ПРОПОВЕДИ
Христос как добрый Пастырь
Ин.10.11 «Я есть пастырь добрый, пастырь добрый
полагает жизнь свою за овец».
Парни завершали свое путешествие. Перед ними поднимались большие утесы, закрывающие солнце. Тропинка была видна только одному из трех – проводнику. Усталые путники едва шли. Один из них закричал проводнику: «Уверены ли вы, что ведете нас по нужной тропинке?» «Вполне уверен». «Но мы-то не можем это видеть». Проводник ответил: «Ничего, смотрите на меня, и это достаточно. Следуйте за мной и не бойтесь». К этому призывает нас и наш Проводник, наш Пастырь – Господь Иисус.
Христос есть Пастырь. О Нем, как о пастыре, пророчествовал Ветхий Завет. Тему доброго пастыря мы находим в Пс.22. Читаем из Ис.40.11 «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных». Другой пророк, Иеремия, применяет образ царя-пастыря к царям Израиля. Он укоряет их в том, что они плохо исполняют свое назначение. (Иер.2. 8, 10.21, 23.1,2). И возвещает, что Бог даст Своему народу новых пастырей, которые будут пасти его со знанием и благоразумием (Иер.3.15, 24.4). И среди них Бог даст «Отрасль» (Иер.23.5-6), т.е. Мессию. Пророк Иезекииль развивает эту тему в Иез.34. 10-24. Иез.34.11 «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их». Возвещается теократия (боговластие). Бог даст Своему народу пастыря, поставленного Им, нового Давида. В Новом Завете эта тема получает выражение в притче Самого Христа о заблудшей овце (Мф.18.11-14) и в Ин.10.11-18. В НЗ о Христе говорится как о Пастыре великом (Евр.13.20), Пастыреначальнике (1Пет.5.4), Пастыре и Блюстителе наших душ (1Пет.2.25).
Обратимся к Псалму 22. Это произведение можно назвать «песнью о небесном пастухе». Говорят, что эта песнь среди псалмов – то же, что соловей среди птиц. Ибо ее ласковый напев ободрял великое множество страдальцев, когда надежда оставляла их. И обещал им утро радости. Мы можем сравнить ее с жаворонком, который поет, набирая высоту, воспевая. Даже когда он скрылся из виду, песнь его всё равно слышна. Некоторые псалмы Давида изобилуют жалобами, а этот наполнен утешениями. И выражает восхищение великой милостью Бога и зависимостью от Него.
«Господь – Пастырь мой». Как же Господь снизошел к нам, что сделался Пастырем Своего народа. Мы должны благодарить Его за то, что Он, великий Бог, позволил изобразить Себя земным пастухом для того, чтобы мы лучше могли познать Его любовь к нам и заботу о нас. Давид, автор этого псалма, и сам пас овец и хорошо понимал, в чем нуждаются овцы, и как сложна работа пастуха. Он сравнил себя с беспомощным, слабым и неразумным существом, для которого Бог – источник всякого блага, Хранитель, вождь, всё во всем. Никто не вправе называть себя овцой паствы Христа, если его природа не обновлена. Ибо в Библии необращенные называются волками или козлами, но никак не овцами. Овца – домашнее, а не дикое животное. Владелец овцы дорожит ею, а покупатели дают за нее хорошую цену. В словах Давида мы слышим твердую уверенность. Он не говорит «если», «но» или «надеюсь», а просто: «Господь – Пастырь мой». Мы должны взращивать в себе непоколебимую веру в эти слова. Местоимение «мой» самое драгоценное из всех слов. Давид не сказал: «Господь – Пастырь всего мира. Он водит множество народа как стадо». Он сказал: «Господь – Пастырь мой». Если даже Он никому больше не Пастырь, Он Пастырь мне. Он печется обо мне, хранит меня, смотрит за мной. Слова эти стоят в настоящем времени. В каком бы положении ни оказался верующий, он всегда окружен пастырской заботой Господа.
Следующие слова вытекают из предыдущих, и говорят о щедрости Господа: «Я ни в чем не буду нуждаться». Я мог бы нуждаться, но Господь – Пастырь мой, и все мои нужды будут восполнены. Господь желает дать мне всё необходимое, ибо сердце Его исполнено любви. У меня не будет недостатка в земных благах. Разве Господь не питает птиц небесных и не дает расти цветам полевым? У меня не будет недостатка и в духовных благах. Я знаю, что благодати его довольно для меня. Возможно, у меня не будет всего того, чего я хочу, но «я ни в чем не буду нуждаться». Другие, богаче и мудрее меня, нуждаются во множестве вещей; я же «не буду нуждаться». Давид не просто сказал, что он ни в чем не нуждается, но что он не «будет нуждаться». Какими бы ни были обстоятельства, даже если голод опустошит земли, даже если бедствие падет на город, он ни в чем не будет нуждаться. Даже в старости он не будет знать нужды. Не повергнут его в отчаяние и ужасы смерти. Сердце грешника не знает удовлетворения, а благочестивый пребывает в довольстве.
«Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим». Жизнь христианина состоит из двух элементов: созерцательного и деятельного. Здесь мы видим, как Господь дает и первое, и второе. Прежде всего, созерцание. «Он покоит меня на злачных пажитях». Под злачными пажитями подразумевается Писание, сокровищница истины. Оно всегда свежо, изобильно и никогда не оставляет нас пустыми. Оно – истинная пища для души, как мягкая трава – корм для овец. Когда вера дает нам успокоиться обещаниями Бога, мы уподобляемся овцам, которые возлегли на тихом пастбище. Мы находим пропитание и покой, отдых и обновление сил, безмятежность и удовлетворенность. Обратим внимание на слова «Он покоит меня». Именно Господь милосердно дарует нам способность принять истину и напитаться ей. Некоторые отчаявшиеся души отдали бы всё на свете, только бы обрести это блаженство. Второй элемент здоровой христианской жизни – это совершение добрых дел. Мы не только размышляем, веруем, но и действуем. Мы не всегда только лежим на злачных пажитях, но также движемся к совершенству, поэтому сказано: «И водит меня к водам тихим». Словосочетание «воды тихие» означает воздействие Святого Духа. Дух Божий благословляет нас в самых разных наших деяниях. Подобно водам, Он очищает и освежает. Эти воды тихие, ибо Святой Дух любит покой и никогда не действует шумно. Он может войти в нашу душу, но человек, стоящий рядом, в котором нет Духа, не почувствует божественного присутствия. «Подкрепляет душу мою». Господь животворит мою душу, когда она объята печалью. Когда в душе моей появляется грех, Он побуждает меня к покаянию. Когда душа изнемогает, Он укрепляет ее. Всё это делает Господь. «Направляет меня на стези праведности». Христианин всем сердцем желает быть послушным, однако, его послушание – послушание любви, пробуждается в нем примером Господа. Христианин не выбирает, каким заповедям следовать, а какими пренебрегать. Он чтит все повеления Господа. Обратим внимание на то, что здесь использовано множественное число: «стези праведности». Что бы Господь ни поручил нам сделать, мы сделаем, т.к. нас побуждает его любовь. «Ради имени Своего». Всё это – дар благодати. Слава нашего великого Пастыря в том, чтобы мы стали святым народом, ходящим узкой стезей праведности.
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня». Этот стих произносился у смертного одра бесчисленное количество раз, освещая долину смертного мрака своим сиянием. Каждое его слово – кладезь утешения. Приближаясь к моменту смерти, верующий не ускоряет и не замедляет шаг; он продолжает спокойно идти с Богом. Идти – значит неуклонно двигаться душой к намеченной цели. Умирающий святой не бежит, как человек, объятый тревогой. И не стоит, словно ему некуда идти. Он идет «долиной смертной тени», а не в долину смертной тени. Мы лишь проходим через коридор смерти и, в конце концов, выходим в свет бессмертия. Мы не умираем, а лишь засыпаем, чтобы проснуться во славе. Многие святые обрели больше радости и знания непосредственно перед смертью, чем за всю жизнь. Поэтому это уже не долина смерти, а долина смертной тени, ибо смерть лишилась своего содержания, своей сущности, и от нее осталась лишь тень. Там, где есть тень, должен быть и свет. Смерть стоит на обочине дороги, по которой мы идем, а падающий на нее свет небес отбрасывает на дорогу тень. Никто не боится тени. Тень собаки не может кусать, тень меча не может ранить, тень смерти не может губить. Давид сказал «не убоюсь зла», т.е. не говорил, что он не встретит зла. Он был исцелен от болезни страха, он не боялся даже самого дьявола. Источник его смелости – «Ты со мной». Маленький ребенок, оказавшийся на море во время шторма, не боится в отличие от многих пассажиров корабля. Он мирно спит на груди матери, и ему достаточно того, что она с ним. Для верующего должно быть достаточно того, что Христос с ним.
«Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих». У доброго человека много врагов. А если бы не так, то он не был бы подобен Господу. Если бы у нас не было врагов, нам следовало бы тревожиться о том, что мы, возможно, не дети Божьи, ибо дружба с миром есть вражда с Богом. Но благочестивый верующий спокоен перед лицом своих врагов. В ходе военных действий солдат, если и успевает что-то поесть, то делает это очень быстро и тотчас возвращается в бой. Здесь же сказано «Ты приготовил предо мною трапезу». Бог готовит трапезу, и христианин садится есть ее, как будто вокруг всё спокойно. Никакой спешки, никакой суеты, никакой тревоги, хотя враг рядом. «Умастил елеем голову мою». Каждый христианин – священник. 1Пет.2.9 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел». Однако он не вправе осуществлять свое священническое служение без помазания. Поэтому Бог каждому Своему чаду дает Духа Своего Святого («умастил елеем»). «Чаша моя преисполнена». У Давида был не просто достаток, не просто полная чаша, а гораздо больше – чаша, преисполненная благ. Эти слова может сказать как бедняк, так и богач. Каким бы богатым человек ни был, если он не доволен жизнью, в его чаше есть трещина, она протекает. Удовлетворенность – это философский камень, который превращает всё, чего он касается, в золото. Счастлив тот, кто нашел его. Да дарует нам Бог благодать, чтобы мы всегда пребывали в безмятежной атмосфере этого псалма.
Ин.10.11 «Я есть пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Качеством, отличающим всякого доброго пастыря, является его готовность подвергать свою жизнь опасности ради овец. Так поступали многие пастухи, в том числе патриарх Иаков и Давид, когда еще пас овец. Но только Господь Иисус – богочеловек имел исключительное право положить Свою жизнь, чтобы спасти человечество от вечной погибели. Он до такой степени заботится о спасении Своих овец, что не жалеет даже собственной жизни.
Господь Иисус обеспечит славу и блаженство Своим овцам и в вечности. Откр. 7.17 «Агнец, Который среди престола, будет пасти их». Как утешительно знать, что наш Пастырь не только проведет нас через всю жизнь, оберегая и направляя в пути, но и продолжит водить и питать нас в вечности. Он обеспечивать будет их обильно всем, что освежает и утешает душу. Это должно умерять печаль христианина в этой жизни, и служить ему поддержкой в скорбях.
Пути двух одноклассников разошлись в разные стороны. Один из них стал пастором, а другой – знаменитым артистом. Он был из семьи верующих. То, что в юности ему приходилось слышать, он совсем забыть не мог, но многое утратил, отдавая все свои мысли и силы работе артиста. Когда заканчивалась его карьера, друзья устроили ему прощальный вечер с пышно накрытым столом. Его попросили, чтобы он сам пригласил друзей. Артист пригласил и своего друга пастора. Пастор не хотел принимать приглашение, т.к. ему не нравилось общество артистов, но всё-таки решил пойти, потому что его школьный друг-артист всегда был добр к нему. В конце торжества юбиляра попросили что-нибудь исполнить. Артист выбрал псалом 22. Когда он закончил, прозвучали аплодисменты. Попросили пастора сказать несколько слов. Он достал свою старую Библию, и прочитал этот же псалом, только очень просто, как это часто делал у больных. После его последних слов встал артист, протянул школьному другу руку и сказал: «Знаете ли вы, какая здесь разница? Я знаю псалом, но он знает Пастыря».
Да даст нам Бог иметь и знать нашего доброго Пастыря Иисуса Христа!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой единородный Сын Господь Иисус сделался Пастырем Своего народа. Мы благодарим Тебя, Господь Иисус за то, что Ты, великий Бог, позволил изобразить Себя земным пастухом для того, чтобы мы лучше могли понять Твою любовь к нам и заботу о нас. Мы благодарим Тебя за то, что Ты есть вечно живущий Пастырь добрый, Пастырь-Агнец, ибо вместе с Тобой мы достигнем небес. Ты стал Спасителем нашим, был заклан и воскрес. Ты Ягненком кротким на крест скорбей взошел. Дай нам с верой устремиться туда, куда бы Ты ни пошел. Просим, подкрепи нас, Пастырь души нашей. Мы благодарим Тебя за способность веровать в Твои обетования. Просим, веди нас по этой жизни. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.