ПРОПОВЕДИ
Страдания как путь к радости
2Кор.4.17 «Ибо кратковременное
легкое страдание наше
производит в
безмерном преизбытке вечную славу».
Наша плоть всегда бежит от собственной погибели, какую бы награду ей ни предлагать. И нас больше затрагивает нынешнее чувство, чем надежда на блага небесные. Поэтому апостол Павел учит, что скорби и тяготы благочестивых людей ничто в отношении своей горечи, если сравнивать их с бесконечным благом вечной славы. Прежде он сказал, что мы не должны тяготиться тлением внешнего человека, ибо из этого проистекает обновление человека внутреннего, духовного. Поскольку тление видимо, а обновление невидимо, ап. Павел, дабы вырвать из нас плотскую привязанность к земной жизни, сравнивает нынешние скорби с будущим блаженством. Этого сравнения достаточно для успокоения и усмирения душ благочестивых людей, чтобы те не пали под тяжестью креста Христова. Итак, ап. Павел предпринимает здесь наилучшее врачевание, чтобы христианин не сломался и не покорился скорбям. Ведь это сравнение делает легким то, что ранее казалось тягостным; кратким и преходящим то, что казалось долгим и нескончаемым.
Скорби не только могут подводить нас к небесной славе, они могут стать предвестником радости уже здесь на земле. Пс.29.6 «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его; вечером водворяется плач, а на утро радость». Здесь Давид имеет в виду наказание Господне как особый дар Отца Небесного Своим заблудшим детям. Наказания Господни кратковременны. Бог прекращает их, как только мы обращаемся к Нему с искренним покаянием, молимся о прощении. Поистине, это великая милость, ибо, если бы гнев Господень пылал достаточно долго, Он истребил бы всякую плоть. Бог медлен на гнев и Его нелегко спровоцировать, и скор на милость. Его гнев уходит, и Он желает быть в мире с нами. Если Бог прячет Свое лицо от собственных детей и временно исключает желаемые ими доказательства Своего благоволения, то Его гнев невелик и на малое время. В то же время Он «вечною милостью помилует их» (Ис.54.7,8). Благоволение Господне не только возвращает нам сладость жизни и радость бытия, но и само по себе является жизнью – ничто не может оживлять с большей силой. Это – жизнь души, залог вечной жизни. К счастью, вечер, когда водворяется плач, длится не вечно. Даже в унылую зимнюю пору утренняя звезда зажигает свой светильник. То, что в мрачные минуты жизни мы ощущаем печаль – совершенно естественное явление. А когда наступает утро, когда восходит Солнце Правды (Это одно из имен Господа Иисуса, Малахия 4.2), мы вытираем с глаз слезы и радость изгоняет из души назойливую печаль. Разве может человек, знающий Господа, не радоваться? Первые лучи солнца приносят нам утешение, ибо Господь – начало нового дня, и об этом знают все верующие.
Когда излишние, казалось бы, страдания вторгаются в нашу жизнь, мы часто спрашиваем себя: «Кому нужны все эти горести?» Но давайте, задумаемся на минуту и вспомним, как образуются жемчужины. Каждая жемчужина образуется как внутренний отклик раковины-устрицы на рану, причиненную раздражителем, напр., песчинкой. Восстанавливающие средства направляются к поврежденному участку. Конечным результатом залечивания повреждения является блестящая жемчужина. Возникает нечто прекрасное, что было бы невозможно без ранения. В книге Бытие 41-42 мы видим Иосифа, занимающего важный пост в Египте. Бог вскоре использует его, чтобы накормить как Египет, так и окрестные народы, в том числе и семью отца во время голода. Но как Иосиф достиг такого положения? Всё началось со страдания – с продажи в рабство, которое произвело жемчужину полезности (Быт.39). Поскольку, будучи в унижении Иосиф во всем полагался на Господа, ему со временем стало лучше, а не хуже. Некий христианский писатель сказал об Иосифе: «Если бы человеческое сочувствие спасло его от тяжелого периода в его жизни, последовавший период славы не наступил бы». Так что, если вы страдаете, помните: без раны не бывает жемчужины!
Мальчик помогал бабочке выбраться из своего кокона. Но потом она не смогла летать и погибла. Только позже мальчик узнал, что эта борьба бабочки за свободу являлась важной частью развития ее крыльев.
Известный толкователь Библии пишет: «Мы имеем способность радоваться, но у нас нет способности страдать. Хотя способность страдать наиболее точно определяет, насколько верно мы следуем за Иисусом. Но как бы странно это ни звучало, путь к радости лежит через страдания… Бог гораздо больше заинтересован в нашей святости, чем в сиюминутном временном счастье. Он знает, что если мы не будем святы, то никогда не обретем настоящего счастья. А святость всегда влечет за собой страдания».
Еще один современный теолог делает такой вывод: «Мы не хотим страданий, мы хотим успеха. Мы приравниваем себя не к тем, кто занимает низкое положение, кому больно, а к тем, кто занимает высокое положение и здоров. Мы не очень любим людей, которых все сторонятся, и неудачников; мы предпочитаем общаться с видными и преуспевающими людьми. Для христиан искушение сообразоваться с этим миром является сладким и сильным. Но ап. Павел говорит, что мы – дети Божьи, если страдаем со Христом… Бог не поручает выполнение тяжелых заданий самым слабым детям».
Чтобы заслужить честь быть допущенным ко двору короля Артура, рыцарь должен был совершить много подвигов. Всякий, кто возвращался из битвы целым и невредимым, слышал приказ: «Иди и не возвращайся, пока не получишь шрам!» Король требовал от своих вассалов такой преданности, чтобы они без колебаний бросались в самую гущу боя, рискуя быть убитыми или ранеными. Только храбрейшие из храбрых удостаивались его похвалы. Апостол Павел также был человеком большого мужества. Он много пострадал за Христа, и многочисленные шрамы были тому свидетельством. Он писал в Гал.6.17 «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». И хотя в наше время христиане редко рискуют за свою веру физическими ранами, но от них и сейчас требуется не меньшая самоотверженность. Господь Иисус сказал: Мф.16.24 «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это означает, что мы должны добровольно повиноваться Христу, забыв о своих собственных желаниях и удобствах. Это означает также, что мы должны быть готовы столкнуться с непониманием, подвергнуться осуждению и даже физическим преследованиям за свою веру. Но Господь Иисус всё видит и всё помнит. Читаем из 1Пет.4.13 «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Пусть тело наше и не будет «украшено» шрамами, когда мы предстанем перед Христом, но всякий, кто пострадал за Него, не останется без награды. Заметим, что никакая жертва за Него не сравнится с той, которую Он перенес за нас.
Петя сбежал из дома. Мать не могла найти себе места. Отец позвонил в полицию и сообщил приметы сына. Мать до этого чувствовала, что с Петей что-то происходит. Он стал дерзким и хмурым и, наконец, исчез, просто уехал, не сказав никому ни слова. Родители уже пятый день пытались узнать что-нибудь о своем 15-летнем сыне. Сколько эмоций и сколько страданий испытали они за эти дни! Матери иногда казалось, что с Петей случилось что-то ужасное, и ее ребенок сидит сейчас где-нибудь в ресторане и весело смеется со своими друзьями. «Какой неблагодарный труд – заботиться о детях!» – думала она. На следующий день рано утром Петя вернулся домой. Он просто вошел в дверь и остановился на пороге. Когда до этого мать представляла себе внезапное его возвращение, она думала, что строго накажет его. Но когда Петя появился в то утро на пороге дома, она вдруг забыла о своих страданиях и гневе. Она была счастлива и не могла вымолвить ни слова. Она просто стояла и смотрела на своего блудного и любимого сына. Петя увидел сияющее лицо матери, и что-то изменилось в нем, и он испуганно проговорил: «Прости меня». Означает ли ее внезапная радость, что она слишком баловала своего сына или любила его чрезмерно? Считаем, что нет, просто родители радуются тому, что их пропавшие дети исправились и нашлись. И в данном случае сработал духовный закон – страдания матери сменились радостью.
Ларри Крэб в своей книге «Внутри» пишет, что полное освобождение от проблем мы будем иметь на небесах, будучи вместе с Иисусом. А до тех пор мы либо стенаем, либо делаем вид, что всё в порядке. Он еще добавил: «Стенания – вот чего модернистское христианство так часто пытается избежать». Одна верующая христианка, у которой в семье была напряженная обстановка, решила, что Бог ее подвел. Она жаловалась своему пастору: «Я уже и молилась, и отчаивалась, и давала обеты, однако ничего не изменилось. Самое печальное заключается в том, что я знаю, что Он в силах изменить обстоятельства. Он делал это раньше, но сейчас не отвечает». Эта христианка не пыталась скрыть свои стенания. Подобно всем нам, она хотела, чтобы в ее жизни произошли перемены. И перемены произошли, но сначала в ней, а потом вокруг нее. Бог часто помещает нас в трудные обстоятельства, чтобы сделать нас лучше.
После военного переворота на Гаити в 1991 году мировое сообщество наложило экономические ограничения на маленькое карибское государство. Жизнь для многих жителей Гаити превратилась в борьбу за выживание. В это время одна верующая женщина так молилась в собрании: «Благодарю Тебя, Господи, за посланное Тобою эмбарго. Оно научило нас больше полагаться на Тебя. Оно побудило в нас сильное стремление попасть на небеса». Те верующие радовались жизни, будучи бедными и голодными, ибо их духовный взгляд был устремлен на богатство и славу, которые ожидают их на небесах.
Не бывает жизни без слез. Люди во всем мире плачут, потому что сокровенные мечты не сбываются, любимые умирают, а совершённые грехи оборачиваются горечью и сожалениями. Верующие христиане в такой же мере подвержены горестям жизни, как и все другие люди. Но нас ожидает день славы. Мы придем в рай с лицами, искаженными болью и залитыми слезами, с такими лицами, какие были у нас при жизни, и Спаситель ласково утрет каждую слезинку, и дарует вечную радость и покой. Некий христианский писатель излагает эту мысль так: «Руки человеческие слишком грубы для этого. Если даже они и могут утереть слезу, другая появится на ее месте. Только руки, создавшие дух, могут добраться до самых потаенных глубин души, в которых гнездится боль, и остановить льющиеся из них потоки слез. … Бог осушит все слезы: слезы бедности и неудач, слезы сомнений и разочарований, слезы боли, страха, слезы сожаления о недоступном, да, каждая слезинка будет утерта Тем, Кто знает все наши печали».
Верующей христианке исполнилось 90 лет, когда она почила и отправилась в свой небесный дом. Всю жизнь она тяжело трудилась, жертвуя собой ради семьи, будучи верной Богу и мужу. Вскоре после похорон две из ее правнучек выразили свои чувства к ней на листе бумаги. Одна из них, шести лет от роду, написала большими печатными буквами: «Я надеюсь, что ты счастлива на небесах». Надежда на благополучие прабабушки, которую выразила внучка, совершенно справедлива в отношении каждого усопшего верующего во Христа. В Библии описана наша небесная обитель как место, где нет страдания, печали, плача, боли, нечистоты, болезни, зла (Откр.21.22; 22.1-5). Господь Иисус Христос сказал, что пойдет на небеса приготовить место нам (Ин.14.1-3). Также ап. Павел описал небеса как место, где «всегда с Господом будем» (1Фес.4.17). Подобно престарелой христианке, каждый верующий в Господа Иисуса может быть уверен, что его ожидает «счастливая жизнь на небесах». Нет большей радости, чем проводить вечность с Господом Иисусом. Господь! Просим, помоги нам смотреть на жизнь в свете вечности всегда, даже когда дела идут хорошо!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Что скорби и тяготы благочестивых людей ничто в отношении своей горечи, если сравнивать их с бесконечным благом вечной славы. Благодарим, что через Библию Ты говоришь нам об этом, чтобы усмирить и успокоить душу благочестивых людей, чтобы те не пали под тяжестью креста Христова. Просим, помоги нам добровольно повиноваться Христу, забыв о своих собственных желаниях и удобствах. Научи нас больше полагаться на Тебя. Побуди в нас сильное стремление попасть на небеса, устремить наш духовный взгляд на богатство и славу, которые ожидают нас на небесах. Помоги нам смотреть на жизнь в свете вечности всегда, даже когда дела идут хорошо. Мы молились во имя Господи Иисуса Христа. Аминь.