для Тебя в своем распорядке дня. Помоги нам вслед за Тобой ступать, наш Спаситель. Дай нам понять всю глубину нашей греховности, чтобы мы смогли оценить полноту Твоей благодати. И чтобы результатом этого стало наше желание оставить всё, как сор, как прах земной, послужить Тебе и прославлять Тебя. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.