ПРОПОВЕДИ
Вера христиан
Эф.2.8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар».
Из этого стиха следует, что наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктом наших природных способностей или каких-либо заслуг с нашей стороны. И как вера, так и спасение, основанное на ней, являются дарами от Бога. Поэтому хвалящийся должен хвалиться не собой, а Господом. Благодать, спасающая грешников – это незаслуженная благость и благоволение Бога. Он спасает их только через веру во Христа Иисуса. Человек погиб через Адама и Еву, поверив дьяволу; а спасен через Христа – поверив Ему.
В начале списка доктрин, которым учит Библия, окажется доктрина о вере. Вера является стержнем всей духовной жизни христиан. Евр.11.6 «А без веры угодить Богу невозможно». Без веры нет доступа к Богу. Вера дает нам способность духовно расти. И реформаторы указывали на центральное положение веры в христианстве. Кроме определения, которое дано в Евр.11.1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», нет этому понятию в Библии другого объяснения. Но даже здесь она определяется функционально, т.е. говорится о том, что такое вера в действии, но не по существу. Это определение предполагает наличие веры и показывает, что является результатом ее, а не что она с собой представляет. В Библии нам указан источник веры Еф.2.8 «сие не от вас, Божий дар» и средство, которое производит в нас веру Рим.10.17 «вера – от слышания, а слышание – от слова Божия». Священное Писание не дает понятие веры по той причине, что мы должны скорее проявлять веру, чем знать ее определение. Вера должна проявляться в делах христианина.
Проявление веры в действии мы впервые видим в Библии в книге Числа 21. Израильтяне стали малодушествовать и роптать на Бога. И тогда Господь послал ядовитых змей, которые «жалили народ, и умерло множество народа» (Чис.21. 4-9). И тогда Моисей просил Господа о народе. Бог услышал, и дал им средство от укусов змей. Он повелел Моисею сделать медного змея, прикрепить его к столбу и поставить столб на виду у всего народа. Если ужаленный человек посмотрел на него, он оставался жив. В Новом Завете этому историческому эпизоду дается толкование Самим Господом Иисусом. Он говорит, что спастись можно только верой в Него. Ин.3.14-15 «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Взглянуть на ветхозаветного змея то же, что поверить в новозаветного Христа. Т.е. вера есть взгляд души на спасающего Бога. Вспомним места из Библии. Пс.33.6 «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся». Пс.122.1,2 «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах». Человек в поисках милости Божьей взирает на Бога и не отводит от Него своего взора до тех пор, пока Он не дарует ему Своей милости. Для христиан этот смысл сконцентрирован в Послании к евреям, где автор наставляет нас проходить наш жизненный путь, «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр.12).
Один человек пожаловался своему пастору, что он не может верить. Пастор не старался убеждать его. Он написал на клочке бумаги следующий вопрос: «Кому ты не можешь верить?» И с этим ушел домой. Прочитав этот вопрос, тот начал думать: «Кому я не могу верить? Я не могу верить Богу? Я не верю Богу, почему? Разве Бог когда-нибудь обманул? Ведь не верят обманщикам, людям с плохой репутацией. Так не годится». И в молитве попросил Бога укрепить его веру.
Вера христиан есть перенос нашего духовного видения с самого себя на Иисуса Христа. Первородный грех обратил наши глаза внутрь, и сделал наше видение мира эгоцентричным. Он поместил наше внутреннее «я» на место, где должен находиться Бог. А вера взирает не внутрь себя, а вне, и всё в жизни приходит в гармонию. Слово Божие побуждает нас возвести свои очи к Господу. Рим.10.8 «Близко к тебе слово, … т.е. слово веры». Верные черпают из этого места великое утешение, касающееся надежности слова. «Слово веры» означает слово обетования, т.е. здесь говорится об Евангелии, т.к. оно связано с верой. Евангелие требует того, чтобы люди имели веру для принятия благодати Божьей.
Верующий парень продавал на базаре Библию. Собрав вокруг себя толпу, он говорил о спасении через Христа. К нему подошел торговец и сказал: «Я знаю, что нужно, чтобы спасти душу: делай добро, никого не обижай, и больше ничего». Через некоторое время этот парень, посещая тюрьму, увидел там того торговца, арестованного за обман. Парень предложил торговцу, что надо теперь делать, чтобы его грех был прощен. Он предложил прочитать Гал.3.11 «А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет». И обратиться к Спасителю.
От обращения к Спасителю людей удерживают препятствия. Одно из них, как ни странно, это не сомнения в существовании Бога. Но, допуская, что есть Бог – Творец, многие сомневаются в том, что Он обратит на них Свое внимание. Другие считают себя недостойными Его прощения. Третьи спрашивают, почему Бог не выходит с ними на связь, если они Ему нужны. Ответим на эти вопросы словами Самого Бога. Сразу скажем, что Бог не играет с нами в прятки. Он обещает, что если мы читаем Его Слово, то оно исполнит всё, для чего было послано. Ис.55.11 «Так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполнит то, что Мне угодно». Другими словами, начав читать Библию, мы увидим, что Бог обращается через него к нам. Его желание прощать намного превосходит наше собственное желание получить прощение. Узнав через Библию о Боге и Его милости, нам будет легко поверить и в то, что Его внимание обращено на нас.
Один новообращенный сорвался: попал в старую компанию и напился. Когда он пришел домой, жена его в дверь не пустила, а вместо этого позвонила пастору. Пастор отвез его проспаться в мотель. Он хорошо знал этого человека и уверен был, что ему не нужны никакие накачки. Вместо этого пастор просил Бога, чтобы Он Сам обличил этого парня и привел его к покаянию. В данном случае он выбрал правильную тактику. Потом этот верующий говорил, что он на своем срыве очень многому научился и что Господь лишил для него грех всякого удовольствия. Когда мы делаем то, чего делать, как мы прекрасно знаем, нельзя, добрая совесть нам не будет давать покоя. Нужно к ней прислушиваться и отвернуться от греха. Ап. Павел писал: 1Тим.1.19 «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». В этом стихе сказано о том, что христиане должны жить в соответствии с указаниями своей просвещенной, обновленной совести. Они не должны оскверняться никаким пороком или грехом, и это поможет им сохранить себя в здравой вере. Истинная вера и чуткая совесть могут отнять у нас желание искажать истину, чтобы оправдать свое поведение, оправдать беззакония наши. Вера и добрая совесть – формула победы над грехом. Давайте их поддерживать в нужном состоянии.
Т.к. верить в Бога – это значит взирать на Бога, то верить можно без всяких особых приготовлений, не имея тех вещей или предметов, которые предписывает религиозный обряд. Бог так устроил, что всё жизненно необходимое никогда не зависит от каприза случая. Принадлежности религиозного поклонения могут повредиться или затеряться. Возведение же очей идет от сердца, и взирать на Бога может любой человек: стоящий, коленопреклоненный или лежащий в предсмертной агонии за тысячу километров от ближайшей церкви. Взирать на Бога, т.е. верить, человек может в любое время. Каждый момент может оказаться для этого подходящим. Бог никак не связал спасение с фазами луны, святыми или воскресными днями. Также и место не имеет значения в этой благословенной вере в Бога. Бога можно увидеть отовсюду, если только душа наша настроена любить и слушать Его.
Возможно, некоторые задумались над тем, как быть им с модным праздником последних лет – с Хэллоуином. Английское слово «Хэллоуин» происходит от «All Hallows Eve» (канун всех святых). Так называли вечер накануне религиозного праздника, в который церковь поминала святых. Сегодняшнее же празднование Хэллоуина связано с языческими обычаями, идущими из глубокой древности. Друиды верили, что ночью 31 октября духи мертвых возвращаются в свои любимые места. И поэтому зажигали факелы, и выставляли для них еду. Делали это они из страха, опасаясь, что, если не сделают, то духи им могут навредить. Бог через Библию нас предупреждает, чтобы мы не связывались с духами, ведьмами и оккультными делами. Что же делать христианам на Хэллоуин? Один пастор подошел к этому делу творчески. Он устроил на Хэллоуин спектакль с участием некоторых членов церкви. Он просил их прийти в одеждах библейских героев веры (Евр.11) и великих святых. Примеры этих героев веры могут очень сильно поддержать нашу веру. И если мы о них вспомним на Хэллоуин, то еще раз убедимся в истине: тому, кто с Богом, никакие духи не страшны.
Когда умер основатель сети ресторанов, он оставил память о себе, как о человеке практичном, трудолюбивом. Он дал много хороших советов. Приведем один из них, чисто христианский. Он уверовал во Христа еще в юности благодаря своей бабушке, и считал, что настоящим христианам нужно засучивать рукава. Он писал: «Для христианина, который засучивает рукава, жизнь – это вера и дела. Такой христианин находит время и беседовать с Богом в молитве, и усердно вникать в Писание, и непрестанно заниматься делами своей церкви, и служить людям, неся благую весть». Он знал, что без труда не бывает успеха ни в ресторанном бизнесе, ни в делах духовных. Его словам можно найти подтверждение в Библии. Ап. Иаков в своем соборном послании писал: Иак.2.17,18 «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Как любовь является действующим принципом, так и вера. В противном случае ни то, ни другое не принесет нам никакой пользы. Если человек не совершает дела милосердия, он не может претендовать на то, чтобы его считали милосердным. Также неразумны претензии христианина на веру, если нет достойных и необходимых плодов ее. Одного исповедания веры без дел благочестия и послушания явно недостаточно будет, чтобы устоять перед Богом. Говорить: «Мы верим в догмы христианской веры» и воображать, что этого достаточно, чтобы привести нас в небо, это величайшее заблуждение. Так рассуждающие оскорбляют Бога и обманывают свои собственные души. Мнимая вера так же омерзительна, как и мнимое милосердие. То и другое доказывает, что сердце мертво для всякого истинного благочестия. Богу не может нравиться мертвая вера, вера без дел, так же как и нам – мертвое тело, лишенное души, сознания и движения. В стихе 18 нам предлагается сравнить веру, хвалящуюся собой и не имеющую дел, с верой, доказанной делами. А также сопоставить их между собой, чтобы испытать, какое впечатление произведет это сравнение на наши умы. Именно по делам будет судить людей Христос в день суда.
Если попросить несколько человек нарисовать на листе бумаги кривую линию, двух одинаковых линий не получится. Мораль отсюда такая: вилять и петлять можно тысячами способами, поступать правильно – только одним единственным. Господь нам говорит, что у праведного человека есть в распоряжении всего один вариант – жить «своею верою». Авв.2.4 «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». В предыдущей главе пророк Аввакум жалуется на то, что везде, куда ни глянь, одна жестокость и несправедливость. Нечестивцы «поглощают» тех, кто праведнее их (1.13). И Бог отвечает Аввакуму, что Его народ должен оставаться праведным и жить верой. Детям Божьим нельзя уподобляться тем надменным, кто никак не может успокоиться. Человек гордый и самоуверенный будет оправдывать все свои недостатки и ошибки. И ни за что не признает, что Ему нужен Бог. Пути такого человека – кривые пути. В нашем мире у людей неправедных очень часто всё получается. Но Бог нам заповедует жить верой и полагаться всем сердцем на то, что Он говорит Аввакуму: что придет день расплаты нечестивцам за то, что они попирают истину Божью. И угодить Богу сегодня, а также быть готовым встретить этот день без страха можно одним единственным способом: жить верой.
Господь! Дай нам жить верой в Иисуса Христа и умножь в нас эту веру!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам жить верою в Твое всемогущество и в Твою безграничную милость. Жить верою в Твое всепрощение и сознавать, что мы ничем не заслуживаем этого. Жить верою в Тебя как нашего единственного Спасителя. Помоги нам поверить в благодать Христа. Научи нас проверять Твою истину посредством Твоего Слова. Помоги нам с радостью трудиться во имя Твое. Ибо лишь тому, кто трудится, кто конкретными делами доказывает свою веру, помогаешь Ты. Помоги нам обрести детскую веру, когда мысль о Тебе наполняет сердце миром, и возникает желание познавать Тебя больше и больше. Укрепи нас в полном уповании на Тебя. Даруй нам благодать стать на путь прямой и узкий, любить Твою истину и творить лишь достойное Тебя. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.