ПРОПОВЕДИ
Тело человека нужно укротить
1Кор.9.27 «Но усмиряю и порабощаю
тело мое,
дабы, проповедуя другим, самому
не остаться недостойным».
Христианин не может делать то, что ему хочется. Это постараемся доказать на примере апостола Павла.
Греческое слово, которое переведено как «усмиряю», означает: «ударяя по лицу, ставить синяк под глазом». Здесь не имеется в виду, что нужно жестоко обращаться с телом, как учит аскетизм. Или что нужно считать тело порочным, как утверждает гностицизм. Имеется в виду, что нужно сделать тело наше смиренным пленником, чтобы оно служило нам для исполнения нашего святого предназначения. Это то же самое, что умертвить наши земные члены (Кол.3.5) и умерщвлять дела плотские (дела тела) (Рим.8.13). Недопустимо, чтобы наше тело использовалось для потворства вожделению. Мы, люди, готовы удовлетворять желания плоти даже во вред своему здоровью: принимать наркотики, курить, употреблять спиртное и сладости в недозволенных количествах, сидеть за компьютером много часов и т.д. Это относится и к духовной жизни.
Вернемся к Посланию к коринфянам. Среди коринфян нашелся такой, кто своим телом злоупотреблял (предавался блуду), не заботясь о нем как о Божьем храме (6.9). Другие из них принимали пищу, принесенную в жертву идолам, не учитывая тот факт, что среди них были слабые в познании (8.9-13). Слово «порабощаю» следует понимать: «вести побежденного как пленника и раба», «приводить пленника в рабство, делая его рабом, чтобы он служил цели победителя». Слово, которое переведено в эпиграфе как «недостойным», означает еще «отвергнутым». Апостол Павел, несомненно, был спасен благодатью через веру в Иисуса Христа. Более того, он был призван стать апостолом, чтобы осуществлять Божье новозаветное строительство (создание Церкви Христа). Тем не менее, здесь он очень ясно отдает себе отчет в том, что он должен совершить свой бег (1Кор.8.24-26, Деян.20.24), подчиняя свое тело, чтобы оно служило его святой цели. Тогда он не будет сочтен не одобренным у судного престола Христа (2Кор. 5.10). И не окажется не заслуживающим награды грядущего царства (Мф.7.21-23, 25.11-12), кому судья не присудит венца. Апостолу был необходим святой страх, чтобы сохранить верность. Сколь больше этот страх необходим нам?
6 мая 1954 года Роджер Бэнистер стал первым человеком в мире, пробежавшим одну милю менее чем за четыре минуты. Но вскоре нашелся ему достойный соперник. Через два месяца Джон Лэнди сократил это время на 1,4с. В августе этого же года эти спортсмены встретились в одном забеге. На последнем круге Лэнди вышел вперед. Казалось, он выиграет, однако у финиша промелькнула мысль в его голове: «А где сейчас Бэнистер?» Как только он оглянулся, тот его обогнал. Лэнди потом сказал корреспонденту журнала Тайм: «Если бы я не оглянулся, то точно одержал бы победу». Библия содержит одно из самых ярких описаний христианского образа жизни, сравнивая это с соревнованием атлетов. В 1Кор.9.24-27 нам сказано, что дисциплина – вот ключ к победе. В Евр.12.1-2 содержится наставление, чтобы мы оставили всё, препятствующее духовному возрастанию, и сосредоточились на Христе. Евр.12.1-2 «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса». А в Послании к филиппийцам апостол Павел сказал: Флп.3.12-13 «Стремлюсь … забывая заднее и простираясь вперед».
Апостол Павел серьезно относился к благовестию. Он поставил перед собой задачу – относиться к служению Богу так же ответственно, как и спортсмены, которые готовятся к ответственным соревнованиям. Тогда как спортсмены желают получить земную награду, Павел переносил трудности ради того, чтобы получить награду вечную. Проведя несколько лет в плодотворном служении, апостол по праву мог успокоиться. Пять раз его истязали (били кожаными ремнями), он был побиваем камнями, тонул в кораблекрушении, терпел голод, жажду, холод и много других лишений (2Кор.11.24-27). Тело Павла, должно быть, протестовало против очередного его намерения совершить путешествие к новому месту служения. Можем представить себе, как оно как бы говорило Павлу: «Смотри, как я изранено и изнурено. Я уже изрядно потрудилось. Но почему ты настаиваешь на таком безумном подвиге любви ради этих черствых людей? Я уже не могу подвергать себя опасностям. Уже время идти на отдых». Но Павел дисциплинировал свое тело. Как бы мы слышим, как он говорит: «Я знаю, что ты больное. Я хотел бы согласиться с тобой. Но ради благовестия Христова, ради Самого Христа и Его Царства я должен совершать свой путь. А без тебя я идти не могу. Вперед». Итак, апостол Павел заставил свое тело служить себе и благовестию. А мы предоставили свои тела на служение Христу?
Итак, наряду со своими переживаниями о служении Богу у апостола Павла были переживания и о самом себе. Он переживал о том, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным того служения, которое он совершает. Он понимал: если он перестанет усмирять и порабощать свое тело, хоть внешне он будет продолжать проповедовать так, как и прежде, всё же внутренне станет недостойным. Так бывает и с нами, ныне живущими христианами. Христианин продолжает посещать богослужебные собрания, старается придерживаться моральных принципов христианства, даже участвует в каком-то служении, но внутренне он стал другим, потому что перестал усмирять и порабощать свое тело. Это проявляется в том, что в своей жизни он приоритет дает вожделениям тела. Из слов апостола Павла мы видим, что он еще не пережил этой перемены, о которой беспокоится. Но он понимает реальность этой опасности и признает, что, несмотря на свои прошлые победы, заслуги, он может внутренне измениться.
Ап. Павел приводит пример для лучшего понимания этой истины. Он говорит: 1Кор.9.24 «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Ристалищем называлась арена для состязаний в беге. Греки любили зрелища до такой степени, что каждый мало-мальски значительный город имел свой собственный театр и ристалище (стадион). И апостол мысленно представляет себе спортсмена-победителя, который должен постоянно тренироваться, воздерживаться от какой-то пищи, от каких-то скверных привычек, которые могут повредить его здоровью. И когда его плоть заявляет о каких-то желаниях, он говорит ей твердое «нет». Это для того, чтобы на соревнованиях (т.е. в испытаниях) он мог достичь победы. Апостол был победителем, который дисциплинировал себя так, чтобы каждое движение приближало его к победе. Слова его во 2Кор.6.1-10 раскрывают нам стратегию, необходимую для победы в духовной борьбе и для эффективного служения Богу. Павел сказал, что победная христианская жизнь требует самоотдачи, знаний, выносливости и любви, которые достигаются посредством силы Святого Духа.
Спортсмена никто не заставляет воздерживаться от многого для него приятного. Он знает, что это принесет ему пользу. У нас, христиан, есть цель, ради которой стоит усмирять и порабощать свое тело. Мы имеем возможность стараться, ограничивать себя, ради не этой земной, человеческой славы, а ради того, чтобы в вечности иметь похвалу от Самого Бога. Несмотря на это, нередко среди христиан возникают вопросы: «А что, и это нельзя?» или «А где написано в Библии, что это нельзя? А я считаю, что можно». Всё это говорит о том, что мы с вами еще не до конца осознали нашу ответственность перед Богом. И не сердцем ищем того, что полезно и назидает. Апостол Павел говорит: 1Кор.10.23 «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает». И бывает, что христиане понимают, что то или другое им не полезно. И, тем не менее, делают, потому что хочется. Серьезность нашего желания быть с Богом в Его Царстве проверяется нашей готовностью усмирять и порабощать свое тело, нашей жизнью, нашим воздержанием. Чтобы, проповедуя другим о Спасителе, самим не остаться недостойными.
В Послании к галатам апостол Павел пишет такие слова: Гал.5.16 «Я говорю: поступайте по духу, и не будете исполнять вожделений плоти». Плоть не должна в нас господствовать, и мы должны являть свидетельства своего водительства Святым Духом. Словом «исполнять» апостол говорит, что сыны Божии, как бы ни были еще подвержены порокам, и как бы ни тяготились бременем плоти, не привержены полностью этим плотским порокам, но упорно им сопротивляются. Духовный человек вовсе не чужд плотских вожделений. Однако он не покоряется им и не дает им царствовать, что и означается словом «исполнять». Плоть постоянно проявляет себя: «Я хочу, мне это нравится». Страшно представить, что было бы, если бы каждый из нас дал свободу, полный простор всем своим плотским желаниям. Возможно, кто-то, читая эти слова, думает: «Опять это усмирение и порабощение тела своего. Да мне и так тяжело. Что это за жизнь вообще такая?» Склонны к ропоту на запреты и на рамки христианской жизни обычно именно те, кто этих рамок и запретов не придерживается. Вот им они кажутся такими неудобоносимыми и тяжелыми. Те, которые от сердца покорились Господу и живут жизнью воздержания, они счастливы в этой жизни. Они нашли истинную свободу, потому что всякий делающий грех – раб греха. И когда человек дает простор своим желаниям, он попадает в рабство. А когда он усмиряет и порабощает тело свое, он приобретает истинную свободу духа. Он может открыто посмотреть в глаза своим ближним, он может смело идти на труд Божий, он может владеть собой. Это истинное счастье, а не угнетение.
Многие проблемы нашей духовной жизни вытекают из того, что плоть не желает уступать, она ленится, она мешает служению Богу. И, по мере того, насколько мы усмиряем и порабощаем тело свое, мы и в личном общении с Богом, и в нашем служении достигаем положительных результатов, плода во имя Господа. В словах Гал.5.16 «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» нам показан выход из той ситуации, когда плоть одерживает верх. Но иногда в нашем сознании иначе складываются представления о том, как побеждать плоть. Мы более расположены думать следующим образом: «Сначала я должен победить свою плоть, а потом уже я смогу поступать по духу». В нашем отрывке не так написано. И мы зайдем в тупик, если сконцентрируем свое внимание на наших усилиях для того, чтобы победить свою плоть. Для этого нам нужно сконцентрировать свое внимание не на борьбе с ней, а на том, чтобы поступать по духу. В первую очередь нам нужно свое внимание сосредоточить на Боге, на Его Слове. На том, что Дух говорит. Если Он побуждает нас к труду, значит, мы должны трудиться. Если Дух побуждает нас к молитве, значит, нам нужно молиться. И, как следствие этого, мы не будем исполнять вожделений плоти.
На курсах обучения фотографии были практические занятия. Нужно было сделать снимок на природе. Одна из обучающихся решила снять свою дочь на склоне холма. Девочка стояла рядом с цветущей яблоней, и эта яблоня была такая красивая, что мама не устояла перед соблазном и сняла всё вместе – и девочку, и яблоню в цвету. Как же она была удивлена, когда инструктор фотографию раскритиковал за то, что яблоня отвлекала глаз от главного объекта – девочки. Это относится и к нам, ученикам Иисуса Христа. Мы должны всё свое внимание сосредоточить только на Нем. Но, как эту маму, нас часто привлекают «яблони в цвету». Наше внимание рассеивается: к своим увлечениям, друзьям, семье, работе. А должно оно всё стекаться к Христу, потому что Он – «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (1Тим.6.15-16). Он настолько выше всего, что ничему другому просто не может быть места в центре нашей жизни.
Помоги нам Господь понять это!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за сегодняшнее наставление. Просим, даруй нам сил на нашем состязании на жизненном поприще. Помоги нам не попадать в ловушки былых ошибок, но воспитай нас, чтобы мы смогли избежать путей порочных. Позволь нам сосредоточить взгляд на вечной цели, которая стоит перед нами. И на Сыне Твоем, Господе нашем Иисусе Христе. Помоги нам в нашей жизни отбросить всё то, что отвлекает нас от Него. Ибо лишь в Нем мы найдем на всё ответ. И в Нем одном – прибежище от бед. Господь Иисус! Просим, возьми нашу руку и сердце, и дай, по молитве нашей, чтобы мы с каждым днем укреплялись и росли духовно в Твоей безграничной любви. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.