ПРОПОВЕДИ
Притча о талантах
Мф.25.15
«И одному дал он пять талантов, другому два,
иному один, каждому по его силе, и
тотчас отправился».
Эта притча изложена в Мф.25.14-30. Она является продолжением притчи о десяти девах. Обе эти притчи заставляют задуматься об одном важном событии – о втором пришествии Господа Иисуса Христа. Девы и рабы – это одни и те же люди, исповедующие себя членами Церкви Христа, которых Господь описывает с разных сторон. Эти притчи отличаются только уроками, которые мы можем из них извлечь. Первая учит быть бдительными, а вторая – усердными. Рассказ о десяти девах призывает верующих бодрствовать, а рассказ о талантах призывает их трудиться. Господь хочет, чтобы Его Церковь уже сегодня, посреди напастей и сильнейшей борьбы с силами тьмы, научилась сражаться, бороться, решать дела богоугодно, по воле Его и для славы Его. Чтобы она была верной и послушной Ему во всем, чтобы, используя дары, приумножила ряды Его слуг.
В стихе 14 Господь сравнивает Себя с богатым человеком. Перед отправлением как бы мы сегодня сказали, в длительную загранкомандировку, господин призвал своих рабов (доверенных лиц) и поручил им управление Его имением. Так оно в действительности и было. После Голгофы Господь Иисус должен был оставить этот мир и отойти на небеса, в присутствие Бога Отца.
Из притчи о талантах мы узнаем, что все, кто исповедует себя христианами, получили что-то от Бога. У всех у нас, Божьих рабов, есть таланты, которыми нам доверили распоряжаться. В древности талант был денежной единицей, но не бумажной купюрой или монетой, а весовой категорией. Когда дело касалось больших ценностей, то брали большие меры веса для счисления. Самой большой мерой был талант или киккар, т.е. круг. Его стоимость определялась в зависимости от того, было ли это золото, серебро или медь. Но, чаще всего, это были серебряные слитки в виде дисков или колец. В переносном смысле слово «талант» утвердилось в значении духовного дара или склонности человека к определенным занятиям. Эти склонности дает нам Бог, чтобы мы пускали их в оборот в том звании и в том роде деятельности, где Он нас поставил, употребляя их в целях роста и преуспевания Царства Небесного. Верующие обязаны развить и умножить свои способности. И мы должны благодарить Бога за свой талант. Наши таланты – это наши духовные дары, влияние, богатство, знания, здоровье, силы, время, эмоции, разум, интеллект, память, чувства, привилегированное положение христианина, доступность Библии и т.д. Всё, что мы имеем, Бог дал нам взаймы, потому что мы слуги Бога, и поэтому мы Его должники.
В притче показаны два вида рабов: трудолюбивые и ленивые, а также три категории прилежания, три рода талантов и умения ими распорядиться. Все они отражают и три вида наград от Бога за труд, за умение пускать талант в оборот. Две категории работников трудились усердно и успешно, их таланты (или плод от талантов) умножились. А вот третья категория работников, та, которая наделена одним талантом, не употребила его вовсе, скрыла, закопала его в земле. Отсюда родилось выражение «закопать талант», т.е. не использовать его.
Из притчи мы узнаем, что многие злоупотребляют милостью Божьей. Если первые две категории работников иллюстрируют верных, добросовестных слуг Божьих, служащих с отдачей, то третья категория отображает равнодушных, ленивых людей. Скрыть свой талант – это значит пренебречь возможностью прославить Бога. Эти слуги в лени своей постепенно черствеют, окостеневают и превращаются в бездушных законников, книжников и фарисеев времен Иисуса Христа. Они трудятся, но без плода, принося в житницу Божию лишь то, что взяли у Бога. Цель жизни их сводится к тому, чтобы не отступить от правил. Законники во Христе – это люди одного таланта. Они не спешат расточать себя на других, а если расточают, то из честолюбия и в личных интересах. Как некогда в дни Христа, любое новшество или усовершенствование ими категорически отвергается, принимается в штыки. Подобно человеку с одним талантом, они хотят сохранить всё в том виде, как было раньше. Третья категория слуг – это люди, проявляющие недовольство своим положением, завидующие тем, кто лучше или успешнее их трудится или у кого больше дарования. Они, завидуя их успеху и служению, ропщут на Бога. Сами имеют дары, но ленятся или не желают употребить их. Вот почему Господь Иисус назвал их «лукавыми и ленивыми рабами» (ст.26). Слова Даниила, адресованные царю Валтасару, можно смело относить к этой категории людей: Дан. 5.23 «Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил».
Из притчи мы узнаем, что все, исповедующие себя христианами, однажды дадут Богу отчет (ст.19). Выражение «по долгом времени» (ст.19) указывает на то, что для верующих многих веков пришествие Господа затянулось на долгое время. Некоторые толковники считают, что здесь просто речь идет об отчёте верующего перед Господом после его смерти. Ап. Петр пишет, что суд начнется с дома Божия. 1Пет.4.17 «Ибо время начаться суду с дома Божия». Этот суд над детьми Божьими в Библии называется «судилищем Христовым» (2Кор.5.10). Суд над мирянами состоится у «великого белого престола» (Отк.20.11-15). Судилище же Христово будет решать вопрос вручения наград за труд верным слугам и вопрос определения дальнейшей судьбы неверных слуг. На этом суде каждый из верующих будет давать отчет Господу, «что он делал, живя в теле, доброе или худое», и будет судим не только за дела (Мф.16.27), но и за слова (Мф.12.36), за мысли и намерения (1Кор.4.5; Рим.2.16). О том, что на судилище Христовом будет решаться вопрос раздачи наград за труд, говорят стихи 20-23 притчи. На судилище Христовом не будет решаться вопрос вечного спасения или гибели людей. Ибо он решен на Голгофе, и мы принимаем его верой раз и навсегда. Здесь же будет решаться вопрос о воздаянии: вознаграждении за труд, за служение Богу и людям в этом мире.
Из притчи мы узнаем, что верные христиане не останутся с одной лишь похвалой. В день расплаты получат хорошее вознаграждение. Обратим внимание на несоответствие между трудом и наградой за него. Святые лишь немногим могут послужить во славу Божью, но Бог прославит их многим. Он дает награду не за малый или большой объем труда, а за верность в служении Ему. «Верен в малом» - это верен в земном, материальном, в разных жизненных ситуациях и делах. Притча говорит нам, что рабов, хорошо распорядившихся деньгами господина, назвали «добрыми и верными», что они вошли «в радость господина своего». Эти слова – огромное утешение для верующих.
Господин сначала распорядился талантами как неограниченный в своих правах владелец, теперь он распорядился этими талантами как судья. Он забирает его у негодного раба, тем самым наказывая его, и отдает его самому верному рабу, тем самым вознаграждая его. Смысл этой части притчи раскрывается в причине приговора (ст.29) «всякому имеющему дастся и приумножится». Это можно отнести: (1) К земным благам – мирскому богатству и имению. Они даются нам для того, чтобы мы служили ими во славу Божию и к благу окружающих нас людей. Итак, человеку, имеющему земные блага и пользующемуся ими в этих целях, они приумножатся. А у не имеющего человека, т.е. у того, кто имеет, но не может ни сам ими воспользоваться, ни послужить ими во благо своим ближним, отнимутся. Порой Провидение отбирает земные блага у тех, кто не использовал их для добрых дел, и передает их тем, кто творит при помощи их добро. (2) К средствам благодати. Тем, кто усердно употребляет имеющиеся в их распоряжении возможности, Бог посылает новые. (3) К общим дарам Святого Духа. Эти дары совершенствуются посредством упражнения и возрастают в силе при употреблении. Чем больше мы трудимся на духовной ниве, тем больше мы способны еще потрудиться на ней.
Из притчи мы узнаем также, что неверные члены Церкви Христа в день суда будут осуждены и отвержены. Полагаем, что раб, получивший один талант, не знал по-настоящему своего господина, и представлял его безжалостным деспотом. В этом просматривается ропот на Господа тех из верующих, которые обладают малыми способностями, но даже и не пытаются употребить их в дело. Ведь если бы непослушный раб использовал свой единственный талант, он непременно принес бы прибыль. Но этот раб оказался безответственным и лукавым, ленивым, как охарактеризовал его хозяин. Итак, и с того, кто получил один талант, Господь потребует отчета точно так же, как и с того, кто получил два или пять. Он потребует отчитаться, как он употребил свой дар в малом деле, на небольшом поприще, при управлении доверенной частью Его имения. Конечно, люди с одним талантом подвергаются искушению сказать: «У меня небольшие способности, я человек незначительный и так мало что могу сделать». И они часто ничего не делают. Но вопрос ведь не в том, насколько ты одарен, а в том, как ты послушен Господу. Если Он повелел нам трудиться в Его имении и пускать в оборот данный Им талант, значит, мы должны трудиться по мере сил. Каждый должен приносить плод в Его житницу, не заботясь о том, велик или мал он. Мы должны учитывать одну важную истину: нашими руками, ногами, сердцем, устами, головой незримо трудится Сам Господь, поэтому мы и должны быть послушны Ему. Этот раб является иллюстрацией тех верующих, которые не оценили по достоинству всех богатств благодати Божьей. Свою лень и трусость они пытаются объяснить малыми способностями и малыми силами. А вину сложить на Бога, что и выдает в них лицемеров, хитрецов. Некоторые относят этого раба вообще к категории индивидуалистов, людей, заботящихся только о себе и забывающих о других. И такие есть в христианстве. Слово «убоявшись» в некоторых переводах Библии передается выражением, означающим трусость, соединенную с ленью. Возможно, эта категория работников не пустила свой талант в оборот и не была послушна повелению Господа из-за трусости. Страх и зависимость от сильных мира сего принуждает таких христиан всё делать с оглядкой на мир и с опаской от мира, а не взирать на могущество Господа и Его волю. Поэтому они и не могут приносить плода. Они – балласт церкви.
Оценка такого члена церкви – «негодный раб». Его приговор – «выбросьте его во тьму внешнюю». Большинство толковников считают, что негодный раб будет выброшен в ад. Там будет плач, что свидетельствует о сильных муках, и скрежет зубов, что свидетельствует о сильной досаде и негодовании. Но есть и такое мнение, что негодный, а точнее бесполезный раб выбрасывается в этот мир, а не в ад. Мир во время господства антихриста будет представлять собой полную тьму. Там будет чрезвычайно великая и тяжелая скорбь.
Выражение «Кто имеет уши слышать, да слышит» Господь часто употреблял после Своей проповеди, чтобы обратить внимание слушателей на содержание Его беседы. Возглас этот означает, что Господь никого не притесняет, предоставляя воле человека избирать благословение и жизнь, или проклятие и смерть.
Итак, мало только говорить о вере, надо еще и делать. Мало ощущать значимость веры, надо еще и трудиться. Господь Иисус не говорит, что неверный раб был убийцей, вором, или что он растратил деньги господина. Раб просто ничего не сделал, и в этом была его роковая ошибка. Опасайтесь ничего не делающего христианства: такая вера не исходит от Святого Духа. Примем же решение по Божьей благодати не довольствоваться исповеданием веры без дел. Да поможет нам в этом Господь!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за притчу о талантах, которая учит нас быть усердными в служении Тебе и нашим ближним. Мы благодарим Тебя и за то, что Ты всем нам, детям Твоим, даешь таланты – способности и духовные дары. Просим, помоги нам развить всё, полученное от Тебя. Не дай нам скрыть свой талант и пренебречь возможностью служить во славу Твою и к благу окружающих людей. Благодарим Тебя за награду за наше служение. И за то, что Ты награду даешь не за малый или большой объем труда, а за верность в служении Тебе. Это огромное утешение для нас, верующих. Просим, избавь нас от трусости, от зависимости от сильных мира сего. Помоги нам принять решение не довольствоваться исповеданием веры без дел. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.