ПРОПОВЕДИ
Милость Божья и освящение наше
Рим.6.6 «ветхий наш человек распят с Ним (с Господом),
чтобы упразднено было тело греховное,
дабы нам не быть уже рабами греху».
Оправдание наше по вере является поистине великой милостью Божьей. И прощение – из Его милости. Спасение – из милости Бога, причем без того, чтобы мы сами к тому что-то сделали.
Вспомним блудницу, склонившуюся у ног Господа Иисуса (Лк.7.36-50). Фарисей, видя эту картину, подумал в сомнении: Лк.7.39 «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Уловив эти мысли, Христос обращается к нему со словами: Лк.7.44 «Видишь ли эту женщину? … Кому много прощено, тот много любит; а кому мало прощено, тот мало любит». Эта женщина знала, что значит милость, чего «праведный» и «благочестивый» фарисей Симон не знал. Итак, выражаясь образно, в саду Божьем нет цветка, более прекрасного и величественного, чем цветок оправдания по вере. Описав самыми яркими красками этот роскошный цветок, данный нам Богом, ап. Павел начинает 6-ю главу Послания к римлянам такими словами: Рим.6.1 «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак». Как видно, и в те времена находились такие люди, которые из этого чудного цветка оправдания по вере желали высосать смертельный яд. Это были люди, которые говорили: «Наши грехи уже прощены. Через веру мы получили оправдание. Милость Божия покрывает всё». И, говоря так, продолжали жить своей греховной жизнью. В большинстве случаев это не тяжкие грехи, такие как убийство, грабеж, богохульство и т.д. Это так называемые маленькие грехи. На самом деле любой грех есть нарушение Божьего закона и оскорбление Бога. Некоторые думают, что они любят свою семью, свою жену, но могут иметь и подругу; другие сплетничают, ругаются со всеми, оправдываясь тем, что у них такой характер; третьи тащат с работы всё, что могут унести; продолжают выпивать и т.д. Именно на это ап. Павел, восклицая, говорит: «Никак!» или, выражаясь нашим современным языком: «Ни в коем случае».
В Рим.3.7 ап. Павел цитирует слова людей, которые рассуждали так: «Бог через мои человеческие немощи и грехи являет Свою великую славу, святость и милость, а следовательно, я могу грешить. А если это так, то почему нужно за это порицать, и за что еще меня же судить, как грешника? Ведь я же верю в Иисуса Христа». Некоторые из них, которые основывались на этом учении оправдания по вере, шли еще дальше и без стеснения говорили: Рим.3.8 «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» В ответ на это ап. Павел, побуждаемый Духом Святым, с возмущением пишет: Рим.3.8 «Праведен суд на таковых». Мы должны понять, что оправдание наше по вере неразрывно связано с очищением и освящением нашим. Бог по нашей вере в Христа объявляет нас праведными. Но у Бога слова с делами не расходятся: Он хочет видеть, делать нас праведными. В 1Кор.1.30 сказано: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением». Т.о., Иисус Христос, сделавшийся праведностью от Бога, стал для нас точно так же освящением. Это означает, что мы оправданы благодаря Христу для того, чтобы освящались. Неразрывную связь этих двух понятий можно сравнить также со смертью и воскресением Иисуса Христа. В Рим.6.5 написано: «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». Мы не можем, войдя с Ним в смерть, оставаться потом и далее в гробу. Кто соединен с Ним в смерти Его, тот будет соединен и в воскресении раз и навсегда. И т.к. Христос умер для греха, так и мы, соединившись с Ним, должны умереть (духовно) для греха. Или, как говорит здесь Слово Божие, «почитать себя мертвым для греха».
Скажите, что бы вы подумали о человеке, который, похоронив свою жену, продолжал бы ходить к ней на кладбище и там разговаривать с ней. Наверное, наблюдая такую картину, вы бы сказали, что этот мужчина сошел с ума. 2Кор.5.17 «Кто во Христе, тот новая тварь, старое прошло, теперь – всё новое». Суть этого стиха: кто исповедует себя христианином, должен стремиться к тому, чтобы не только носить это новое имя, но чтобы иметь новое сердце и новую природу. Изменение, производимое в человеческой душе Божьей благодатью, велико. Над человеком уже не господствуют старые мысли, старые принципы и поступки. Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе. Обновленный человек действует по новым принципам и правилам. У него новые цели и новые компании. Если ты считаешь, что умер с Христом и воскрес с Ним к новой жизни для Бога, то почему же тогда повторяешь свои старые грехи? Понимаешь ли ты, что, поступая так, ты показываешь другим, что в твоей голове и тем более в сердце – что-то не в порядке? Если мы решили быть с Господом, тогда не можем мы жить жизнью окружающего нас мира.
Произошел такой случай. Перед судом престал человек, совершивший убийство и другие тяжкие преступления. Когда судебный процесс подходил к концу, судья обратился к подсудимому с вопросом, не желал ли бы он сказать что-то в свою защиту. Тот тут же изъявил свою готовность и сказал (мы сокращаем его речь): «Дело в том, что, когда мною совершались эти преступления, то это делал не я, а моя плоть. Поэтому во всем виноват не я, а моя старая греховная натура, Я сам не хотел делать того, что совершил, но мною руководила моя плоть, т.е. мой ветхий человек». Все, находившиеся в зале суда, притихли в ожидании ответа. Помолчав несколько минут, судья сказал: «Хорошо. Я приму во внимание то, что в тебе действовал не ты, а твоя плоть. Поэтому тебя я отпускаю на свободу, а твоя плоть вместе с твоим ветхим человеком отправится сейчас в тюрьму для получения наказания». Таким образом, этот преступник должен был вместе со своей плотью и со своим ветхим человеком сидеть в тюрьме, отбывая длительный срок лишения свободы.
А теперь вернемся снова к тексту Рим.6.1,2. «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак! Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» Ап. Павел говорит о том, как мы должны использовать доктрину оправдания по вере. Не можем ли мы теперь с большей смелостью грешить, т.к. по мере увеличения наших грехов умножается благодать, прощающая их? Нет, это будет злоупотреблением благодати, и апостол решительно отвергает такое предложение. Ни в коем случае. Да будет далека от нас такая мысль. Понятия, в какой-то мере поощряющие грех или открывающие дверь для безнравственного поведения, какими бы благовидными они ни казались, должны быть отвергнуты с величайшим отвращением. Ибо истина, которая в Иисусе Христе, есть истина о благочестии (Тит 1.1). Итак, апостол подчеркивает необходимость святости. Хотя не существует ни одного человека, кто бы жил без греха, однако, благодарение Богу, существуют те, которые не живут в грехе, Не живут в нем, как в своей стихии, не практикуют греха. Только иногда грешат по неведению или по немощи. Это и означает быть освященным. Итак, наше оправдание должно иметь плод. Если я действительно оправдан, тогда я уже не смогу быть среди тех, с кем проводил когда-то дни и ночи. Если, к примеру, раньше моим привычным местом была пивная, то теперь я не могу больше там проводить время. Если прежде меня непреодолимо тянуло в кино, дискотеку, или на каждый футбольный матч своей любимой команды, то теперь я спокойно могу пройти мимо. Но в этом случае мои старые друзья перестают быть моими друзьями. Я уже не могу жить прежним миром, потому что теперь меня окружает совершенно другой мир, в котором я нашел новых друзей. Все те, под влиянием которых я находился, уже не являются моими учителями, потому что другие теперь учат меня.
Но если я утверждаю, что получил оправдание по вере и помилован Господом, Который простил мне мои грехи, а сам при этом продолжаю грешить, тогда со мною что-то не в порядке. Тогда моя жизнь только обман и лицемерие, что-то подобие тому, как это случилось в некой истории. В одну католическую церковь пришел язычник, пожелавший принять крещение. Совершив над ним этот обряд, священник сказал ему: «С сегодняшнего дня ты будешь называться другим именем, потому что стал совершенно другим человеком. Твое имя уже не Иван, а Петр». Так с легкой руки этого служителя Иван стал не только Петром, но и новым человеком. Через несколько дней священник решил навестить новообращенного Петра. Придя к нему, уже у двери ощутил он запах вареного мяса, распространяющийся из кухни. Священник возмущенно воскликнул: «Петр! Ты же стал теперь христианином и не можешь в пятницу есть свиное мясо». Петр спокойно ответил ему: «Не волнуйтесь, святой отец, это не мясо, а рыба. Перед тем, как положить мясо в кастрюлю, я крестил его и сказал: «Теперь ты уже не мясо, а рыба. Я сделал это точно так же, как вы со мною». Священник качал головой, не зная, что и сказать. Только запах из кастрюли красноречиво говорил о том, что в ней было. А как это у нас? Не выдает ли и нас «запах», который исходит от нашей жизни. Если да, то не говорите, что стали «рыбой», если на деле всё еще остаетесь «свиным мясом». Не говорите о милости Божьей и о том, что вы пережили ее на себе, если по-прежнему продолжаете жить в грехе. К чему рисоваться перед людьми, ведь Бог-то хорошо знает, кто вы есть на самом деле.
Итак, неужели мы должны грешить, чтобы возвеличивалась слава Божия? Ни в коем случае! Такое толкование может быть только от дьявола. В 1Пет.4.3 написано: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишеству в пище и питии, и нелепому идолослужению». Апостол призывает к справедливости. Это будет всего лишь честно, справедливо и разумно, если вы теперь не будете служить святому Богу, как раньше служили греху и сатане. Истинно обращенному человеку мучительно думать о том, как он прожил прежние годы своей жизни. О той опасности, к которой он шел так много лет. О зле, причиненном другим, о бесславии, нанесенном Богу. Пока воля человека не освящена, порочна, он постоянно ходит грешными путями. Один допущенный грех влечет за собой другой. Вспомним, что сказано о продолжении греховной жизни в Библии. Евр.6. 4-6 «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Автор послания показывает, что некоторые люди могут далеко продвинуться на пути веры, и, в конце концов, отпасть и погибнуть навсегда. Они могут иметь познание Божьих истин; могут вкусить нечто от духовной жизни. Они могут сделаться причастниками Духа Святого, т.е. Его чудесных, сверхъестественных даров. Они могут иметь некоторое утешение от Евангелия, правильно рассуждать о нем. Они могут находиться под сильным впечатлением от представлений о небе и очень бояться ада. Они могут далеко дойти и, в конце концов, отступить. Обратим внимание на то, какие великие вещи говорятся здесь о тех, кто может отпасть, но ничего не сказано о том, что они были истинно обращенными. Истинные святые могут падать, однако никогда не отпадут от Бога окончательно. Причиной отпадения упомянутых выше является то, что они демонстрируют презрение к Сыну Божию, и, следовательно, к Самому Богу. Который ожидает, чтобы все чтили Сына Его и чтили так, как чтут Отца. Их невозможно обновить покаянием, т.к. они отступили как от истины, так и от путей Христовых.
Да дарует Господь, чтобы эти слова не остались для нас лишь пустым звуком. Но чтобы они стали той силой Божьей, которая может изменить всё старое, сделав нашу жизнь поистине новой. И что окружающие нас люди смогли познать, что мы, бывшие некогда мертвы в грехах, теперь воскресли вместе с Тем, Кто прежде воскрес и ныне живет в нас!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты Бог, любящий прощать, благой и милосердный. Но мы пренебрегаем Твоей добротой, ходим своими путями. И Ты побуждаешь нас приближаться к Тебе. Благодаря этому, оставляя свое упорство и доверяясь Твоей благости, мы ощутим Твое сострадание и принятие. Мы благодарим Тебя за тот великий труд, который совершил для нас наш Спаситель Иисус Христос. Он не только избавил нас от грехов наших, но сделал нас новым творением. Мы знаем свое несовершенство и склонность к греху. Мы благодарим за то, что Господь берет нас такими, какие мы есть, и делает нас такими, какими мы должны быть – непорочными, неповинными, святыми. Пусть Его преображающая работа побудит нас жить достойно Призвавшего нас в Свою славу. Но мы не можем жить праведной жизнью, жить свято, если Ты не поможешь нам, если Твой Дух Святой не изменит нас. Просим, преобрази нас, пусть увидят в нас всегда красоту Христа, всю Его чистоту и любовь. Мы в смирении вечно будем благодарить Спасителя за его добрый труд в нашей жизни. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.