ПРОПОВЕДИ
Ищите лучшего
Флп.1.10 «Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов»
Чаду Божьему дан Святой Дух, поэтому он способен познавать, что полезно, что существенно, а не мучить разум в пустых умствованиях. Ибо Господь не хочет, чтобы Его дети занимались бесполезными вещами, и учились тому, что не приносит духовного блага. Для человека лучшее – это истины и заповеди Христа. Каждый из нас должен одобрять их, признавать их таковыми. Нам нужно только испытать и одобрить их, а они сами засвидетельствуют о себе всякому пытливому и рассудительному уму. Польза, черпаемая от познания, к чему призывает нас апостол – каждый не должен полагаться на хитрые измышления, а жить перед Богом с чистой совестью. Ранее ап. Павел хотел, чтобы филиппийцы были чисты и целомудренны перед Богом. А теперь он призывает их вести честную жизнь перед людьми и не создавать дурным примером преткновения для ближнего. Невежество их состояло бы в колебаниях, шатании, блуждании. Когда наши намерения честны, искренни, мы всё делаем с Богом в сердце. Мы стараемся выбрать лучшую школу, лучшее высшее учебное заведение, лучшую работу, лучшую подругу жизни, лучшие библейские обетования и т.д. Все эти желания видятся нам правильными, и мы добиваемся их осуществления. Только вот восприятие лучшего у нас однобокое, земное. Подобно детям, любящим объедаться конфетами, но не попадать к зубному врачу, мы порой боремся за то, что лучшим вовсе не является. Иногда наилучшие блага Бог скрывает под невзрачной упаковкой. А мы, едва взглянув, сразу отворачиваемся, не пытаясь даже посмотреть на содержимое. Цель нашей проповеди – расширить христианское понятие лучшего на рекомендациях, содержащихся в Библии.
1. Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые. Чаще всего мы стремимся получить какое-нибудь вознаграждение за содеянное добро, в том числе похвалу или ответное благодеяние. Если наше добро не ценят по заслугам, мы печалимся или негодуем. Пострадать из-за своей честности и порядочности кажется нам неправильным и несправедливым. В Библии нам дается другой совет. 1Пет.3.17 «Ибо, если угодно воле Божьей, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Ап. Петр говорит, что если верующие терпят какие-то неудобства ради защиты доброго дела, им много лучше пострадать за этого, нежели наказываться из-за своих преступлений. И утешение это уразумевается скорее путем размышления, нежели долгого объяснения. У мирских философов повсеместно встречается мысль, что добрая совесть – это достаточная защита от любых возможных злоключений. Но душа человека сильна лишь тогда, когда взирает на Бога. Поэтому ап. Петр и добавляет условие «если угодно воле Божьей». Этими словами он учит, что если мы что-то несправедливо терпим, это происходит не случайно, но по незыблемому совету Бога. Господь допускает иногда, чтобы добрые люди пострадали за свои добрые дела, за свою честность и за веру. И считает, что Бог никогда не желает и не постановляет что-либо своим детям без наилучшей причины. Поэтому верующие в своих скорбях всегда утешаются тем, что знают: Бог является их свидетелем. Кроме того, они осознают, что именно Он вывел их на поприще, чтобы под Его руководством они явили образец своей веры. Печально состояние того человека, кто одновременно грешит и страдает. Грех делает страдания чрезвычайными, безутешными и губительными.
2. Лучше быть обиженным, чем обижать. Не упустить своего, не остаться проигравшим или обманутым – вот что движет обычно людьми. Этим свойством отличались даже верующие коринфской церкви. Они без зазрения совести судились с единоверцами у мирских судей, нисколько не заботясь о репутации церкви и нисколько не переживая о том, что этим своим поступком многим перекрыли дорогу в церковь. 1Кор.6.6-7 «Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собой. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» Здесь апостол осуждает коринфян за то, что они обращались к языческим судьям за разрешением тяжб между собою по маловажным делам, и при этом порицает всякие житейские тяжбы. В главе 5 он повелел им наказывать согрешающих членов внутрицерковным судом, Здесь же повелевает решать тяжбы между собой церковным советом. И предлагает лучше терпеть обиду, чем прибегать к такому способу оправдания себя. Христианину следует лучше смиряться с обидой, чем расстраивать себя и раздражать других судебными разбирательствами. Мир его собственной души и спокойствие ближнего дороже, чем победа в подобных тяжбах или отстаивание своих прав. Тем более, когда это отдается на решение врагов церкви. Лучше остаться обиженным и терпеть лишения, лишь бы не нанести урон церкви. Лучше остаться обиженным, чтобы дать место Божьему воздаянию, которое творит суд всем обиженным. И получить от Бога похвалу за подражание кротости Христа.
3. Лучше быть святым инвалидом, чем здоровым грешником. Мф.18.8-9 «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Здесь Господь Иисус говорит не о членовредительстве, поскольку не в руке, ноге или в глазу созревает похоть, а в сердце. Резкость закона Христа показывает серьезность греха по отношению к царству небес. И необходимость любой ценой устранить то, что побуждает человека совершать грех. Здесь не имеется в виду, что действия, которые описаны в этих стихах, должны осуществляться в буквальном смысле. Их можно осуществлять только в духовном смысле, как показано в Рим.8.13 и Кол.3.5. Рим. 8.13 «Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Господь говорил об этом прежде (Мф.5.29-30), относя эти слова к греху против седьмой заповеди («не прелюбодействуй»). Мф.5.29-30 «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его … И если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее …». В Библии сказано, что большинство искушений к греху исходят изнутри нас самих. Даже если бы не было дьявола, искушающего нас, мы увлеклись бы своими собственными похотями. В таком случае мы должны, насколько это будет законно, расстаться со всем, что не можем сохранить, не впадая при этом в грех. Следует избегать внешних поводов к греху, даже если при этом приходится совершать над собой насилие, равносильное отсечению руки или вырыванию глаза. Мы не должны ничего считать слишком дорогим для себя, если с этим надо расстаться ради сохранения доброй совести. В качестве аргумента Господь приводит будущее состояние – пребывание на небе или в аду. Усмирить плоть и умертвить члены свои лучше, нежели согрешить. К этому призывает нас Бог и через посланий ап. Павла. Гал.5.24 «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Стремитесь жить так, как повелевает вам Иисус Христос, и не стыдиться того.
4. Лучше уход из этого мира, чем приход в него. Еккл.7.1 «Доброе имя лучше дорогой масти, а день смерти – дня рождения». В этом стихе Соломон излагает великую истину, которая кажется парадоксом для большей части человечества. Поразмыслив, можно сделать вывод, что день смерти предпочтительнее дня рождения. Хотя в большинстве случаев бывает радость, когда родился человек в мир, а где смерть – там плач. Что касается нас, детей Божьих, то, если мы жили, чтобы заработать доброе имя, то день смерти, безусловно, будет лучше дня рождения. Ибо он положит конец беспокойствам, тяжкому труду, скорбям и перенесет к покою. А день рождения ввел нас в мир греха, бедствий, суеты и томления. Мы были рождены для неопределенности, но чадо Божье не умирает в неопределенности. День нашего рождения обременяет нашу душу бременем плоти, а день нашей смерти освобождает ее от него.
5. Лучше ущемить свою свободу, чем ее отстаивать. Свобода самовыражения и мнений – великий дар, но использовать его необходимо для созидания церкви. Именно это имел в виду ап. Павел. Рим.14.21 «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Лучше воздержаться от своих наклонностей, вожделений, отказаться от своей свободы во Христе, чем повредить благодати и миру в своей жизни или в жизни ближнего. Даже в наши дни некоторые из-за пищи и питья или из-за разногласий по незначительным вопросам разрушают дело Божье как в себе, так и в других. Один пастор рассказывает. Когда он начал служение пастора, у них не было принято носить обручальные кольца. Зная этот обычай, он, отправляясь в церковь, оставлял кольцо дома. Однажды, опаздывая с работы на служение, он позабыл снять кольцо и с ним взошел на кафедру. Как только служение окончилось, к нему подошел старец и серьезно попросил, чтобы он не смущал Божий народ нововведением. Пастор считал, что носить знак супружества не грешно, можно даже библейски обосновать его необходимость. Однако он решил пожертвовать своей свободой. Он убрал кольцо в маленькую коробочку. Есть вещи, в которых нельзя ни на йоту отступать – это основы христианской веры. В остальном же лучше пожертвовать своей свободой ради блага немощных.
6. Лучше простить, чем негодовать. Согласны ли мы с этим? В нашем сознании часто звучит иной мотив: «лучше наказать, чем простить». Мы не видим в прощении возможности подражать Христу. Мы предпочитаем быть прокурорами, а не адвокатами. Но Бог через Библию призывает нас к прощению. Еф.4.32 «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Среди учеников Христа возможны поводы для разногласий, поэтому им следует быть миролюбивыми, готовыми прощать, подражая Богу. Который ради Христа простил их, и простил гораздо больше, нежели они могут простить друг другу. Те, кого Бог простил, должны прощать так же, как прощает Бог истинно раскаявшегося грешника. Это значит, что мы должны прощать искренно, от всего сердца, полностью и навсегда, помня слова молитвы «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Из слов Господа «если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18.35) следует, что нужно научиться прощать прежде, чем обидчик попросил прощения.
7. Лучше остаться одиноким, чем связать судьбу с грешником. В наши дни люди помешаны в поисках брачных партнеров. На тех, кто своевременно не выходит замуж или не женится, смотрят с сожалением. Под давлением общественного мнения и собственных неверных представлений, юноши и девушки сильно унывают, поскольку при самом отчаянном желании, при самых пылких молениях о друге жизни, он так и не появляется на горизонте. Такая ситуация порождает мрачное настроение, ропот на Бога, отвращение к себе. Для христиан первых веков было характерно трезвое отношение к браку. Они стремились понять волю Бога в отношении себя в этом вопросе. Они считали свое тело храмом Святого Духа и не могли отдавать его первому встречному. Это изложено и в 2Кор.6.14 «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» Один из ранних отцов церкви писал, что знает множество старцев и стариц, которые от юности посвятили себя безбрачию и сохранили его до конца дней. Блаженный Иероним утешал богатых дам, которые тревожились о решении дочерей посвятить себя безбрачию: «Разве это не честь вашим дочерям быть невестами Христа, а вам – тещами Господа Бога?» Блаженный Августин, в 30-ти летнем возрасте познавший Христа, не только отказался от сожительства с женщиной, от которой имел сына, но и от брака вообще. Ап. Павел пишет: 1Кор. 7.38 «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше». Во времена апостола Павла считалось позорным для девушки, достигшей определенного возраста, оставаться незамужней. Это давало повод для подозрений, что ее репутация не чиста. Апостол говорит, что если кто считает, что бесчестит свою дочь, оставляя незамужней, то пусть делает, как хочет. Он не согрешит, отдав ее замуж. Но если кто твердо решил соблюдать свою деву, с ее согласия, тот хорошо сделает, если оставляет ее в девушках. Итак, относиться к проблеме одиночества верующие должны иначе, чем неверующие. Они должны принимать безбрачие как дар от Бога (Так поступил и ап. Павел).
Давайте искать лучшего по Божьим стандартам. Вспомним Флп.1.10 «чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов».
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твои наставления, которые Ты сказал нам сегодня через Библию. Нам нужны не только истины Слова Божьего, которые могут спасти нас от перспективы провести вечность без Христа, но еще и истины, которые предостерегут нас от совершения трагических ошибок в этой жизни. Просим, дай нам силы стоять на Слове Божьем и не впадать в грех. Помоги нам Духом Твоим познавать, что полезно, что существенно для нас. Учи нас тому, что приносит духовного блага, учи нас жить перед Богом с чистой совестью. Помоги нам искать лучшего по Твоим стандартам. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.