ПРОПОВЕДИ
Порождения ехиднины
Мф.3.7 «Увидев
же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься,
сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам
бежать от будущего гнева?»
В третьей главе Евангелия от Матфея описан фрагмент из служения Иоанна Крестителя, предтечи Господа Иисуса Христа. Не многим из проповедников удалось добиться того, что достиг Иоанн Креститель. Мф.3.5,6 «Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи». И никто не получил такой высокой оценки из уст главы Церкви Иисуса Христа, как Иоанн. Ин.5.25 «Он был светильник, горящий и светящий». И Лк.7.28 «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». Итак, обратим внимание на слова пророка.
Иоанн в своих проповедях призывал к покаянию, которое требовалось в связи с приближением Царства Небесного. Здесь он обращается к тем фарисеям и саддукеям, которые приходили к нему креститься. Он другим говорил: Мф.3.2 «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», но когда увидел фарисеев и саддукеев, идущих к нему, то счел необходимым высказаться по-другому. Это были двое из трех известных в то время иудейских сект. Третьей были ессеи, о которых ничего не сказано в евангелиях, т.к. они любили уединение и уклонялись от участия в общественных делах. Фарисеи были ревнителями обрядов, церковной власти и преданий старцев. Саддукеи впадали в иную крайность: они отрицали существование духов и загробную жизнь. Удивительно, что они пришли на крещение. Однако полагаем, что их привело любопытство. Слова Иоанна были обличающими и пробуждающими. Он начинает резко, не называет их равви, не употребляет никаких почетных титулов и, тем более, не хвалит их. Господь Иисус точно так же назвал их: «порождения ехиднины» (Мф.23.33), т.е. змеиные отпрыски. Они был подобны ехиднам: благовидные, но злобные и ядовитые. Они были семенем и отпрысками тех, кто имел такой же дух. Слова Иоанна «кто вам внушил бежать от будущего гнева» означают, что им угрожает грядущий гнев Божий. Бог внушает людям этот страх, потому что не хочет их погибели.
Обратим внимание на то, какая проповедь была у Иоанна. Его не смущали их духовные чины и сановитость. Он проповедовал истину всем, невзирая на лица. Он говорит: «Знайте, что вам не удастся избежать грядущего суда Божьего, если будете так жить в грехах ваших». В Послании Рим.1.18 устами апостола Павла Господь говорит нам так: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков». Бог не может явить нам милость и Свою любовь, если мы не живем по Его истине или даже идем войной против нее.
Как видим, крещение в воде не спасает человека от праведного суда Божьего. Кто, приняв водное крещение, продолжает жить в грехе, тот получит еще большее осуждение, и еще более жаркое место в огне преисподней. А кто, продолжая грешить, осмеливается протянуть свою руку, чтобы принять участие в Вечере Господней, того постигнет удвоенное наказание. Не говорите, что вы являетесь христианами и не успокаивайте себя этой мыслью. Потому что, если вы, называясь христианами, продолжаете делать грех, то вас постигнет еще более страшная участь, чем тех, которые никогда не знали Христа.
Так что, если Иоанн Креститель называет людей змеиным отродьем, то мы должны понимать, что это означает. Ехидна – ядовитый змей, в наши дни встречается главным образом в Австралии. Яд ее способен привести к смерти. Змей известен в народе еще и тем, что при ползании извивается из стороны в сторону, напоминая походку пьяного человека. К сожалению, нужно сказать, что даже среди христиан встречаются такие, которые в жизни своей ходят, как змеи, хотя и не употребляют алкогольных напитков. Как это ни горько, но надо признать, что есть люди, которые вообще не способны ходить прямыми путями. Было бы справедливо, если бы от этого страдал только сам этот человек. Но беда в том, что таковые содержат в себе яд, которым они отравляют и умерщвляют другие души.
Человек, порабощенный грехом, бывает не в силах победить его даже в том случае, если он обратится к Богу. Будучи пропитанным злом, он заражает и отравляет тех, кто находится в общении с ним. Поэтому мы должны помнить: если мы имеем связь с человеком, в жизни которого есть грех, то мы должны быть очень осторожны, чтобы не попасть из-за этого в большие затруднения. Грех, нашедший место в чьем-то сердце, как змей, может укусить и нас. Ведь когда Ева была отравлена грехом, следующей жертвой стал Адам, который вкусил тот же яд из ее рук. Апостол Павел не зря говорил: 2Кор.11.3 «Боюсь, чтобы как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе».
Змей греха очень ядовит. Он безжалостно жалит и отравляет других. Люди, которые имеют нечистое сердце, и которые не имеют страха в хождении перед Господом, представляют собой большую опасность. И являются проклятием для своих ближних и окружающих. Поэтому не удивительно, что, обращаясь к такому роду, Иоанн говорит «Порождения ехиднины! Кто мог внушить вам, что вы избежите грядущего гнева Божьего?» И далее Мф.3.8,10 «Сотворите же достойный плод покаяния! Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Никто из людей не сможет убежать от грядущего суда, если терпит грех в своем сердце. Неужели ты, кто считаешь это мелочью, и дальше хочешь жить вместе с этой мерзкой тварью? Возможно, ты пытаешься бороться со змеем греха. Но, в лучшем случае, ты бьешь его только по хвосту. Такой путь борьбы не будет иметь успеха. Обратись за помощью к силе Иисуса Христа, чтобы он был умерщвлен!
Змеем можно назвать человека, который жалит и отравляет своим языком других. Даже если ты называешь себя христианином, знай, что Бог не потерпит тебя, даже если этим змеем является только твой язык. В Библии не зря сказано, что язык очень опасен. Иак.3.6 «И язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». И потому, если твой язык именно такой, тогда в глазах Божьих ты являешься никем иным, как змеем. Грех всегда влечет за собой суд Божий. И очень важно, чтобы каждый знал, что ему не избежать его до тех пор, пока он не научится контролировать свой язык.
Слово Божие неоднократно напоминает нам о том, чтобы, раскаявшись во всяком грехе и духовной нечистоте, мы явили потом на деле плоды покаяния. Именно об этом говорит и Иоанн Креститель, обращая к народу эти слова: «Сотворите же достойный плод покаяния». То есть измените в корне свой образ жизни, свое мышление и стремления. Фактически человек не покаялся, если в нем остается та же сущность и прежнее поведение. Тот, кто жил когда-то в духовном Содоме, покаявшись, должен первым делом выйти из этого города разрушения. Иными словами, покаяться – значит оставить всё, что было связано с прежней греховной жизнью. Как можешь ты называть себя покаянным и обращенным, если в сердце твоем по-прежнему живет грех!? Много зла творится сейчас в современном Содоме. И потому, уж если ты решил навсегда порвать с ним, тогда беги из него и не оглядывайся, как это сделала жена Лотова, когда покидала место, откуда выводили ее с семьей ангелы Божьи (Быт.19.15-26).
Бог хочет сделать каждое Свое чадо деревом, приносящим добрый плод, через который было бы прославлено Его великое и святое имя. Поэтому, если ты, живя, только носишь имя Христа, не принося никакого плода, тогда ты ни на что не годишься, и будешь однажды срублен и брошен в огонь. Бог есть Бог святой и праведный, и не потерпит рядом с Собой ничего несвятого и неправедного. Ни один человек не сможет избежать грядущего пламенного огня гнева Божьего, если он не рассчитался с грехом. «Порождения ехиднины!» - говорил Предтеча Христа. – «Откуда у вас эта ложная уверенность? Кто смог вам внушить, что вы избежите грядущего на землю суда Божьего?» Можно предполагать, что Иоанн Креститель сразу же понял, в каком направлении работал человеческий разум тех, которые говорили о себе: «Мы – семя Авраамово. Мы являемся избранными детьми Божьими». Мы должны запомнить раз и навсегда: мы не имеем право считать себя возрожденным и дитем Божьим, если грех живет еще в нашем сердце, и явно проявляется в нашей жизни. Если ты мне скажешь на это, что ты спасен, тогда можем спросить: «Спасен? От чего? Если ты не спасен от твоих грехов, тогда в чем состоит твое спасение?» Ведь, согласно Слову Божьему, «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем» (1Ин.3.9).
Еще раз остановимся на следующих словах Иоанна Крестителя, направленных к «благочестивым» фарисеям: «Сотворите достойный плод покаяния». Что это значит? Что является достойным плодом покаяния? Покаяться – это значит оставить грех, расстаться с прежней греховной жизнью или, образно говоря, выйти из старого греховного «Содома». Человек может считать, что он спасен, и, выполняя повеление Христа, призывать к покаянию других. Однако если в собственной жизни своей проявляет зло, обиды и гнев, или (что особенно низко) даже злословит других, должен знать, что не кто-то другой, а именно он, в первую очередь, должен покаяться. В книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима» говорится о том, что жена Пилигрима Христиана после смерти мужа пробудилась от своего греховного сна и, раскаявшись в своей греховной слепоте, первым делом вместе со своими детьми вышла из города «Разрушение». Здесь тоже видим, что первым делом покаяния является то, что человек навсегда оставляет свою прежнюю, греховную жизнь. Некоторые из израильтян, находясь в пустыне, перед тем как вошли в землю обетованную, помышляли о возвращении в Египет. Они вспоминали о том, какой вкусной была в Египте еда. Совершенно забыв о том, что там они были рабами. Хотя их, подобно рабочей скотине, подгоняли там палками и били плетьми, их мысли, мечты и стремления были направлены всё же назад. Это были люди, глаза которых видели великие дела Божьи. Это были те, которые прошли через Чёрмное (Красное) море как по суше. Однако, несмотря на все пережитые ими благословения, излился на них страшный суд Божий, и они пали костьми в пустыне. Точно так же и мы должны знать, что если наша жизнь и хождение перед Богом будут подобны тому, как поступал народ израильский, то с нами непременно произойдет то же самое. В 10-ой главе 1 Послания к Коринфянам мы находим подтверждение, что это действительно так. Итак, недостаточно только сказать, что ты покаялся (покаяться устами). Об этом сказано и в Еф.4.20-32. Бог через Библию говорит о том, что покаяние необходимо явить на деле – в жизни своей, в своем отношении к ближним, в своих поступках и поведении. Иначе свидетельство наше о нашем покаянии будет только словами. Плод покаяния являет себя тем, что человек исповедует свои грехи и оставляет их. Ни один человек не может действительно правильно исповедать свои грехи, если у него при этом нет твердого решения их оставить. Если ты исповедуешь свои грехи, а потом снова возвращаешься к ним, тогда твое исповедание было ничем иным, как только лицемерием.
Не дай Бог нам быть подобным змею, который жалит и отравляет других. Даруй нам, Господь, чтобы каждый из нас был способен испытать и проверить себя в свете Слова Божьего, и чтобы это Слово поистине жило в нашей жизни.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам осознать, что по своей природе мы духовно мертвы, слепы и глухи. Поэтому некоторые готовы довольствоваться формальной религией и успокаивать себя тем, что если они крещены и посещают церковь, то непременно будут спасены. А на самом деле, если мы не покаемся и не обратимся, то погибнем. Покаяние должно совершаться в сердце. Покаяние наше должно принести достойный плод, мы должны доказать искренность своего покаяния. Никто из людей не сможет убежать от грядущего суда, если терпит грех в своей жизни. Бог есть Бог святой и праведный, и не потерпит рядом с собой ничего несвятого и неправедного. Просим, помоги нам изменить в корне свой образ жизни, свое мышление и стремления. Даруй нам, чтобы в нашей среде не оказались души, подобные жене Лота, ставшей соляным столпом в напоминание о том, что происходит с человеком, оглядывающимся назад. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.