ПРОПОВЕДИ
Притча о десяти девах
Мф.25.1 «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам»
Сам Господь Иисус не считает Свое поучение о десяти девах притчей. Он просто привел пример из окружающей действительности, чтобы ученики лучше усвоили истину о Его втором пришествии. Но в богословской литературе издавна было принято считать это уподобление Господа притчей. Главная мысль этой притчи – готовность одних и неготовность других к пришествию Христа. Некоторые из толковников полагают, будто в лице мудрых и неразумных дев Господь представил верующих всех веков, т.е. что Церковь всегда так делилась. Однако Библия не подтверждает этого мнения. Напротив, она опровергает его, показывая, что верующие по своему духовному состоянию бывают духовными и плотскими (1Кор.2.15-16; 3.1-4). Эта мысль прослеживается и в других местах Библии. Только к моменту пришествия Христа в Церкви определится группа мудрых и неразумных.
Уильям Беркли в своем «Толковании на Евангелие от Матфея» пишет, что притча отражает действительность того времени. «Перед нами не придуманная история, а кусочек жизни палестинской деревни», о которой Господь был осведомлен. По народным обычаям для брачного торжества избиралось именно десять девушек (шаферок), которые составляли компанию невесте в ожидании жениха. Нарядно разодетые, они играли, пели, веселились, порою прямо на улице, сопровождая играми время своего бодрствования. И когда жених прибывал, он обязан был посылать впереди себя гонца, который предупреждал гостей о его прибытии, выкрикивая: «Смотрите! Жених идет». Все гости брачного пира и невеста со своими подругами, находясь наготове, спешили встретить жениха. И если встреча совершалась ночью, выходить к жениху полагалось с зажженными лампами. Как только жених со свадебной процессией входил в дом, двери за ним закрывались, и опоздавшие на брачный пир не попадали.
Слово «тогда» в ст.1 указывает на время события этой притчи. Предыдущая, 24-я глава, описывает признаки 2-го пришествия, в которой Господь говорил и о необходимости приготовления к Его пришествию, о бодрствовании, верности в служении Богу. А 25-я – образно представляет состояние Церкви на этот период. «Тогда», т.е. когда указанные в 24-ой главе признаки начнут проявляться, Церковь будет подобна «десяти девам». Слово «девы» подразумевает не буквальный, а переносный смысл. Ибо Церковь состоит не из христиан женского пола. В другом месте Библии говорится, что Церковь должна уподобиться «мужу совершенному» (Еф.4.13), где опять-таки слово «муж» не подразумевает верующих мужского пола, а относится к верующим обоих полов, достигших духовной зрелости. Слово «девы» указывает на внутреннюю девственность Церкви, на ее нравственную чистоту(2Тим.1.7). Поэтому в книге Отк.19.8 Церковь названа Невестой Агнца. Именно это ее предназначение подразумевает ап. Павел, когда пишет верующим в 2Кор.11.2 «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою».
Жених в притче есть, но где же сама невеста? Она остается как бы «за кадром». Истинная Церковь Христа – это невидимая вселенская соборная Церковь на небесах, невидимая Его Невеста. Ее на земле представляют отдельные видимые поместные церкви (общины). Они и показаны в притче под видом десяти дев. Что же является для нас, верующих, «светильником»? Свет заключается в Слове Божьем. Светильник предоставляет Богу возможность дать нам Свой свет, а потому он есть то место, где мы получаем и где излучаем свет. Светильником таким в человеке может быть только возрожденный дух (Рим.12.11). В более широком смысле светильник – это сердце, зажженное светом Слова Божия и Духа Святого. Т.о., светильники, которые держали десять дев – это духовная жизнь, как самой Церкви, так и каждого ее члена в отдельности. Это готовность верующего руководствоваться наставлениями Святого Духа.
Теперь рассмотрим, что значит выйти «на встречу жениху». Было время, когда некоторые верующие из пятидесятников буквально поняли эти слова. И, побросав свои работы и дома, выходили встречать Господа на природу или в другие места. И были постыжены. Господь не имеет в виду нашего физического выхода. Он ясно предсказал, что даты Его пришествия никто не знает, даже ангелы небесные (Мф.24.36). И что Его приход одних застанет в постели, других в поле, третьих у мельничных жерновов или в пути (Мф.24.40-41; Лк.17.34-36). Слова выйти «на встречу жениху» подразумевают нашу готовность к этому событию. Выйти – значит отделиться от мира духом, оторваться от обстоятельств жизни и начать приготовление своей души, свое глубокое духовное освящение. Из притчи следует, что Господа встречать вышли все девы: мудрые и неразумные. Только не все с равной ответственностью и серьезностью отнеслись к приготовлению.
25.2 «из них пять было мудрых и пять неразумных». Определим, кого под мудрыми и неразумными понимает здесь Господь. Деление на пять мудрых и пять неразумных не означает, что Церковь последнего времени будет разделена на две равные части. Господь старался усилить истину о том, что в Церкви в период пришествия часть верующих выделится в мудрые, а часть – в неразумные. Господь называет одних мудрыми, т.к. они соблюдали Его требования. Они мудры во Христе, потому что сумели верой усвоить Его богатство (1Кор.1.30) и страх Господень, который есть «начало мудрости» (Пр.1.7). Потому что смиренный дух и сознание своего бессилия устремляется к Богу и дает Ему внутри себя проявить помощь и силу Божию. Некоторые считают, что неразумные девы – это номинальные христиане, невозрожденные. С этим согласиться нельзя. По притче неразумные, как и мудрые, в равной степени представители Царства Небесного (Мф.25.1). Они тоже родились свыше, вступили в завет с Христом. Они имеют такие же светильники, как и мудрые, так же выходят на встречу с женихом. Но они прозевали и упустили самое главное – свою духовную жизнь. Хотя считают себя совершенными, достигшими и что-то значащими в деле Христа.
Итак, все десять дев имели светильники, но не все разумно распорядились ими. Одни позаботились о пополнении масла, другие проявили в этом халатность и роковое упущение. В результате картина оказалась удручающей: светильники есть, но они без масла и начинают гаснуть. Именно в различном отношении к своим светильникам, т.е. к своей духовной жизни и заключается соль притчи. Каждый верующий желает видеть себя в числе этих мудрых. Но одного желания мало. Требуются усилия и напряженный труд над собой, а это и есть запасание масла, чтобы светильник постоянно горел.
Некоторые утверждают, что «масло» - это Слово Божие. Но в Библии сказано, что Слово Господне – это «светильник ноге» и «свет стезе» (Пс.118.105), а не масло. Можно читать Библию, но если ее истины не усвоены, какой от этого прок? Библия как Слово Божие сама по себе не станет для нас тем маслом, которое необходимо светильнику, чтобы он пламенел. Иные считают маслом Дух Святой. Они говорят, что это Он наполняет светильник (дух человека) необходимым светом. Это верно. Но всё же Дух Святой не есть масло в нашей притче. Поищем правильный ответ на основании Библии. Призывая людей к Себе, Господь учит, чтобы брали пример с Него, уподоблялись Его характеру. А о Себе Он сказал: Мф. 11.29 «Я кроток и смирён сердцем». Он хочет, чтобы верующий в Него научился кротости и смирению, себя обуздывать. Чтобы отбросил всякое возвеличение себя, чванство и чинопочитание, при которых теряется дух братства. Подводя итог рассуждениям о масле, сделаем вывод: масло – это святой образ Иисуса Христа. Т.о., мудрость мудрых дев в том, что они позаботились иметь в своем духовном естестве черты характера, угодные Богу (запас масла). Им это нелегко давалось, потому что жизнь последнего времени вытравливает у людей всё Божие, чтобы насадить сатанинское. Господь предупреждал Своих учеников: Лк.21.34 «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались … и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Дорожа краткостью жизни, мудрые используют свои дни так, чтобы обогатиться духовным познанием из Библии и созреть к переходу в вечность. В Мф.24.13 Господь называет мудрых «претерпевшими», потому что им много придется пострадать от беззаконий мира, от охладевших плотских верующих и в терпении сохранять верность Господу (Мф.10.21-22).
Слова «жених замедлил» не говорят о замедлении пришествия Господа. Ап. Петр пишет: 2Пет.3.9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Скорее всего, эти слова вставлены в притчу, чтобы усилить эффект и указать на состояние Церкви на момент пришествия. Фраза «задремали все и уснули» характеризует саму эпоху, не только христианство. На протяжении двух тысяч лет проповедовалось, что Христос скоро придет. Верующие бодрствовали и ожидали. Но проходили столетия за столетиями, а Христос не приходил. Наконец, наступил 21-й век, а Христа всё не видно. Ожидание Его затянулось, вызвав усталость и апатию в людях. Предвидя это, Господь в притче использует данную фразу. «Задремали все и уснули» - это не греховный сон и не отступление в вере, а временное состояние, пассивность. Знамение Сына Человеческого (Мф.24.29,30) и сопровождающие его природные катаклизмы встряхнут всю вселенную, мудрых и неразумных дев, и все начнут поправлять свою духовную жизнь, свои светильники. «Поправить светильник» - это значит подтвердить свою готовность к взятию. Неразумные девы спохватятся, что у них не всё в порядке. Они поняли, что время упущено, потеряно свое право на восхищение. Они не смогут приготовиться. И вот тогда они не постесняются сказать: «Дайте нам вашего масла». Обратим внимание на слово «вашего» в союзе со словом масло. Оно означает, что масло не есть Слово Божие или просто Дух Святой, иначе они взмолились бы к Богу. Масло – это тот духовный опыт, который они почерпнули от Господа. Это образ Христа в нас (Флп.2.5-8). Как можно передать неразумным такое «масло»? Эту работу совершает только Дух Святой. Этот процесс воспитания и духовного роста требует времени, а время ушло. Мудрые девы советуют им купить у «продающих». В наше время «продающие» – это благовестники Слова Божия, проповедники, учителя (напр., воскресных школ). Пока еще длится день спасения, эти продающие предлагают масло даром. Когда же наступит Знамение Сына Человеческого, «масло» придется уже идти покупать к другим «продающим», притом по более высокой цене. В числе «продающих» в это время и обстоятельства жизни, и окружающий нас мир и многое другое, что послужит к обновлению сердца и духовному росту неразумных. Продающим будет и Сам Господь, посылающий духовную пищу в условиях великих скорбей и испытаний. Когда неразумные девы займутся покупкой масла, придет Господь и восхитит готовых (мудрых) дев. «И двери затворились». Не двери спасения, но право на восхищение.
Слова Господа «не знаю вас» многих верующих подвергают в смущение и даже в отчаяние. Они делают неверные выводы, полагая, что неразумные девы окажутся погибшими. Как уже сказали выше, эта притча – иллюстрация, взятая из жизни народов Востока того времени. По древним восточным традициям если жених прибывал, то за ним двери затворялись, и опоздавшим войти не разрешалось Им отвечали: «Не знаем вас». В день Его пришествия никакого диалога между Господом и неразумными девами происходить не будет. Выражением «не знаю вас» Господь хочет внушить нам, как важно для Бога исполнение нами Его святой воли, беспрекословное подчинение этой воле. Если же кто будет полагаться на свои дела, свои достижения, чтобы предстать перед Богом, Господь скажет ему: «Я не знаю тебя», т.е. твое поведение Мне чуждо, Мною отвергается.
Полагаем, что многих интересует судьба неразумных дев. Вспомним, что в самом начале притчи Господь говорит о неразумных девах, как об участницах семьи Божьей. Все они готовились встретить своего Царя. Мудрые своевременно приготовились встретить Его, а неразумные опоздали к этому торжественному моменту, и сами себе причинили много проблем. Духовный рост они получат среди напастей. Антихрист убьет их не сразу, когда взойдет на престол, а спустя 3,5 года. В течение этого времени он будет мучить их пытками посредством своих обольщений и искушений, пытаясь привлечь их на свою сторону. Но, видя безуспешность своих усилий, в конце концов, велит их казнить. Неразумные девы, последние представители истинной Церкви Христа, будут казнены через обезглавливание (Отк.20.4). После своей смерти они будут поставлены на «стеклянное море» (Отк.15.2-4). Они оживут и присоединятся к разумным девам, к первой группе восхищенных для участия в тысячелетнем Царстве Христа.
Да поможет нам Бог иметь всегда масло в нашем светильнике!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за серьезные и отрезвляющие предостережения, данные нам Господом Иисусом в Притче о десяти девах, которые должны пробудить нас от спячки. Ибо она смиряет сердце. Просим, помоги нам изменить свое отношение к христианским обязанностям, к заботе о своей душе. Чтобы покаяние, вера, благодать и святость для нас были не только слова. Чтобы мы убедились в том, что душа человека имеет большую ценность. Ибо слишком поздно будет покупать «масло», когда вернется Господь Иисус. Тогда уже невозможно будет что-то изменить. Помоги нам с обновленным духом смело встретить Господа, чтобы остаться с Ним навсегда. Помоги нам принять решение не мириться с любыми препятствиями в своем сердце, мешающими действовать благодати. И не успокоиться, пока не удостоверились, что в наших сердцах есть «масло» Святого Духа. Да будет наше сердце каждый день и во все дни в страхе Божьем. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.