ПРОПОВЕДИ
Жизнь не для себя
Флп.1.21 «Ибо для меня жизнь – Христос».
Для апостола Павла Христос был жизнью. Иметь Христа своей жизнью – это верный признак каждого искреннего христианина. Слава Христа должна быть целью нашей жизни, благодать Его принципом ее, а Его Слово – нашим правилом. Жизнь христианина проистекает от Христа и направляется к Нему. Он – ее источник, правило и цель.
Прит.16.4 «Всё сделал Господь ради Себя». У каждого ремесленника есть цель в работе. Бог – Творец всего и источник существования. Он дал жизнь каждому творению и определил ему свое место. К творению относится и человек. Всё от Бога и существует благодаря Ему, поэтому всё приходит к Нему и служит для Него. Он сотворил всё соответственно Своей воле и для Своей славы. С помощью Своих творений Он определил служить Своим собственным целям.
Среди величайших тем Библии обращает на себя внимание и тема жизни. Дискуссии мирских умов на эту важную тему не умолкают. Тщетно изощряется человеческая мысль, пытаясь проникнуть в вековую тайну смысла жизни. На века затянувшийся диспут лишь подчеркивает неразрешимость этого вопроса для человека, разум которого не просвещен Божьим светом. Оставляя в стороне множество философских теорий, под словом «жизнь» обычно подразумевают: благоденствие, радость, здоровье, мир и многое другое. Но такова ли суть жизни в свете Слова Божьего и в действительности? Тяготение к уюту, изысканной пище, веселью – словом, желание пожить – является естественной потребностью человека. Но, тем не менее, человек должен дать преимущество жизни вечной.
Рассмотрим пример из Библии. Книга «Руфь» начинается с сообщения о похоронах трех мужей из иудейской семьи, которая по причине голода пошла «жить на полях моавитских» (1.1). Это закономерный итог, когда неверие и малодушие предпочитает небесной, вечной жизни жизнь земную, временную. Но заканчивается эта книга прекрасным образом для Руфи из далекого от Бога моавитского народа. Она оставила родные поля, на которых можно было жить. Не дороги они стали ей, потому что она с неуемной жаждой потянулась к единственному Богу. Устремилась так, что Господу угодно было включить ее в родословную Христа. Это закономерный итог веры, когда предпочитается святое, вечное, Божье.
Ап. Павел своим страданиям дает следующую оценку: кратковременные и легкие (2Кор.4.17). Если учесть всё, что пережил этот мужественный воин Христа, то легко ли было ему так охарактеризовать ежедневный риск потерять жизнь? Для него легко, потому что он был уверен, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8.18). Вот что ставил он на другую чашу весов, вот что не упускал из виду этот Божий подвижник! Вот почему он радовался: Кол.1.24 «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь». Некоторые христиане плачут: «Одни беды и страдания приносит мне жизнь, и конца им не видно». Но, давайте, задумаемся! Не обладаем ли мы неоценимым сокровищем вечного спасения? Все трудности меркнут перед такой восхитительной будущностью. Своих последователей, не возлюбивших души своей даже до смерти (Откр.12.11) но всем существом возлюбивших истину, Христос ведет в Царство, которому нет конца. Христос зовет нас не только вперед, Его путь – всегда ввысь. Каждого, кто последует за Ним, Он возводит в сан новозаветного священника, по высоте звания - царственного. 1Пет.2.9 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел». В жизни христианина, если он любит Христа и покорен Ему, наступает такой момент, когда он уже не удовлетворяется благословениями только для себя, благополучием только своим, светом, данным только ему. Всего этого он с жаждой ищет для других. Такое состояние, такая забота свойственна священнику. К сожалению, встречаются в церкви прихожане, которые ни о ком на свете не переживают, кроме себя. Всё внимание церкви они стяжают лишь на себя, только о себе ищут заботы, для себя – теплоты и попечения. И, кажется, нет никакой надежды, что когда-нибудь в их сознание пробьется мысль, побуждающая взглянуть на ближнего взглядом милосердного самарянина.
Некий проповедник написал: «Я спросил ученика, что для него ценнее всего». Он ответил: «Книги». Я задал вопрос скряге, и он закричал: «Деньги». Я спросил нищего, и он слабо промолвил: «Хлеб». Я обратился к алкоголику, он не мог думать ни о чем, кроме спиртного. Я задал этот вопрос толпе на улице, и в ответ раздался нестройный хор голосов, в котором я различал выкрики: «Богатство, слава, удовольствия». В конце концов, я обратился к бедняку, который был известен своей набожностью. Он ответил мне: «Больше всего на свете я желаю трех вещей: во-первых, прочно опираться на веру; во-вторых, быть достойным Христа; и, в-третьих, пребывать с Христом». Все его самые сокровенные мечты были связаны с Иисусом.
Когда жена рассказала миссионеру Адонираму Джадсону, что в газетной статье его сравнивали с апостолами, Джадсон заметил: «Я не хочу быть достойным апостола Павла или любого другого человека. Я хочу быть достойным Христа. Я хочу следовать только за Ним, принимать только Его учение, впитывать Его Дух». После всего, что Он для нас сделал, таково же должно быть желание и каждого, кто познал Его как Спасителя. Поэтому будем жить для Него.
Натуралиста Генри Дэвида Торо часто вспоминают в связи с его высказыванием о том, что большинство людей «живут всю свою жизнь в тихом отчаянии». В попытке изменить такое существование он прожил три года с 1845 по 1847 один в лесах Уолден Понд в штате Массачусетс. В 1854 году он опубликовал книгу «Уолден, или Жизнь в лесу», в которой описал свой опыт. Торо писал: «Я ушел в лес, потому что хотел жить свободно, увидеть и узнать настоящую жизнь, и посмотреть, могу ли я у жизни чему-то научиться. Чтобы не получилось так, что в свой смертный час я пойму, что на самом деле я не жил вовсе. Я не хотел жить так, как живет, а вернее не живет большинство людей. Для этого я слишком дорожу жизнью». Торо был, безусловно, прав, тревожась о том, что многие умирают, так и не начав жить. Но ап. Павел еще много веков назад указал нам, как избежать этого. Он открыл на собственном опыте, что подлинная жизнь начинается лишь тогда, когда мы забываем о своих маленьких заботах и целях и обращаемся к Христу. Но на этом ап. Павел не остановился. Он хотел узнать Христа так близко, как это только возможно. Он страстно желал приблизиться к Христу и разделить Его любовь с другими. Апостол хотел исполнить то, для чего Христос даровал ему спасение.
Берегитесь любых дел для Бога, которые позволяют вам забыть о Нем самом. Очень многие из тружеников на ниве Божьей поклоняются своему труду. А труженика должно волновать лишь одно: чтобы в центре всего стоял Бог. Труженик, который не настроен на Бога, сам подставляет голову в ярмо своего труда, сам крадет у себя всякую свободу тела, разума и духа. И, как следствие, истощает свои силы, и падает под непосильным грузом. Нервы, разум и сердце у него так напряжены, что на них просто не может пребыть Божье благословение. И наоборот, если во главе всего стоит Бог, человек испытывает свободу и подчиняется одному только Богу. И Бог с вас спросит не за труд ваш. Он спросит за то, пребывали ли вы в постоянной живой связи с Ним, и не позволяли ли чему-то становиться между вами. Итак, нашей единственной целью в жизни должна быть безраздельная преданность Богу в конкретном деле, вверенном нам.
Большинство из нас с не престижных и низкооплачиваемых должностей начинают свою карьеру. Со временем, поработав и проявив себя, мы обычно так поднимаемся вверх по служебной лестнице. И тогда нам доверяют работу, за которую больше платят, но и больше спрашивают. Хороший работник, как правило, на низкой должности не задерживается. Не пристало и христианам долго засиживаться на простейшей работе. Ап. Павел упрекал галатийских верующих за то, что они в своей духовной жизни всё еще находились на самой низкой ступени. Их упрямство в соблюдении закона Моисеева не давало им расти. Они начинали в силе Святого Духа, но затем скатывались к вере в свои добрые дела, а не во Христа. Гал.3.3 «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» Эта проблема актуальна и для нас: мы гордимся своими собственными успехами, а не тем, что сделал для нас Христос. Но Бога своими добрыми делами мы не удивим. Так не будем засиживаться на низких должностях, а будем возрастать в благодати и служить Господу с любовью и от всего сердца. Полагаясь на Духа Святого, мы сможем жить так, чтобы прославлялся Христос.
Один христианин как-то раз вздохнул и сказал: «Если бы можно было отмотать время на 20 лет назад и продолжать служить Господу». Желание, конечно, похвальное, но неисполнимое. Богу, для того, чтобы исполнить через нас то, что нужно Ему, достаточно и одной человеческой жизни, не важно, длинной или короткой. Апостолу Павлу Бог открыл, что его в Иерусалиме ожидали узы, скорби, и, возможно, даже смерть. Но Павел все равно собрался в Иерусалим. Деян.20.24 «Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божьей». Цель Павла была не в том, чтобы сделать больше, чем нужно. Его цель была в том, чтобы делать, чтобы совершить вверенное ему служение. И у нас, как у Павла, должна быть одна цель: Христа возвеличить в своем теле, «жизнью ли то, или смертью» (Флп.1.20). И тогда, если понадобится, мы сможем пожертвовать и свободой, и самой жизнью своей. Мы будем твердо знать: Бог продолжит и завершит Свое дело через других. Смерть апостола Павла не положила конец его служению. В книге Деяний (Деян.20.28) рассказывается о том, как апостол завещал свое служение пресвитерам церкви. И по сей день мы многому учимся и на жизни апостола Павла и на его посланиях. Жизнь человека коротка, она – как «пар» (Иак.4.14). И давайте с помощь Христа свою жизнь посвящать и тому, что останется после нас.
Жителям городка нужно было срочно принимать очень важное решение – уровень воды в реке поднимался с каждым часом, и местные власти организовали эвакуацию населения. Большинство людей на это соглашались, но некоторые, то ли боялись за свое добро, то ли думали, что всё обойдется, и отказались уезжать. Можно понять, почему людям так трудно было решиться на переезд: у каждого из нас есть какие-то вещи и места, с которыми нам тяжело расставаться. В 1-й главе Послания к филиппийцам ап. Павел тоже говорил о том, что его тянет сразу в две стороны: Флп.1.23 «влечет меня то и другое». Он страстно желал встретиться на небесах со Спасителем, но в то же время сознавал, что Бог дал ему задание здесь, на земле. Он разрывался между желанием быть с Христом и своим призванием служить людям. Если мы уверовали в Иисуса Христа как в своего Спасителя и Господа, то поймем, как тяжело было апостолу Павлу. Нам не терпится встретиться с Иисусом, но мы понимаем, что у Бога есть Свои соображения, по которым нам лучше пока остаться на этой греховной планете. Час нашего ухода из этого мира определит Бог, а пока мы должны максимально использовать свою жизнь здесь, на земле. Каждый свой день отдадим Иисусу Христу. Будем продолжать жить для Него и спасать других. Будем же покорно следовать за Христом, простираться вперед, чтобы открылся нам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Просим, дай нам осознать, что Ты сотворил всё, в том числе и нас, людей, соответственно Своей воле и для Своей славы. И с помощью Своих творений Ты определил служить Своим собственным целям. Дай нам понять и то, что целью нашей жизни должна быть слава Христа, благодать Его – принципом ее, а Его Слово – нашим правилом. Мы так любим жизнь, но дай нам любить Сына Твоего еще больше. Помоги нам познать Его, почувствовать тепло Его сердца и испытать могучую силу Его воскресения. Помоги нам радоваться жизни в Нем прежде, чем мы умрем. Дай нам помнить Его Слова: «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». Просим, помоги нам, детям Твоим, жить в мудрости, любви и в свете лица Твоего. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.