ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос есть Господь
Ин.20.28 «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой»
Фома теперь стыдится своего неверия и восклицает: «Господь мой и Бог мой». Вера его выходит победительницей из борьбы с неверием. Медлительность его веры может послужить укреплению нашей веры. Ибо, таким образом открывается, что свидетели воскресения Христа, которые несли свидетельство о нем всему миру и ручались за него жизнью, были отнюдь не легковерными людьми, но весьма осторожными. Исповедание Фомы содержит две части: Он исповедует, что Христос есть Господь. А потом восходит выше и называет Его также Богом. Библия приписывает Христу имя Господь в том смысле, что Отец поставил Его содержащим всё Своей властью верховным правителем, перед Которым преклонится всякое колено. И Который, будучи наместником Отца, управляет вселенной. Т.о., Он и наш, верующих Господь постольку, поскольку Он является Посредником между Богом и нами, явленным в плоти, и главой Церкви. Но Фома, познав Его Господом, тут же возносится выше – к Его вечному божеству. И делает это вполне заслуженно. Ведь Христос, хотя и спустился к нам и уничижил Себя, но затем воссел одесную Отца, обретя власть над небом и землей. Он сделал это для того, чтобы вознести нас к Своей общей с Отцом божеской славе. Чтобы наша вера достигла вечного божества Христа, она должна начать с более близкого и легкого звания. Ведь вера наша возрастает постепенно. Познав Христа на земле, рожденным в яслях, распятым на кресте, она переходит к славе Его воскресения, а уже потом – к Его вечной жизни и силе, в которой сияет божеское величие. Господь Иисус открыто одобрил сказанное Фомой.
Иисус – Господь. Это одно из самых древних христианских вероисповедных положений. Оно отразилось в различных элементах христианского богослужения. По словам апостола Павла, которые вполне могли относиться к обряду крещения, «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом …, то спасешься» (Рим.10.9). При этом Иисуса можно назвать Господом только под воздействием Святого Духа. 1Кор.12.3 «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Важно отметить, что Господом именуется воскресший и прославленный Иисус. Господство его признается общиной верующих потому, что Он прославлен, и восседает по правую руку Бога. В проповеди на первую Пятидесятницу ап. Петр сказал собравшимся, что Иисуса, Которого они распяли, Бог воскресил из мертвых и прославил, посадив по правую руку. Весь Израиль отныне должен точно знать, что «Бог соделал Этого Иисуса Господом и Христом» (Деян.2.36). Согласно ап. Павлу, Иисус Господь провозглашен Сыном Божьим, Которому дана власть над людьми, через воскресение из мертвых. Отсюда, однако, не следует, что Иисус не был Господом в годы земного служения. Даже враги Иисуса признавали, что Он от имени ветхозаветного Господа говорил и действовал. Не случайно, новозаветные авторы постоянно обращаются к Пс.109.1 (псалом Давида) «Сказал Господь Господу моему: сядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (см. Мф.22.44, 26.64 и парал.; Деян.2.34-35, Евр.1.3). Они подчеркивают, что в Церкви содержание ветхозаветного титула «Господь» отождествляется именно с прославленным Иисусом. Обращенный к прославленному Христу титул «Господь» прежде всего, подразумевает нынешний Его труд Царя, Первосвященника и Пророка. Всё мироздание тоже под Его господством. Предвечно рожденный, Иисус всевластен над творением, ибо оно было создано через Него и управляется Им. Кол.1.15-17 «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, начальства ли, власти ли – всё Им и для Него создано. И Он есть, прежде всего, и всё Им стоит». Из текста Кол.1.15-20 следует, что Иисус находится в том же отношении с мирозданием, что и с Церковью.
Мы все только и ждем, чтобы Господь Иисус удовлетворил все наши потребности. А должно-то быть наоборот – нам нужно угождать Ему. Мы должны всё отдавать Ему, даже самих себя до последней капельки, а не искать в Нем удовлетворения для себя. Господь сказал: «Будете Мне свидетелями». Это значит, будете жить непорочно, бескомпромиссно и полностью отдаваясь Господу Иисусу, угождая Ему везде, куда бы Он ни посылал. Будем предельно осторожны со всем, что может посягнуть на нашу верность Иисусу Христу. Самый же опасный конкурент Христу – это служение Ему. Единственная цель Божьего зова в том, чтобы свершилось угодное Богу, а не в том, чтобы кто-то что-то для Него сделал. Нас никто не посылает на битву за Бога, Бог нас использует в Своих битвах. Поэтому мы не будем служению преданы больше, чем Самому Иисусу Христу. Читаем слова ап. Павла: Деян.20.24 «Только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса». Радость Павла – это, иначе говоря, чувство полного удовлетворения его от того, что он исполнил свое предназначение, совершил то, для чего был рожден. Здесь не идет речь о каком-то одном удачно выполненном деле, а обо всем жизненном пути и служении. Служение не предлагается на выбор. Выбора нет, от нас требуется только абсолютная верность призванию, полученному от нашего Господа.
Придя верой к Христу, мы получаем также определенные общественные обязательства. Если мы верим, что Он правит историей так же, как нашей жизнью, то нам не следует сосредотачиваться только на собственном мире, забыв об окружающей действительности. Сведение Божьей суверенности только до наших личных забот унижает Его. Правильно ли, если мы ищем Божьей воли касательно собственного переезда в другой город или женитьбы, но никогда не думаем о Его воле относительно положения бездомных, прав не рожденных детей и т.д. Забота о собственной жизни без заботы о жизни общественной слишком ограниченна и недостаточна. Нам следует думать о том, как христианин должен реагировать на несправедливость в обществе и в мире в целом. С другой стороны, увлечение социальными проблемами без посвящения Господу напоминает прыжки на одной ноге. Если мы глубоко посвящены делу, но не посвящены Христу, то мы променяли силу Божью на силу политики. Нечестивые, неразумные люди не принимают господства Христа в своей жизни. Но христианин должен помнить, что Его господство в нашем духовном мире должно распространяться и на наш внешний мир.
Однажды на богослужении английская королева Виктория слушала проповедь капеллана, который говорил о втором пришествии Христа. Стоявшие недалеко от королевы заметили, что ее глаза были полны слез. Когда богослужение закончилось, она захотела поговорить с капелланом наедине. Видя ее волнение, он спросил, что ее так тронуло. Она ответила: «Вы говорили о возвращении великого и праведного Царя. Мне так хотелось бы дожить до его прихода, чтобы и я могла сложить свою корону к Его ногам». Есть много вещей, побуждающих христиан к верному служению Богу и ближним. Одной из таких вещей является небесная награда. Не забудем при этом, что награды, названные в Новом Завете и венцами, получат те, кто вначале принял дар прощения, т.е. верующие. Возможно, вы думаете: «Зачем мне эта награда? Я же не за нее тружусь». Можем предположить, что на небесах не будет сундуков и витрин, где вы могли бы сложить свои трофеи и хвалиться ими. Искупленные грешники своей высшей радостью почтут сложить свои венцы перед престолом Господа Иисуса и сказать: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу» (Отк.4.11).
Иисус! Нет другого имени, которое так бы объединяло одних людей, в то же время, вызывая ненависть у других. Одного политика спросили, кто на него в жизни больше всего повлиял. Он ответил: «Иисус Христос. Он изменил мое сердце». Те, кто не может спокойно слышать о Христе, насмехались над этим человеком. Но неделя за неделей по всему лицу земли те, кто любит Христа, собираются, чтобы прославить и возвеличить Его имя. Для них это имя синоним любви, радости, надежды и прощения. Почему же это имя так разделяет людей? Почему одни к имени Христа относятся с презрением, а другие превозносят его превыше всех других имен? Полагаем, что некоторым становится не по себе при упоминании имени Христа потому, что они не хотят слышать о своих грехах. Но всё равно однажды настанет день, когда всякий язык исповедует Иисуса Христа Господом. Флп.2.9-11 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Отца». Превознесение Христа состояло в присвоении Ему высокой чести и власти. Чести – то есть достоинства, превосходящее достоинство всех творений, как людей, так и ангелов. Власти – всё творение должно покориться Ему, обитатели неба и земли, живые и мертвые. «Перед именем Иисуса» – не перед звучанием имени «Иисус», но перед авторитетом Иисуса. Все засвидетельствуют о глубоком почтении перед Его властью. Каждый народ открыто признает вселенскую власть возвеличенного Господа Иисуса. Исповедовать Его Господом – это значит прославлять Бога Отца.
«Ты мне не указ!» Знакомые слова, не правда ли? С их помощью люди пытаются утвердить свою независимость. Никому из нас не нравится, если кто-то начинает распоряжаться нашей жизнью. Пусть даже эти указания неплохи, всё равно может наступить момент, когда нам прикажут сделать то, что нам не понравится, либо поместят не в самые лучшие условия. Это может проявиться в нашем доверии Богу. Боязнь доверить свою жизнь в Его руки заставляет многих людей оттолкнуть Божий дар и заявить: «Ты мне не указ!» Впрочем, в таком образе мышления есть один изъян. Что бы мы ни думали, мы не можем сказать Богу, что Ему нет до нас дела. Давид говорит в Пс.23.1 «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и всё живущее в ней». Бог – Правитель всей вселенной, в т.ч. и нашей земли. Его слово – «указ» для всех. Христианам сказано: 1Кор.6.19,20 «Не знаете ли, что … вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою». Поэтому единственное, что может сделать разумный человек – это обратиться сердцем к Господу, признав Его власть и доверившись его заботе. И сказать Ему: «Господь! Ты – мой Царь. Я признаю Твое верховенство и хочу трудиться, исполняя Твою волю». Мы – Божьи. Он – наш Владыка. Доверимся Ему и будем жить для Него.
Известный британский проповедник любил рассказывать, как он присутствовал на коронации Эдуарда VII. Вестминстерское аббатство было заполнено членами королевской семьи. Проповедник рассказывал: «Обилие поклонов и почестей свидетельствовало о высоком положении собравшихся в соборе. Но когда появился король, среди присутствующих воцарилась тишина. Все смотрели только на него. Теперь народ уже не обращал особого внимания на других высокопоставленных особ. Внимание всех было сосредоточено на царствующей особе». Так же должно быть и в жизни христиан. Иисус Христос – Царь царей, и Он заслуживает подобающего, наивысшего уважения. Вполне естественно, что мы любим домашних, друзей, знакомых и тех, кто служит Господу. Но Господь Иисус должен иметь первенство. Мы всецело должны быть преданы Ему. Во всяком деле, которое мы исполняем – и в труде, и в служении, взоры наши должны быть обращены к Господу. Да, Христос единственный, Кто имеет первенство во всем. Давайте объединимся с небесными жителями и скажем: «Достоин Агнец закланный принять … честь и славу и благословение» (Отк.5.12). Пусть же никогда мы не упустим из вида Царя Господа Иисуса, Который достоин нашей хвалы и поклонения.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты поставил Своего единородного Сына Иисуса Христа Господом, верховным Правителем, перед Которым преклонится всякое колено. И Который управляет вселенной. Просим, помоги нам угождать Ему. Всё отдавать Ему, даже самих себя до последней капельки, а не в Нем искать удовлетворения для себя. Помоги нам быть Его свидетелями, т.е. жить свято и праведно. И быть абсолютно верными призванию, полученными от Него, куда бы Он нас ни посылал. Помоги нам трудиться, исполняя Его волю.
Господь Иисус! Ты Царь царей, и Ты заслуживаешь подобающего, наивысшего уважения. Дай нам всецело быть преданными Тебе. Обращать наши взоры к Тебе во всяком деле, которое мы исполняем – и в труде, и в служении. Пусть мы никогда не упустим из вида Тебя, Царя Господа, Который достоин нашей хвалы и поклонения. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.