ПРОПОВЕДИ
Волхвы с востока
Мф.2.11 «И, войдя в дом, они увидели Младенца с Марией, Матерью Его.
И, пав, поклонились Ему.
Хотя Мессия был желаемым всеми народами, тем не менее, приход Его в наш мир был мало, кем замечен. Главная причина этого в том, что Он уничижил Себя Самого, отказался от славы. Иудеи ожидали Мессию, что Он придет в наш мир в блеске Божьей славы, Его примут со всей возможной торжественностью. Что все венцы и скипетры будут сложены у Его ног, и могущественные правители будут Его покорными рабами. Но ничего подобного мы не находим в Библии. Он пришел в наш мир, но мир не узнал Его. Он пришел к Своим, а Свои не приняли Его (Ин.1.10-11). Задумаемся, почему это так. Если бы он пришел в славе Бога, то такую личность не повели бы на распятие, на Голгофу. Спасение наше не состоялось бы. И все-таки как при рождении Его, так и позднее среди великого унижения блеснули несколько лучей Его славы.
Первыми, кто увидел славу пришедшего в наш мир Мессии, были пастухи на поле. Они рассказали многим о том, к великому изумлению всех слушавших их (Лк.2.17-18), что видели ангелов небесных и что слышали от них о Младенце. Позднее Симеон и Анна, встретив Его в иерусалимском храме, по вдохновению Духа Святого, свидетельствовали о Нем всем, кто был расположен внимать их словам (Лк.2.38). Казалось бы, жители Иерусалима и другие иудеи должны были принять эти свидетельства и с распростертыми объятиями встретить Мессию. Но, насколько нам известно, еще в течение примерно двух лет Он оставался в Вифлееме, никем не замеченный, пока не появились волхвы с востока.
Волхвы (мудрецы) – так называется в Библии существовавшая в древности на Востоке священническая каста (маги). Волхвы у мидян и персов были жрецами, учеными, астрономами и пророками. Главный из них назывался Раб-маг, т.е. начальник магов. Даниил был назначен на эту должность в Вавилоне (Дан.2.48). Волхвами называются также те мудрецы, которые были приведены к Младенцу Иисусу чудесной звездой. Причину, по которой ожидали эту звезду на востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с пророчеством в Чис.24.17 «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Древние толкователи Библии объяснили появление этой звезды как сверхъестественное явление, которое было видимо, может быть, только с небольшого пространства. И, следовательно, не могло быть предметом астрономических наблюдений или определений. Но со времени благочестивого астронома Кеплера стали предполагать, что напали на научно подтвержденный след этой чудесной звезды. Кеплер наблюдал в 1603г. совпадение планет Юпитера и Сатурна, которое весной 1604г. стало еще заметнее, благодаря тому, что к ним присоединилась также планета Марс. 10-го октября того года он заметил вблизи них неподвижную звезду необыкновенного блеска, которая некоторое время сияла «как ослепительно яркий факел, раздуваемый сильным ветром, пламенеющий и искрящийся». Всё это явление, которое Кеплер называет безмерным чудом Божьим, дало ему повод для продолжительных исследований и вычислений. Этими путями он пришел к тому результату, что подобное явление наблюдалось в год рождения Иисуса Христа. В новейшее время это подтверждено знаменитыми астрономами. Их астрономические исследования подробно рассматривать не будем. Укажем только на тот факт, что христианские астрономы утверждают, что если волхвы вечером отправились из Иерусалима в Вифлеем, то они видели совпадение планет по направлении к Вифлеему. Некоторые возражают, что Бог не мог пользоваться астрологическим суеверием, ищущим знамения в звездах. Но в ответ на это можно вспомнить некоторые библейские истории.
1 Премудрость Божия обратила злобу людей, братьев Иосифа, для приведения его в Египет. 2 Она же направила вавилонского царя посредством языческого чародейства и бросания жребия на войну с Иерусалимом (Иез.21.21 и далее). Она могла использовать астрологию привести волхвов с востока к Христу. Возможно также, что Бог открылся магам, прежде чем они увидели звезду, как он сделал это и после, когда они захотели вернуться домой (Мф.2.12).
Волхвы пришли в Иерусалим в дни царя Ирода. Ирод был идумей, т.е. потомок Исава, брата патриарха Иакова. В Библии упомянуты 7 царей под этим именем. Первый из них Ирод Великий, остальные его сыновья и внуки. Мы речь ведем об Ироде Великом, который был царем Палестины 40-4гг. до РХ. В 40г. до РХ он был назначен Римом царем, победил своего противника Маккавея Антигона, взял Иерусалим и истребил род Маккавеев. Этот Ирод, который неизвестно по какой причине назван Великим, был безнравственным, диким тираном. Он стремился снискать расположение народа, поэтому он занимался перестройкой храма. Ибо идумеи после 130г. до РХ приняли иудейство. Всех он подозревал в измене. Ирод умертвил Мариамну, одну из своих жен, вместе с ее двумя сыновьями. Полагают, что она была единственным человеком, которого он любил. И Ирод сам чуть не сошел с ума после ее казни. За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра. Ирод в это время был тяжело болен. Этот сын заключен был в тюрьму, опять же по подозрению в измене. Вдруг во дворце раздались крики, стоны и плач – так показалось сидящему в тюрьме сыну. И он сказал солдату, который его охранял: «Открывай дверь, отец умер, хватит мне здесь сидеть». Но тот оказался исправным служакой, и побежал наверх выяснить, в чем дело. Узнав, что шум был по недоразумению, что Ирод жив, сообщил ему, что вот так и так мне сказал ваш сын. И это стоило сыну жизни. Когда Ирод уже почувствовал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа, и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти. Для того, как он выразился, «чтобы он не умер неоплаканным». Эта его просьба не была выполнена. Римский император Август сказал об Ироде: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Народ его ненавидел, день его смерти потом считали праздником.
Иерусалим времени Ирода Великого был городом, который жил в страхе и напряжении. Волхвы были язычники, они не принадлежали к израильскому обществу. В то же время, как иудеи не обратили внимания на Христа, эти люди искали Его. Честь, оказанная Младенцу Христу этими язычниками, является предзнаменованием того будущего, когда языческие народы будут близкими Ему. Почему они приходят именно в Иерусалим? Согласно древним документам, в то время по Востоку ходила молва, что именно оттуда придет Избавитель народов. Об этом пишет Корнелий Тацит в своей истории, в своих «Анналах». Об этом пишут многие античные авторы, тексты которых до нас дошли. И поэтому нет ничего удивительного в том, что волхвы эти двинулись в Иерусалим. Они были нетерпеливы в своем желании познакомиться с Мессией и выразить Ему свое почтение. Они не сомневались, что получат немедленный ответ на свой вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» И найдут жителей Иерусалима у ног этого новорожденного Царя. Но о рождении Мессии жители Иерусалима ничего не знали. Волхвы объясняют Ироду, а он понимает, что где-то родился новый претендент на престол.
Из Иерусалима мудрецы пошли в Вифлеем, решив искать Младенца до тех пор, пока не найдут. Но очень странно то, что пошли они одни. Не было никого, ни из дворца Ирода, ни из первосвященников и книжников (которые подсказали им, где надо Младенца искать) или города, кто сопровождал бы их. Если не из побуждений совести, то хотя бы из уважения к гостям или из любопытства увидеть юного Царя. Т.о., волхвы приходят с дальних краев, чтобы поклониться Христу, в то время как иудеи, Его соотечественники, не захотели сделать и шага, не пожелали пойти в соседний город. Это могло разочаровать мудрецов в их поисках. Однако они были тверды в своем намерении. Это урок для нас: мы должны продолжать поклоняться Христу, даже если остаемся совсем одни. Что бы ни делали другие, нам должно служить Господу. Хотя они и не желают идти с нами на небо, мы не должны идти с ними в преисподнюю.
Как благосклонно Бог направлял мудрецов! Посредством первого появления звезды им дано было понять, что на землю сошел Мессия. Потом звезда исчезла. И они должны были обычным путем осуществлять поиски Его. Ибо не следует ожидать сверхъестественной помощи там, где можно обойтись обычными средствами. Но Бог их не оставил. Звезда, которую они видели на востоке, здесь появилась им опять и шла перед ними. Если мы следуем по пути исполнения своего долга так далеко, как можем, то Бог сделает нас способными сделать то, чего сами по себе мы не можем сделать. В средние века родилась пословица: «Начни и делай, Господь будет с тобой». Бог не оставит в смущении тех, кто верно и усердно ищет Его. Эта звезда была знаком присутствия Бога с ними. Увидев же звезду, мудрецы обрадовались и убедились, что не обманулись. И что их долгое путешествие было не напрасным. Мы не ошибемся, если ожидаем от человека слишком мало, а от Бога слишком много. Теперь они получили все основания надеяться, что вскоре достигнут своей цели.
Мы можем представить себе, как сильно они ожидали найти царственного Младенца, хотя и пренебреженного своим народом. Хотя увидели скромный дом вместо дворца и Его бедную мать, составляющую всю Его свиту, тем не менее, они видели сквозь эту завесу Его славу. Они не думали, что ошиблись, что их поиски завели их в тупик. Нет, найдя Его, они поклонились Ему, т.е. представили Ему самих себя, а потом – свои дары. У восточных народов принято выражать свое почтение царям посредством подношения даров. Дарами, которые преподнесли мудрецы, были золото, ладан и смирна. Некоторые считают, что эти дары имели определенное значение: они принесли Ему золото как Царю, уплачивая свою подать. Принесли ладан – как Богу, ибо Бога чтили благовонным курением. И принесли смирну – как Человеку, Который должен был умереть, ибо смирна употреблялась для бальзамирования тел умерших.
Иисус Христос родился на земле для того, чтобы Ему, Богу, быть с людьми. Он бесконечно могущ, но в это время Он был слаб, потому что Он хотел, чтобы мы не испугались Его. Если бы мы Его испугались, никакой цены не имели бы ни наша вера в Него, ни наша любовь к Нему. И потому Он, Младенец на руках, приходит к нам и сегодня с вопросом, с главным вопросом: «Могу ли Я родиться в тебе, в твоей душе, в твоем доме, в твоей семье? Могу ли Я прийти к тебе? Пустишь ли Ты Меня к себе?» Вот в чем тайна и суть Рождества. Многие из людей похожи на тех, которые жили в Вифлееме. Наверное, они видели Марию, которая шла, вот-вот готовая родить, изможденного Иосифа, но им было не до них. Так и многим не до Христа. У них свои заботы, свои хлопоты, свои срочные дела. И забывают о том, что у них впереди вечность. Где они будут пребывать в вечности? Этот вопрос надо решить с пришедшим на землю Иисусом Христом. Праздник Рождества приходит к нам для того, чтобы напоминать нам об этом. Чтобы мы шли навстречу пришедшему к нам царственному Младенцу.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за эту историю о поклонении волхвов, которая дает нам прекрасный пример духовного прилежания. Как нелегко было волхвам преодолеть расстояние от их дома до места рождения Христа! И времени на их путешествие понадобилось немало, и опасности подстерегали их в пути. Но ничто не могло их удержать, потому что сердца их устремились к родившемуся Царю Иудейскому. И они не успокоились, пока не увидели Его и не поклонились Ему. Просим, помоги нам последовать примеру этих благочестивых людей. Дай нам силу претерпеть трудности, страдания и боль ради благодати. Волхвы не видели чудес Господа Иисуса, не слышали Его учения. Они не видели ничего, кроме беспомощного и слабого Младенца. И всё же, видя Младенца, они уверовали, что перед ними Спаситель мира. Благодарим Тебя за то, что нам явлена причина верить, в тысячу раз сильнее, чем волхвам. Просим, помоги нам встать на их путь веры. Не стыдиться веры в Господа Иисуса и свидетельства о Нем, даже если все люди вокруг нас отвернутся от Него, и мы останемся в одиночестве. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.